Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Послание Иакова » 3 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Послание Иакова 3 глава.

Главы:

1 2 3 4 5

III. Об "укрощении" языка (глава 3)

Еще одной мерой духовного развития христианина служит его речь. Много места отводит Иаков обличению тех, кто произносит необдуманные и скверные слова. Он призывает верующих следить не только за своею речью (3:1-12), но и за своими мыслями (3:13-17). В конце концов, речь - это всего лишь продолжение мыслей вслух. Мудрая речь может исходить только из мудрого источника. Контролировать свою речь и совершенствовать свою мысль - равно необходимо.

А. Речь подлежит строгому контролю (3:1-12)

От рассуждения на тему тщетной веры Иаков переходит к теме пустых, ненужных речей. Он подробно останавливается на необходимости обуздывать свой язык, о чем он вкратце уже сказал в 1:26. Одинаково заблуждаются как те, чья вера не выражается в делах, так и те, кто подменяет дела словами. Каждый верующий должен следить за своею речью. Несмотря на то, что язык мал, в нем таится большая сила и склонность к тому, чтобы извращать истину и отравлять жизнь окружающим.

1. СИЛА ЯЗЫКА (3:1-3)

Иак. 3:1. Повторив обращение братия мои, Иаков переходит к новой теме и выражает свою озабоченность тем, что появилось много учителей. Очевидно, многие евреи, обратившиеся ко Христу, стали присваивать себе права и привилегии, данные раввинам. Вряд ли Иаков имеет в виду тех, кто официально были признаны церковью как учителя и имели апостольский или пророческий статус.

Он обращается к неофициальным учителям "ди-даскалои", которые пользовались тем, что в церквах и в синагогах даже посторонним предоставлялась свобода выступать с речами. Такой возможностью пользовался часто апостол Павел. Но Иакова тревожило то, что слишком уж многие верующие одержимы были желанием говорить, выставляя напоказ свои знания (Иоан. 3:10; 9:40-41).

Учить, конечно, нужно, но тот, кто берется за это, должен помнить о своей ответственности, а также о том, что тот, кто учит, подвергнется более строгому суду. Ведь если человек заявил во всеуслышание, что знает, как следует поступать другим, то первым должен являть это на собственном примере.

Иак. 3:2. Иаков не показывает пальцем на других, в число тех, к кому обращается, он включает и самого себя: Ибо все мы много согрешаем. Пожалуй, ни в какую другую ловушку не попадаются верующие столь часто, как в ловушку болтливого языка. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, т. е. духовно зрелый. Такой человек может обуздать и все тело. Не бывает духовной зрелости без способности обуздывать свой язык.

Иак. 3:3-5. Язык - небольшой член, но воздействие его велико. Три сопоставления подчеркивают эту истину: конь и удила, корабль и руль, топливо и небольшой огонь. Подобно Господу, Иаков любит прибегать к примерам из повседневной жизни. Это вообще характерная особенность еврейского образа мышления. Мысли свои Иаков, однако, излагает на прекрасном греческом языке.

Дух еврейской традиции и стиль греческой классики мастерски сочетаются в речи Иакова. Итак, мысль вполне ясна: как с помощью небольших удил управляют конями, а при посредстве небольшого руля - большим кораблем, и, как и малый огонь "зажигает много вещества", - так и язык - небольшой член, но много делает. Да, язык мал, но силен!

2. ПОРОЧНОСТЬ ЯЗЫКА (3:6-8)

Иак. 3:6. Язык не только силен, но и порочен. Хотя он мал, но воздействие его сильнее и опаснее, чем действие огня, язык напитан ядом и обладает сатанинской силой. Язык - огонь (Прит. 16:27; 26:18-22); это - неудержимое зло. Язык в таком положении находится между членами нашими (нашего тела), что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни (сравните с Иак. 1:27). Язык можно сравнить со ступицею колеса в нашей человеческой природе, и тогда получится, как в известном цирковом номере с горящим колесом, когда огонь горит как раз в центре колеса. Чем больше этот огонь разгорается, тем скорее раскручивается колесо, разбрасывая пламя и искры во все стороны.

Однако, язык - это только "запал", а первопричина огня или его источник - это сам ад или геенна. (Геенной называли знаменитую древнюю свалку мусора в долине Енном вблизи Иерусалима, где язычники сжигали своих детей, принося их в жертву идолам; Иер. 7:31.) На этой свалке постоянно поднимался дым от огня, и в Священном Писании ей уподоблено огненное озеро.

Иак. 3:7. Язык сравним не только с огнем, вышедшим из под контроля. Он подобен также неукрощенному зверю. Все живые в природе существа - птицы, рептилии, рыбы и морские животные, лесные звери - все могут быть укрощены человеком (в греческом тексте буквально говорится о том, что природа животных укрощается природою человеческою). Но собственного языка человек укротить не может.

Иак. 3:8. И это потому, что язык - неудержимое зло, он не управляем, непоследователен, неудержим. Более того, язык пропитан ядом (Пс. 140:3). Как яд змеи, этот яд ненависти и сплетен - смертоносен.

3. ЯЗЫК - ПРОТИВОРЕЧИВ И НЕЧИСТ (3:9-12)

Иак. 3:9-10. Подобно раздвоеиому языку змеи, один и тот же необузданный человеческий язых и Бога благословляет и проклинает человека. Благословение или хвала в адрес нашего Бога и Отца (в Новом Завете только один раз встречается такое словосочетание - "Бога и Отца") оскверняются проклятиями, произносимыми в адрес людей, которые сотворены по подобию Божию (Быт. 1:27; 9:6; Кол. 1:10). Но ведь они, эти благословения и проклятия, исходящие из одних и тех же уст совершенно несовместимы. Не должно, братия мои, сему так быть.

Иак. 3:11-12. Иаков снова приводит параллели из жизни природы, чтобы подкрепить свою мысль. Подразумевая отрицательный ответ, он спрашивает: Течет ли из одного отверстия источника сладкая (пресная) и горькая (соленая) водя? Конечно же, нет. Не может вода быть пресною, если она содержит соль. Не может смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы. Вывод ясен: язых верующего не должен быть орудием двоедушия.

Размеры языка - невелики, но от него многое зависит, и поэтому он должен находиться под контролем; злой и порочный этот орган следует укрощать; непоследовательный, пропитанный горечью и "солью", он должен быть очищен.

Б. О совершенствовании мыслей (3:13-17)

Правильные речи зависят от правильных мыслей. Язык "заключен" за зубами и за губами, но он постоянно прорывается наружу. Не ум "запирает язык на замок", а подлинная мудрость, которая невозможна без скромности, милосердия и миролюбия.

1. МУДРОСТИ ПРИСУЩА СКРОМНОСТЬ (3:13)

Иак. 3:13. Иаков ставит риторический вопрос: Мудр ли и разумен кто из вас? (сравни 1:5). Под словом "мудр", "мудрый" он понимает тонкое чутье в вопросах морали и практическую сметку.

"Разумен" для него тот, кто развит интеллектуально и знающ.

Докажи это на самом деле. Другими словами: "сначала покажи, а потом говори". Мудрость и в самом деле нельзя измерить научными степенями, она доказывается лишь делами. Здесь речь не о тех истинах, которые постигаются на учебной скамье, а о той, которая применяется в жизни. А о доброй жизни и добрых делах более всего говорит скромность, присущая мудрости или "мудрая кротость" (стих 13). Подлинно мудрый человек весьма скромен.

2. МУДРОСТЬ МИЛОСТИВА (3:14-16)

Иак. 3:14. Подлинная мудрость не оставляет места зависти и себялюбию (в греческом тексте здесь стоит слово "эрифеиан", которое означает стремление человека добиваться выгоды только для себя). Тем же, кто страдает завистью и сварливостью, хвалиться нечем. Хвалящийся ими лжет на истину.

Иак. 3:15-16. Зависть и сварливость - верные признаки того, что так называемая мудрость не свыше нисходит, но является мудростью земной, душевной, бесовской. Зависть и сварливость ведут к неустройству и ко всему худому. Подлинно мудрый человек не ищет славы или корысти для себя самого, но милосерд к другим.

3. МУДРОСТЬ МИРНА (3:17-18)

Иак. 3:17. Но мудрость, сходящая свыше (сравните 1:17), во-первых, чиста (или свята), потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердии и добрых плодов, беспристрастна (сравните 1:6) и нелицемерна.

Иак. 3:18. Плод же правды и мире сеется у тех, которые хранят мир. Подлинно мудрый человек - это человек мирный.

Достижение праведности, духовной зрелости и практической святости - вот тема этой книги Священного Писания. И тот, кто хочет всего этого достичь, должен следить за своим языком. Мудрая речь исходит от мудрого духа. Держать язык под контролем возможно только в том случае, если под контролем - наши мысли. Уста будут полны хвалой, если у человека чист разум и чиста душа.

Верующий должен быть стойким в вере (глава 1), служа, испытывать сочувствие и сострадание (глава 2), быть сдержанным в разговорах (глава 3). Он должен быть тем, кем желает Бог, чтоб он был, делать то, что желает Бог, и говорить так, как желает Бог.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии