Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Евангелие от Марка Размер шрифта: +

Толкование Евангелия от Марка.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Евангелие от Марка.

Введение.

Автор.

В том, что им был Марк, сотрудник Петра, единодушны отцы ранней Церкви. Самое раннее свидетельство исходит от Папия (приблизительно 110 г.), который в свою очередь ссылался на "старца Иоанна" (скорее всего имея в виду Иоанна Богослова). Папий называет Марка автором этого Евангелия и дает о нем следующую информацию: 1) Он не был непосредственным свидетелем служения Иисуса Христа. 2) Он сопровождал апостола Петра и слышал его проповеди. 3) Он тщательно записал слова Иисуса, как помнил их Петр, и те дела Господа, которые запомнились этому апостолу, - однако, не по порядку, замечает Папий, т. е. не всегда в хронологической последовательности. 4) Марк был "толкователем" Петра, т. е., повидимому, записывал то, чему Петр учил, и объяснял его учение более широкому кругу слушателей. 5) Его повествование - совершенно достоверно.

Более ранние свидетельства в пользу авторства Марка были впоследствии подтверждены Иустином Мучеником ("Диалог", примерно 160 г. по Р. Х. и др.), Иринеем ("Против ересей", примерно 180 г. по Р. Х.), Климентом Александрийским (около 195 г.) и Оригеном (около 230 г.), причем на двух последних ссылается Евсевий в своей "Истории Церкви". Таким образом "доказательства извне" являются достаточно ранними и исходят из разных центров первоначального распространения христианства, как-то: из Александрии, Малой Азии и Рима.

Большинство толкователей Священного Писания считает, что еврейским именем евангелиста Марка было "Иоанн", т. е. что речь идет об Иоанне Марке. На его латинское имя - "Марк" в Новом Завете имеется 10 ссылок (Деян. 12:12,25; 13:5,13; 15:37,39; Кол. 4:10; 2-Тим. 4:11; Филим. 24; 1-Пет. 5:13). Имеющиеся возражения против того, что Марк и Иоанн - одно и то же лицо, звучат неубедительно. Поскольку из Нового Завета ничего неизвестно о каком-либо "другом" Марке, который имел бы близкие отношения с Петром.

"Внутренние свидетельства", хотя не всегда и не во всем, но соответствуют историческим свидетельствам со стороны раннехристианской Церкви. Из обоих источников можно почерпнуть следующую информацию: 1) Марк хорошо был знаком с "географией" Палестины, и в особенности - с Иерусалимом (Мар. 5:1; 6:53; 8:10; 11:1; 13:3). 2) Он знал арамейский язык, на котором тогда говорили в Палестине (5:41; 7:11,34; 14:36). 3) Он разбирался в иудейских установлениях и обычаях (1:21; 2:14,16,18; 7:2-4).

Несколько моментов, по-видимому, указывают на "приближенность" автора этого Евангелия к апостолу Петру: а) Живость рассказа и наличие ряда подробностей в нем говорят о том, что источником этой записи были воспоминания того, кто, как Петр, принадлежал к узкому апостольскому кругу свидетелей происходившего (1:16-20, 29-31, 35-38; 5:21-24, 35-43; 6:39,53-54; 8:14-15; 10:32, 46; 14:32-42); б) Ссылки автора на слова и дела Петра (8:29,32-33; 9:5-6; 10:28-30; 14:29-31,66-72); в) Включение им слов "и Петру" в 16:7; г) Большое сходство между этим Евангелием в общих его чертах и проповедью Петра в Кесарии (сравните Деян. 10:34-43).

В свете как внешних, так и внутренних доказательств правомочно утверждать, что "Иоанн Марк", о котором говорится в Деян. Апостолов и в посланиях, является автором этого Евангелия. Он был евреем-христианином, жившим в юности со своею матерью Марией в Иерусалиме - в те дни, когда там возникла церковь. О его отце ничего неизвестно. В их доме собирались первые христиане (Деян. 12:12).

Может быть, именно там состоялась последняя Пасхальная вечеря Иисуса и Его учеников (толкование на Мар. 14:12-16). Не исключено, что Марк был тем юношей, который убежал нагим от римских воинов после того, как те схватили Иисуса (толкование на 14:51-52). Апостол Петр называет Марка "сын мой" (1-Пет. 5:13), и это может означать, что христианином тот стал под воздействием Петра.

Марк несомненно слушал проповеди этого апостола в Иерусалимской церкви сразу после ее возникновения (примерно в 33-47 гг. по Р. Х.). Позже он отправился в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою (дядей Марка - Кол. 4:10), но в этом первом их миссионерском путешествии дошел с ними только до Пергии (это происходило примерно в 48-49 гг; Деян. 12:25; 13:5,13). По неизвестной причине Марк возвратился оттуда в Иерусалим. Из-за этого "дезертирства" Павел отказался взять его с собою во второе миссионерское путешествие. И Марк отправился с Варнавою на остров Кипр (около 50 г. -?; Деян. 15:36-39).

Позже, пожалуй, где-то в 57 году, он пошел в Рим. Павлу Марк был помощником во время первого заточения того в Риме (Кол. 4:10; Филим. 23-24; это происходило ок. 60-62 гг.). После освобождения апостола Павла Марк, по-видимому, остался в Риме и помогал там апостолу Петру, когда тот прибыл в "Вавилон", как называл Петр Рим (1-Пет. 5:13), примерно в 63-64 гг. (Некоторые, однако, считают, что под "Вавилоном" Петр действительно подразумевал этот город на р. Евфрате - толкование на 1-Пет. 5:13.) Вероятно, из-за сильных гонений на христиан при императоре Нероне и после мученической смерти Петра Марк на время покинул имперскую столицу.

Нам известно, что во время своего второго тюремного заключения в Риме (67-68 гг.) апостол Павел просил Тимофея, находившегося тогда в Ефесе, но собиравшегося в Рим, привести с собою Марка (тот, по всей видимости, находился тогда где-то в Малой Азии и нужен был Павлу как помощник в его служении; 2-Тим. 4:11).

То, что Марк является автором этого Евангелия, не означает (как следует и из вышесказанного), что он - "самостоятельный" составитель вошедшего в него материала. "Евангелие" - это особый вид литературы, возникший в первом веке по Р. Х. Это не просто биография Иисуса Христа или описание Его "великих дел", либо записи всего связанного с Ним, как запомнилось оно Его последователям, хотя, конечно, элементы и того, и другого, и третьего в Евангелиях имеются.

Но в целом Евангелие - это обращенное к определенной аудитории провозглашение - в свете известных этой аудитории богословских истин - Благой вести, которая "красной нитью" проходит через исторические события, связанные с жизнью, смертью и воскресением Христа. Именно в этом смысл и цель каждого из Евангелий. И в соответствии с этой целью Марк отобрал и расположил имевшийся у него исторический материал.

Итак, основным его источником были проповеди и наставления апостола Петра (толкование на раздел "Авторство"). Слушая их, он, возможно, делал заметки. Несомненно, кое-что почерпнул Марк и из личных бесед с Петром. Кроме того, он ведь общался с Павлом и Варнавою (Деян. 13:5-12; 15:39; Кол. 4:10-11). Можно предположить, что в свое Евангелие Марк включил, по крайней мере, одно собственное воспоминание (Мар. 14:51-52).

Время написания.

Нигде в Новом Завете не содержится ясного указания на время написания Евангелия от Марка. На основании беседы Иисуса с учениками, сосредоточенной вокруг Его предсказания о разрушении Иерусалимского храма (толкование на 13:2,14-23), делается предположение, что это Евангелие было написано до 70 года, когда храм был разрушен.

Кому адресовано.

Почти все дошедшие к нам свидетельства отцов Церкви сходятся на том, что Евангелие от Марка было написано в Риме и предназначалось, в первую очередь, римским христианам из язычников. Следующие доказательства в пользу этого находим в самом Евангелии: 1) В нем объясняются иудейские обычая (7:3-4; 14:12; 15:42). 2) Арамейские слова и выражения переведены в нем на греч. язык (3:17; 15:41; 7:11,34; 9:43; 10:46; 14:36; 15:22,34).

3) В некоторых случаях автор отдает предпочтение латинским терминам перед греческими (5:9; 6:27; 12:15,42; 15:16,39). 4) Он пользуется исчислением времени, принятым в Риме (6:48; 13:35). 5) Только Марк указывает на то, что Симон Киринеянин был отцом Александра и Руфа (сравните 6:48 с Рим. 16:13). 6) У Марка - немного цитат из Ветхого Завета, как и ссылок на исполнившиеся пророчества. 7) У него подчеркнута озабоченность "всеми народами" (толкование на Мар. 5:18-20; 7:24 - 8:10; 11:17; 13:10; 14:9), а там, где евангельское повествование достигает своей кульминации, именно римский сотник-язычник признает Божественность Иисуса Христа (15:39).

8) Тон и содержание Евангелия от Марка особо соответствовали настроениям римских верующих, уже столкнувшихся с гонениями и ожидавшими впереди еще худших преследований (толкование на 9:49; 13:9-13). 9) Считая, что его читатели уже знакомы с персонажами и событиями его повествования, Марк больший акцент делает в нем не на фактологической, а на богословской части. 10) Марк более явно, чем другие евангелисты, обращается к своим читателям как к христианам, объясняя им значение ряда конкретных действий и заявлений Иисуса Христа (2:10,28; 7:19).

Некоторые особенности.

Ряд особенностей отличает Евангелие от Марка от всех других Евангелий (и это, помимо уже упомянутого). Прежде всего Марк более привлекает внимание к действиям и поступкам Христа, чем к Его учению. У него описаны 18 совершенных Им чудес и переданы лишь четыре из рассказанных Им притч (4:2-20, 26-29, 30-32; 12:1-9) и только главная из Его бесед (13:3-37). Марк неоднократно упоминает о том, что Иисус учил народ, но не пишет, о чем именно Он учил (1:21,39; 2:2,13; 6:2,6,34; 10:1; 12:35).

Большая же часть приводимого им из учения Иисуса Христа относится к Его дискуссиям с религиозными вождями иудеев (2:8-11,19-22,25-28; 3:23-30; 7:6-23; 10:2-12; 12:10-11, 13-40). Во-вторых, повествованию Марка присуща особая убежденность, а стилю его описаний - живость (о чем уже говорилось), и в этом - отражение того специфического источника, к которому он прибегал, - свидетельств очевидца Петра (например, 2:4; 4:37-38; 5:2-5; 6:39; 7:33; 8:23-24; 14:54).

Греческий язык этого евангелиста - не литературный, а разговорный, каким пользовались в то время для повседневного общения, причем в нем чувствуются влияние и "аромат" семитской речи. Для Марка характерны: только ему присущее использование греческих временных форм, особенно так называемого "исторического настоящего" (употреблено им более 150 раз); простые предложения, соединенные союзом "и"; частое использование слова "тотчас" (еутис; толкование на 1:10); а также употребление "сильных" слов и выражений (например, в 1:12, где правильнее было бы перевести не "ведет", а "гонит").

В-третьих, Марку присущи удивительные прямота и искренность в подаче материала. У него слушатели Иисуса на все реагируют эмоционально. Они "удивляются", "ужасаются" и т. п. (толкование на 1:22,27; 2:12; 5:20; 9:15). Марк упоминает об озабоченности близких Иисуса Христа Его душевным здоровьем (3:21,31-35). Он неоднократно и откровенно отмечает, что ученики сплошь и рядом Иисуса не понимали (4:13; 6:52; 8:17,21; 9:10,32; 10:26).

Подчеркнуто говорит он о чувствах, владевших Христом: о присущем Ему сострадании к людям (1:41; 6:34; 8:2; 10:16), о гневе Его и огорчении (1:43; 3:5; 8:33; 10:14), о Его тоске и томлении (7:34; 8:12; 14:33-34). В-четвертых, преобладающий мотив Евангелия от Марка - это путь Иисуса от Креста к Воскресению.

Начиная с 8:31 и далее описывается, как Он и ученики идут дорогами Галилеи (9:33 и 10:32) из Кесарии Филипповой на севере в Иерусалим, расположенный на юге. Заключительная часть этого Евангелия (36% текста его) посвящена событиям, происходившим в страстную неделю, - в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим (11:1-11) от Его воскресения (16:1-8).

Богословская тематика Евангелия.

Богословский характер Евангелия от Марка определяется Личностью Иисуса Христа и ее значением для круга Его учеников, для их ученичества как явления и процесса. Уже в первом стихе Иисус назван Сыном Божиим (1:1). Это подтверждено Отцом Небесным (1:11; 9:7), демонскими силами (3:11; 5:7) и Самим Иисусом (13:32; 14:36,61-62); это признано римским сотником (15:39).

О том же свидетельствовали авторитетный характер Его учения (1:22,27), Его власть над болезнями и немощами (1:30-31, 20-42; 2:3-12; 3:1-5; 5:25-34; 7:31-37; 8:22-26; 10:46-52), над демонами (1:23-27; 5:1-20; 7:24-30; 9:17-27), над силами природы (4:37-39; 6:35-44,47-52; 8:1-10), над самою смертью (5:21-24, 35-43). Все это убедительно доказывало, что во Христе Иисусе Царство Божие (всеобъемлющая власть Отца) приблизилось к людям - посредством Его учения и дел Его (толкование на 1:15).

Кажутся парадоксальными подчеркнутое Марком требование Иисуса к демонам, чтобы хранили о Нем молчание (1:25,34; 3:12), и Его нежелание, чтобы разглашали весть о совершаемых Им чудесах (1:44; 5:43; 7:36; 8:26). Подчеркивает он и то, что Иисус учил народ притчами (4:33-34) - по той причине, чтобы Царственное Его достоинство оставалось сокрытым от людской массы, и постижение тайны Его доступно было лишь людям веры (4:11-12).

Но также и на то указывает Марк, что и ученики с трудом понимали все значение присутствия меж ними Иисуса Христа, - несмотря на то, что Он наставлял их наедине и особо (4:13,40; 6:52; 7:17-19; 8:17-21). Евангелист пишет, что после того, как Петр недвусмысленно признал Его Христом, Иисус даже ученикам запретил говорить об этом (8:30).

Причина этого крылась в превратных представлениях о Мессии иудеев, которые в своем заблуждении препятствовали осуществлению цели Его земного Служения. Он не желал, чтобы о Его Божестве провозглашалось всенародно, - до тех пор, пока Его последователям не станут ясны сущность Его мессианства и характер Его служения.

Марк записал слова Петра: "Ты - Христос" (8:29) в самой простой и прямой форме. Ни принятием ни отвержением его слов не реагировал Иисус на этот титул, но переключил внимание учеников с вопроса о Себе на вопрос о том, что Ему предстоит (8:31,38). Сам Он оказал предпочтение другому титулу - "Сын Человеческий" и стал говорить ученикам, что должно Ему много пострадать, умереть и затем воскреснуть.

В Евангелии от Марка Иисус 12 раз называет Себя Сыном Человеческим и только один раз - Христом (т. е. Мессиею - 9:41), потому что титул Сына Человеческого особенно соответствовал всей Его мессианской задаче как в те дни, так и в будущем (толкование на 8:31,38; 14:62). Ведь Он был страждущим слугою Иеговы (Ис. 52:13-53:12), отдававшим Свою жизнь за других людей - согласно воле Отца (Мар. 8:31).

И в то же время Он был Сыном Человеческим, Который однажды возвратится на землю во славе, чтобы совершить суд и установить на ней Свое Царство (8:38 - 9:8; 13:26; 14:62). Но торжеству и славе Его мессианского правления будут предшествовать страдания Его и смерть - под Божиим проклятием, которым Отец заклеймил грех всего человечества (14:36; 15:34); Иисус таким образом должен был уплатить выкуп за многих (10:45). Для тех, кто последуют за Ним, это имело особое значение (8:34-38).

Двенадцати ученикам Христа было очень трудно понять все это. Они ведь ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто должен пострадать и умереть. В особом разделе своего Евангелия, темой которого является ученичество как духовный феномен (8:31-10:52), Марк изображает Иисуса "на пути" в Иерусалим - наставляющим учеников тому, что это значит - следовать за Ним. Перспектива открывалась перед ними нерадостная. Однако троим из них Он дал ободряющее видение будущего Своего явления, когда преобразился перед ними (9:1-8).

И в тот же самый момент Отец Небесный засвидетельствовал о сыновстве Иисуса и повелел ученикам слушаться Его. На протяжении всего этого раздела ученики "видят", но не так, как должны были бы (8:22-26). И вновь подчеркивает Марк, что последователи Христа удивляются, неверно понимают и даже боятся и ужасаются того, что ожидает их впереди (9:32; 10:32). Когда Иисуса схватили, они все разбежались (14:50). Сдержанно и кратко описывает Марк распятие Иисуса и сопутствовавшие этому явления, которые проливали свет на значение происходившего (15:33-39).

Но с особым чувством пишет евангелист о пустом гробе и об ангельской вести о том, что Иисус жив и встретится со Своими учениками в Галилее (14:28; 16:7), т. е. там, где главным образом протекало Его служение (6:6б-13). Как бы внезапная концовка придает драматическое звучание этой вести - о том, что Учитель жив и будет, как и прежде, руководить Своими учениками и заботиться об их нуждах; вести о том, что весь путь их "ученичества" будет освещен смертью и воскресением Иисуса Христа, и ими определен (9:9-10).

Цель написания.

В самом Евангелии от Марка прямо о них не говорится, а потому судить об этом остается на основании содержания книги и предполагаемой исторической обстановки. Вот некоторые из предполагаемых целей: а) описать жизнь Иисуса Христа как Божиего слуги; б) привлечь новых людей к Иисусу Христу; в) наставить новообращенных христиан и укрепить их в вере перед лицом ожидавших их гонений; г) дать необходимый материал евангелистам и учителям, и д) опровергнуть неверные представления об Иисусе и Его мессианском служении. Но выдвигающие все эти предположения (не лишенные смысла) либо вовсе не учитывают целые тексты Евангелия от Марка, либо обходят вниманием то, на чем евангелист делает особое ударение.

Между тем, главной для Марка была пастырская его задача. Христиане в Риме уже слышали благую весть о Божией спасающей силе и поверили ей (Рим. 1:8), однако они нуждались в том, чтобы услышать эту весть снова - в свете особого и подчеркнутого значения ее для их повседневной жизни, протекавшей в порочном и зачастую враждебном окружении. Им необходимо было глубже осмыслить значение их ученичества (смысл и последствия их следования за Христом) - в свете того, Кем Иисус был, что Он сделал, и что будет продолжать делать для них.

Как добрый пастырь, Марк написал "Евангелие Иисуса Христа, Сына Божиего" (1:1) так, чтобы ответить на упомянутые нужды своих читателей - да формируется самая жизнь их под воздействием этого Евангелия! И он достиг поставленной цели через воссозданные им образы Иисуса и Его двенадцати учеников, с которыми, как он надеялся, его читатели захотят отождествить себя (толкование на "Богословскую тематику").

Он показал, что Иисус Христос является Мессией, потому что Он есть Сын Божий, но одновременно - и страдающий Сын Человеческий, и мученическая смерть Его в качестве такового соответствовала Божиему плану искупления человеческого рода. Именно в свете всего этого показал евангелист как заботился Иисус о своих учениках и старался донести до них сущность их ученичества в контексте Его смерти и воскресения; проходят века, но все, кто следуют за Иисусом, неизменно нуждаются в такого рода заботе и наставлениях.

План книги:

I. Заглавие (1:1)

II. Вступление: подготовка к служению Иисуса людям (1:2-13)

А. Предтеча Христа - Иоанн Креститель (1:2-8)

Б. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем (1:9-11)

В. Искушение Иисуса сатаною (1:12-13)

III. Начало служения Иисуса в Галилее (1:14-3:6)

А. Проповедь Иисуса - краткое, вступительное, обобщение ее (1:14-15)

Б. Иисус призывает на служение четырех рыбаков (1:16-20)

В. Власть Иисуса над демонскими силами и болезнями (1:21-45)

Г. Разногласия Иисуса с религиозными вождями в Галилее (2:1-3:5)

Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)

IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7-6:6а)

А. Служение Христа в районе Галилейского моря - вступительный обзор (3:7-12)

Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13-19)

В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:20-35)

Г. Характер Царствия Божиего в притчах Иисуса (4:1-34)

Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35-5:43)

Е. Заключение: отвержение Иисуса в Назарете (6:1-6а)

V. Служение Иисуса в Галилее и за ее пределами (6:6б-8:30)

А. Иисус учит, ходя по Галилее - вступительное обобщение (6:6б)

Б. Иисус посылает двенадцать учеников проповедовать; смерть Иоанна Крестителя (6:7-31)

В. Словом и делом Иисус открывает Себя двенадцати Своим ученикам (6:32 - 8:26)

Г. Заключение: исповедание Петром Иисуса как Христа (8:27-30)

VI. Путь Иисуса в Иерусалим (8:31-10:52)

А. Первый раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (8:31-9:29)

Б. Второй раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (9:30-10:31)

В. Третий раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (10:32-45)

Г. Заключение: вера слепого Вартимея (10:46-52)

VII. Служение Иисуса и Иерусалиме и его окрестностях (11:1 - 13:37)

А. Торжественный вход в Иерусалим (11:1-11)

Б. Пророческие знамения Иисуса относительно Божиего суда над Израилем (11:12-26)

В. Столкновения Иисуса с религиозными вождями во дворах храма (11:27-12:44)

Г. Пророческая беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе (13 гл.)

VIII. Страдания и смерть Иисуса в Иерусалиме (главы 14-15)

А. Предательство, Пасхальная вечеря и бегство учеников (14:1-52)

Б. Суд над Иисусом, распятие Его и погребение (14:53-15:47)

IX. Воскресение Иисуса из мертвых (16:1-8)

А. Женщины приходят ко гробу (16:1-5)

Б. Ангельская весть (16:6-7)

В. Реакция женщин на весть о воскресении Иисуса (16:8)

X. Эпилог и богословские споры вокруг него (16:4-20)

А. Три явления Иисуса Христа после Его воскресения (16:9-14)

Б. Поручение Иисуса Его последователям (16:15-18)

В. Вознесение Иисуса и продолжение служения Его учеников (16:19-20)