Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Послание Иуды » 1 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Послание Иуды 1 глава.

I. Приветствие (стихи 1-2)

Иуд. 1:1. Автор представляет себя просто: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова. В обращении к своим читателям он не ссылается на данную ему власть. Ему достаточно чувствовать себя "рабом" Иисуса Христа. (Соображения относительно личности Иуды смотрите во Вступлении.)

Послание Иуды было адресовано призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом. Эта тройственная характеристика Божиих детей является одной из многих триад, встречающихся в этом послании. Слово "призванным" обращено в прошлое: Бог призвал их ко спасению через Свое избрание по милости (Рим. 1:6; 8:30; 1-Кор. 1:24; Еф. 4:4; 2-Пет. 1:3). Слова "освящены Богом Отцом", то есть отделены Им для Себя, потому что Он возлюбил их, подразумевают настоящее время, так как, хотя о Своей любви к людям Бог и объявил в далеком прошлом, она продолжается и в настоящем.

Слова третьей части обращения: сохранены Иисусом Христом - содержат надежнейшую гарантию на будущее, ибо Христос будет хранить тех, кто доверяется Ему, вплоть до Своего второго пришествия (1-Фес. 5:23; 2-Тим. 1:2; 1-Пет. 1:5; Иуд. 1:24). Призвание осуществляется посредством активной работы Духа Святого, освящение приходит от любящего Отца Небесного (2-Кор. 13:14), а сохраняет верующих в Своем Священническом служения - Сын. Таким образом, в приветствии Иуды отражена деятельность всей Троицы. В осознании того, что Бог, призвав их, освящает в Своей любви и хранит, черпают верующие уверенность и душевный мир во времена вероотступничества.

Создается впечатление, что на каждый из этих трех моментов в обращении Иуды содержится как бы намек в дальнейшем тексте Послания; на призвание можно видеть намек в словах: "об общем спасении" (стих 3), о любви Божией, которая явилась причиной их освящения, читаем в стихе 21, а о сохраняющей верующих силе Иисуса Христа говорят следующие слова: "ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (стих 21; сравните стих 24).

Иуд. 1:2. В исходящих от Бога милости, мире и любви, умножения которых желает Иуда в своем приветствии верующим, особенно нуждаются те христиане, которые живут в атмосфере отступничества. Божия милость может поддержать их в трудное время (Евр. 4:16); мир Его, "который превыше всякого ума", может дать душе тишину и покой и тогда, когда зло свирепствует вокруг (Рим. 15:13; Фил. 4:7); а Его любовь может защитить и сохранять верующих, перед лицом опасности (Рим. 5:5; 1-Иоан. 4:12,15-16).

Характер приветствия отражает взгляды автора и его мировосприятие. Самый подбор слов говорит о глубоком сочувствии и сердечной озабоченности его относительно тех, кому он пишет. Он жаждет, чтоб они во всей полноте познали Божий милость, мир и любовь. Сам же Иуда переполнен любовью к ним и потому предупреждает их о тех, которые проникают в церковь, чтобы разрушить ее, и которые не знают о Божественной милости, мире и любви.

II. Предупреждение относительно вероотступников (стихи 3-4)

Иуд. 1:3-4. Желая писать на более радостную тему об общем спасении, Иуда вынужден был обстоятельствами обратиться к другой - жгучей и неприятной теме. Сложившаяся ситуация призывала к немедленному действию. Возникла очевидная опасность, и Иуда призвал верующих противостать ей со всей решимостью. Иуда прямо говорит: Я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру. Затем он объясняет своим читателям, что именно побудило его взяться за перо: Ибо вкрались некоторые люди. Они присоединились к общинам верующих, выдавая себя за их братьев, тогда как на деле они были им врагами.

Он писал тем, кто разделял с ним веру и спасение. И побуждал их быть начеку по отношению к вероотступникам, которые проникли в поместные церкви с тем, чтобы разрушить, если удастся, само основание веры, на котором стоит Церковь.

Под верой, однажды преданной святым следует понимать ту совокупность истин, которую донесли до верующих апостолы. Слово "вера" употребляется в этом же значении в Гал. 1:23 и 1-Тим. 4:1, подразумевая то, во что уверовали. Опасность распространения лжеучений должна была вызвать ответную реакцию со стороны верующих, побудить подвизаться (епагонизестаи в греческом оригинале означает буквально защищать, не жалея сил, те истины, которые безбожники старались опровергнуть). Иуда как бы подписывался под словами: "Будем твердо держаться исповедания нашего" (Евр. 4:14).

Проникшие в церкви чужаки, которые и мыслили, и вели себя развратно, должны были быть удалены. Ибо они не были заблудшими последователями Христа, но именно чужаками, стремившимися подорвать христианскую веру.

В упоминании о том, что эти люди были издревле предназначенные к сему осуждению, по-видимому, - намек на ветхозаветные пророчества (Ис. 8:19-22; Иер. 5:13-14). Конец их предсказан также в Новом Завете (2-Фес. 2:6-10; 2-Пет. 2:3).

Две особенности были присущи этим "нечестивым" (Иуд. 1:15): они извращали учение о Божией благодати и отвергали Сына Божия.

В свободе верующих во Христе они видели залог вседозволенности, безудержного угождения "похотям плоти".

Не считая плоть творением Бога, они призывали не ограничивать ее ни в чем. Неудивительно, что эти извращения в повседневной жизни вели их к извращению христианского учения как такового, а именно к отрицанию личности Иисуса Христа и власти, данной Ему Богом.

III. Предупреждение об опасности Богоотступничества (стихи 5-16)

Вначале Иуда предупреждает своих читателей об опасности вероотступничества, ссылаясь на три примера в прошлом, когда отступники не избежали кары (стихи 5-7), а затем говорит о грядущем суде над нынешними отступниками, (стихи 8-16).

А. Примеры отступничества в прошедшие века (стихи 5-7)

1. ЕГИПЕТ (стих 5)

Иуд. 1:5. Египет приводится в напоминание о том, что большинство израильтян, выведенных оттуда, веры не имели. По причине неверия и погибло в пустыне целое поколение евреев (сравните Евр. 3:16-19).

2. АНГЕЛЫ (стих 6)

Иуд. 1:6. Среди ангелов есть такие, которые не "оставили своего жилища" и не вышли из послушания Богу. Но есть и другие - которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище (по другим переводам - "не удовольствовались своим положением"), и теперь они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Среди богословов нет единого мнения относительно источника информации, которым пользовался в данном случае Иуда. Некоторые считают, что он взял эту мысль из Быт. 6:1-4, где сказано, что "сыны Божий" стали грешить с дочерьми человеческими; это, мол, и были те ангелы, которые не сохранили своего "достоинства" и ослушались Бога (толкование на Быт. 6:1-4).

Другие полагают, что Иуда имеет в виду то, о чем говорится в апокрифической книге Еноха. Поскольку у самого автора Послания никаких разъяснений на этот счет нет, то и нам ничего не остается, как строить догадки. Однако то, как говорит Иуда о падших ангелах, дает основание полагать, что его читатели хорошо знали, о чем идет речь, и в дополнительных пояснениях не нуждались.

3. СОДОМ И ГОМОРРА (стих 7)

Иуд. 1:7. В качестве третьего примера Иуда приводит Содом и Гоморру и окрестные города, обращая внимание своих читателей на то, какая ужасная участь постигает отвращающихся от Бога и "идущих во след своим плотским похотям". Судьба неверующих, живших когда-то в этих городах (Быт. 19:1-29), предвозвещает судьбу и современных нечестивцев, которые отвергают Божию истину и не слушают Его предостережений. Огненная казнь, которой подверглись извращенцы Содома и Гоморры, - это прообраз вечного огня в аду, которого не избежать лжеучителям.

Б. Проявление отступничества в дни Иуды (стихи 8-16)

I. НЕПОКОРНОСТЬ ВЛАСТЯМ (стихи 8-10)

Иуд. 1:8. От исторических примеров, описанных в стихах 5-7, Иуда возвращается к вероотступникам в пределах современной ему Церкви. Те из них, которые оскверняют (свою) плоть, - подобны жителям Содома и Гоморры те, кто отвергают начальства, уподобляются неверующим евреям, которые не считались с авторитетом ни Моисея, ни Самого Иеговы.

Те же, кто злословят высокие власти (судя по греческому оригиналу, речь здесь идет о небесных существах), сравнимы с ангелами, которые не сохранили своего достоинства. Субъекты, предстающие перед нами в этих трех сопоставлениях, отличаются плотской аморальностью (Рим. 1:24,26-27; Еф. 4:19), непокорностью и духовной дерзостью. Будучи мечтателями, они ошибочно полагают, что пути, которые они избрали, приведут их к чему-то хорошему.

Иуд. 1:9. Михаил Архангел был послан похоронить Моисеево тело, однако, согласно иудейской традиции, основанной на книге "Успение Моисея", не вошедшей в канон Священного Писания, диавол стал спорить с ним, предъявляя, видимо, свое право на тело Моисея. Однако Михаил, несмотря на всю силу и власть, которыми обладал, не ответил сатане сколько-нибудь дерзко, во доверил это дело Богу и лишь сказал: Да запретит тебе Господь. Между тем, лжеучители решаются злословить небесные силы (стих 8), являя собой полную противоположность Архангелу Михаилу, который "не осмелился" злословить даже сатану, властителя падших ангелов.

Иуд. 1:10. Самое восприятие вещей гностиками принижалось тем, что они целиком пребывали во власти своих животных инстинктов. Знания, касавшиеся мира иного и его обитателей, были им недоступны. А то, что было доступно их "познанию" (влечения плоти не были секретом и для "бессловесных животных", но этими "познаниями" они только "растлевали себя"). Иуда таким образом высмеивает претензии гностиков, на высшее знание. Их истинное "знание" - по части осквернения собственных тел (стих 8) - вело их, как жителей Содома и Гоморры, к саморазрушению.

2. НЕПРАВЕДНЫЕ ПУТИ (стих 11)

Иуд. 1:11. И вновь прибегает Иуда к одной из своих излюбленных триад. По его словам, отступники заблуждались трижды - горе им! Они идут путем Каиновым. Это может означать, что они, подобно Каину, или

а) сами избирали себе путь и образ служения, или

б) завидовали другим, либо

в) ненавидели других, одержимые духом уничтожения (Иоан. 3:12), …предаются обольщению мзды, как Валаам. Валаам известен тем, что под маскою служения Богу склонял других ко греху, стремясь еще и нажиться на этом (2-Пет. 2:15-16; Чис. 22:21-31). Подобно ему, и лжеучители - современники Иуды, жадные до денег, вводили людей в грех, сами не понимая, насколько это опасно.

"И в упорстве погибают, как Корей". Корей некогда поднял бунт против Моисея и Аарона, восстав против власти, которая была им дана Богом. Таким образом они в сущности восстали против Самого Бога. Так же и люди, о которых говорит Иуда (возможно, это были руководители каких-то местных церквей), восстали против Божией власти, и за это им не миновать уничтожения. Иуда настолько уверен в этом, что говорит о них как об уже погибающих.

3. НЕПРАВЕДНОЕ ВОДИТЕЛЬСТВО (стихи 12-13)

Иуд. 1:12. Иуда говорит о хитрых методах, какими проникают отступники в церковь. Они участвуют в вечерях любви: пиршествуя с вами. По-видимому, эти "вечери" проводились в память вечери Господней. Таким образом, внешне они как будто признавали Господа, тогда как внутренне отвергали Его (стих 46). И в этом смысле были "соблазном" для верующих, тая в себе опасность для них. Да и можно ли представить себе большее кощунство!

Более того, неверующие эти брали на себя роль пастырей, но на деле не были ими. Вместо того, чтобы заботиться о духовном насыщении стада Божьего, они без страха утучняют себя. А ведь в насыщении овец - главная обязанность пастыря! Люди эти, претендовавшие на руководство стадом, были жестокосердными обманщиками и эгоистами.

Будучи формально старшими, они были подобны безводным облакам, носимым ветром. Это первое из четырех красочных уподоблений природным явлениям в стихах 12-13. Лжепастыри не могут напоить жаждущие души, они лишь притворяются, что могут. Но они, как и облака, гонимые ветром, скоро исчезнут.

Они духовно мертвы, как осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Вот как объясняется этот образ: если по осени (когда собирают фрукты) дерево не приносит плодов, то оно кажется умершим, или действительно мертво. Будучи вырванным с корнем, оно умирает окончательно, как бы во второй раз. О "мертвости" пастырей-отступников свидетельствовали две вещи:

а) они не приносили духовного плода в других и

б) они сами не имели духовных корней, как бы "исторгнутые"; только осуждение ждало их впереди.

Иуд. 1:13. Свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими. Как морские волны, набегая на берег, тут же убегают прочь, не оставляя ничего, кроме пены, так и эти отступники не могут дать людям ничего доброго, полезного или поучительного. Лишь пустота и срам остаются после них.

Звезды блуждающие. Ярко блистая, пересекают такие звезды ночной небосклон и затем исчезают без следа. По звездам, положение которых - неизменно, ориентируются мореходы, а от блуждающих им нет никакой пользы. А если бы какой-нибудь неразумный штурман стал сверять по ним путь своего корабля, то увел бы его далеко в сторону. Так и популярность отступников имеет короткий век, а те, которые по неосмотрительности последуют за ними, уйдут далеко от истины. Подобно блуждающим звездам, канут еретики во "мрак", но это будет духовный мрак - их наказание в вечности.

Вероотступники, о которых пишет Иуда, не были верующими, которые не принесли плода, и, значит, не получат награды на небе, - после суда Христа над верующими. Они - самозванцы, которые будут судимы по их злым делам.

4. УГОЖДЕНИЕ САМИМ СЕБЕ (стихи 14-16)

Иуд. 1:14-15. О суде над вероотступниками уже упоминалось в стихах 4-7, 13, теперь же Иуда подтверждает неизбежность его ссылкой на пророчество Еноха, жившего до потопа (Быт. 5:4-20). Но богословы сталкиваются тут с большим затруднением, поскольку в Ветхом Завете нет никаких упоминаний об этом пророчестве.

Однако в апокрифической "Книге пророка Еноха", написанной примерно в 110 году до Р. Х., есть место, подобное словам Иуды в 1:9, и на этом основании многие считают, что Иуда цитирует именно из этой, по-видимому, хорошо известной первым христианам, книги. Другие же, ссылаясь на различия, имеющиеся между словами Иуды и тем, что сказано в "книге пророка Еноха", высказывают предположение, что свое откровение, связанное с Енохом, Иуда получил прямо от Бога, или под воздействием Духа Святого вписал в это послание какое-то устное предание. Ни то, ни другое объяснения не противоречат доктрине Богодухновенности. Если Иуда цитировал из апокрифа, то тем самым подтвердил истинность данного пророчества, а не всей "Книги пророка Еноха" в целом (сравните с цитатой Павла из, как полагают, Эпименида, критского поэта, Титу (1:12).

В пророчестве Еноха указывалось на грядущее возвращение Христа на землю, во славе, со тьмами святых ангелов Своих (Матф. 24:30; 2-Фес. 1:10), чтобы сотворить суд над всеми (2-Фес. 1:7-10) и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (асебейс - буквально "неуважительный") словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники. Четырехкратное повторение Иудой слова "нечестивый" подчеркивает суть характера вероотступников. Претендуя на роль духовных вождей, они "злословили" Иисуса Христа (стих 10).

Иуд. 1:16. Иуда приводит четыре отвратительные особенности их:

а) Это ропотники, ничем не довольные, - они постоянно обвиняли других людей, а собственных ошибок не видели;

б) поступающие но своим похотям (нечестиво и беззаконно) - также стихи 8,10,18-19; в) уста их произносят надутые слова (слово гиперонка - буквально "раздутый" - встречается только здесь в 2-Пет. 2:18);

г) они оказывают лицеприятие для корысти - т. е. они льстили тем, от кого надеялись что-то получить. Склонность роптать так, чтобы все слышали, греховная самовлюбленность, экстравагантность, эгоизм и льстивость - таковы признаки отступников как в те времена, так и в ваши дни.

Тон Иуды звучит решительно, данное им описание - четко и всесторонне. Он раскрывает перед верующими истинную натуру отступников и не оставляет сомнения относительно их будущей участи. Потому так убедителен его призыв к верующим - противостать нечестивцам и их делам.

IV. Советы, как не впасть в вероотступничество (стихи 17-23)

В этих стихах Иуда переходит к советам, как уберечься от вероотступничества. Недостаточно просто распознать лжеучителей, важно не впасть в их заблуждения.

А. Помните учение апостолов (стихи 17-19)

Иуд. 1:17-19. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Некогда в Ефесе Павел предупреждал о "лютых волках", которые не будут щадить стада и примутся извращать истину (Деян. 20:29-30). Подобные же предупреждения он высказывает и в Посланиях к Тимофею (1-Тим. 4:1; 2-Тим. 3:1-5; 4:3-4). Говорил об этом и Петр (2-Пет. 2:1-3; 3:3-4). Высказанное Иудой в 18 стихе является как бы свободным пересказом того, что говорил Петр в 2-Пет. 3:3, и в то же время в этих словах суммируются предостережения Павла на этот счет.

В стихах 18-19 Иуда заявляет, что Проникающие в церкви еретики - во-первых ругатели (стихи 10-15), во-вторых, они поступают во своим нечестивым похотям (стих 16), и в-третьих, это - люди, отделяющие себя (от единства веры), то есть создающие раскол в среде верующих. Очевидно, что таковые Духа Святого не имеют и не рождены свыше (Рим. 8:9).

Б. Назидайте самих себя (стихи 20-21)

Иуд. 1:20-21. Помимо необходимости помнить предупреждения апостолов относительно отступников, читателям Иуды следовало тщательно блюсти самих себя. Вот главное из того, что хотел сказать им Иуда: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Греческий текст содержит подряд четыре деепричастия: назидая, молясь, сохраняя, ожидая. Явно противопоставляя эти действия тому, что делают ругатели, автор послания предваряет свой совет словами А вы, и в третий раз называет своих читателей: возлюбленные (стихи 3,17,20).

"Назидать себя на святейшей вере" - значит постоянно углублять свои познания об этой вере, которая была "однажды предана святым" (стих 3), т. е. доверена святым апостолам, чье учение, записанное теперь в Священном Писании, верующие должны постоянно исследовать и постигать (Деян. 20:32; 2-Тим. 2:15).

Молиться Духом Святым это не означает говорить на непонятных языках, но, как пишет Джордж Лоуренс, "молиться от всего сердца и от всей души, освещенных и исполненных Духом Святым". Другими словами, это значит - молиться в силе Духа Святого (сравните Еф. 6:18).

"Сохранять себя в любви Божией" - не следует понимать в том смысле, что наше спасение зависит от постоянных наших усилий не потерять этой любви, - такое понимание противоречило бы другим утверждениям Священного Писания (стих 24). Речь тут о том, что верующий все более возрастает духовно по мере того, как исполняется сознанием Божией любви к Нему и углубляет свое личное общение с Богом (Иоан. 15:9-10 - "пребудьте в любви Моей").

Ожидание "милости от Господа, для вечной жизни" тоже содействует назиданию себя. Автор имеет здесь в виду ожидание осуществления блаженной надежды верующих - на то, что Христос возвратится за Своею Церковью, каковое событие явится заключительным свидетельством Его милости, дарующей нам вечную жизнь ("для вечной жизни"), т. е. радость бесконечной жизни в Его присутствии (1-Пет. 1:5,9,13).

В. Будьте милостивы к другим (стихи 22-23)

Иуд. 1:22-23. И к одним будьте милостивы с рассмотрением. Поскольку отступники хитрыми словами своими вводили верующих в заблуждение, многие из них, вероятно, мучились сомнениями: слушать их или нет. Таких сомневающихся, по словам Иуды, резко обличать и поносить не следует. Относиться к ним нужное любовью и милостью - ведь именно так относится к ним Сам Господь (смотрите стих 21). Их нужно не критиковать, но ободрять. Не в сокрушительных обличениях, но в ободрении и назидании нуждаются они.

Другие - это те, кто не спасен, кто идет в вечный огонь (стих 7). Апостол пишет, что таких людей страхом спасайте, исторгая из огня, пытаясь пробудить в них страх перед Богом. Но делать это тоже нужно со страхом, т. е. с осторожностью, чтобы не заразиться невзначай их грехом. Ибо люди эти настолько развращены, что даже одежда, оскверненная их нечистой плотью, источает дыхание смерти (толкование на стих 12).

Итак, в своем коротком послании Иуда дает верующим семь повелений:

1. Подвизаться за веру, однажды преданную святым (стих 3).

2. Помнить учение апостолов (стих 17).

3. Назидать себя на святейшей вере (стих 20).

4. Молиться Духом Святым (стих 20).

5. Сохранять себя в любви Божией (стих 21).

6. Ожидать милости от Господа, для вечной жизни (стих 21).

7. Оказывать милость тем, кто сомневается, и спасать из огня неверующих (стихи 22-23).

V. Победа вид вероотступничеством (стихи 24-25)

Иуд. 1:24-25. Иуда завершает это послание возвышеннейшим славословием, как бы отвечая на невыраженный вслух вопрос: "Кто же может сохранить нас от отступничества, в которое впадают многие, даже не подозревая того?" Вот он ответ: Могущему же соблюсти вас от падения, слава и величие. Итак, победу над опаснейшими заблуждениями можно обрести лишь во Христе! Он Тот, Кто может "соблюсти" верующих. Христос представит их непорочными в радости перед Своим Отцом, и радость их будет и о Нем, и о себе (Евр. 12:2; 1-Пет. 1:8). Здесь звучат бесконечно важная тема победы, бесконечно радостная песнь хвалы, любви и восхищения тех, кто уверен в своем искуплении.

Иуда воздает Богу честь и славу, говоря: Единому, премудрому Богу, Спасителю нашему, слава и величие, сила и власть. Все это доступно и верующим через Победителя, Иисуса Христа, Господа нашего, Который славой и величием, силой и властью обладал "прежде всех веков" и обладает ими в вечности.

Таким образом, исполнил Иуда желание сердца своего написать верующим в радостном тоне (стих 3), потому что Христос дает нам надежду на победу, а в этом - залог неизменной радости.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии