otveti.org»Толкование Библии»2-Послание к Фессалоникийцам»2 глава

Толкование Библии, 2-Послание к Фессалоникийцам 2 глава

2-Фес. 2:1. Предыдущие пояснения относительно пришествия Христа (1:5-10) должны были настроить мысли читателей на соответствующий лад, теперь же Павел подходит к занимающему его предмету вплотную. Слова о пришествии (парусиас) Господа нашего Иисуса Христа а нашем собрании к Нему относятся к восхищению Церкви. Молим, которое употреблено вместо "просим", отражает теплое, личное отношение Павла к его читателям. Своим обращением к ним он как бы вновь напоминает, что видит в них братьев и сестер. Для придания тону большей торжественности апостол величает Бога Сына полным титулом: Господь наш Иисус Христос.

2-Фес. 2:2. Павел предупреждал фессалоникских христиан, чтобы не поддавались лжеучению, лишавшему их духовного равновесия и пробуждавшему в них напрасные страхи. Это лжеучение, по-видимому, пришло в Фессалонику из нескольких источников одновременно (из чьего-то пророчества; по-русски: от духа, от слова… от послания), и потому фессалоникийцы склонны были принять его как достоверное. Один говорил, будто получил это "откровение" от Господа; другой - что слышал об этом. Кроме того, фессалоникийцы получили какое-то письмо, как предполагали, от Павла, в котором содержалось то же ошибочное утверждение (сравните 3:17). Неудивительно, что новообращенные заколебались.

В ложном сообщении, от кого бы оно ни исходило, утверждалось, что день Господень уже наступил, что фессалоникийцы находятся в нем. И верующие, естественно, не могли понять, как же Павел говорил им о том, что Господь возвратится прежде, чем этот день наступит? (1-Фес. 1:10). И как относительно обещаний, что они Божиего гнева не увидят? (1-Фес. 1:10; 5:9). Смятение охватило их и по той причине, что они не умели отличить напасти, постигшие их, от тех трагедий, которые разразятся в день Господень. (В греческом оригинале стоит не день Христов, а день Господень.)

2-Фес. 2:3. Павел предостерегает своих читателей, чтобы не поддавались "обольщению" (и обману) с чьей бы то ни было стороны, - сколь бы заслуживающим доверия ни выглядел человек, пытающийся увести их в сторону, и как бы ни рекламировал он свое учение, ссылаясь на авторитет благочестивых людей или Самого Бога. Новообращенные - порой легковерны, потому что не крепки еще в Божией истине, в слове Божием (сравните Еф. 4:14). Но и любой христианин может быть сбит с толку теми, кто умеют производить впечатление и говорить красиво. Противоядием от отравления ересью служит сильная доза истины, которую и продолжал внушать фессалоникийцам Павел.

Он ссылается на три события, которые должны произойти прежде, чем разразятся суды дня Господнего. Это, прежде всего, отпадение (по-русски - "отступление"), затем - откровение человека греха (стихи 3-4, 8), наконец, третье событие: "должен быть взят от среды удерживающий теперь" (стихи 6-7). Хронологически порядок перечисленных событий не обязательно должен быть именно таким (толкование на стихи 3 и 7)

Итак, одно из важных событий - отступление, в значении "отхода", "отступления с прежних позиций", "мятежа". Речь идет об отступлении или отпадения от истины, которую Бог открывает в слове Своем (напомним, что событие это произойдет в период жизнедеятельности номинальной церкви на земле). Верно, конечно, что феномен "отступления" был - присущ "видимой" церкви почти с самого ее зарождения, но здесь Павел говорит о каком-то грандиозном отпадении, которое произойдет в будущем (сравните 1-Тим. 4:1-3; 2-Тим. 3:1-5; 4:3-4; Иак. 5:1-8; 2-Пет. 2; 3:3-6; Иуд.). Своим читателям он уже говорил об этом прежде (2-Фес. 2:5).

Некоторые богословы полагают, что это отступление выразится в том, что люди, отвернувшись от Бога, станут поклоняться антихристу, который воссядет в Божием храме и объявит себя Богом (стих 4). Если принять эту точку зрения, то суды дня Господнего разразятся во второй половине семилетнего периода, предваряющего второе пришествие Христа.

Вторым событием, которое должно произойти до начала этих судов, явится откровение "человека греха" (хо антропостесаномиас). Грамматической формой глагола откроется в греческом тексте подчеркивается, что в определенный момент истории этот акт явится решающим событием (сравните стих 6 и 8). Центральное действующее лицо его будет "пропитано" грехом или "беззаконием" до последней степени. О нем также говорится как о человеке греха, сыне погибели. Гибель, которой он обречен, - антипод спасения; это - вечная мука.

Представляется вероятным, что "человек греха" будет распознан какой-то частью своих современников, когда в начале 70-ой "седьмины" он заключит завет с Израилем (Дан. 9:27а); но когда три с половиной года спустя он разорвет этот завет (Дан. 9:27б), то очень многие поймут, кем он является в действительности. Может быть, именно это и имел в виду Павел, когда писал, что "откроется человек греха".

2-Фес. 2:4. Далее этот человек описывается как противящийся Богу, и не только Ему, но и всем языческим богам; он будет стремиться "заместить" собою всякую святыню, которой поклоняются, выдавая себя за Бога. Никому и ничему не позволит поклоняться "зверь" - лишь ему одному (сравните Откр. 13:5-8). Он сядет на трон в храме Божием.

Возможно, тут понимался буквальный храм, но, может быть, перед вами - аллегория, подразумевающая, что "человек греха" станет главным объектом поклонения в мире, займет собою то "святое святых" в человеческом представлении и мироощущении, которое по праву принадлежит только Богу. Отцы Церкви и ряд современных богословов принимают первую точку зрения.

Этот человек называется еще несколькими именами: "зверем, выходящим из моря" (Откр. 13:1-10); "зверем багряным" (Откр. 17:3) и просто "зверем" (Откр. 17:8,16; 19:19-20; 20:10). Это - антихрист (1-Иоан. 2:18), или лже-Христос, враждебный Спасителю. Он явится как действительный человек во плоти, а не как некий принцип или система, либо группа людей. Фигура эта еще не "высвечена" на подмостках драмы, называемой историей человечества.

2-Фес. 2:5. Учение это не было новым для фессалоникийцев; все, что касается дня Господня, Павел говорил им лично. Теперь он лишь призывал их вспомнить его проповеди. Первый раз в этом послании апостол подчеркивает, что всему этому учил их именно он. И делает это с целью придать излагаемой им истине больше убедительности и силы.

Павел не считал эту пророческую истину слишком трудной или необязательной для новых христиан, либо звучащей для них противоречиво. Он рассматривал ее как жизненно важную часть Божиего откровения в целом, а потому и учил ей, не колеблясь и не пытаясь защищать ее и отстаивать в глазах возможных критиков.

Б. О тайне беззакония (2:6-12)

Апостол сообщает больше подробностей относительно человека греха - в связи с предстоящим удалением Того, Кто теперь частично "удерживает беззаконие". Это "взятие" (стих 7) явится третьим событием, которое произойдет, прежде чем начнется день Господень. Тема беззакония красной нитью проходит через весь этот раздел.

2-Фес. 2:6. Союзом и подчеркивается, что в стихе звучит прежняя тема, - только ударение переносится на то, что в настоящем препятствует открыться человеку греха. Павел говорит, что фессалоникийцы знают, что это такое, и не повторяет этого в послании. Скорее всего, он говорил им об этом лично. Что-то или Кто-то мешает беззаконию достигнуть высшей своей точки. Частично, видимо, по той причине, чтобы человек греха не открылся преждевременно.

2-Фес. 2:7. В этом стихе поясняется и развивается мысль, высказанная в предыдущем, Павел напомнил своим читателям, что тайна беззакония уже в действии. Это - одна из тайн, о которых говорится в Новом Завете (Рим. 16:26; 1-Кор. 2:6-12; Еф. 1:9; 3:3-5; Кол. 1:25-27). Напомним, что "тайной" называется в Новом Завете истина, неизвестная прежде, до того, как она была открыта именно в новозаветное время.

В этом случае открывается тайна о том, что в какой-то момент в будущем беззаконие, действующее в мире, достигнет своей высшей точки. Сопротивление Божиим установлениям, направляемое сатаной, действует в настоящем, и со временем будет нарастать. Пока что оно до известной степени "удерживается", и это будет продолжаться до того времени, в которое определено открыться человеку греха, и беззаконию - достичь своей кульминации.

Кто же или что удерживает развитие событий, вдохновляемых сатаной? По мнению некоторых, Павел подразумевал власть римского императора. Однако Рим как империя давно перестал существовать, а беззаконие все еще "удерживается". Другие считают "удерживающим" сатану. Однако для чего бы ему было удерживать грех? Существует и такое мнение: беззаконие и откровение антихриста удерживаются мировыми правительствами. Но он явится тогда, когда человеческое правление все еще будет продолжаться; да и не все правительства "удерживают" грех, многие, напротив, всячески потворствуют ему.

Святой Дух Божий является той единственной Личностью, которая наделена достаточной (сверхъестественной) силой, чтобы осуществлять это "удержание". Основанием для некоторых возражений на это служит средний род, в котором говорится об удерживающей силе в 2:6 ("что не допускает"). Но ведь уже в следующем стихе (стих 7) о ней сказано в явно мужском роде - удерживающий. Каким образом Он делает это? Посредством христиан, в которых обитает и через которых совершает Свою работу в обществе. Как и когда Он будет взят от среды?

Очевидно, вместе с Церковью, в момент восхищения Ее, Святой Дух будет "взят" в том смысле, что будет приостановлено Его служение по "удержанию беззакония", которое, как уже говорилось, осуществляется через Божий народ (сравните Быт. 6:3). Взятие удерживающего в момент восхищения Церкви, естественно, будет предшествовать наступлению дня Господнего; следовательно, Павел достаточно сильно аргументировал в пользу восхищения до начала "судов". Отсюда вытекало, что фессалоникийцы жили не в период великой скорби - ведь восхищения Церкви в их дни не произошло.

2-Фес. 2:8. После того, как удерживающий будет взят, мир с головою погрузится в беззаконие, и тогда-то откроется человек греха (толкование на стих 3). Имя его ни разу не названо в Библии, но его узнают по его акциям. Это тот же самый человек, о котором Павел говорит в стихе 3, и о котором сказано в книге пророка Даниила, в 9:26-27 и в 11:36 - 12:1. Павел сознавал, что за ним будут стоять духовные силы, поэтому и о явлении его говорит как о том, что совершится не его собственной, а какой-то иной силой.

И вот, могущественный этот человек будет уничтожен одним дыханием (духом уст) Господа Иисуса. Антихрист в состоянии держать под пятой человечество, но Мессии он - не ровня. Он будет убит, и дела его обратятся в ничто. Христос, Который явится на землю в сиянии силы Своей, парализует все его начинания. Это произойдет так же "просто", как свершившееся на дороге в Дамаск, когда явлением сияющего Христа был остановлен сам Павел в его богоборческих планах.

Стихом 8 "охвачен" период в семь лет, начиная от момента заключения антихристом завета с Израилем, вскоре после восхищения Церкви, до того, как он будет истреблен Христом в Его второе пришествие, в конце времени великой скорби.

2-Фес. 2:9. "Преуспевание" антихриста более подробно описано в стихах 9-12. Все, что он совершит, он совершит по действию сатаны (сравните Откр. 13:26) и будет при этом пользоваться его методом - ложью. Попытки сатаны противопоставлять Божиим чудесам свои лжечудеса прослеживаются в Библии от Бытия до Откровения. О трех проявлениях сверхъестественных способностей антихриста говорит апостол.

Он продемонстрирует силу (т. е. дела, которые он станет совершать, будут отмечены нечеловеческой духовной силой); знамения и чудеса ложные. Последние не смогут не вызвать благоговейного ужаса у тех, которые будут наблюдать их. Одно из таких чудес и исполненное страха изумление людей, вызванное им, упомянуто в Откр. 13:2б-4 и 17:8.

2-Фес. 2:10. Не только чудесами своими "обольстит" антихрист человечество, заставив его думать, будто ему присуща Божественная сила. Все его действия будут сбивать с толку людей, особенно не уверовавших в слово Божие, чей ум будет ослеплен и не способен понять, кто он такой на самом деле. Неправедным обольщение, к которому он прибегнет, названо не потому, что люди с охотой будут поддаваться ему как всякому злу, неправедности; оно - неправедно по сути, так как искажает истину и уводит людей от Бога.

Заметьте, что те же три слова, которые употреблены Павлом в стихе 9 при описании сверхъестественных явлений ("сила", "знамения", "чудеса"), были употреблены и Лукой при описании сверхъестественных деяний Христа (Деян. 2:22); ими же охарактеризованы дела апостолов (Евр. 2:4).

Неверующим, которые будут жить на земле в то время, покажется, что человек греха - действительно Бог, тем более, что тот станет принимать поклонение, достойное Бога.

Обольщены им будут погибающие - по той причине, что отказались полюбить истину Божию и принять Его дар спасения. Осуждение они сами навлекут на себя - своим выбором. Несмотря на всю привлекательность спасительной истины благовестия, неверующие отвергают ее. От тех же, кто "принимает любовь к истине", Бог не требует ничего большего, как только верить ей.

Истина противостоит лжи антихриста. Тем, кто поверил истине и полюбил ее, дается спасение. Услышав весть о спасении, человеку скорее надо принимать ее сердцем (любовью), а не головой.

2-Фес. 2:11. Бог хочет, чтобы все люди были спасены, придя к познанию истины (1-Тим. 2:4-6). Но когда они отказываются принять ее, Он допускает, чтобы люди на себе испытали последствия лжи (сравните Рим. 1:18-25). В сущности Бог, как Судья людей, начинает суд над ними с момента их мятежа против Него; с того момента Он и отдает их во власть заблуждения, которое овладевает ими, коль скоро они предпочли его истине. Верить лжи было и остается их выбором, и Бог лишь попускает, чтобы последствия этого выбора действовали в их жизни. В данном случае под ложью понимается претензия "человека греха", который станет выдавать себя за Бога.

2-Фес. 2:12. Бог действует так, а не иначе, во имя торжества справедливости (сравните 1:6). Вечное осуждение станет участью тех, кто не уверовали в истину и возлюбили неправду. Решение, относящееся к сфере духовного, проявляется в области нравственности. Последствия неверного решения падут на каждого, кто не поверил благовестию. Здесь Павел в первую очередь говорит о неверующих, которые будут жить в ту пору, когда "откроется" человек греха. Однако самый принцип Божиего осуждения, оставаясь неизменным, действовал во все века, и действие его вполне ощутимо и в нашем 20-ом веке.

Следует ли из этого текста, что те, которые не уверуют в благовестие до откровения антихриста (а, значит, не будут восхищены с Церковью Господней и останутся жить на земле) не смогут быть спасены после упомянутого откровения "беззаконника"? Или люди, которые были осведомлены об истине, но сознательно отвергли ее (до восхищения Церкви), могут быть спасены после восхищения? "Действие заблуждения", которое Бог попустит в отношении этих людей, не позволяет надеяться, что сколько-нибудь значительное число их (если вообще кто-нибудь) окажется в числе спасенных после восхищения Церкви.

Это будет особенный суд Божий, который состоится лишь однажды в истории человечества. Напрашивается вывод, что многочисленные святые, о которых говорится в Откровении как о живших на земле в период великой скорби, видимо, те люди, которые не слышали Благой Вести до восхищения церкви, а, значит, не могли и отвергнуть ее (сравните Откр. 7:4).

Подводя итог этому разделу, Павел напомнил своим читателям, что страдания и преследования, выпавшие на их долю, не свидетельствуют, что они подвергаются судам дня Господнего, и что восхищение их миновало. Прежде чем начнутся эти суды, должны произойти определенные события, о которых предсказано. Это - грандиозное по своим масштабам отступление людей от истины Божией, взятие от земли Удерживающего зло, т. е.

Святого Духа, действующего в мире через Церковь, в которой обитает (что произойдет при восхищении Церкви), и, наконец, явление антихриста, "человека греха". Поскольку перечисленные события на этот момент еще не произошли (как не произошли они и по сей день), то, что переживали фессалоникийцы, не было судами дня Господнего.

IV. Благодарение и молитва (2:13-17)

Эти стихи образуют переход от учения Павла о дне Господнем (2:1-12) к его призывам практического характера в свете неизбежного наступления этого дня (3:1-15).

А. Благодарение за призвание (2:13-15)

2-Фес. 2:13. В противоположность неверующим, о которых шла речь выше, фессалоникийцы были для апостола источником радости. Павел чувствовал, что постоянно обязан благодарить Бога за них. Они были его братьями (сравните стихи 1,15) и сестрами по вере, возлюбленными Господом, хотя и ненавидимыми в безбожном их окружении, которое не желало оставлять их в покое.

Апостол радовался тому, что Бог избрал его фессалоникийцев для вечного спасения, и благодарил Его за это.

От начала значит "прежде создания мира" (Еф. 1:4). Бог избрал их не по заслугам их, но потому, что "возлюбил" их (сравните 1-Фес. 1:4). Павел постоянно учил, что инициатива спасения исходит от Бога, а не от человека. Средством осуществления спасения является для Него работа Его Святого Духа, отделяющего избранных (через освящение их) для святой жизни, чуждой греха (сравните Иоан. 16:7-11). Именно Святой Дух возрождает уверовавших; вселяется в них и крестит ("погружает") в единое тело Христово. Человеческое участие в спасении выражается лишь в вере в истину благовестия. Уверовавших Дух Святой очищает посредством слова Божия (Иоан. 17:17).

2-Фес. 2:14. Читателей Павла Бог избрал ко спасению через возвещение им благовестия Его апостолами-благовестниками. Бог сделал это с той целью, чтобы однажды эти уверовавшие могли стать соучастниками славы Господа нашего Иисуса Христа (сравните 1:10-12).

2-Фес. 2:15. В свете своего призвания фессалоникские христиане должны были твердо стоять в вере в Бога, заботиться друг о друге и не терять надежды на непременное возвращение Иисуса Христа (сравните 1-Фес. 1:3). Христианам постоянно угрожает опасность, что мощным потоком безбожной культуры современного им мира они будут оторваны от Бога, унесены прочь от Него. Кроме того, им свойственно охладевать со временем как к усвоенным ими истинам, так и к Богу, источнику их. Поэтому и призывал Павел фессалоникских христиан держать то, чему они были научены слугами Божиими (сравните 2-Фес. 3:6); предания надо понимать в смысле переданного им - лично апостолами или в письмах - учения. Призыв Павла звучал тем более настоятельно, что его новообращенным в Фессалонике грозила опасность "сдать позиции" как по причине гонений на них, так и по причине разрушительного мирского воздействия; врагами их были плоть и диавол.

Б. Молитва о силе (2:16-17)

Сознавая нужду фессалоникийцев в твердости, Павел молился, чтобы Бог дал им утешение и силу (сравните 1-Фес. 3:2,13; 2-Фес. 3:3).

2-Фес. 2:16. Хотя апостол говорит здесь как о Сыне, так и об Отце, он рассматривает Их как нераздельное Целое. Божии любовь и благодать являются источником вечного, т. е. никогда не прекращающегося, утешения, действующего в условиях временных печалей нашей земной жизни. Но Бог подает нам и надежду на будущее. Это благая (агатен - буквально "благодатная") надежда, потому что она утверждает сердца верующих в их ожидании победоносного их Спасителя.

2-Фес. 2:17. Две вещи желал Павел фессалоникийцам: а) Утешения и ободрения (греческий глагол паракалесаи, переведенный как "утешит", предполагает именно "утешение", "ободрение", "поддержку"), по причине огорчений, пережитых ими из-за ложных слухов относительно дня Господня, б) Утверждения (то же слово - стеризаи употреблено апостолом в 1-Фес. 3:2,13) их Божией благодатью во всяком слове и деле благом (здесь имеется в виду всякое дело, совершавшееся фессалоникийцами во имя Господа, и всякое слово, произносившееся ими в защиту и подтверждение Благой Вести).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта