Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » 2-Послание Петра » 1 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, 2-Послание Петра 1 глава.

Главы:

1 2 3

I. Вступление (1:1-2)

А. Приветствие (1:1)

1. АВТОР (1:1а)

2-Пет. 1:1а. Автор называет себя: Симон Петр. По иронии судьбы это письмо, чье авторство является предметом стольких споров, а самом своем начале несет текстуальную проблему, связанную с написанием именя автора. Дело в том, что в некоторых манускриптах послания мы видим обычное греческое написание этого имени - Симон, в других же оно передано буквами еврейского алфавита - как Симеон.

Это довольно необычное еврейское написание, которое еще раз встречается только в одном месте - в Деян. 15:14, является, пожалуй, лучшим текстологическим свидетельством в пользу авторства Петра, поскольку фальсификатор скорее всего прибег бы к более общепринятому написанию этого известного имени. "Петр" - греческий эквивалент еврейского "Кифа", и это имя дано было Симону Иисусом Христом. Смотри более подробно комментарий на 1-Петра (1-Пет. 1:1).

Петр ставит рядом эти столь различные еврейское и греческое имя, возможно потому, что обращался он к смешанной аудитории - к верующим евреям и грекам. К своему имени и титулу - "апостол Иисуса Христа" (Рим. 1:1; Тит. 1:1) - Петр добавляет "раб" (дулос, Матф. 23:11, где оно переведено как "слуга"). То есть на закате жизни, достигнув вершины своей апостольской власти, Петр в первую очередь почитал себя рабом Христа и только потом - апостолом.

2. ЧИТАТЕЛИ (1:16)

2-Пет. 1:16. Об адресатах послания говорится лишь в общих чертах: принявшим с нами равно драгоценную веру. Слово "принявшим" - это перевод редко употреблявшегося греческого слова латано. что значит "получить по жребию" (Лук. 1:9; Иоан. 19:24). Здесь подразумевается суверенный выбор, совершенный Самим Богом, а не то, что "принявшие" - чем-то заслужили подобный дар. Греческое слово изотимон, встречающееся в Новом Завете только здесь и переведенное как "равно драгоценную", состоит из двух слов: изос - "равно" и тиме - "цена или почесть".

Его употребляли в отношении иностранцев, которым предоставлялась привилегия гражданства, наравне с коренными жителями страны. Таким образом вера, которую получили адресаты Петра от Господа, приравнивалась к славной апостольской вере. Этим апостол подчеркивал, что вера любого христианина не отличается от той, которую имели сами апостолы. И как бы бросает вызов доктрине "догностиков", которые ложно учили, что особые духовные знания доступны лишь немногочисленному кругу избранных.

Под "верой" здесь понимается либо общее содержание веры (Иуд. 1:3), либо, скорее, субъективная способность верить. Такая вера дается "по правде" (или на основании праведности) Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа (сравните Рим. 1:17; 3:22). Петр называет Иисуса Христа Спасителем (Деян. 3:31). Грамматическое построение фразы в греческом оригинале явно говорит о том, что Бог и Спаситель одна и та же Личность, а не две разные.

Это замечательное место в Новом Завете имеет прямое отношение к учению о Христе - в нем ясно говорится, что Иисус Христос по Своей природе единосущен Богу Отцу (Матф. 16:16; Иоан. 1:1; 20:28; Тит. 2:13). В этом коротком послании апостол пять раз называет Иисуса Христа Спасителем (2-Пет. 1:1,11; 2:20; 3:2,18).

Б. Благословение (1:2)

2-Пет. 1:2. Первая половина этого стиха - идентична 1-Пет. 1:26: Благодать и мир вам да умножится. Слова "благодать и мир" употребляет также и Павел в Рим. 1:7; 1-Кор. 1:3; 2-Кор. 1:2 и т. д. Они соответствуют греческому и еврейскому приветствию (ейрене - "мир" - это греческий перевод еврейского шалом). Глаголом "да умножится" (плетунтейре - встречающимся также в 1-Пет. 1:2; Иуд. 1:2) подчеркивается искренность этого молитвенного пожелания читателям. Однако, пожелание благодати и мира - нечто большее, чем просто приветствие. Благодать и мир даются через познание Бога и Христа Иисуса.

В каждом из двух первых стихов послания Петр наравне с Богом упоминает Иисуса Христа. "Познание", точнее - "полное знание", зпигносеи, подразумевает близкое личное общение. Только через него можно получить Божий благодать и мир и испытать на себе их действие. Слово от того же корня - зпигносис - апостол снова употребляет в 2-Пет. 1:3,8 и 2:20. Христиане призываются извлекать пользу из этого "полного знания", доступного им в Иисусе Христе. (В 2-Петра упомянутое слово "эпигносис" всегда употребляется в связи с Иисусом Христом.) Таким способом они смогут успешно противостоять лжеучителям, претендующим на обладание особым знанием, но живущим откровенно аморальной жизнью.

II. Природа христианина - плод Божией работы (1:3-11)

Апостол Петр увещевает верующих извлечь максимальную пользу как из Божней силы, так и из обещаний Его, которые делают для них возможным разделить с Богом его природу и через это принятие Божественной природы получить способность к преодолению растлевающей силы злых похотей (стихи 3-4). Основываясь на обещании Бога дать им Свою силу, апостол призывает далее верующих проявлять на деле особенности Божественной природы с тем, чтобы обрести им уверенность в вечной награде (стихи 5-11).

А. О принадлежности к "Божескому естеству" (1:3-4)

1. БОЖИЯ СИЛА (1:3)

2-Пет. 1:3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… Слово теиас, переведенное как "Божественной", происходит от слова Теос - Бог, и встречается в Новом Завете только три раза (здесь, в Деян. 17:29 и 2-Пет. 1:4). Динамеос - сила - одно из любимых слов апостола Петра (сравните 1-Пет. 1:5; 3:22; 2-Пет. 1:16; 2:21). Все, в чем нуждаются верующие, чтобы не ослабеть духовно и жить благочестивой жизнью ("благочестие" - еусебеиан, комм, на 1:6; 3:11) может быть получено чрез познание Призвавшего нас (Христа).

В личном "полном познании" (эпигносеос) Христа - источник духовной силы и духовного роста (Фил. 1:9; Кол. 1:9-10; 27). Христос призвал (1-Пет. 1:15) нас к благочестивой жизни Своею "славою и благостию" или благочестием (здесь орете - "моральное совершенство", переведенное в 1-Пет. 2:9 как "совершенства", а в 2-Пет. 1:5 - как "в добродетели"). Порабощенных грехом людей Христос привлекает к Себе Своим моральным совершенством и воздействием на них Своей славной Личности.

2. БОЖИИ ОБЕЩАНИЯ (1:4а)

2-Пет. 1:4а. Которыми (т. е. славою и благочестием Христа; стих 3) дарованы нам великие и драгоценные обетования. Греческое слово дедоретаи, переведенное как "дарованы", подразумевает, что даровано нечто ценное. То же слово употреблено апостолом и в стихе 3. В Мар. 15:45 евангелист прибегает к нему, говоря, что Пилат "отдал" тело Иисуса Иосифу из Аримафеи. Слово "обетования" (епангелмата), встречающееся в 2-Пет. 2:4 и 3:13, подразумевает торжественное публичное заявление.

Эти обетования или обещания заслуженно называются "великими и драгоценными". Греческим словом тимиа ("драгоценный") Петр называет веру в Христа (1-Пет. 2:7; 2-Пет. 1:1), кровь Христа (1-Пет. 1:19) и здесь - обещания Христа. Это - обещания наследия, которое ожидает верующих (1-Пет. 1:3-5) и возвращения Христа (1-Пет. 1:9,13).

3. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНАМИ "БОЖЕСКОГО ЕСТЕСТВА" (1:46)

2-Пет. 1:46. Они дают христианам возможность стать причастниками Божеского естества. Слово коинонои, переведенное как "причастники", в 1-Пет. 4:13 передано глаголом "участвуете", а в 1-Пет. 5:1 - словом "соучастник"; все они происходят от слова коинонои - "партнеры" или "получающие свою долю". Слово теиас ("Божеского") встречаем и в 2-Пет. 1:3. Воспринимая Божескую природу, верующие становятся "новой тварью" (2-Кор. 5:17).

Сделавшись "причастниками Божеского естества", христиане могут стать соучастниками Христа в Его моральной победе над грехом в земной жизни и в славной Его победе над смертью в жизни вечной. Благодаря тому, что Бог обещает им рождение свыше (1-Пет. 1:3), защиту силой Своей (1-Пет. 1:5) и ею же - "все потребное (им) для жизни и благочестия" (2-Пет. 1:3), верующие могут стать причастниками Божественной природы, т. е. делаться все более похожими на Христа (сравните Рим. 8:9; Гал. 2:20).

Они обретают способность уходить ("удаляться") от господствующего в мире растления похотью (сравните 2-Пет. 2:20; 1-Иоан. 2:15-17). В 2-Пет. 1:3-4 апостол употребляет слова, популярные среди лжеучителей, относительно которых он предостерегает верующих. Таким приемом он хочет привлечь особое внимание своих читателей - "заимствуя" слова и философские термины - такие, как "благочестие", еусебеиа, "добродетель", орете, "естество", физис, и "растление", фтгорас, - у язычников и вкладывая в них новое христианское содержание.

Б. Божия природа в действии (1:5-9)

Этот чудесный текст можно назвать симфонией благодати. Вера звучит в ней как основная мелодия, и под эту мелодию апостол зовет верующих к гармоничному слиянию семи христианских добродетелей, которые он просто перечисляет. Плотской христианин духовно слеп (стих 9), но духовный - не остается без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа и применяет Библейские принципы в своей повседневной жизни.

I. В ЧЕМ ЭТО ДЕЙСТВИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (1:5-7)

2-Пет. 1:5-7. Вновь апостол возвращается к теме Божественной природы, начиная этот новый абзац словами: "То вы" (в значении - "по этой причине"). Слово пареисененкантес, переведенное как "прилагая", встречается в Новом Завете только здесь, а слова студен пасан, переданные здесь как "все старание", встречаем и в Рим. 12:11, где они переведены как "в усердии".

Верующему действительно надо приложить или употребить все свои силы и старания, чтобы при действии в нем силы Духа Святого "удалиться от господствующего в мире растления похотью" (2-Пет. 1:4) и проявить в вере своей добродетель, из которой вытекают еще шесть необходимых для христианина качеств. Развить в себе все семь отменных качеств, перечисленных Петром в стихах 5-7, - работа не легкая.

Но если христианин совершает ее, то все более уподобляется Христу, все более становится "причастником Божеского естества" Вера в Иисуса Христа - это то, что "отделяет" и отличает христиан от всех других людей в мире. На основании доверия Спасителю, которое делает нас членами семьи Божией, возникают и все остальные особенности, характеризующие христианскую жизнь. Итак, в вере своей каждый христианин должен показать как вытекающие одно из другого:

1. Добродетель (буквально: "моральное совершенство"). В греческом тексте здесь стоит слово аретен, которое апостол употребил и в конце стих 3 (переведено как "благостию"), а также в 1 Пет. 2:9, где оно передано как "совершенства".

2. Рассудительность (гносин; 2-Пет. 1:2; 3:18, где оно переведено как "познание"). Апостол подразумевает не ту "рассудительность", которая вытекает из умственного развития, но - духовное знание, которое дается Духом Святым и сосредоточивает внимание верующего на личности Бога и Слова Его.

3. Но только веры, добродетели и рассудительности недостаточно для "христианского хождения". Способность контролировать себя - в русском тексте показывать воздержание (енкратеиан - слово, встречающееся еще только два раза, - в Деян. 24:25; Гал. 5:23) - тоже необходимо верующему. Контролировать себя - значит уметь держать свои чувства под контролем. Этого-то свойства как раз сильно недоставало лжеучителям, о которых апостол говорит во 2 главе. В обществе, где росли анархия и необузданность, христиане особенно нуждались в проявлении воздержания.

4. Верующие, живущие в последнее время, в окружении богохульников и лжеучителей, должны обладать великим терпением. Употребленное здесь греческое слово гипоменен очень часто встречается в Новом Завете и означает постоянную, непоколебимую выносливость при бедах и скорбя (Рим. 5:3-4; 15:4-5; 2-Кор. 1:6; 6:4; Кол. 1:11; 1-Фес. 1:3; 2-Фес. 1:4; Иак. 1:3).

5. Под благочестием (еусебиан встречается также в 2-Пет. 1:3 и 3:11) понимается - набожность, т. е. благоговейное отношение человека к Богу. Известный историк церкви, живший в 4 веке, звался именем Евсевий, образованным от этого любимого греками слова. Как жаль, что в наши трудные времена люди редко вспоминают об этих словах - "благочестие" и "благочестивый".

6. Первые пять добродетелей относятся к внутренней жизни верующего и к его отношению к Богу. Следующие две проявляются в его отношении к другим людям. Греческое слово филадельфиан, переведенное словом "братолюбие", означает горячее желание проявлять практическую заботу о ближних (1-Иоан. 4:20). Апостол Петр уже призывал своих читателей к такому братолюбию в первом своем послании (1-Пет. 1:22 сравните Рим. 12:10; 1-Фес. 4:9; Евр. 13:1).

7. Если братолюбие выражается в практической заботе о других, то любовь (агапен) - это желание высшего блага для других. Именно этот род любвн являет Бог в своем отношении к грешникам (Иоан. 3:16; Рим. 5:8; 1-Иоан. 4:9-11).

Интересно отметить, что эта "симфония благодати" начинается словом "вера", а заканчивается словом "любовь". Духовное созидание на основании веры во Христа ведет к проявлению в верующих "христоподобия", выражающегося в семи вышеперечисленных достоинствах, наивысшим из которых является любовь (сравните с "верой и любовью" в Кол. 1:4-5; 1-Фес. 1:3; 2-Фес. 1:3; Филим. 1:5).

2. ПОСЛЕДСТВИЯ УПОМЯНУТОГО ДЕЙСТВИЯ (1:8)

2-Пет. 1:8. Христианское возрастание (стихи 5-7) приносит духовные плоды. Словом гипарчонта - "владеть", переведенным как "есть в вас", подчеркивается, что вышеперечисленные духовные достоинства должны "быть принадлежностью" христианина. Но верующему не достаточно просто иметь их. Духовность христианина все более проявляет себя, все более дает плодов по мере того, как эти качества возрастают ("умножаются") в нем.

Тот же, в ком семь упомянутых достоинств не прогрессируют, останавливается, т. е. "делается бесплодным", в своем познании Господа нашего Иисуса Христа (сравните "познание" в стихах 2-3 и 2:20). К сожалению, многие христиане знают Господа как "силу к нашему спасению", но плода Духа не имеют и духовно не возрастают. Они остаются "младенцами во Христе" (1-Кор. 3:1), нуждающимися в духовном "молоке" (Евр. 5:12-13). Между тем, как увещевал верующих апостол Петр, им необходимо возрастать "в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа" (2-Пет. 3:18).

3. "А В КОМ НЕТ СЕГО" (1:9)

2-Пет. 1:9. В отличие от христиан растущих духовно, плотские верующие "слепы и закрыли глаза". Употребленное тут греческое слово миопазон буквально означает "близорукий" и встречается в Новом Завете только один раз. Верующий, который страдает духовной слепотой, не возрастает в познании Христа. Поскольку в его жизни не проявляются те семь добродетелей, которые перечислены в стихах 5-7, он и выглядит как духовно слепой (не спасенный) человек (2-Кор. 4:4; Иоан. 9:39). Таковой забыл об очищении прежних грехов своих, т. е. о тех, которыми он грешил до своего обращения.

Но некоторые комментаторы полагают, что последние слова 9-го стиха относятся к неверующим, которые "забыли", т. е. не думают об очищении от грехов, совершенных ими. Однако, более вероятным представляется, что апостол имел в виду христиан, остающихся духовно не зрелыми. Ведь они-то, уверовав, очистились от свою прежних грехов (Тит. 3:5), но "забыли" об этом, остановившись в своем духовном росте.

В. К чему ведет "Божеское естество" (1:10-11)

Чтобы быть христианином, "приносящим плод", и избежать духовной слепоты, верующий должен быть убежден в том, что он действительно спасен. Тогда он станет жить новой жизнью во Христе, что само по себе явится доказательством того, что этот верующий войдет в свой вечный дом.

1. ВКЛАД ВЕРУЮЩЕГО В БОЖИЕ СВЕРШЕНИЕ (1:10)

2-Пет. 1:10. Посему, братия, более и более старайтесь (споудасате, также встречается в стихах 15; 3:14, а в стихе 1:5 - споуден - "старание") делать твердым ваше звание и избрание. В этой фразе смысловое ударение делается на уверенности христианина в том, что он действительно "призван и избран" Господом. Верующий имеет право, данное ему Богом, испытывать такую уверенность. "Делать твердым" (в значении "утверждать"). Утверждайте "ваше звание". Употребленное тут греческое слово бебаян соотносимо с современным понятием "гарантии", скажем, на дома или другие виды собственности.

Благочестивое поведение верующего и является для него "гарантирующим документом" или свидетельством в том, что Иисус Христос действительно очистил его от прошлых его грехов, и, значит, он в самом деле призван и избран Богом. Слово бебаян передано как "якорь безопасный и крепкий" в Евр. 6:19, а в Рим. 4:16 - как "непреложно"; в 2-Кор. 1:7 - "тверда", в Евр. 3:6 - "твердо", в Евр. 3:14 - "твердо", в Евр. 9:17 - "действительно". "Звание" в значении "призыва" - это часть действенной Божией работы по спасению человека (Рим. 1:7; 8:30; 1-Кор. 1:9), и "избрание" - это тоже Божия работа: Бог избирает некоторых грешников (Своею милостью, не по заслугам спасаемых).

Смотри Рим. 8:33; 11:3; Еф. 1:4; Кол. 3:12; 1-Пет. 1:1. Избрание, конечно, предшествует призванию. В дальнейшем верующий своим богобоязненным поведением и, возрастая в добродетелях, перечисленных в 2-Пет. 1:5-7, свидетельствует, что он - один из тех, кого избрал Бог. Такой верующий не упадет или не "преткнется" (птаисете).

Под "не преткнетесь" здесь не имеется в виду потеря спасения, поскольку спасение не зависит от того, растет верующий духовно или нет. Греческое слово птаисете означает "спотыкаться" или "дать задний ход". Очевидно, что духовно зрелый христианин не будет "спотыкаться" столь часто, как тот, кто духовно не растет.

2. ДОСТИЖЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО РЕЗУЛЬТАТА (1:11)

2-Пет. 1:11. Конечной и наибольшей наградой за духовный рост и жизнь, прославившую Христа, будет лично Христом произнесенное "добро пожаловать" при входе в Его царство. Именно это выпало Стефану (Деян. 7:56); о том, что это произойдет и с ним, знал Павел (2-Тим. 4:7-8,18), да и всякому истинно верующему доведется пережить это, когда войдет он в Господне присутствие в небе. Ибо так откроете вам свободный вход, переведенное ближе к оригиналу, прозвучало бы как "перед вами широко распахнется дверь"; дверь "в вечное Царство Господа нашего Иисуса Христа" - и мы услышим из Его уст чудные слова: "Добро пожаловать домой".

III. Духовная пища христиан - слово Божие (1:12-21)

Перенося ударение с работы Бога в жизни верующего человека (стихи 3-11) на Слово Божие как средство питать человека духовно (стихи 16-21), апостол лично от себя, как бы в скобках, напоминает своим читателям, чтобы они помнили "о сем", написанном им. То, что написано в этом разделе, посвященном Слову Божиему, достигает своей высшей точки там, где апостол говорит о Божественных откровениях. Завершающим по смыслу и торжественности является стих 21, где читаем о роли Духа Святого в составлении богодухновенного Священного Писания.

А. Помнить Слово Божие (1:12-15)

2-Пет. 1:12. Зная о том, что дни его жизни сочтены, Петр призывает своих читателей удержать в памяти все, что он пишет им в своем послании. Трижды повторяет он эту мысль - я никогда не перестану напоминать вам (стих 12); справедливым же почитаю… возбуждать вас напоминанием - так звучит она в стихе 13; и чтобы вы… всегда приводили это на память (стих 15; сравните 3:1). Во второй половине 12-го стиха апостол как бы защищается от возможного неверного истолкования его намерений; он хочет, чтобы читатели правильно его поняли.

Не критиковать собирается он их, не в стойкости их выражать сомнение. Напротив, ему известно, что они "то" знают и утверждены в настоящей истине. Но Петр хочет, чтобы они и впредь стояли в этой истине, были утверждены в ней. (Греческое слово, переведенное как "утверждены", образовано от стеризо, что значит "быть стойким" или "укрепляться"; 1-Фес. 3:2,13; 2-Фес. 2:17; 3:3; 1-Пет. 5:10). Проблема современных церквей заключается не в том, что верующие не знают, чего Бог ожидает от них, но в том, что они забывают об этом (2-Пет. 1:9) или просто не желают жить по истине, которую знают.

2-Пет. 1:13-14. Зная, что он уже скоро будет со Христом, апостол Петр полон желания возбуждать или освежать память своих собратьев в Господе, пока Он все еще разрешает ему находиться в этой телесной храмине (сравните "земной наш дом" и "хижина" в 2-Кор. 5:1,4). Он хотел бы уже оставить эту храмину, отмечав, что и Господь открыл ему тайну о его кончине.

Возможно, Петр намекал на слова Иисуса Христа о предстоявшей Ему насильственной смерти (Иоан. 21:18-19), но может быть, просто имел в виду, что жизнь его приближается к концу по причине его преклонного возраста и усиливавшихся гонений. Сравнение земного тела с "храминой" или хижиной созвучно теме земного странствования в посланиях Петра (1-Пет. 1:1,17:2:11).

2-Пет. 1:15. Апостол Петр преднамеренно повторяет свою мысль, желая заострить на ней внимание читателей: Буду же стараться - этой фразой переведено одно греческое слово споудасо, которое встречается также а стих 10 ("более и более старайтесь") и в 3:14 ("потщитесь"). Слово "отшествие", хотя и не часто обозначают им смерть, в данном случае несомненно относится к смерти: Петр предполагал, что жить ему остается недолго.

На горе Преображения Иисус, Моисей и Илия тоже говорили об "отшествии" или "исходе" Иисуса Христа (Лук. 9:31). Любопытно, что "исходу" в этом смысле, т. е. исходу из своего тела, противопоставляется "вход" (вхождение) верующего в Царство Господа (2-Пет. 2:11). Но как мог полагаться апостол на то, что и после его смерти те, к кому он обращается, будут помнить его слова? Некоторые богословы полагают, что Петр намекает тут на свое участие в составлении Евангелия от Марка, но это только предположение.

Более вероятно, что он имел в виду это второе послание, которое вместе с первым его посланием сохранится как свидетельство об истинах, столь дорогих его сердцу. Возможно также а третье: апостол уповал на то, что его жизнь и служение найдут продолжение в жизни других - таких, например, как Сила и Марк, которые продолжат его дело после его смерти. Несомненно одно - Петр жаждал быть уверенным в том, что дети Божий не оставят Божией работы и не забудут слова Божиего.

Б. Величие Слова Божиего (1:16-18)

2-Пет. 1:16. Важно различать между написанным словом Божиим (Библией) и воплощенным Словом (Христом). Оба они - "главные магистрали" Божиего откровения (Пс. 18:8-12; Иоан. 1:18; Евр. 1:2) и, значит, оба находятся в фокусе "напоминаний", которые исходят от Петра. Христианская вера основана не на мифах, подобно доктринам лжеучителей, которых бичует Петр в следующей главе. В основе истинной веры лежат исторические факты, подтвержденные очевидцами. С этого стиха апостол переходит к новой теме.

Внезапно он упоминает о возвращении на землю Христа: возвестили вам силу и пришествие Господа вашего Иисуса Христа. Перед этим он сказал о "свободном входе в вечное царство" (1:11) и о своем собственном "отшествви" с земли. И вот он заговорил о Втором пришествии Христа, исходя из своего личного опыта, пережитого им на горе Преображения, где глазам его открылось истинное величие Христа. В первом послании Петр несколько раз касался Второго пришествия (1-Пет. 1:3,13; 4:13).

Нет сомнения, что апостол считал эту тему очень важной и хотел, чтобы верующие всегда помнили о грядущем возвращения Господа. Но каким образом преображение Христа свидетельствует о том, что Он Снова придет в силе? Дело в том, что целью преображения в присутствии апостолов (Петра, Иакова и Иоанна) было явить им славу Христа, дать им возможность заранее составить себе представление о славе Его и о Его Царстве (Матф. 16:28 - 17:2; Мар. 9:1-8; Лук. 9:28-36). И видение это было столь величественным, что апостолы никогда уже не могли забыть его.

2-Пет. 1:17-18. Возвышенность языка, которым говорит Петр о преображении Христа, видимо, объясняется его горячим желанием рассказать другим о величин Спасителя, которое он, как один из наиболее приближенных учеников, был удостоен привилегии увидеть собственными глазами. Апостол хочет, чтобы его читатели, отвлекшись от первого пришествия Христа, перенеслись в будущее, когда Он вернется на землю в той же славе, какую лицезрели они, апостолы, на горе Преображения.

Проповедуя в дни первой Церкви, Петр всегда был верен теме воскресения и Второго пришествия Христа (Деян. 2:32-33,36; 3:16,20-21). Интересно отметить, что апостол был более изумлен тем, что услышал на горе Преображения, чем тем, что он там видел: когда от вселенной славы принесся… такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный… Бог Отец назван в этом стихе необычно - "вселенной славой".

В. Значение Слова Божиего (1:19-21)

2-Пет. 1:19. От незабываемых впечатлений, поразивших его на горе Преображения, апостол переходит к другой форме Слова Божиего, а именно - к Слову написанному, которое дано было людям через пророков, В сущности голос Самого Бога, услышанный апостолами на святой горе, сделал пророческое слово "вернейшим", подтвердив его истинность, да и все, что произошло на горе Преображения, произошло во исполнение их слов, т. е. писаний. И пророки и факт преображения говорили об одном и том же - о царствии Иисуса Христа на земле.

Залогом понимания Божиего Слова является внимательное изучение его. И вы хорошо делаете, что обращаетесь к сказанному пророками, - пишет апостол. Ибо записанное ими Слово Божие подобно Свету - оно действенно и сильно. В современном человеческом обществе, члены которого ориентируются, главным образом, на личный опыт, многие люди, в том числе и некоторые верующие, стремятся определять истину на основании того, что Бог делает лично в их жизни.

А вот у апостола Петра личные его захватывающие переживания (на горе Преображения) отходят на второй план, когда он говорит о вернейшем свидетельстве записанного пророческого Слова. Апостол говорит о "сияющем светильнике" (стих 19), о пророчестве в смысле откровения (стих 20) и о Богодухновенности (стих 21).

Ветхозаветные пророчества он уподобляет светильнику, сияющему в темном месте. Божественное пророческое слово - это свет, сияющий в темноте (сравните Пс. 118:105). И хотя мир находится во мраке греха (Ис. 9:2; Еф. 6:12), Слово Божие, открывая будущее, освещает для верующих Его пути. Но день (возвращения Христа, Рим. 13:12) приближается. Днем же в светильнике нет нужды.

Да и что такое свет его, в сравнении со светом "утренней звезды" (греческое слово "фосфорос" - "несущая свет"; слово один только раз встречается в Новом Завете). Как ночной светильник предвозвещает свет утренней зари, так и Ветхий Завет указывает на пришествие Христа - Утренней Звезды ("астер", Откр. 22:16). Но пока Он не придет, сердца верующих должны впитывать в себя свет, исходящий от Писаний (хотя то, что они в сердце своем познают в тот великий день, затмит этот свет, столь долго светивший им).

2-Пет. 1:20. Далее апостол говорит об откровении. Выражение никакого пророчества в Писании нельзя разрешитъ самому собою объясняют по-разному: 1) Писание можно понять только в контексте, т. е. каждое данное пророчество не может быть понято в отрыве от других пророчеств. 2) Писание нельзя толковать, основываясь на чьих-то субъективных соображениях. 3) Писание нельзя правильно понять без помощи Духа Святого. 4) Пророчества не исходили от самих пророков. Но то, что они записывали, исходило от Бога. Следовательно в 20 стихе апостол говорит не о толковании пророчеств, записанных в Библии, а об откровении как источнике их происхождения.

2-Пет. 1:21. Этот стих подтверждает мысль, высказанную в 20 стихе, - что пророчества исходили от Бога, а не от самих пророков: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человека, будучи движимы Духом Святым. В процессе записывания пророчеств авторами Библии руководил Божий Дух. То, что они писали, было, таким образом, внушено им Богом (2-Тим. 3:16). Слово фероменои, переведенное здесь как "движимы", употребляет и евангелист Лука при описании носимого ветром корабля (Деян. 27:15,17).

Люди - авторы Писаний - находились под контролем Божественного Автора - Духа Святого. Однако, в этом творческом процессе они принимали сознательное участие; не следует думать, будто они записывали под диктовку или писали в состоянии экстаза. Так что верующие располагают пророческим словом, которое верно. Поэтому источником духовной пищи христианина должно быть Священное Писание. Ведь слова, записанные в нем, произнесены Самим Богом!

&
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии