Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Библии, Послание к Ефесянам 2 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6

Г. Новое положение каждого уверовавшего (2:1-10)

В первой главе Павел представил от вечности действующий Божественный, план избрания тех, кто предназначен к усыновлению, и выявил тот факт, что все верующие, как на земле, так и на небе, будут собраны вместе в Церкви, под единым ее Главою, Которой является Иисус Христос. В главах 2-3, показывая, как Бог превращает грешников в святых, помещая их затем в Церковь, т. е. в тело Христово, апостол объясняет, каким образом вышеупомянутый план проводится Богом в жизнь. В Еф. 2:1-10 Павел говорит о том, как грешники, заслуживающие лишь гнев Божий, могут действием Его милости стать Его "наследием".

I. Прежнее положение: мертвые для бога (2:1-3)

Вначале нужно отметить, что подлежащим в этом длинном предложении (стихи 1-7), или субъектом, который действует, является Бог (стих 4), а тремя главными сказуемыми - "животворил… со" (стих 5), "воскресил… с" (стих 6) и "посадил… во" (стих 6). Во всех этих трех случаях действие направлено на "нас", т. е. на верующих (стихи 5-6).

Таким образом, главной мыслью стихов 1-7 является та, что Бог дал верующим жизнь (вместе со Христом), воскресил их и посадил рядом с Ним на небесах. Все остальные предложения - придаточные и подчинены тому, которое содержит эту главную мысль. В стихах 1-3 рисуется состояние неверующих до того, как Бог изменит их.

а. Описание состояния (2:1)

Еф. 2:1. Невозрожденный человек мертв по преступлениям (сравните стих 5) и грехам (Кол. 2:13). Речь идет не о физической, а о духовной смерти, поскольку физически неспасенные люди живут весьма активно. Физическая смерть означает невозможность общения с живыми. Тот же, кто мертв духовно, не имеет общения с Богом, он "отделен" от Бога. Фраза "по преступлениям и грехам" указывает на то, что смерть действует в сфере преступлений и греха, и подводит к выводу, что убивает людей грех (Рим. 5:12; 7:10; Кол. 2:13), и что в таком вот духовно мертвом состоянии они и остаются.

Слова "преступления" (буквально "неверные шаги" - Еф. 2:5) и "грехи" (буквально "неощущение границ" в своих действиях), хотя и происходят от разных корней и как будто бы слегка различаются по значению, в сущности являются синонимами. И то и другое понятия предполагают совершение действий, противоречащих Божией воле и Его праведности, и означают, что челоаек не живет так, как должен жить. Тем, что оба эти слова стоят здесь во множественном числе, подчеркивается, что люди согрешают вновь и вновь и, следовательно, пребывают в невозрожденном состоянии.

б. Конкретизация этого состояния (2:2-3)

Еф. 2:2-3. Далее состояние невозрожденного человечества конкретизируется в трех планах: 1) Невозрожденные живут по обычаю мира сего. Это значит, что неверующие подражают в своей жизни другим неверующим; они постоянно испытывают на себе влияние и давление мира сего. Под "миром сим" (по-гречески - космос) понимается сатанински организованная система, в основе которой ненависть ко всему, что исходит от Бога, и противостояние Ему (Иоан. 15:18,23).

2) Неспасенные люди поступают по воле князя, господствующего в воздухе, т. е. по воле сатаны. "Весь мир лежит во зле" (1-Иоан. 5:19), другими словами, находится во власти сатаны, который в другом месте назван "богом века сего" (2-Кор. 4:4). Где-то в разгар времени Великой скорби он будет низвержен на землю, лишенный права управлять миром и иметь доступ к Богу (Откр. 12:9). Но в настоящее время неспасенные люди находятся в когтях этого "правителя" и участвуют в его противостоянии Богу.

3) Дополнительная характеристика сатаны как духа, действующего ныне в сынах противления, подразумевает, что он лично действует в каждом из них. "Дух" здесь - очевидно, некая безличная сила, возможно, атмосфера, контролируемая сатаной. Через нее он и работает ("действует") в неверующих. "в сынах противления" - греческое слово "гуиоис" ("сыны") содержит в себе некую отличительность или подчеркнутость определения, т. е. речь идет о тех, кто подчеркнуто непослушен. Греческое слово, переводимое на русский язык как "непослушный", "непослушание", "противление", "непокорность", неоднократно встречается в Новом Завете (Рим. 11:30,32; Еф. 2:2; 5:6; Евр. 4:6,11). Оно означает сознательное и активное противостояние Богу.

Необращенные не только находятся под воздействием мирской системы, пребывающей в свою очередь под контролем сатаны, - они и радуются этому. Между которыми и мы все жили некогда - это напоминание язычникам, которым писалось послание, о том, что иудеи ("и мы") тоже соучаствовали в этом непослушании. Слово "жили" в стихе 3 отличается от такового в стихе 2, т. к. подразумевает "вели себя" (в греческом тексте - разные слова).

Поведение неспасенных направлено на удовлетворение плотских похотей и желаний, диктуемых соответствующими помыслами. Напомним, что "плоть" - это синоним (в Библии) "греховной (невозрожденной) природы" человека. Такая природа может являть себя как в респектабельном, так и в непристойном виде (действиях). Слово "помыслов" говорит о том, что даже процесс мышления (посылок и выводов) у неверующих - искажен, а то и извращен. А ведь им направляются их воля и поступки (Рим. 1:21).

Мы… как и прочие (т. е. иудеи так же, как и язычники) являемся по природе (от рождения) чадами гнева. Греч, текла ("чада") предполагает близкие отношения таковых с их родителями. Так вот, неверующие имеют "близкую связь" - но не с Богом, а с Его гневом, будучи объектом его! Ибо непокорность и неверие навлекают гнев Божий (Рим. 1:18 - 2:29; Иоан. 3:36).

В Еф. 2:1-3 представлен печальный образ невозрожденного человека, не заслужившего ничего, кроме гнева Создателя.

2. Новое положение: живые в Боге (2:4-10)

И все-таки гневом Божиим картина ие исчерпывается. На мрачном фоне его тем ярче сияет славная Божия милость к невозрожденным людям. В стихах 4-10 о ней и говорится - о милости, о благодати Божией, которая, действуя по отношению к некоторым неверующим, дает им жизнь (стихи 4-5), воскрешает их (стих 6а) и дает им возможность сесть со Христом на небесах (стих 6б-10).

а. Бог делает их живыми (2:4-5)

Еф. 2:4-5. В греческом тексте стих 4 начинается с "Но", и этим подчеркивается контраст между плачевным положением грешников (стихи 1-3) и Божией работой, направленной на них. Тем, что за "Но" сразу следует "Бог", делается ударение на Его роли во всем этом абзаце, в коем Он является действующим субъектом. Он характеризуется как богатый милостью (употребление слова "богатство" по отношению к Божией благодати - 1:7; 2:7, к Божиему славному наследию - 1:18, к Христу-3:8 и к Его славе-3:16).

В Септуагинте греческим словом елеос ("милость") переводятся еврейское слово хесед ("верная любовь"), но в Новом Завете елеос понимается как "незаслуженная доброта" по отношению к грешникам. Таким образом Бог, богатый на проявления этой незаслуженной доброты, действует в интересах грешников по Своей великой любви, которою возлюбил нас. Здесь существительное "любовь" (агапе) происходит от глагола агапао, который означает "искать наивысшего блага тому, кого любишь". Поскольку грешники являются духовно мертвыми, т. е. мертвыми для Бога, им нечем Его привлечь. Потому Павел и называет Его к ним любовь "великой".

В этой Своей любви к нам Бог сделал три вещи: а) нас оживотворил со Христом (стих 5); б) "воскресил с Ним" (2:6); в) "посадил (вас) на небесах во Христе Иисусе" (стих 6). Духовно мертвый неверующий человек "оживотворяется" Богом со Христом (как отождествляемый с Ним; Кол. 2:13). Местоимение "нас" подразумевает иудеев и язычников (сравните с "мы" в Еф. 2:3-4). Претерпеть "оживотворение" или оживление - это единственный способ вступить в отношения с Богом для того, кто мертв духовно, и провести его через это должен Тот, Кто Сам жив (Рим. 4:17).

Бог хорошо знает, в каком состоянии находятся грешники. О нем ясно сказано в Еф. 2:1-3 и снова повторяется здесь: И вас, мертвых по преступлениям (сравните стих 1). Возрождение Богом духовно мертвого человека - это акт Его милости: благодатию вы спасены. Эта мысль тщательно разработана Павлом и вновь звучит, как бы в скобках, в стихе 8. Форма прошедшего времени для глагола "спасены" указывает на то, что это постоянное состояние является результатом некоего действия, совершенного в прошлом. Будучи духовно оживотворены со Христом, верующие обрели спасение в прошлом и сохраняются в нем (спасении) и в настоящем.

б. Бог воскресил их (2:6а)

Еф. 2:6а. Кроме того, что бывшие неверующие оживотворены, они также и воскрешены с Ним. Речь идет о таком воскресении, которое конкретно сказывается в жизни.

Состояние Христа после воскресения Его характеризуется новым, небывалым могуществом. Также и христиане, в которых живет Христос, обретают новые, особые, жизнь и положение, исполненные силы, и это обстоятельство требует от верующих пересмотра их системы ценностей, как пишет об этом апостол Павел в Послании к Колоссянам: "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:1-2).

в. Бог посадил их… (2б-10)

Еф. 2:6б. Бог не только оживотворил и воскресил со Христом многих людей, которые были прежде неверующими, но и посадил (их) на небесах (сравните 1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12) во Христе Иисусе. Верующие пребывают на небе - там, где Христос, - духом своим. Они не являются более обычными "землянами", но - гражданами неба (Фил. 3:20). Христос есть превознесенный Сын Божий, они же - превознесенные сыновья и дочери Бога. Действия Его по отношению к верующим подобны тому, что сделал Он по отношению ко Христу: воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах (Еф. 1:20).

Христос претерпел физическую смерть (1:20), а неверующие - духовную (2:1-3). И тогда как Христос пережил физическое воскресение (1:20), неверующие были оживлены и воскрешены в Нем духовно (2:5-6). Христос пребывает в небесных сферах физически (в Своем воскресшем прославленном теле - 1:20), верующие же восседают с Ним на небе в духовном смысле (2:6). Та же самая Божия сила, что дает неверующему жизнь, воскрешает его и возносит со Христом, действует во всякое время и в верующих.

Еф. 2:7. В будущем вечном Царстае Бог явит всему творению преизобильное богатство благодати Своей. Греч, слово ендейксетаи, переведенное как "явить", употреблено в том же или схожем значении и в Рим. 2:15; 9:17,22; 2-Кор. 8:24; Тит. 2:10; 3:2). Оно будет явлено в тех, кого Он искупил. Выражение "богатство благодати" приводилось в связи с искуплением верующих, которым им дается прощение грехов (Еф. 1:7). Это "богатство благодати" находит выражение в благости (в значении "доброты") к нам во Христе Иисусе. Тут (под благостью или добротой) подразумевается дарование нам спасения.

Главное значение греческого слова крестотети, переведенного как "благость", - "подходящее", "удобное", "отвечающее нужде"; оно встречается в Рим. 2:4; 3:12 (переведено как "добро"); 11:22; 2-Кор. 6:6; Гал. 5:22; Кол. 3:12; Тит. 3:4. В ответ на нужду тех, кто духовно мертв, Божия любовь к ним выражается в даянии, им жизни - в соответствии с "преизобильным богатством благодати Его", являемой в доброте к людям.

Еф. 2:8-9. В этих стихах подробнее раскрывается понятие "преизобильного богатства (Его) благодати" (стих 7), которое упомянуто и в стихе 5, но как бы в скобках; здесь же читаем: Ибо благодатию вы спасены, и далее называется средство спасения: чрез веру. Значит, в основе спасения - благодать, а средством его является только вера (Рим. 3:22,25; Гал. 2:16; 1-Пет. 1:5). Вера не есть "дело", "работа", в процессе которой спасение можно заслужить, ибо спасение дается Богом даром, т. е. как дар; вера - лишь средство обретения этого дара.

Это обстоятельство апостол и подчеркивает: и сие не от вас, Божий дар. Вокруг слова "сие" (греческое слово "тоуто") возникло немало споров. Одни считают, что оно относится к благодати, другие - что к вере, но ни то, ни другое неверно, хотя бы потому, что "сие" - местоимение среднего рода, тогда как "благодать" и "вера" - существительные женского рода. Скорее всего "сие" относится к предыдущей фразе или абзацу в целом, как, к примеру, в Еф. 1:15 и в 3:1. То есть оно относится к самой концепции спасения (2:4-8а), основанием которого является благодать, а средством осуществления - вера.

Источник этого спасения - не в человеке ("и сие не от вас"), но в Божией благодати, ибо оно есть "Божий дар". Развитие этой мысли продолжается в 9 стихе, где подчеркивается, что дела средством спасения не являются: не от дел (Рим. 3:20,28; 4:1-5; 11:6; Гал. 2:16; 2-Тим. 1:9; Тит. 3:5), а дается оно по вере (Рим. 4:5). Но раз никто не может спасти самого себя собственными усилиями, никто не может и хвалиться (сравните Рим. 3:27; 1-Кор. 1:29). "Хвалиться" людям можно только Господом (1-Кор. 1:31).

Еф. 2:10. Этот стих, начинаясь с союза "ибо", поясняет нам, почему спасение - не от человека и не от дел его. Причина в том, что спасение уверовавших, как и сами они, - дело рук Божиих, Его творение. Греч, поиема, переведенное на русский язык как "творение", встречается только здесь и в Рим. 1:20; обычно это слово употреблялось по отношению к произведениям искусства. Там, где в Еф. 2:9 говорится о человеческих делах, употреблено другое слово - ергон.

Верующие есть как бы произведение Божиего искусства, потому что они созданы Им (дело посильное лишь Богу) во Христе Иисусе ("во Христе Иисусе" в стихах 6-7). Цель создания или сотворения их состояла в том, чтобы они делали добрые дела. Сотворить то, что сотворил Бог, посредством добрых дел - невозможно, однако, добрые дела должны стать результатом того, что сотворено Им (Тит. 2:14; 3:8). …предназначил нам исполнять в греческом оригинале звучит так: с тем, чтобы мы могли ходить в них (т. е. в "делах, которые").

Таким образом цель Бога заключалась не в том, чтобы мы "делали" добрые дела, но в том, чтобы мы "ходили в них". Другими словами, Бог приготовил для верующих "тропу добрых дел", совершаемых Им в них и через них - по мере того, как они верою следуют этой тропой. То есть не мы совершаем дела для Бога, а Он совершает Свою работу в верующих и через них (сравните Фил. 2:13). Об этой "тропе добрых дел" речь идет в 4-6 главах Послания к Ефесянам.

Итак, в Еф. 2:1-10 показано, что, хотя люди были духовно мертвы и заслуживали лишь гнева Божия, Бог в великой Его милости позаботился о спасении их по вере. Верующие являются Божиим творением, в котором и через которое Он совершает добрые дела.

Д. Новое положение верующих в теле Христовом (2:11-22)

Никто из людей, получивших милостивое спасение Божие, не оставлен в одиночестве, но все они образуют единое целое в союзе с другими верующими. В Еф. 2:11-22 апостол Павел подробно говорит об этом союзе спасенных иудеев и язычников, объединенных в Церкви, которая есть тело Христово (1:22-23)

1. Констатация единства (2:11-13)

а. Об отчуждении в прошлом (2:11-12)

Еф. 2:11. Этот раздел Павел начинает со строго и выразительно звучащего Итак, желая привлечь внимание ефесян к тому незавидному положению, в каком они находились прежде, чем вступили в общение с Богом. Апостол призывает их помнить, что некогда (до их обращения) они, будучи язычниками по рождению, именовались иудеями необрезанными.

Иудеи, обрезанные физически (плотским обрезанием), презирали всех неевреев, и эта кличка - "необрезанные" звучала в их устах пренебрежительно. Упомянутое физическое различие между евреями и язычниками сказывалось во всех областях их жизни, обусловливая наличие непреодолимого социального и духовного барьера между ними.

Еф. 2:12. Отсутствие внешнего знака обрезания означало для язычников и непричастность их к тем пяти важным преимуществам, которые Бог дал Израилю.

Во-первых, они были без Христа, и не только в личном плане (что было верно и для многих евреев), но и в том смысле, что как народы не имели надежды на приход Мессии.

Во-вторых, они были отчуждеиы от общества израильского, т. е. не были гражданами теократического государства Израиль (сравните Рим. 9:4). Слово "отчуждены" означает "отделены". В Новом Завете оно встречается еще дважды (Еф. 4:18 и Кол. 1:21). Хотя некоторые из язычников и обращались в иудаизм (становились прозелитами), в целом оии не допускались в общество иудееи, были отчуждены от него.

В-третьих, они были чужды заветов обетования (сравните Еф. 3:6). Другими словами, они не были соучастниками заветов с Богом и, значит, не имели надежды на будущую славу и будущие благословения, какую имел Израиль. Под "заветами" Израиля с Богом, в рамках которых евреи получили ряд обетовании от Него, понимались завет с Авраамом (Быт. 12:1-3; 15:18-21; 17:1-8), Палестинский завет (Втор. 28-30), завет с Давидом (2-Цар. 7:16; Пс. 88:1-4) и Новый Завет (Иер. 31:31-34; Иез. 36:24-30). Все эти заветы - содержавшие "обещание" Мессии и благословений через Него - гарантировали Израилю существование в веках как народу, обладание землей, приход Царя и духовные благословения.

В-четвертых, язычники не имели надежды в том смысле, что, в отличие от израильтян, они не ожидали прихода Мессии-Избавителя и наступления мессианского века.

В-пятых, они были безбожники в мире (т. е. были отделены от Бога). Итак, положение язычников было отчаянным: в их существовании не было смысла, а в жизни - четкого направления; они не имели ни надежды, ни цели.

б. Нынешнее единство (2:13)

Еф. 2:13. А теперь во Христе Иисусе - этими словами подчеркивается контраст как во времени ("некогда" и "теперь"), так и в положении ("без Христа" - стих 12 и "во Христе Иисусе" - стих 13). Язычники, бывшие некогда далеко (сравните стих 17) и от Бога и от иудеев (стих 12), стали близки Кровию Христовою (сравните стих 1:7). То есть благодаря жертвенной смерти Иисуса Христа они приблизились и к Богу и к Израилю. Грех отделяет людей от Бога, и только силою Христова искупления барьер греха может быть устранен.

2. Объяснение единства (2:14-18)

Констатировав факт объединения язычников и иудеев (стих 13), Павел переходит затем к объяснению того, что это означало на практике. Темой этого раздела служат две вещи: установление мира между верующими из язычников и иудеев, и установление мира между Богом и теми, кто веруют в Него.

а. Заявление о мире (2:14-16)

Еф. 2:14. Христос Сам есть мир между уверовавшими иудеями и язычниками, соделавший из обоих (из двух человеческих групп) одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (в греческом тексте - "разделявшую их стену вражды"). Три раза в трех стихах (14, 15, 17) находим здесь слово "мир". По поводу "преграды" ("стены") предлагались различные толкования. Некоторые видели тут намек на стену, которая на территории Иерусалимского храма отделяла "двор язычников" от "двора иудеев".

Однако принять такую точку зрения трудно по двум причинам: во-первых, Павел ничего не говорит тут о храме, а, во-вторых, упомянутая стена все еще существовала в то время, когда апостол обращался к ефесянам с посланием. Другие считают, что под "стеной" ("преградой") Павел подразумевал завесу в Иерусалимском храме, отделявшую "Святое-святых" от остального помещения. Но то все-таки была завеса, а не стена.

Третьи полагают, что речь идет об "ограде" (образно выражаясь) вокруг закона, о чем упоминали порой некоторые раввины. Но они подразумевали "ограждение" (в смысле защиты) закона, а не вражду, подразумеваемую тут. На основании грамматического анализа греческой фразы можно сказать, что под "разделяющей преградой" апостол понимал не физический, а духовный барьер, т. е. вражду между иудеями и язычниками, разделявшую их. Но коль скоро Христос "убил эту вражду" (стих 16), неприязни между ними должен был прийти конец.

Еф. 2:15-16. В этих стихах Павел объясняет, как и почему этой вражде был положен конец. Она иссякла по причине смерти Христа (два последних слова во фразе упразднив вражду Плотию Своею указывают на Его физическую смерть; сравните Кол. 1:22). Своим же учением Господь "упразднил" закон, т. е. сделал его недействительным для верующих. Иуден и язычники потому и враждовали между собой, что первые стремились исполнять заповеди и постановления закона (Кол. 2:14, 21-23), тогда как вторые были вовсе этому чужды.

Принципиальное это различие и обращалось стеною ("преградой"), разделявшей их. Но теперь, когда закон утратил силу ("Христос есть конец закона" - Рим. 10:4), не осталось причин для вражды между иудеями и язычниками. Заметим, что в некоторых переводах стиха 15 между словами "вражда" и "закон" как бы стоит знак равенства (союза "а", имеющегося в русском тексте, в оригинале нет, а в английской Библии отсутствует слово "учение"), но эти переводы - неверны, потому что закон был не синонимом вражды, а ее причиной.

Полагая конец вражде, Христос преследовал две цели. Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир. Это было первой целью. Слово "новый" (каинон) означает новый по содержанию или по качеству, а не по времени (что звучало бы как неос). Этот "новый человек" (Еф. 2:15) или "новое человечество" назван также "одним телом" (стих 16), каковое есть Церковь. В Церкви язычники не становятся иудеями, а иудеи не становятся язычниками, но и те и другие делаются христианами - новой реальностью, новым единым организмом.

Второй целью, с которой Христос устранил вражду, было в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников) с Богом (сравните 3:6). Это примирение совершено было посредством креста, на котором Христос убил вражду между людьми и Богом. Будучи Сам убит на кресте, Он, в Свою очередь, убил на нем вражду, разделявшую иудео-языческий мир. В Еф. 2:14 речь идет о примирении между уверовавшими иудеями и язычниками, а в стихе 16 - о примирении между людьми и Богом. О примирении (как об устранении вражды) между человеком и Богом апостол говорит и в других посланиях (Рим. 5:10; 2-Кор. 5:18-20; Кол. 1:20).

б. Провозглашение мира (2:17-18)

Еф. 2:17-18. Союз "и", стоящий в начале стиха, связывает его со стихом 14. Христос не только является "нашим миром" (стих 14), Он, кроме того, и благовествовал мир. Когда же он это делал? Очевидно, слова Павла скорее относятся к благовествованию мира апостолами, чем Самим Христом - ведь Спаситель проповедывал почти исключительно иудеям (Матф. 10:5-6; 15:24-27).

Затем: речь тут идет скорее о проповеди мира на основании жертвеииой смерти Иисуса, чем о проповеди его на протяжении земной жизни Господа. Мир проповедан был как дальним (сравните Еф. 2:13), т. е. язычникам (которые были без Христа, отчужденные от Израиля и от заветов Божиих, стих 12), так и близким, а именно иудеям (которые имели "заветы обетования", стих 12).

В результате провозглашения мира ("устроения мира" в стихе 15) верующие из иудеев и из язычников обретают доступ к Отцу в одном Духе (сравните 1-Кор. 12:13). Слово "доступ" может означать "представление" в том смысле, что Христос "представил" Отцу верующих в Него. Однако лучше понимать его так, что Христос дает уверовавшим доступ к Отцу. Соответствующее греческое слово просагоген встречаем в Новом Завете еще дважды - в Рим. 5:2 и в Еф. 3:12. Здесь, как и неоднократно в этом послании, мы видим работу всей Троицы. Павел говорит о доступе верующих к Отцу в Духе Святом благодаря смерти на Голгофе Иисуса Христа.

Четырежды в той или иной форме апостол подчеркивает в 2:14-18, что "обои" (иудеи и язычники) стали теперь одним: 1) из "обоих" создано "одно" (стих 14); 2) "один новый человек" создан "из двух" (стих 15); 3) "в одном теле" "обои" примирены (стих 16) и 4) "и те и другие" имеют "доступ… в одном Духе" (стих 18). Невозможно выразить яснее мысль о том, что прежняя вражда вытеснена новым единством.

3. Последствия единства (2:19-22)

Сообщив о единстве верующих из иудеев и язычников и дав ему объяснение, Павел описывает затем его последствия.

а. Новые взаимоотношения как факт (2:19)

Еф. 2:19. Итак вы (уверовавшие язычники) уже не чужие (сравните стих 12) и не пришельцы. Ибо, уверовав, язычники стали согражданами святым и своими Богу. Они вошли в число искупленных людей всех времен, начиная от Адама. Это, однако, не означает, что Церковь наследует обетования, данные Израилю. Не означает по трем причинам: 1) в данном контексте Павел говорит об "одном новом человеке" (стих 15) и об "одном теле" (стих 16).

Но не потому, что язычники стали частью Израиля, а потому, что верующие - как иудеи, так и язычники - составили одно новое "человечество". 2) Апостол не случайно говорит, что язычники стали "согражданами святым" и "своими Богу" (стих 19), не употребляя при этом слова "Израиль". Если бы он имел в виду, что "Израилем" становится Церковь, то сказал бы об этом, упомянув оба эти человеческих сообщества, как сделал это в стихе 11. 3) Павел поясняет, что эти новые взаимоотношения "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (стих 20).

Начало тому, о чем он говорит, было положено не в ветхозаветные времена, а в день Пятидесятницы. Да, уверовав, язычники сделались частью некупленных всех веков (стих 19), но несомненно и то, что в "одного нового человека" они стали объединяться с уверовавшими иудеями тогда, когда в день Пятидесятницы было положено начало Церкви.

б. Учреждение нового в действии (2:20-22)

Павел представляет нам Церковь как некое грандиозное здание, святой храм, в котором обитает Бог. Этот образ Бога, обитающего в храме; взят из Ветхого Завета. Апостол говорит о закладке "фундамента" (стих 20), о сооружении "здания" (стих 21) и о функционировании его (стих 22).

Еф. 2:20. Вначале он описывает фундамент здания. Верующие из язычников потому стали "согражданами святым" (стих 19), что они были утверждены на основании Апостолов и пророков. Тут имеются в виду не ветхозаветные, а новозаветные "пророки". Само это слово "пророки" как здесь, так и в 3:5 и 4:11, следует за словом "апостолы". Речь идет о людях, получивших откровение тайны Церкви в нынешнем веке - той тайны, которая в прошлые века, т. е. в ветхозаветное время (3:5), была от людей сокрыта.

"Апостолы и пророки" могут быть названы "основанием" - в том смысле, что они: а)заложили его, или б) сами являются (что представляется более верным) этим основанием. Тогда начало 20 стиха можно было бы прочесть так: "будучи утверждены на основании, составленном Апостолами и пророками". Такое понимание согласуется с 4:11, откуда следует, что апостолы и пророки были одаренными людьми, данными Церкви в качестве ее основания. "Вписывается" оно и в данный контекст где сказано, что определяющей частью основания является Сам Иисус Христос который назван тут краеугольным камнем.

В древней строительной практике краеугольный камень закладывался очень тщательно. Это было крайне важно, так как по нему бывало сориентировано все здание. Что же касается основания Церкви, т. е. апостолов и пророков, то им необходимо было строго равняться на Христа. Ибо на этом основании "устроились" все остальные верующие, соразмеряя свои жнзии со Христом.

Еф. 2:21. Затем Павел переходит к теме сооружения здания. В Христе все здание, слагаясь стройно… Греч, причастие синармологоумене, переведенное как "слагаясь стройно" (оно же употреблено в Еф. 4:16 и больше не встречается ни разу), подразумевает цельную, хотя, возможно, и состоящую из многих "камней", часть здания, возвышающуюся над фундаментом. Этим причастием подчеркивается, что разные составляющие части искусно пригнаны друг к другу, а не просто уложены как придется.

Итак, часть здания (или "стены" его), поднимающаяся над фундаментом, возрастает (греческое время указывает тут на продолжающееся действие) в святой храм в Господе. Это означает, что Церковь является живым организмом, растущим по мере того, как присоединяются к ней все новые и новые верующие (сравните Еф. 4:15-16; 1-Пет. 2:5).

Верующие иудеи и язычники "соединяются" в этот единый организм, названный "святым храмом" (сравните с "новым человеком" в Еф. 2:15 и с "одним телом" в стихе 16). Греч, наос ("храм") всегда относится к собственно, зданию Иерусалимского храма, а не ко всему его комплексу, включая открытые дворы (гиерон).

Еф. 2:22. Далее апостол говорит о "функционировании" храма. Сооружая его, Бог помещает в это духовное "строение" верующего за верующим - как бы "встраивая" их в него, что и передано словом устрояетесь. Назначение храма - сделаться жилищем Божиим. В Ветхом Завете слава Господня наполняла храм, и это означало, что Бог находился среди людей. В наше время Бог обитает в Своем новом храме, сооруженном не из неодушевленного строительного материала, а из живых людей, верующих во Христа.

Бог Духом Святым живет в каждом из них (Иоан. 14:17; Рим. 5:5; 8:9,11; 2:12; Гал. 3:2; 4:6; 1-Иоан. 3:24; 4:13, и в этом смысле каждый верующий становится "храмом" (1-Кор. 6:19). Однако в Еф. 2:21-22 речь идет о храме - как месте обитания Святого Духа - составленном всеми христианами сообща (1-Кор. 3:16; 2-Кор. 6:16) - как иудеями, так и язычниками.

Заключительная мысль Павла в том, что, хотя прежде язычники и были отчуждены от Бога, теперь они составили одного "нового человека" с верующими иудеями. И этот новый организм подобен храму, возведенному на апостолах и пророках, краеугольным камнем которого является сам Христос; в этом храме посредством Своего Святого Духа и обитает ныне Бог.

Е. Возвещение Павлом тайны Божией

Покончив с вопросом объединения верующих иудеев и язычников в Церковь Христову (2:11-22), апостол как будто бы намеревался вознести Богу молитву за них; внезапно он, однако, останавливается посреди фразы (в конце 3:1) и обращается к теме тайны Христовой. Он раскрывает эту тайну и говорит о своей ответственности за возвещение ее. А затем, начиная с 14 стиха, возобновляет прерванную молитву.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии