Толкование Библии, Послание к Ефесянам 3 глава
Новый Завет
Послание к Ефесянам
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
1. Вступление (3:1)
Еф. 3:1. Слова для сего-то (стих 14 начинается с них же) обращают читателей к тому, что было сказано в 2:21-22, - относительно возведения верующих (иудеев и язычников) на некий новый уровень существования. Но в более общем плане они возвращают нас ко всей первой части Послания, где Павел ведет речь о милости Божией к язычникам.
Говоря: я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников, апостол имел в виду свое тюремное заключение в Риме - за служение Христу (Еф. 4:1; 2-Тим. 1:8; Филим 1,9), а более конкретно - за то, что он был апостолом язычников (2-Тим. 1:11-12). По причине своего преданного отношения к служению, которое Бог поручил ему среди необрезанных (Еф. 3:2), Павел вызвал ожесточенную неприязнь к себе со стороны иудеев. Результатом ее были нападки на него в Иерусалиме, и она же привела его на суд власть имущих в Кесарии и Риме.
2. Тайна (3:2-6)
а. Служение Божией благодати (3:2)
Еф. 3:2. Прервав на середине свое предыдущее предложение (стих 1; в греческом и англ. текстах оно не оканчивается точкой, как в русской Библии), Павел приступает к развитию иной мысли в новом длинном предложении, которое в греческом оригинале оканчивается в стихе 13 (это - одно из восьми длинных предложений в Послании к Ефесянам - толкование на Еф. 1:13-14). Это условное предложение, начинающееся с Как вы слышали (3:2); апостол был уверен в том, что ефесяне знали о возложенной на него ответственности, и теперь он говорит о ней подробнее.
Павел пишет о домостроительстве благодати Божией, данной ему (стих 2), и заключает предложение просьбой к ефесянам не унывать при мысли о его заточении в Риме (стих 13). В стихах 3-12 он излагает подробности своего благовестия и служения. Слово домостроительство (ойкономия - сравните стих 9) имеет значение "управления", "распоряжения", точнее - "доверения" управления чем-то (в 1-Кор. 9:17 это слово переведено ках "вверенное мне служение", а в Кол. 1:25 - как "по домостроительству, вверенному мне").
Смысл сказанного в этом стихе (подробнее это развивается в 3:6-8) в том, что Павел должен был служить благодати Божией, распространяя благовестие Его (и отвечая за это распространение). Благодать, служителем которой он призван был быть, дана была ему для возвещения ее язычникам, в частности, и ефесянам (стих 1 - "за вас"), потому что Павел был апостолом язычников (Гал. 2:7; Еф. 3:8).
б. Откровение тайны (3:3-5)
Еф. 3:3. Потому что, с которого начинается этот стих, подтверждает, что тайной является "благодать", о которой упомянуто в стихе 2. Но о содержании тайны (или истины ранее неизвестной) не говорится вплоть до 6 стиха. Самому Павлу оно сделалось известным чрез откровение, и он уже вкратце писал об этом не в ином каком-то послании, а в этом же (в 2:11-22).
Еф. 3:4. Верующие в Ефесе могли усмотреть разумение (синесин; сравните Кол. 1:9; 2:2) Павлом тайны Христовой (сравните Кол. 1:27; 2:2), читая то, что он написал о ней выше. Дальнейшие слова апостола (Еф. 3:5-6) еще более свидетельствуют о понимании им вверенной ему тайны. Своим "разумением" он был, однако, обязан не собственной сообразительности, а откровению Божию.
Еф. 3:5. И вот он говорит о времени раскрытия этой тайны. Она не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта… Это утверждение породило некоторое разномыслие среди изучающих Библию. Проблема упирается в короткое слово "как" (хос). Некоторые усматривают здесь "сравнение степени", понимая упомянутое слово в том смысле, что тайна, о которой идет речь, частично была открыта еще в Ветхом Завете, но полностью только теперь, в век Церкви. То есть идея стиха в том, что в прошлом Бог не открыл эту тайну до такой степени, как в настоящее время. Другие же воспринимают наречие "как" в том значении, что в ветхозаветное время тайна не была открыта вовсе, и что впервые откровение ее совершилось в дни Нового Завета.
В пользу второй точки зрения говорят пять соображений: 1) Хотя наречие "как" чаще употребляется в сравнительных оборотах, каковой видится и здесь сторонникам первой точки зрения, употребляют его и в "описательном" смысле; к примеру, в Деян. 2:15 Петр говорит об учениках: "Они не пьяны, как вы думаете"
2)На то, что тайна эта была ранее скрыта, указывает сам контекст (Еф. 3:9).
3)В параллельном месте - в Кол. 1:26 - слова "как" нет, но недвусмысленно говорится об этой же тайне как о "сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его".
4)Функция наречия времени "ныне" (ней) согласуется тут - в противопоставлении одного времени другому - с таковой в Кол. 1:26. В прошлом эта тайна не была известна, но "ныне" она открыта. Подтверждению этой мысли служит то же наречие времени нон, ках употреблено оно в Еф. 3:10: "Дабы… многоразличная премудрость Божия" (которая до поры тоже оставалась тайной) "ныне" стала известна "начальствам и властям на небесах". Но если и небожители не знали об этой тайне в ветхозаветные времена, как могли знать ее люди? Коль скоро властям небесным стала она "известною через Церковь" (которая не существовала до дня Пятидесятницы), ясно, что и люди до этого не были осведомлены о ней.
5)Само по себе слово "открыта" подразумевает "закрытость" прежде или "скрытость" того, что теперь открыто. Следовательно, неверно думать, будто "тайна Христова" частично уже была открыта в Ветхом Завете.
Те, кто придерживаются первой точки зрения, ссылаются на такие места, как Ис. 2:1-4 и 61:5-6, из которых следует, что язычники получат Божий благословения, наряду с Израилем. Однако там речь идет о Тысячелетнем Царстве, а не о том, что язычники и иудеи сообща образуют Церковь и в этом смысле составят "одно тело".
Эта тайна была открыта Духом (Еф. 2:22) Апостолам Его и пророкам (сравните 2:20; 4:11). Выдвигали мысль, что она была открыта апостолу Павлу, однако, в Еф. 3:5 ясно говорится, что тайна была открыта многим апостолам и пророкам; Павел же был в их числе - тех, кому надлежало "возвещать" ее.
в. Характер и содержание тайны (3:6)
Еф. 3:6. Павел излагает теперь сущность тайны. Трояко определяет он уверовавших язычников вместе с уверовавшими иудеями как а)сонаследников Божиих богатств (1:3-14), б) составляющих одно тело (сравните 2:16) и в)сопричастников обетования Его (т. е. обещания о пришествии Мессии; сравните Еф. 2:12 и Кол. 3:29) во Христе Иисусе (в толковании на Еф. 2:19 и 3:5 о взаимоотношениях Церкви и Израиля).
Таким образом "тайна" - это не нечто таинственное, но некая духовная священная истина, сокрытая от людей прошлых веков и открытая ныне. Откровение ее совершается посредством благовествования; а состоит она в том, что верующие иудеи и язычники составляют одно тело. Тайна, следовательно, не в том, что язычники могут спастись, - об этом говорилось и в Ветхом Завете, а в объединении верующих иудеев и язычников. Концепция эта имела революционное значение как для тех, так и для других!
3. Служение (3:7-12)
Дав пояснение относительно тайны (стихи 2-6), Павел переходит к вопросу своего служения по возвещению этой тайны язычникам
а. Определение Павла на служение (3:7-8а)
Еф. 3:7-8а. Которого (т. е. благовествования) служителем сделался я, - пишет апостол (сравните Кол. 1:23). Не идею подчиненности выражает слово "служитель" (диаконос), как выражает ее слово дулос ("раб"), а идею выполнения порученного дела (сравните со "служителями" в Иоан. 2:5,9). Это служение возможно благодаря дару благодати Божией (сравните Еф. 3:2), данной Павлу действием силы Его (сравните Еф. 1:19; Кол. 1:29).
В греческом подлиннике более четко выражена мысль, что на служение свое Павел был подвигнут именно этим "даром благодати Божией" и что продолжалось оно "действием (енергейан) силы (динамеос) Его". Ответное служение этой благодати - силою Божией, а не своею собственною - и составляло задачу Павла, хотя он и считал себя наименьшим из всех святых (сравните Еф. 1:1, 15), что говорит о глубоком смирении апостола перед лицом несравненной в щедрости ее Божией благодати.
б. Сущность служения (3:8б-9)
Еф. 3:8б-9. Две функции исполнял Павел в этом служении. Во-первых, ему надлежало благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово. А во-вторых, - открыть всем, в чем состоят домостроительство тайны. Хотя служил он и иудеям, и язычникам (сравните толкование на Деян. 9:15), особое назначение его состояло в том, чтобы быть "апостолом язычников" (Рим. 11:13; Гал. 1:16; 2:7-8).
Кое-что язычники могли знать о богатстве Христовых благословений (сравните "богатство благодати Божией" в Еф. 1:7; 2:7 и "богатство" Его милости в Еф. 2:4). Однако неисследимое (здесь анексичниастон - буквально "неподдающееся прослеживанию"; встречается только тут и в Рим. 11:33) это богатство полностью не может вместиться в человеческое сознание.
Павел должен был раскрывать всем, а не только ефесянам (сравните Еф. 3:2), этот основанный на благодати характер управления (по-русски "домостроительство") Богом тем, что составляло Его священный секрет (стихи 3-4, 6). Секрет этот или тайна сокрыта в Боге (сравните стих 5), Творце вселенной. Еще до создания Им всего сущего Бог имел в виду это чудесное дело - как часть Своего плана от вечности (1:4,11).
в. Цель служения (3:10-12)
Еф. 3:10-12. Цель служения Павла сформулирована им так: дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. В классическом древнегреческом языке слово полипойкилос ("многоразличная") обычно применялось к богатству цветника или к многоцветью узора (слово одного с ним корня, по-русски тоже переданное как "многоразличной", встречаем в 1-Пет. 4:10).
О "многоразличной премудрости Божией" здесь говорится не применительно к факту искупления, но как о проявившейся в учреждении новых взаимоотношений между верующими иудеями и язычниками, которые объединились в "одно тело". Средством приведения этой премудрости в действие или осуществления ее на практике сделалась Церковь; а возвещалась она начальствам и властям на небесах (сравните Еф. 1:3) - имеются в виду как добрые, так и злые ангелы, что следует, в частности, из Еф. 6:12 (сравните 1:21). Наблюдая за созданием Церкви, в которой объединяются иуден и язычники, небожители не могут не принять это как свидетельство Божией мудрости.
Эта тайна - заключавшаяся в объединении тех и других в "одно тело" (3:6) - была открыта апостолам и пророкам (стих 5), и ее-то провозглашал Павел (стихи 7-9). Провозглашал с тем, чтобы продемонстрировать ангелам премудрость Божию в ее "многоразличии". Весь этот план соответствовал Его предвечному определению (или цели), которое Он исполнил во Христе Иисусе Господе нашем (стих 11).
Это может означать, что Бог и ныне осуществляет Свою упомянутую цель, либо, что она уже осуществлена Им около 2000 лет назад. Вторая точка зрения предпочтительнее, поскольку а) глагол "исполнять" стоит в прошедшем времени и б) объединение верующих иудеев и язычников в "одно тело" оказалось возможным в результате смерти Иисуса Христа.
Чрез веру в Христа христиане имеют дерзновение (сравните Евр. 3:6; 4:16; 10:19) и надежный доступ (сравните Еф. 2:18; Рим. 5:2) к Богу. И хотя предвечное Божественное определение исполнилось во Христе около двух тысячелетий назад, христиане и сегодня сохраняют право на смелое ("дерзновенное") и уверенное ("надежное") обращение ("доступ") к Богу.
4. Увещание (3:13)
Еф. 3:13. В греческом тексте этот стих завершает длинное предложение, начатое в стихе 2. Если Ефесяне в самом деле понимали значение того факта, что Павлу поручено было "домостроительство благодати" (стих 2), другими словами, - формирование Церкви с привлечением в нее язычников, то им не следовало унывать по причине его скорбей, переносимых ради них. Ибо его страдания были направлены на их благо и оборачивались славою для них.
Ведь если бы апостол не возвещал язычникам благодать Божию и доверенную ему тайну Божиего домостроительства, то иудеи не питали бы к нему ненависти и он не был бы заключен в тюрьму. Его проповедь несла спасение язычникам, но она же навлекала на него гнев со стороны иудеев. Вместе с тем многие из них становились членами Церкви, т. е. тела Христова, и таким образом входили в славу Его.
Ж. Молитва об укреплении любви (3:14-21)
Констатировав, что верующие из язычников составляют теперь "одного нового человека" (2:15), т. е. "тело Христово", Павел возносит молитву о том, чтобы это их единство являло себя на практике. Его желание в том, чтобы верующие воистину познали и ощутили на себе Христову любовь и в результате обрели способность проявлять ее по отношению друг к другу.
1. Подход к молитве (3:14-15)
Еф. 3:14-15. стихи 14-19 составляют в греческом подлиннике еще одно длинное предложение в этом послании (толкование на 1:13-14). Выражение Для сего, будучи употреблено в 1 стих, когда Павел собирался приступить к молитве, здесь повторяется. Он тогда, не окончив начатого предложения, перешел к объяснению тайны тела Христова и смысла своего служения по возвещению этой тайны.
Преклонение Павлом колен соответствует одному из положений тела при молитве (которую можно возносить не только на коленях, но и стоя, либо простершись ниц), как это видно из Писаний. Выражение от которого именуется всякое отечество (по-английски "всякое отечество" передано как "вся Его семья") означает, что все творение, включая ангелов и людей, составляет одну семью, Отцом которой является Бог. Здесь, правда, возникают проблемы как грамматического характера (в греческом тексте местоимение "Его" отсутствует), так и богословского.
Автор этого комментария полагает, что лучше поэтому перевести эту фразу как "от Которого… всякая семья", т. е. близко к русскому варианту: "от Которого всякое отечество". Павел не имел, по-видимому, в виду, что Бог является Отцом всех и каждого, но скорее - что Он есть прообраз всякого отцовства. Само это понятие "Отец" происходит от Бога, а не от человека. Он есть первый Отец, Единственный, чье отцовство - "непроизводно". Поэтому-то каждая человеческая семья именуется (или берет свое имя) от Него, т. е. существует как семья, имеющая отца, благодаря Ему. Этому Отцу и возносит молитву Павел.
2. Содержание молитвы (3:16-19)
Хотя предложение в целом начинается стихом 14 и заканчивается стихом 19, сама просьба, содержащаяся в ней, излагается, начиная с 16 стиха: лишь об одном просит Павел в этой молитве.
а. Об укреплении во внутреннем человеке (3:16-17)
Еф. 3:16-17. Первая часть просьбы Павла в том, чтобы Бог по богатству славы Своей (сравните 1:7,18; 2:4,7; 3:8) дал верующим крепко утвердиться ("кратаиофенаи") - "быть достаточно сильным, чтобы преодолеть сопротивление" -слова того же корня находим в 1:19 и в 6:10) Духом Его в их внутреннем человеке (т. е. в наисокровеннейшей глубине их человеческой личности). В результате этого Христос по вере их сможет вселиться в сердца их, т. е. опять-таки в сокровенные глубины личности каждого из них.
Слово "вселиться" подразумевает не начальное вхождение Христа в верующего человека в момент его обращения, а скорее желание, чтобы Господь мог "обрести в нем дом", иначе говоря, глубоко укорениться в его жизни. Верующие должны позволить Христу стать определяющим фактором в их повседневном поведении, в подходе к вещам и во взаимоотношениях с другими людьми.
б. Цель выраженной просьбы: уразуметь Христову любовь и исполниться полнотою Божией (3:18-19)
Еф. 3:18-19. В продолжение своей молитвы Павел повторяет ту мысль, чтобы Христу стать центром жизни каждого верующего человека. Далее перевод с греческого на английский язык отличается от такового на русский. По-английски 18 стих звучит так: "И я молюсь, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, возымели силу для постижения со всеми святыми, насколько широка (в значении "объемлюща") и долговременна, глубока и высока любовь Христа". Меры, на которые ссылается здесь Павел, подразумевают не столько необходимость тщательного постижения верующими Господней любви, сколько громадность этого явления, которое им предстоит уразуметь или постичь.
Любопытно, что тут, как это уже было в а) 1:13-14; б) 1:17; в)2:18; г)2:22 и д)3:4-5, - Павел снова говорит о Троице вместе: об Отце (стих 14); о Духе (стих 1б) и о Сыне (стих 17).
Смысл вышеупомянутого "постижения" в том, чтобы познать на опыте любовь Христову (стих 19), которая превосходит всякое разумение (сравните схожую мысль в Фил. 4:7). Чем больше христианин познает Христа, тем больше восхищается он любовью Господа к себе.
Конечная цель всего этого - дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Русский перевод этой фразы наталкивает на мысль, что в жизни христианина может проявиться вся Божия полнота; в современном английском варианте Библии фраза эта переведена более правильно, с учетом греческого слова "ейс", пропущенного при переводе на русский язык. В соответствии с подлинником мысль эта должна звучать так: "дабы вам исполниться до установленной меры всею полнотою Божией".
Вся (в значении безграничности ее) полнота Божества - только во Христе, и лишь в Нем может иметь "полноту" верующий (Кол. 2:9-10). Хотя в идеальном смысле эта Божественная полнота во Христе есть уже достояние верующего, Павел молится о том, чтобы она на практике могла, осуществляться в жизни каждого христианина (Еф. 4:13). Осознание на опыте Божиего морального совершенства и его полноты побуждает верующих - как иудеев, так и язычников, - любить друг друга. Принципиально они составляют одно целое во Христе, но им и в повседневной жизни необходимо питать взаимную любовь как составляющим в Нем одно.
3. Завершение молитвы (3:20-21)
Еф. 3:20-21. Павел заканчивает эту молитву славословием. Он прославляет Бога, Который, может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, - силою, действующею в нас. Ни людям, ни ангелам (3:10) не приходило на ум, что иудеи и язычники могут функционировать как одно тело. Однако силой Божией любви, действующей в жизни каждого христианина, это, по убеждению Павла, могло стать реальностью - чтобы верующие из иудеев и язычников действовали сообща и любили друг друга.
Мысль об этом поражает и кажется противоестественной, но Богу по силам осуществить ее. Апостол потому и возносит Богу славу, которая должна проявиться в Церкви, где совершается чудо взаимной любви, и во Христе Иисусе, благодаря Которому сделался возможным этот союз между христианами иудейского и языческого происхождения.
Слава Богу за это свершение будет возноситься во веки веков (Рим. 11:36; 2-Тим. 4:18). Этим славословием подводится итог не только молитве Павла, но и первым трем главам его Послания к Ефесянам.