otveti.org»Толкование Библии»Послание к Титу»1 глава

Толкование Библии, Послание к Титу 1 глава

I. Приветствие (1:1-4)

Тит. 1:1. Вначале Павел представляет себя как раба (слугу) Божий. Обычно (имея, несомненно, в виду то, что произошло с ним на пути в Дамаск; Деян. 9:1-9) Павел называл себя "рабом Иисуса Христа". Только здесь он назвал себя "рабом Божиим". С другой стороны, представляться апостолом Иисуса Христа для Павла естественно и характерно. Оба эти титула ("раб" и "апостол") подразумевали две его главные заботы: веру избранных Божиих (сравните Рим. 8:33; Кол. 3:12) и познание ими истины, ведущей к благочестию (сравните 1-Тим. 2:4; 2-Тим. 2:23; 3:7).

Вторую часть первого стиха правильнее читать так: "ради веры избранных Божиих и познания истины, ведущей к благочестию". Бог пользовался Павлом, чтобы призывать к Себе тех, кого Он избрал (1-Фес. 1:2-10) и учить их истине, которая ведет к благочестивой жизни (сравните 1-Тим. 6:3). Иначе говоря, служение Павла было направлено как на спасение, так и на освящение Божьего народа.

Тит. 1:2-3. И служение это осуществлялось им в свете надежды на вечную жизнь, которую обещал избранным своим неизменный в слове Бог еще до начала времен (сравните 2-Тим. 1:9). Однако лишь в определенное Им время сделалось возможным полностью уразуметь это слово Его через проповедь, вверенную Богом Павлу. Апостол и здесь, как это характерно для Пастырских посланий, называет Бога Спасителем (сравните 1-Тим. 1:1; 2:3; 4:10; Тит. 2:10; 3:4).

В центре Павловой проповеди - извечный план Бога спасти людей для Себя, в отличие от мирских планов "освободить" их посредством изменения социальных структур.

Тит. 1:4. Тит был первым и формальным адресатом этого письма, которое, как и 1 и 2-Тимофею, предназначалось для прочтения широкой аудитории. Апостол называет его истинным сыном, возможно, потому, что Тит был его обращенным. То же словосочетание было употреблено Павлом и по отношению к Тимофею (1-Тим. 1:2). Но возможно оно лишь свидетельствует о том, что Павел был наставником и покровителем Тита; не исключаются и обе причины одновременно.

Приветствие - благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя вашего, - типично (сравните 1-Тим. 1:2; 2-Тим. 1:2), за исключением последних двух слов, которые ранее (Тит. 1:3) были употреблены по отношению к Богу Отцу. В письме к Титу апостол прилагает термин "Спаситель" к первым двум Лицам Божества - попеременно (сравните 2:10 и 13; 3:4 и 6).

II. Характеристика пресвитеров и епископов (1:5-9)

Тит. 1:5. Как Тимофея в Ефесе (1-Тим. 1:3), оставил Павел Тита на Крите, чтобы тот позаботился о назначении достойных руководителей для недавно возникших там христианских церквей. В письме апостол, видимо, повторял то, о чем уже говорил Титу лично, - как для него самого (для закрепления этого в его памяти), так и для общины в целом. Дело на Крите было не докончено по причине краткости пребывания там Павла.

И Титу надо было довершать его, поставив по всем городам пресвитеров. Следовательно, в отсутствие апостола Тит действовал как его представитель (сравните Деян. 14:23). И власть, доверенная ему, была как бы продолжением Павловой власти. Этот феномен церковной власти прерывается с окончанием Апостольского века.

Тит. 1:6. Как и в 1-Тим. 3:2-7, Павел характеризует тут пресвитеров и епископов - как с точки зрения того, что не должно, так и того, что должно быть им присуще (сравните толкование на 1-Тим. 3:1). Здесь этих "данных" насчитывается 17. В обоих посланиях, в сущности, перечисляются одни и те же "особенности": пресвитер должен быть:

1) непорочен;

2) муж одной жены (вероятно, имеется в виду, что пресвитером мог быть человек, лишь однажды состоявший в браке; сравните толкование на 1-Тим. 3:2).

3) Дом пресвитера (епископа) должен быть под его контролем (подразумевается - не только житейским, но и духовным). Его дети должны быть верующими, не укоряемыми в распутстве или непокорности. Объяснение этим требованиям Павел дал в послании к Тимофею (1-Тим. 3:5).

Тит. 1:7. В этом стихе Павел переходит на термин епископ; два эти слова - "пресвитер" и "епископ" - были для апостола синонимами, обозначавшими один и тот же вид церковного служения. Единственное число, в котором стоит слово "епископ", не означает, что в каждой общине должно было быть по одному такому служителю; им просто выражено это понятие - "епископ", каковые (сколько бы их ни было) должны были обладать перечисленными Павлом свойствами. "Непорочность" епископов подчеркивается (стих 6) - как домостроителей Божиих. Коль скоро страдает репутация церковного руководителя, страдает и репутация Бога.

Павел перечисляет пять пороков, которые не могут быть присущи епископу; он должен быть:

4) не дерзок;

5) не гневлив (сравните Иак. 1:19-20);

6) не пьяница;

7) не бийца (т. е. не любитель драться; сравните пункты 6 и 7 с 1-Тим. 3:3);

8) не корыстолюбец (сравните толкование на 1-Тим. 6:5).

Тит. 1:8. В 8 стих перечислены положительные свойства, которыми следует обладать епископу. Он должен быть:

9) страннолюбив (сравните 1-Тим. 3:2);

10) любящий добро (сравните Пс. 14);

11) целомудрен (сравните 1-Тим. 3:2; Тит. 2:2;

12) справедлив;

13) благочестив и

14) воздержан.

Тит. 1:9. Имеющему эти обязательные для него нравственные и духовные свойства, епископу, кроме того, следует быть надежным человеком в его отношении к Слову.

15) он должен держаться истинного слова, согласного с учением (т. е. "которому он был научен"); по-гречески это "согласного с учением" подчеркнуто стоит в начале фразы. По мысли Павла, епископ - хранитель истины, которую должен глубоко разуметь и крепко держаться ее;

16) чтобы он был силен и наставлять (других) в здравом учении; и

17) противящихся ему обличать.

III. Характеристика лжеучителей (1:10-16)

Тит. 1:10. Упомянув о тех, кто противятся истине, Павел дает им нелестную характеристику в глазах Тита, а затем советует, какого подхода к ним держаться. Вот главные их три особенности: непокорны (сравните Иуд. 1:8), пустословы и обманщики. Особенности эти были присущи и противникам Тимофея в Ефесе (сравните 1-Тим. 1:3-11; 6:3-10; 2-Тим. 2:14-18); на Крите же Тит столкнулся с их очевидным проявлением в группе евреев (обрезанных; сравните Деян. 11:2; Гал. 2:12).

Тит. 1:11. Лжеучителям должно заграждать уста, т. е. так решительно их обличать, чтобы они вынуждены были умолкнуть; ведь они наносили вред целым семьям, входившим в общину (сравните 2 Тим. 3:6): Как и Тимофею, Титу следовало запрещать этим людям учить неким вредоносным вещам - под угрозой исключения из общины (сравните 1-Тим. 1:3-4; 2-Тим. 3:5). Вновь осуждает Павел мотивы, которыми руководствовались лжеучители: постыдную их корысть (сравните толкование на 1-Тим. 6:5).

Тит. 1:12. С целью обосновать свое нелестное отношение к критянам Павел цитирует критского поэта и философа Эпименида, жившего в 6 веке до Р. Х., которого многие считали пророком, знавшимся с богами. У Эпименида слова, приводимые Павлом, относились к некоей конкретной выдумке критян (будто у них на острове погребен Зевс, что звучало кощунством для тех, кто считали этого верховного бога греков вечно живущим); В дни Павла эти слова сделались поговоркой, и апостол лишь хотел подчеркнуть ею незавидную репутацию критян. Конечно, среди христиан было в то время на острове много достойных людей, но Павел имел в виду, что критским лжеучителям в полной мере было присуще То, о чем писал в свое время поэт.

Тит. 1:13-14. Как восприняли в критской общине столь откровенное высказывание Павла, неизвестно, но пройти мимо его слов: Свидетельство это справедливо там не могли. Лжеучители - увы! - вполне соответствовали критскому "стереотипу". А, значит, их отрицательное влияние следовало лишить силы, ради их собственного, в частности, спасения. Апостол наставлял Тита: обличай их строго, дабы они были здравы (сравните 1-Тим. 1:10; 6:3-4) в вере. И перестали внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Тит. 1:15-16. "Постановления" из стиха 14 - особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите - несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (сравните Кол. 2:20-23; 1-Тим. 4:1-5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение - проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (сравните Мар. 7:15; Лук. 11:39-41).

Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно "осквернением" ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (сравните 1-Иоан. 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта