otveti.org»Толкование Библии»Послание к Титу»2 глава

Толкование Библии, Послание к Титу 2 глава

IV. О благочестивом поведении Различных групп верующих

А. О старцах (2:1-2)

Тит. 2:1. Ты же звучит как подчеркнутое противопоставление лжеучителям. Титу следовало наставлять общину в здравом учении, мотив которого постоянно звучит в Пастырских посланиях (сравните 1-Тим. 1:10; 6:3; 2-Тим. 1:13; 4:3; Тит. 1:9,13; 2:2). Наряду с мыслью о том, что не всякое поведение со "здравым учением" согласуется (сравните 1-Тим. 1:10; 6:3). Те, кто попали в ловушку к лжеучителям (Тит. 1:16), перестали в делах своих и действиях держаться принципов здравого учения. Далее Павел подробно останавливается на том, каким должно быть благочестивое поведение.

Тит. 2:2. Обращаясь к различным возрастным группам общины, он начинает со старцев. Титу так следовало наставлять их, чтобы в их повседневном поведении все более проявлялись черты нравственной и духовной зрелости - чтобы были они бдительны, степенны, целомудренны, чтобы славились главными христианскими добродетелями: верой, любовью и терпением.

Б. О старицах (2:3)

Тит. 2:3. Обращаясь к пожилым женщинам, апостол подчеркивает необходимость для них одеваться прилично святым (т. е. соответственно нравственным нормам христианской веры и с учетом их возраста), не быть клеветницами (сравните 1-Тим. 3:11), не иметь пристрастия к вину (сравните 1-Тим. 3:8). Увлечение сплетнями и вином представляло реальную угрозу для женщин, которые вырастили своих детей и имели теперь избыток свободного времени (сравните 1-Тим. 5:13-14).

Их время, эмоции и энергию Титу следовало направлять в полезное русло, побуждая пожилых учить добру тех, кто имели меньше жизненного опыта. Тогда как молодым женщинам, обремененным детьми, следовало главным образом сосредоточиться на домашних заботах, старшим представлялась похвальная возможность учить их полезным вещам, в которых те не были достаточно сведущи.

В. О молодых женщинах (2:4-5)

Тит. 2:4-5. Павел конкретизирует то, что понимает под "добром" (стих 3). В утверждении, по крайней мере, в семи добродетелях могли бы пожилые помогать молодым. Перечисляемое апостолом несомненно отражает его представления о том, что должно превалировать в жизни молодых христианских жен и матерей. Они должны:

1) любить мужей;

2) любить детей;

3) быть целомудренными;

4) чистыми;

5) попечительными о доме;

6) добрыми и

7) покорными своим мужьям.

Являя это активное добро, писал апостол, молодые христианки станут снискивать себе уважение у "внешних" и тем препятствовать неуважительным отзывам об учении их Господа (да не порицается слово Божие).

И сегодня, хотя на деле мы часто видим нечто противоположное, христианки могут быть по-прежнему уверены, что Господь воздаст тем, кто любят то, что любит Он, кто хранят верность слову Его.

Г. О юношах (2:6-8)

Тит. 2:6. Юношей также увещевай быть целомудренными. Слово "целомудренные" в англ. Библии всюду передано как "умеющие управлять собой" - добродетель, в которой молодежь зачастую несильна; между тем, Павел призывал к ней христиан из всех возрастных групп (сравните стих 2, 5). В Пастырских посланиях соответствующее греческое слово встречается особенно часто, свидетельствуя, как важны были в глазах апостола такие черты христианского характера, как скромность, благоразумие, сдержанность.

Тит. 2:7-8. Советы апостола Титу обретают подчеркнутый смысл в свете того, что и он, его сотрудник и представитель, тоже, в сущности, был молодым человеком ("юношей"). В качестве такового ему следовало служить примером другим (возможно, молодым людям, в первую очередь) во всем; являть образец добрых дел (сравните 1-Тим. 4:15-16).

В учительстве он должен был демонстрировать чистоту, степенность, неповрежденностъ - с тем, чтобы слово его было здравым, не подающим повода к осуждению (неукоризненным). Павла всегда это беспокоило - чтобы ненароком не дать случая противникам христиан говорить о них худое. Апостол понимал, что свои нападки и наветы те не прекратят, но заботился о том, чтобы всячески затруднять им возведение небылиц на верующих.

Д. О рабах (2:9-10)

Тит. 2:9-10. На рабах, которые в 1 веке составляли значительную часть христианских общин, тоже лежала обязанность прославлять Бога своей жизнью (толкование на 1-Тим. 6:1). Пять требований предъявлял апостол к христианам, находившимся в услужении у других. Титу следовало учить их:

1) повиноваться своим господам;

2) угождать им во всем;

3) не прекословить им;

4) не красть;

5) быть верными господам, стараясь заслужить у них доверие (оказывать всю добрую верность).

С мирской точки зрения все это не входило в обязанности раба по отношению к его господину; но иное дело - с христианской. Ведь раб - христианин в сущности не земному своему хозяину служит, а Господу Иисусу Христу, от Которого и получит награду (Кол. 3:23-24). Потому и следует ему избегать всего противозаконного, но стремиться во всем подражать Самому Христу (сравните 1-Пет. 2:18-25). Только тогда послужит жизнь его украшением учению Спасителя нашего Бога. Так на примере рабов Павел вновь возвращается к теме всего этого раздела (Тит. 2:1-10): поведение верующего должно соответствовать "здравому" христианскому учению.

V. Роль благодати в благочестивом поведении (2:11 - 3:11)

А. Воспитательное действие благодати (2:11-14)

Тит. 2:11-12. Глубоко вникнув в рассматриваемый апостолом со всех сторон вопрос христианского учения и христианского поведения, мы увидим, что именно Евангелие благодати Божией учит верующих, как им правильно жить. Эта благодать - спасительна для всех человеков (в том смысле, что делает спасение доступным для всех; это согласуется со сказанным апостолом в 1-Тим. 2:4,6; 4:10). При этом ссылки его на Бога (Отца) как на Спасителя (сравните 1-Тим. 2:3; 4:10; Тит. 2:10) позволяли Павлу утверждать, что через Христа спасение доступно именно всем, что "доступность" его носит универсальный характер.

Весть о Божией благодати, если вникнуть во все ее значение, побуждает христиан отвергать нечестие и мирские похоти (сравните Евр. 11:24-26) и жить праведно и благочестиво в нынешнем веке.

Тит. 2:13-14. С одной стороны, весть о благодати Божией воздействует на поведение верующего, привлекая его внимание к прошлому, в котором Бог явил милость по отношению к нему (им никак не заслуженную); принцип ее действия объясняется в одной из притч Господних (Матф. 18:23-25). С другой стороны, благовестие благодати, способствует благочестивой жизни верующего, привлекая его внимание к будущему.

Христиане ожидают осуществления благословенной своей надежды (ожидая блаженного упования), а именно: явления славы (или славного явления) великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (сравните 2-Тим. 4:8). Того, Который дал Себя за пас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Именно с целью "отделить" для Себя такой народ уплатил Он страшную цену на кресте.

Поэтому зная о том, что Он сделал, и почему, христианин, действительно любящий Христа и уповающий на Его возвращение, тоже уплатит любую цену - только бы привести свою жизнь в согласие с волей своего возлюбленного Господа, дабы не услышать от Него укора в день, когда Он вернется. Именно это имел в виду апостол Иоанн, когда писал в связи с предстоящим возвращением Христа: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает Себя, так как Он чист" (1-Иоан. 3:3). Полное понимание этого непременно ведет к благочестивой жизни. Напротив, если христианин не живет благочестиво, значит, он этого не понимает, либо по-настоящему не верит этому.

Б. Доброе поведение как плод действия благодати (2:15 - 3:2)

Тит. 2:15. Вновь обращаясь непосредственно к Титу, Павел наставляет его учить всему вышеупомянутому, т. е. конкретным аспектам поведения, о которых говорится в стихах 1-10, всему тому, что может быть названо и "добрыми делами" (стих 14). Как и Тимофея (1-Тим. 4:12; 2-Тим. 4:2), побуждал апостол Тита быть энергичным и настойчивым в его служении, поощряя делающих доброе и обличая нуждающихся в исправлении и никому при этом не давая пренебрегать собою.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта