otveti.org»Толкование Библии»1-е Послание к Фессалоникийцам»2 глава

Толкование Библии, 1-е Послание к Фессалоникийцам 2 глава

Б. Напоминание фессалоникийцам (2:1-16)

Мыслью, направляемой Духом Святым, Павел обращается от реакции фессалоникийцев на свою проповедь к другим событиям, связанным с его недавним визитом к ним.

1. О ТОМ, КАК ИМ БЫЛА ВОЗВЕЩЕНА БЛАГАЯ ВЕСТЬ (2:1-12)

Первая часть этой главы содержит замечания Павла по поводу его визита в Фессалонику. Из слов апостола можно понять, что какие-то люди, не принадлежавшие к церкви, обвиняли его в неприглядных мотивах и в недостойном поведении.

1-Фес. 2:1. В стихах 1-6 Павел напоминает читателям послания о своих поступках и вносит ясность в мотивы, которыми руководствовался, совершая их. Собственно, вся вторая глава служит развитию того, что было сказано им в 1:9.

Вы, с которого начинается этот стих, несет в греческом тексте особую эмоциональную нагрузку. Апостол как бы призывал своих читателей подробно припомнить все факты, сопутствовавшие его пребыванию у них. Они в этом случае не могли бы, не прийти к выводу, что Павел не зря приходил в Фессалонику (вход его к ним был не бездействен). Не ради произнесения речей явился он в их город. Об этом свидетельствовали те изменения, которые произошли в жизни фессалоникских верующих.

1-Фес. 2:2. Да, для Павла и его сотрудников это не было развлекательной прогулкой. В Фессалонику они пришли, прежде пострадавши и бывши поруганы в Филиппах, где за проповедь благовестия их избили и бросили в темницу (Деян. 16:22-24). Миссия их дорого обошлась им, но Бог вселил в них необычайную смелость, благодаря чему они и сумели, явившись в синагогу в Фессалонике, выступить там с проповедью той, же самой вести. И они продолжали проповедывать ее, несмотря на враждебную реакцию со стороны многих фессалоникийцев.

Разве могли бы люди поступать так ради денег или из соображений тщеславия? Об этом и просил Павел задуматься своих читателей, чтобы и тень сомнения относительно бескорыстности проповедников не закралась в их сердца. Великим подвигом было то, что, несмотря на открытую враждебность со стороны многих, они продолжали благовествовать. И свидетельством Божией работы через слуг Его! Нужно ли было искать большего доказательства их искренности?

1-Фес. 2:3. Три голословных утверждения своих недругов отметал апостол: а) В учении их нет… заблуждения, как б) им самим не свойственны нечистые побуждения, и в) всякое лукавство (т. е. намерение сбить с толку своих слушателей, обмануть их) чуждо им.

1-Фес. 2:4. Павел опровергал возводимые на него наветы, ясно сознавая, что Бог испытывал сердца их (его и его сотрудников). Они говорили, угождая не человекам, но Богу. Бог удостоил их, вверив им благовестие (по-гречески это скорее звучит как "удостоверившись в (их) искренности, вверил (им) благовестие"). Слово это - "благовестие" или "благовествование" - апостол употребляет в 1-Фес. 5 раз (1:5; 2:2,4,8; 3:2).

Павел и его сотрудники были ветеранами; не один год уже испытывались они Богом, Который не "удостоил" бы их, если бы побуждения их не были чисты. В себе апостол видел как бы доверенное у Бога лицо, которому поручено было нести Его весть о спасении погибающим мужчинам и женщинам (сравните 1-Кор. 9:17). Не он избрал для себя эту работу, но Бог избрал его высоким избранием - чтобы проповедывал миру Евангелие. И Павел ощущал всю тяжесть, возложенной на него ответственности, как ощущал себя под постоянным зорким наблюдением свыше. О каких же недостойных мотивах можно было говорить в его случае!

1-Фес. 2:5. Проповедуя в Фессалонике, Павел и его сотрудники никогда не льстили своим слушателям ради того, чтобы произвести на них благоприятное впечатление. Вы знаете, пишет апостол, что и корыстных мотивов не было у нас. В свидетели он призывает Самого Бога!

1-Фес. 2:6. Славы (или похвалы) от людей миссионеры не искали вовсе. Лишь похвалы от Бога желали они.

Странствовавшие философы и ораторы были обычным явлением в Римской империи. Они переходили и переезжали с места на место - в поисках развлечений и личной для себя известности. Ничего общего с людьми такого рода Павел и его спутники не имели! Вместо того чтобы искать своего, они радовались возможности давать другим.

1-Фес. 2:7. В стихах 7-9 апостол переносит ударение с деятельности проповедников на состояние слушателей. Павел, Сила и Тимофей вполне могли претендовать на финансовую поддержку со стороны своих новообращенных; они вправе были просить у них эту поддержку (сравните 1-Тим. 5:18). И на особое уважение к себе могли они рассчитывать (Мы могли явиться с важностью. Но ради блага уверовавших в Фессалонике они предпочли служить им, а не ожидать услуг от них. Все трое заботились о своих обращенных с нежностью, свойственной обхождению кормилицы с ее детьми.

Сравнение, приведенное Павлом, не теряет своей силы и в наше время. Его можно развить: если кормящая мать сама не придерживается должной диеты, она может повредить своему младенцу. Потому так строго соблюдали "духовную диету" (т. е. строго блюли себя со всех точек зрения) и благовестники в Фессалонике. Мягкость и бескорыстие Павла - как духовного родителя уверовавших - были светом в их среде.

1-Фес. 2:8. Полюбив своих подопечных, миссионеры рады были передать им не только благовестие Божие, но и все свое сокровенное (души наши). Они делились с фессалоникийскими верующими всем, что имели. И это было несомненным свидетельством их любви, потому что истинная любовь являет себя в даянии, откликаясь не только на духовные нужды людей (которые, конечно, должны удовлетворяться в первую очередь), но и на их материальные нужды.

1-Фес. 2:9. Павел служил новообращенным тяжело, до изнеможения; он работал ночью в днем, чтобы не отяготить кого из них своими нуждами (сравните 2-Фес. 3:8). Возможно, апостол мастерил палатки, поднимаясь чуть свет и работая допоздна, как делал это и в других городах (Деян. 18:3). Вероятно, и проповедывал он и учил во всякое время, как только появлялась возможность - и днем и ночью.

1-Фес. 2:10. Обращению Павла к фессалоникийцам во 2 главе как бы подводится итог в стихах 10-12. Апостол призывает своих читателей и Бога в свидетели их поведения в Фессалонике. Святость их поступков и мотивов обусловливалась убеждениями, которые были присущи проповедникам. В соответствии с Божиими нормами и правилами они вели себя праведно в безукоризненно. А потому выдержали бы и самый придирчивый подход к себе со стороны критиков.

1-Фес. 2:11. Прежде апостол уподобил поведение миссионеров поведению любящей бескорыстной кормилицы (стих 7). Теперь же сравнивает его с поведением отца - в том смысле, что они учили и наставляли фессалоникийцев, как делает это по отношению к своим детям отец, чувствующий свою ответственность за них. Греческим текна, переведенным как "дети", подчеркивается как младенческое в духовном смысле состояние уверовавших, так и любовное отношение к ним апостола. Фраза вы знаете, употреблена им в четвертый раз (1:5; 2:2,5).

1-Фес. 2:12. Духовное просвещение новообращенных включало просьбы, убеждения и мольбы, направленные и на то, чтобы ободрить и утешить, если надо, и на то, чтобы склонить к правильному поведению; при необходимости же духовные учителя проявляли решительную настойчивость. В таком сочетании методы их оправдывали себя: уверовавшие в Фессалонике все более поддавались воздействию на них со стороны Святого Духа.

Для тех, кто в обретенном спасении познал силу Божией благодати, просьба поступать достойно Бога звучит как самая возвышенная. И призыву этому Павел придает особо торжественное звучание, напоминая своим читателям, что они отделены Богом от мира, ибо Он призвал их в Свое царство и славу.

2. О ТОМ, КАК БЛАГАЯ ВЕСТЬ БЫЛА ПРИНЯТА ИМИ (2:13-16)

Радостное состояние Павла продолжает чувствоваться и в этом разделе, в котором он пишет о том, как благовестие было принято фессалоникийцами.

1-Фес. 2:13. В этом стихе объясняется вторая причина, побудившая Павла радоваться. Не только очевидные "плоды праведности", проявлявшиеся в жизни новообращенных фессалоникийцев (1:3), но и то, как они в свое время приняли проповеданное им слово Божие, согревало сердца апостолов. Под "словом Божиим", конечно, подразумевается та весть, с которой они пришли в Фессалонику. Услышав ее, некоторые фессалоникийцы потому уверовали в нее, что прежде осознали: это не просто слова человеческой мудрости, а истинно - весть от Бога (сравните 1:3).

Кто-то сказал, что Евангелие - не того рода вещь, которую человек изобрел бы, если бы мог, или сумел бы изобрести, если бы постарался. Высшую истинность того, о чем говорил им Павел, христиане в Фессалонике осознали потому, что это было им дано Святым Духом. И когда христиане говорят о своей вере другим, они не просто делятся с ними своим мировоззрением или взглядами на жизнь, как излагаются таковые в бесконечных теориях, выдвигаемых людьми. Они возвещают истину, открытую им Богом, слово, исшедшее от Него.

Проповеданное слово Божие обладает способностью менять и преображать. Потому-то оно, возвещенное ветхозаветными пророками, и было воспринято как могучая сила, всегда достигающая своей цели (1-Цар. 3:19). Слово это соответствует творческой силе Самого Бога, Который стоит за ним и проявляется в нем (Быт. 1:3). Потому и Павел явные изменения в жизни и поведении фессалоникийцев приписывал действию проповеданного им Слова.

Оно продолжало менять их к лучшему, поскольку они не переставали верить в него. (В греческом тексте слова "в верующих" звучат как "в тех, кто веруют", причем грамматическая форма глагола указывает на продолжительность этого действия.) Истина Божия подобна хорошему лекарству: пока люди, больные грехом, принимают его по вере, оно исцеляюще действует на них.

1-Фес. 2:14. Павел обращает внимание своих читателей на ту сторону бытия верующих, которая является общей для всех них. При этом он подчеркнуто объединяет себя с ними, вновь обращаясь к ним как к братиям (сравните 1:4; 2:1). Те, которые меняются под воздействием Бога, сплошь и рядом подвергаются нападкам людей, чуждых Божественной жизни.

Нередко бывает и так, что, будучи гонимы, христиане начинают думать, будто Бог отвернулся от них. Павел отметает эти попытки сатаны искушать христиан, напоминая своим читателям, что они лишь проходят через тот же житейский опыт, который прежде стал уделом их братьев и сестер во Христе, живущих в Иудее, что уверовали раньше них. Ибо те тоже страдали и страдают по вине своих соплеменников.

1-Фес. 2:15. Страдая от враждебности окружающих, фессалоникийцы попали в большую и достойную компанию. Ведь их преследователи убили Самого Господа Иисуса и ветхозаветных пророков. И они же изгнали духовного отца фессалоникских верующих - апостола Павла с его сотрудниками.

Возлагая ответственность за смерть Христа на иудеев, Павел, однако, не только их винил в ней. Виновны в этом преступлении были и римляне (1-Кор. 2:8), да и каждый человек, за чьи грехи принял Христос смерть (Евр. 2:9).

По словам Павла, те, кто преследуют верующих во Христа, вступают в конфликт и с Богом и со всеми человеками. Апостол знал, о чем говорил, ибо, когда он сам преследовал Церковь, Бог открыл ему, что, думая, будто служит Господу, он на самом деле боролся против Него (Деян. 26:14-15). Те, которые выступают против Божиего народа, выступают таким образом против Самого Бога. Не только христианам, но и другим нехристианам причиняют они вред. Самое худшее в неверии не то, что оно обрекает на осуждение конкретного неверующего, а то, что оно препятствует спасению других людей. Очень многие "спотыкаются" по вине неверующих, которые пытаются угасить свет истины.

1-Фес. 2:16. Неверующий, который уважает убеждения верующих в Бога, менее опасен, чем тот, кто, не веруя сам, становится на пути у других, чтобы и их не достигло благовестие. Именно из этого числа были евреи в Фессалонике, которые не уверовали во Христа. Подобные люди не меньше вреда, чем другим, приносят самим себе, потому что постоянно наполняют меру грехов своих, за которые Бог будет судить их.

Как отдельному человеку, так и любому человеческому коллективу, Бог до поры попускает "копить" грех, а затем обрушивает на них Свой суд. Не прежде, однако, чем будет ими достигнут некий предел (мера), который известен лишь Ему (сравните Быт. 15:16). Своими действиями преследователи христиан в Фессалонике приближали срок Божиего гнева, которому предстояло излиться на них.

Нельзя с определенностью сказать, какое именно проявление гнева Божия имел в виду апостол. Он мог думать о грядущем разрушении Иерусалима римлянами, совершившимся в 70 г. по Р. Х., т. е. через два десятка лет после того, как он писал фессалоникийцам; Павел мог знать об этом еще предстоявшем событии так же точно, как если бы оно уже произошло. Но он мог думать и об отвращении Бога от иудеев - с целью создать для Себя совершенно особое объединение верующих, как из евреев, так и из язычников, которые теперь были равны в Его глазах (Еф. 2:13-16).

Мог апостол иметь в виду и тот гнев, который "пребывает" на каждом человеке, не верующем во Христа (Иоан. 3:36). Либо - об излиянии гнева Божия в дни великой скорби, который приближается на них по той же причине - что отвергли Иисуса Христа. Вполне вероятно, что именно о грядущих днях великой скорби думал апостол, когда писал фессалоникийцам, потому что именно это событие имел в виду, говоря о гневе Божием в других местах этого послания.

Собственно, и все эти мысли одновременно могли присутствовать в сознании апостола, поскольку гнев Отца Небесного постоянно грозит неверующим, которые препятствуют распространению Его Благой Вести. Возможно и то, что заявление Павла носит здесь общий, а не конкретный характер - если допустить, что в сознании его теснились несколько соображений и предвидений.

Почему Павел с такой горячностью писал о судьбе тех, кто преследовал фессалоникских христиан? Конечно, не из ненависти к этим преследователям (Рим. 9:15). Скорее с тем, чтобы подчеркнуть, насколько это серьезный грех - мешать распространению Евангелия. Слово Божие преобразующе действовало на фессалоникских верующих, и они несли его "вдаль и вширь". О важности этого и свидетельствует здесь Павел (сравните Матф. 28:19-20).

В. Беспокойство о фессалоникийцах (2:17 - 3:13)

Далее Дух Святой направляет мысли апостола в иное русло: к недавним обстоятельствам, связанным с отношением Павла к церкви Божией.

1. О ПЛАНАХ ПАВЛА (2:17-20)

Как явствует из этих стихов, Павел хотел как можно яснее и убедительнее сказать фессалоникийцам, почему он не смог вернуться к ним. Стихи наводят на мысль о том, что каким-то людям в Фессалонике поведение апостола казалось подозрительным и недостойным.

1-Фес. 2:17. В стихе 17 предельно раскрываются чувства Павла к верующим в этом городе. О них, в частности, свидетельствует и повторяющееся здесь ласковое обращение: братия. Обстоятельства вынудили апостола оставить их. Употребленный им глагол "разлучать" (греческое слово "апорфанистентес" буквально означает "осиротить") встречается в Новом Завете только тут. Оставляя своих новообращенных в Фессалонике, Павел чувствовал себя именно так, как если бы его разлучали с его семьей. Он надеялся, что это ненадолго, и все-таки терзался в сердце своем, покидая этих младенцев во Христе. И сердцем же он продолжал быть с ними, оторванный от них физически.

Несколько раз Павел и его сотрудники пытались вернуться к фессалоникийцам. Ведь необходимость питать их духовно воспринималась миссионерами не только как их долг перед Богом - это было их собственной душевной потребностью, проистекавшей из их любви ко Христу; и потребность эту не могла угасить грозившая проповедникам опасность.

1-Фес. 2:18. Апостол винит сатану в том, что им не удалось возвратиться в Фессалонику. Кто же действительно стоял за этим - сатана, Бог или какие-то люди? Чтобы ответить себе на этот вопрос, надо лишний раз припомнить, что вернуться к своим новообращенным Павел хотел для того, чтобы питать их духовно. А это в любой ситуации соответствует Божией воле. И, значит, всякое препятствие этому ей противоречит.

То есть, независимо от того, кто за это ответственен на "человеческом уровне", в конечном счете, за этим стоит сатана. Как писал Джон Кальвин в своем Комментарии на послания Павла к Римлянам и к Фессалоникийцам: "Когда бы нечестивцы ни причиняли нам зло, они выступают под знаменем сатаны и, не давая нам покоя, они являются лишь орудием в его руках". Бог попускает этому происходить, но Он не более ответственен за это, чем за всякий грех, совершаемый Его созданиями, которому Он попускает совершаться.

Необычно в этом стихе то, что Павел вставляет тут свое имя, что редко делал в своих Богодухновенных посланиях. Может быть, это объяснялось его желанием и таким способом подчеркнуть, что именно он мыслил так и чувствовал. Вернуться к фессалоникийцам он пытался не раз, но вновь и вновь.

1-Фес. 2:19-20. Нежность Павла достигает здесь ноты лиризма. Помимо фессалоникских христиан, только верующие в Филиппах удостоились таких же теплых слов, с выражением его личной любви к ним, со стороны апостола.

Риторический вопрос, который он задает, подчеркивает степень его взволнованности. Что явится для него великим благословением перед судилищем Христовым? Они, фессалоникийцы! В них сосредоточилось все, что имело для Павла значение. Они были его надеждой; ради их духовного развития он жил - как живет отец, полный желания видеть возрастание своих детей, достижение ими отцовства. Фессалоникийцы были его радостью, ибо радость охватывала его при мысли, чем они были в прошлом, и чем стали теперь, и чем еще станут по милости Божией.

Они были его венцом похвалы - ведь они символизировали в себе то благословение, каким Бог благословил жизнь и служение Павла. Они были славой и радостью апостола и не только его, но и его сотрудников. В сущности, Павел сказал им следующее: "Когда мы окажемся в присутствии Господа Иисуса в Его пришествие, вы, фессалоникийцы, сделаетесь источником нашей славы и радости, а это значит для нас бесконечно много".

Такое выражение сердечных чувств должно было устранить из мыслей фессалоникских верующих и тень подозрения, что Павел не возвратился к ним по равнодушию или себялюбию.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта