Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Библии, 1-е Послание к Фессалоникийцам 4 глава.

Главы:

1 2 3 4 5

III. Наставления и увещания практического характера (4:1 - 5:24)

Главы 4 и 5 образуют второй большой раздел 1 Фессалоникийцам. Если в главах 1-3 содержатся похвалы апостола в адрес фессалоникийцев и разъяснения по поводу действий и мотивов миссионеров, то последние две главы отведены практическим наставлениям в свете тех недостатков, которые обнаружила церковь в Фессалонике, и призывов к должному поведению в свете преподанной новообращенным истины.

А. Христианский образ жизни (4:1-12)

Тут речь пойдет о трех аспектах христианского образа жизни: об основах поведения в целом, и о двух конкретных аспектах - чистоты интимных отношений и братской любви.

1. ОБ ОСНОВАХ ПОВЕДЕНИЯ (4:1-2)

1-Фес. 4:1. Павел, в сущности, опять напоминает своим читателям то, о чем говорил им, находясь с ними. От их состояния в настоящем он делает шаг к обоснованию необходимости их духовного роста. Они восприняли учение апостола о христианском образе жизни (кто-то сказал, что каждый живет, чтобы угождать кому-то: себе, супругу, родителям, детям, Богу или кому-то еще); Павел подчеркивает, что импульсом к правильному образу жизни является любовь к Богу. Для многих христианская жизнь - это набор правил, которым необходимо подчиняться, или список того, что необходимо избегать; но для Павла она ассоциируется с постоянным, любовью поддерживаемым в себе желанием угождать Богу, Который избрал нас (сравните 1:4).

Высказанное в первом стихе является вступлением к дальнейшим увещаниям и вместе с тем подготовкой читателей к их восприятию. Увещания эти были направлены не на то, чтобы фессалоникийцы изменили свое поведение, а на то, чтобы более преуспевали в нем. Это было так важно, что апостол не только просил, но умолял их об этом (то же слово - по гречески паракалоумен находим в 4:10 и 2:12), причем умолял во имя Христа Иисуса (сравните 2-Фес. 3:12). Павел писал в Духе и властью Христа. Говорить по этому поводу ему дано было от Его имени.

1-Фес. 4:2. И чтобы от читателей его не ускользнул этот важнейший нюанс, Павел в 4:2 делает на нем недвусмысленное ударение. Фессалоникийцы знают, говорит он, какие заповеди (парангелиас) дали им миссионеры от Господа Иисуса. То, что они проповедывали в Фессалонике, Павел и его сотрудники возвещали как благовестие Христово (3:2). И то, что он писал им теперь, следовало воспринимать также. Порой христианам хочется услышать какую-то новую истину, тогда как все, что им нужно, - это преуспевать в следовании старой истине, завоевывая в этом отношении все новые рубежи.

2. О ЧИСТОТЕ ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ (4:3-8)

1-Фес. 4:3. Воля Божия ясно открывается во многих местах Священного Писания, но христианам нелегко зачастую дается следование ей в повседневной жизни (сравните 5:16-18; 1-Пет. 2:15). Так, Богу угодно, и об этом говорится совершенно четко, чтобы народ Его освящался (в англ. переводе - "был свят"; сравните с хагиасмос - "святыня" в 3:13).

Слово это может означать как состояние "отделенности" от греха, для Бога, так и процесс все большей отдачи себя Ему. (Из русского перевода явствует, что именно это и имел здесь Павел в виду, это, а не конечную для каждого христианина стадию, на которой он будет полностью освобожден от силы и действия в нем греха и от кары за грех).

Апостол думал о повседневном освящении своих читателей, в результате которого - все, более следуя Слову и подчиняясь водительству Духа Божия в своей повседневной жизни, - они будут более и более соответствовать образу Христа, по которому и были созданы. Это подчеркивается тремя наставлениями Павла в стихах 3б-6а, каждое из которых начинается со слова чтобы.

Первое наставление - о возрастании в святости путем воздержания от блуда. Призывая к этому своих читателей, Павел подразумевал, что им придется постоянно дисциплинировать себя, но не просто своими собственными силами, а силою действующего в них Духа Божия. Христианам следует избегать всех форм физической близости, лежащих за пределом границ, очерченных Богом, то есть: супружеских измен, добрачных и внебрачных связей, близости между людьми одного пола. Греческое слово "порнейа" переведенное как "блуд", включает в себя все эти понятия.

Фессалоникские христиане жили в окружении язычников, а в их среде половая распущенность не только практиковалась в открытую, но даже поощрялась. Некоторые формы проституции рассматривались греческой религией как священническая прерогатива, а внебрачная физическая близость - как акт поклонения некоторым божествам. Между тем, христианам воля Божия была выражена вполне ясно: святость и блуд - несовместимы. И бессмысленно искать оправдание блуду в христианской свободе.

1-Фес. 4:4. Здесь развивается мысль, высказанная в предыдущем стихе. Под "сосудом" понимается тело. Учась держать его импульсы и страсти под контролем, человек учится избегать блуда. Христиане не могут позволить себе "делаться жертвой обстоятельств" или собственных страстей. Ибо они вполне поддаются контролю и самоконтролю благодаря силе Божией, действующей в верующем, который обязан соблюдать свой сосуд в святости и чести.

1-Фес. 4:5. И не действовать, подобно язычникам, потворствующим своим похотям. Язычник - это тот, кто не знает Бога. Тут Павел указывает на главную "педаль", нажатием которой останавливаются нечистые физические желания. Христианин в состоянии преодолеть их, потому что знает истинного Бога; в этом его главное отличие от язычника!

Заметьте: апостол не говорит, что язычники не знают о Боге. Они вели себя так, как вели, потому, что не знали Его лично, хотя о Нем что-то, возможно, и знали. Когда же человек приходит к познанию Бога через веру в Иисуса Христа, то не только изменяется его отношение к вопросу физической близости - одновременно он обнаруживает, что Бог дает ему способность к преодолению соответствующих искушений, которая прежде не была ему свойственна.

Знание Бога - это основное условие, без которого жить святой жизнью невозможно. Вот почему так важно поддерживать личные отношения с Ним, не давая им угасать.

1-Фес. 4:6. На основании многих богословских толкований, речь в этом стихе по-прежнему идет о блуде, точнее, о грехе вовлечения в него брата своего - в значении другого человека, не обязательно - мужчины. Такое действие в отношении него - противозаконно, так как оно причиняет ему зло (в первую очередь потому, что тот, другой, вовлекается в запретный акт, противный воле Божией, и, значит, подвергнется Его суду; сравните Евр. 13:4). О корыстолюбии речь тут может идти в том смысле, что "вовлеченная" сторона становится жертвой "инициатора", который "разжигает" ее, пока та не утратит самоконтроля, и затем использует ее для услаждения себя.

Павел приводит далее две причины (4:6б-7), почему блуда следует избегать. Прежде всего, потому, что это - грех, а Бог судит за всякий грех (Рим. 6:23а). Суд Божий постигнет так же неизбежно, как неизбежно после ночи наступает день. В том, что грех влечет за собой наказание, - основная истина христианства, и именно об этом говорили и свидетельствовали Павел и его сотрудники, находясь в Фессалонике. Они предупреждали об этом своих новообращенных.

1-Фес. 4:7. Вторая причина - в том, что сексуальная нечистота несовместима с тем, к чему Бог призвал христианина. Итак, первая причина (стих 6б), выдвигаемая Павлом, как бы обращена в будущее - к неизбежному наказанию, а вторая - к цели, поставленной Богом "в прошлом" для каждого истинно верующего; ради ее осуществления Он и отделил христиан для Себя.

В Божий план входит очищение христианина на протяжении его жизни. Блуд же препятствует этому. В то время как нечистые обряды являлись составной частью ряда языческих культов, христиане были призваны своим Господом к очищению.

В святости верующего (т. е. в его "святой жизни") являет себя в действии сверхъестественная Божия сила, преодолевающая в человеке то, что для него "естественно", и тем прославляется Бог. Начиная с 3-ей главы, Павел неоднократно употребляет слово хагиасмос - "святость" (например, 3:13; 4:4).

1-Фес. 4:8. В этом стихе подводится итог сказанному выше. Соблюдение чистоты в интимных отношениях есть лишь следование на практике основным положениям христианской доктрины - об осуждении Богом греха и о призыве к святости, с которым Он обращается к Своему народу. Отношение Павла к блуду не объясняется его личным подходом к нему. Оно логически вытекает из данного людям откровения свыше.

Как фессалоникийцам, так и читателям этого послания во все века следовало и следует осознать, что не принимать эти наставления во внимание, значит противиться Тому, от Кого они действительно исходят (непокорный непокорен не человеку, но Богу). А чтобы кому-то не показалось, что Бог спрашивает со слабых смертных больше, чем им по силам, апостол заключает это наставление напоминанием: Бог дал (верующим) Духа Своего. Святость в такой степени присуща этому Лицу Троицы, что оно Получило название Святого Духа. В Нем достаточно силы, чтобы научить верующего, в котором Он обитает, контролировать свою плотскую природу и дать ему соответствующую способность - даже если верующий живет среди аморальных людей.

3. О БРАТСКОЙ ЛЮБВИ (4:9-12)

Это - тема второго призыва апостола. Нечистых физических связей следует остерегаться как серьезной опасности (стихи 3-8), но истинно братской любви к другим, христианам следует учиться, ее надо развивать в себе. Избегать первого и стремиться ко второму - значит исполнять на практике важную христианскую заповедь о любви к ближнему своему, как к самому себе.

1-Фес. 4:9. Есть наставления, которые верующие получают через своих братьев во Христе. Но есть и такие, которым они научены непосредственно Богом; это, когда верующие почти интуитивно ощущают, что делать или действовать надо именно так, а не иначе. Наставление о любви к другим христианам относится к их числу.

Узы духовного родства, которые связуют их между собой, быстро воспринимаются верующими как некая новая данность; к таким же, как они сами, членам семьи Божией христиане относятся иначе, чем к людям, которые в эту семью не входят. К тому времени, как Павел писал фессалоникийцам, они уже научились любить друг друга, хотя и обратились к Господу незадолго перед тем.

1-Фес. 4:10. Апостол, однако, просит их более преуспевать (сравните стих 1) в любви к братьям. Они уже доказали ее своим бескорыстным сердечным отношением к христианам по всей Македонии (т. е., по-видимому, к тем, которые жили в Филиппах, Верии и в других городах). В своих посланиях церквам Павел хвалил верующих за их любовь друг к другу (сравните 1-Кор. 8:1-15). Однако чувство это можно было еще совершенствовать, может быть, в смысле большего постоянства его и большей последовательности.

1-Фес. 4:11. Не только в конкретных делах и поступках, но и в обычаях и стиле повседневной жизни проявляется любовь к братьям. Размышлять об этом и… стараться призывает Павел фессалоникийцев в свете упомянутой братской любви. И ставить себе соответствующие цели - ради совершенствования в любви. Возможно, сказанное объяснялось не вполне идеальной обстановкой в их церкви.

Прежде всего, читателям Павла следовало жить тихо (в значении - "спокойно"; сравните 1-Тим. 2:2). Не к меньшим жизнерадостности и воодушевлению призывал он их, а к тому, чтобы меньше шумели и суетились. Ибо человек, постоянно суетящийся, не только беспокоит других, но и себя самого "отвлекает" от углубленного общения с Богом. Напротив, христианин, который стремится к миру с самим собой и с Богом, становится источником мира и покоя и для окружающих. Излучаемое им спокойствие и есть проявление на практике любви к другим.

Далее Павел рекомендует фессалоникийцам делать свое дело. И в этом тоже проявляется любовь к братьям (сравните Прит. 25:17). Третье, что советует им апостол, - это работать… своими руками, опять-таки являя свою любовь к братьям, ибо работающий на себя не обременяет своими нуждами других. Живя в Фессалонике, Павел продемонстрировал это на собственном примере (1-Фес. 2:9).

В этом стихе воздается должное физическому труду. Он же, по-видимому, свидетельствует, что многие (если не большинство) члены фессалоникской церкви были из трудящихся. Надо сказать, что греки относились к физическому труду пренебрежительно, считая его уделом рабов. Но среди иудеев он пользовался почетом; в каждой еврейской семье, какой бы состоятельной она ни была, мальчик обучался тому или иному ремеслу. Труд сам по себе - благословение, и христианам нельзя пренебрегать ручным трудом. Человек, который содержит себя сам, не обременяя ближних, доказывает тем самым и свое смирение.

1-Фес. 4:12. Такой стиль поведения - благоприличен пред внешними, т. е. не может не вызывать уважения со стороны нехристиан, прославляя таким образом в их глазах христианского Бога. Апостол придавал большое значение свидетельству христиан перед "внешними".

Павел не призывал фессалоникийцев отказываться от всякой материальной поддержки со стороны братьев только на том основании, что они - братья во Христе. Как не провозглашал он и гордого духа независимости, не говорил, что каждый христианин должен рассчитывать только на самого себя. Он (как это ясно из контекста) лишь поощрял новообращенных к развитию в себе чувства ответственности, которое есть свидетельство зрелой христианской любви к братьям.

Б. О восхищении Церкви (4:13-18)

Апостол обращает теперь внимание на другое слабое место у фессалоникийцев, о котором, вероятно, узнал от Тимофея. Хотя в этом письме он уже касался грядущего (1:10; 2:12,19; 3:13), он обращается к нему вновь и немало места отводит наставлениям ввиду предстоящего возвращения Христа (4:13 - 3:11). Отсюда и до конца 4 главы ее темой является судьба почивших верующих в этой связи. Перед нами - один из замечательнейших в Библии текстов на тему о восхищении Церкви.

1-Фес. 4:13. Свое объяснение Павел начинает так, чтобы не породить у фессалоникийцев чувства вины за недостаточность их познаний. Ведь они были новообращенными! Он опять называет их братьями, подчеркивая их равенство с собою в глазах Божиих, несмотря на их неполное знание.

Павел не хотел ни неведения фессалоникийцев относительно их умерших, ни скорби, какой предаются прочие, т. е. неверующие. И христианам естественно горевать о потере своих любимых; чувство это знал и Христос (Иоан. 11:33). Однако печаль их не должна быть такой же безысходной, как у неверующих, ибо те не имеют надежды на славное телесное воскресение во Христе (1-Фес. 4:16).

1-Фес. 4:14. А христианам Бог дал в Своем откровении надежду на славное будущее со Христом. Как Иисус, Который умер, был затем воскрешен Отцом, так и умершие в Иисусе будут приведены Богом в пришествие Спасителя вместе с Ним.

Смерть и воскресение Иисуса - это исторические факты. И поскольку христиане знают, что события эти действительно имели место, им, по словам Павла, не приходится сомневаться, что и души почивших верующих возвратятся вместе с Христом, когда Он придет за Своею Церковью. Пророчество же о восхищении Церкви исполнится так же буквально, как исполнились пророчества о смерти и воскресении Иисуса Христа.

1-Фес. 4:15. Павел, по-видимому; ссылается здесь на какое-то откровение Христа, данное ему лично; как и когда было оно получено им, - неизвестно. Не только души умерших возвратятся вместе с Ним (стих 14), но и тела их воскреснут при пришествии Его. И произойдет это прежде, чем будут "восхищены" навстречу Ему те христиане, которые будут жить в то время на земле.

Павел верил, что неминуемое восхищение Церкви может произойти вскоре, в любой момент (сравните 1:10; 1-Кор. 7:29 - "время уже коротко"; Фил. 4:5 - "Господь близко"), и что он сам и его фессалоникские новообращенные могут еще быть живы, когда это случится. Сознание это утешало (4:18).

1-Фес. 4:16. В настоящее время Иисус Христос восседает по правую сторону от Отца на небе (Рим. 8:34; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3). Но в тот момент Он сойдет с неба… Словами Сам Господь Павел подчеркивал, что это будет Тот Самый Иисус, Который вознесся на облаках (сравните Деян. 1:11).

Звуки, о которых здесь говорится - при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией - с трудом поддаются толкованию. Кто "возвестит"? Сам Господь (сравните Иоан. 11:43) или архангел Михаил (Дан. 10:13; Иуд. 1:9), либо какой-то другой ангел? О буквальной ли трубе идет речь, или это - аллегория, к которой прибегает Павел, чтобы сказать о Божием гласе, который возвестит о пришествии Сына? (сравните 1-Кор. 15:52).

Все эти три феномена (возвещение …глас… труба) могут подразумевать как одно и то же, так и три различных, но почти одновременных явления, возвещающих о возвращении Христа. И хотя полностью удовлетворить чье-то любопытство относительно этих аспектов восхищения Церкви не представляется возможным, одно ясно: о возвращении Христа за Его святыми будет возвещено с неба с превосходящей воображение силой.

Затем мертвые во Христе воскреснут, т. е. воскреснут верующие, которые жили и умерли на протяжении века Церкви. Ветхозаветные святые, очевидно, воскреснут при конце великой скорби (Дан. 12:2), поскольку выражение "во Христе" подразумевает именно христиан. Их тела воскреснут прежде, чем живые христиане будут взяты ввысь навстречу Господу (4:17). Каким образом воскресит Бог тела тех людей, которые были погребены сотни лет назад? Или тех христиан, которые погибли на кострах и чей пепел был развеян по ветру?

А также тех, кто утонули? О проблему воскресения мертвых "претыкалось" в вере их немало людей. Может быть, потому и подчеркивает Павел, что откровение, об этом получил от Самого Господа, и что в будущем это произойдет столь же несомненно, сколь несомненно воскресение Христа, совершившееся в прошлом. Бог, сотворивший вселенную из ничего, - действием слова Своего, вполне способен воссоздать в какой-то момент времени (сравните 1-Кор. 15:35-58) - рассыпавшиеся в прах тела Своих святых.

1-Фес. 4:17. В отличие от предыдущего стиха, в этом речь идет о том, что произойдет с живыми христианами при возвращении Господа (сравните 1-Кор. 15:51-52). После того, как оживут тела усопших христиан, оставшиеся в живых, в одно мгновение будут вместе с ними восхищены на облаках навстречу Господу на воздухе. Снова употребляя слово мы (сравните 4:15), Павел, таким образом, относит себя к группе живых; он все-таки думал, что это произойдет при его жизни; по крайней мере, он это допускал.

Какое-то мгновение будет отделять воскрешение умерших от преображения живых (1-Кор. 15:51-52). События, описываемые здесь и в параллельном месте (1-Кор. 15), существенно отличаются от тех, которые произойдут при возвращении Христа на землю для утверждения Своего земного царства (Откр. 19:11-21). Этой разницей определяется и различие между Восхищением и Вторым пришествием.

При Восхищении воскресшие и "изменившиеся" тела всех христиан составят одно целое со Христом и друг с другом. С того момента они уже навсегда останутся с Господом. Он возьмет верующих в такое место, которое уже теперь готовит для них (Иоан. 14:2-3). Однако, что это будет за место, было для Павла не столь важно, как та Личность, с Которой они станут пребывать в вечности. Как сказал один из богословов: "Весь смысл неба и все то бесценное, что ассоциируется с этим понятием, все благословение вечной жизни, заключалось для апостола Павла в одной мысли - о соединении с Иисусом, Его Спасителем и Господом".

1-Фес. 4:18. Утешение и ободрение логически вытекают из полученных Павлом откровений и обретают чисто практический характер. Изложив им свою эсхатологию, апостол и призывает читателей Послания: Утешайте (сравните 3:2) друг друга сими словами. То обстоятельство, что усопшие христиане воскреснут, чтобы соединиться с теми, кто будут еще живы в тот день, и с Господом Иисусом, что они "опередят" живых, и что и те и другие навсегда останутся со Христом, безусловно давало все основания радоваться.

Не только горевать, подобно неверующим, не следует христианам - им надо с нетерпением ожидать того великого дня. Для Церкви (и для каждого верующего) это - великая надежда: увидеть Господа и навсегда соединиться с Ним. И для умерших во Христе и для живущих в Нем это - блаженная надежда! Или: "Блаженное упование" (Тит. 2:13).

В. О личной бдительности (5:1-11)

В предыдущем разделе (4:13-18) отражена радостная надежда; в этом - звучит серьезное предостережение, которое, впрочем, фессалоникийцы слышали не впервые.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии