Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Евангелие от Марка » 10 глава Размер шрифта: +

Толкование Евангелия от Марка 10 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

г. О постоянстве брака (10:1-12) (Матф. 19:1-12; Лук. 16:18)

Мар. 10:1. Совершая это Свое последнее путешествие в Иерусалим, Иисус оставил Капернаум в Галилее (9:33) и перешел в пределы иудейские, на западной стороне Иордана, а потом перебрался на восточную сторону его, в Пирею. Поскольку в этом районе Иисуса хорошо знали (3:8), то опять стал собираться к Нему народ; и, по обычаю Своему (сравните 1:21-22; 2:13; 4:1-2; 6:2,6б, 34; 11:17; 12:35), Он опять учил их. Дважды повторенным словом "опять" подчеркивается возобновление Иисусом общественного Его служения.

Хотя это служение Иисуса в Иудее и Пирее продолжалось около шести месяцев, Марк приводит из него лишь несколько завершающих эпизодов, вероятно, имевших место в Пирее (сравните 10:2-52 с Лук. 18:15 - 19:27).

Мар. 10:2. Группа фарисеев, искушая Иисуса, задала Ему вопрос относительно разводов. Они надеялись, что в ответе Своем Он Сам "уличит" Себя и тем укрепит лагерь Своих противников. Это, к примеру, случилось бы, скажи Он нечто противоположное тому, что записано во Втор. 24:1-4 (сравните Мар. 10:4). Ибо все фарисеи соглашались в том, что данное место в Писаниях свидетельствует в пользу разводов, но только по инициативе мужа, а также допускает право на вступление в повторный брак. Однако между ними существовало расхождение по поводу законных оснований для развода.

Строго подходил к этой проблеме раввин Шемман, допускавший развод лишь в случае аморального поведения жены, тогда как "либерально" настроенный в этом отношении раввин Гиллель считал, что муж может развестись со своею женой по любой практически причине. Может быть, фарисеи, подошедшие к Иисусу, думали, что Он примет одну из сторон и тем внесет раскол в ряды Своих последователей.

А, может быть, они надеялись, что Он, подобно Иоанну Крестителю, станет публично обличать Ирода Антипу (сравните 6:17-19) и будет арестован по его приказу - ведь дело происходило на подведомственной Ироду территории. (Напомним, что Ирод, вопреки запрещению на этот счет, сформулированному в 18 главе книги Левит, женился на своей двоюродной племяннице, оставив свою законную жену.)

Мар. 10:3-4. Своим контрвопросом Иисус, оставив в стороне раввинскую казуистику, прямо адресовал фарисеев к тому, что говорится по этому вопросу в Ветхом Завете (сравните 7:9,13). Что заповедал вам (на этот счет) Моисей? - спросил Он.

В своем ответе (как и в своей житейской практике разводов) фарисеи исходили из сказанного в Втор. 24:1-4. Они считали, что Моисей позволил мужу разводиться с женой - с тем, чтобы защитить ее от обвинения в супружеской измене, и делать это посредством написания разводного письма в присутствии свидетелей; подписав такое письмо, муж отдавал его жене, и она тем самым освобождалась от уз брака.

Дело в том, что в древнем Израиле супружеская неверность каралась смертью (побитием камнями - Лев. 20:10; Втор. 22:22-25) - в том случае, если вина считалась доказанной (Чис. 5:11-31). Во времена Иисуса смертная казнь в таких случаях уже не применялась (Матф. 1:19-20), однако, согласно раввинским установлениям, муж должен был развестись с неверною женою. Обо всем этом можно прочитать в "Мишне".

Мар. 10:5. По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь, возразил фарисеям Иисус (подразумевая, что по причине их упорного нежелания принять Божий подход к браку). Другими словами: Моисей просто признал факт существования развода в израильском обществе, но никак не устанавливал права на него.

Мар. 10:6-8. Далее Иисус противопоставляет точку зрения фарисеев на брак изначальному замыслу Бога относительно супружества. (Слова Иисуса - это смешанное цитирование из Быт. 1:27 и 2:24.) Бог намеренно сотворил их, т. е. первую пару людей, Адама и Еву, как мужчину и женщину, которые в своем различии дополняли бы друг друга.

Посему, поясняет Иисус, оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. "Одна плоть" - это некое новое единство, подразумевающее в качестве связующего начала и интимные узы пола, и такое же нерушимое (по Божиему замыслу), как кровное единство между отцом и матерью с одной стороны и ребенком - с другой. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, брак - это не контракт, заключенный ради удобства и удовольствия на какое-то время и подлежащий легкому расторжению, - это обязательство взаимной верности на протяжении жизни, которое дается перед Богом (Прит. 2:16-17; Мал. 2:13-16).

Мар. 10:9. В итоге сказанного звучит прямой запрет Иисуса: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Под "человеком", вероятно, подразумевается муж, который не имеет права разрывать брак посредством развода.

Мар. 10:10-12. Позже, когда ученики спросили Иисуса о том же наедине (сравните 7:17), Он добавил: Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее (Исх. 20:14,17). Согласно Мар. 10:12 (и говорит об этом только Марк) то же относится и к жене: … если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Это последнее имело особенно важное значение для римских читателей евангелиста, потому что римские законы позволяли и женам брать развод. И хотя Моисеевым законом это запрещалось, на практике и в Палестине случалось такое (в качестве примера можно привести Иродиаду - 6:17-18).

Разводы совершаются в нарушение установленного Богом порядка, но они не могут отменить его. Иисус оставляет открытым вопрос о разводе по причине безнравственного поведения жены (иудейским законом, действовавшим в новозаветные времена (10:4); развод на этой почве не только допускался, но и предписывался).

Однако повторный брак в этом случае, разрешенный раввинскими постановлениями, Иисусом здесь запрещается. (Многие богословы считают, что Иисус допускал лишь единственное при этом исключение; толкование на Матф. 5:32; 19:1-12.) В целом же желание Бога состоит в том, чтобы "нарушенный" брак снова был восстановлен посредством прощения и примирения (Ос. 1-3; 1-Кор. 7:10-11).

д. О принятии Царства Божиего с детским доверием (10:13-16) (Матф. 19:13-15; Лук. 18:15-17)

Этот эпизод обычно приводился поздней Церковью (приводится и сегодня) в оправдание крещения младенцев, хотя ясного указания на него тут не имеется.

Мар. 10:13. Приносили к Нему (очевидно, матери, отцы, старшие братья и сестры) детей (употребленное здесь греческое слово паидия означает, что дети были от младенческого возраста лет до 7-8), чтобы Он прикоснулся к ним, - в знак передачи им Божиего благословения на будущую жизнь (сравните Мар. 10:16). Ученики же не допускали приносящих, по-видимому, считая, что дети - слишком малозначущие существа (сравните 9:36-37), чтобы Иисусу расходовать на них время (т. е. они по-прежнему судили об этом сугубо по-человечески; сравните 8:32-33; 9:33-37).

Мар. 10:14. Иисус вознегодовал на это вмешательство учеников (сравните 9:38). Употребленный тут Марком глагол, выражавший сильную степень эмоциональной реакции, находим только у этого евангелиста, которому свойственно более других подчеркивать эмоциональное состояние Иисуса (1:25,41,43; 3:5; 7:34; 8:12; 9:19).

Следует высказанное в резкой форме "двойное" повеление Христа: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им. Иисус с радостью принимал детей потому, что Царствие Божие, т. е. духовное Его управление людьми в первую очередь находит отклик у тех, кто, подобно малолетним, способны на полное к Нему доверие. Таковые (включая и детей) получают к Нему свободный доступ.

Мар. 10:15. Истинно говорю вам (сравните 3:28) - в продолжение этих торжественных слов Иисус развивает истину, высказанную Им в 10:14. Кто не примет Царствия Божия как подарок, с детским доверием, тот не войдет (в греческом тексте - подчеркнутое отрицание: "ни за что не войдет") в него. Другими словами, такой человек лишится Божиих благословений, а именно - вечной жизни. Божие Царство не дается ценой человеческих достижений; оно - именно дар Божий (в награду за простое доверие) тем, кто осознал свою неспособность обрести его каким-то иным путем (толкование на 1:15).

Мар. 10:16. Полный любви жест Иисуса живо свидетельствовал о том же: Он готов благословить каждого доверяющего Ему, не ожидая от него каких-то "заслуг".

е. Надеющиеся на богатство отвергают Царство Божие (10:17-27) Матф. 19:16-26; Лук. 18:18-27)

Это, вероятно, случилось в тот момент, когда Иисус выходил из какого-то дома в Пирее (10:10). Подбежавший к Нему богатый человек - один из тех, кто не в состоянии осознать свою неспособность собственными усилиями достичь жизни вечной (стихи 13-16).

Мар. 10:17. Когда выходил Он из дома, чтобы продолжать Свой путь в Иерусалим (10:32), молодой человек, влиятельный и богатый (Матф. 19:20,22; Лук. 18:18) подбежал к Нему. Его горячность, коленопреклоненная поза, искренний тон обращения (Учитель благий… - так иудеи не обращались к своим раввинам), значительность самого вопроса, заданного им, - все это свидетельствовало о его серьезности и об уважении его к Иисусу как к духовному Вождю.

В то же время вопрос его показывал, что жизнь вечную он рассматривал как нечто, что достигается добрыми делами (в отличие от сказанного Иисусом в Мар. 10:14; сравните с Матф. 19:16), но что одновременно он ощущал неуверенность и беспокойство относительно своего будущего. Упоминанием о "жизни вечной" (в Евангелии от Марка это словосочетание встречается только в 10:17,30), а также выражением "войти в Царствие Божие" (стихи 23-25) и словом "спастись" (стих 26) внимание читателя "фокусируется" на будущей жизни с Богом, в которую, однако, человек входит уже в нынешней земной жизни, принимая в ней Божие управление собою. В Евангелии от Иоанна особо подчеркивается, что во владение жизнью вечной верующий вступает уже сейчас.

Мар. 10:18. Иисус тут же побуждает юношу задуматься над тем, какой смысл вложен в слово благий (добрый) им, меряющим это понятие человеческими мерками. Никто не благ, возражает ему Иисус, т. е. не "добр" в полном смысле слова (в значении абсолютного совершенства), как только один Бог, Который является Источником и Эталоном добра. На себя человек должен смотреть именно в свете этого Божиего совершенства.

Этим замечанием Иисус, конечно, не опровергал собственной Божественности; Он, напротив, выразил в нем завуалированное притязание на него. Человек, назвавший Иисуса "благим" непроизвольно, нуждался в осознании истинной Его природы. (Вслед за тем, однако, юноша опускает, обращаясь к Иисусу, слово "благий"; стих 20.)

Мар. 10:19-20. Отвечая затем на вопрос богатого юноши, Христос процитировал пять заповедей, записанных на второй скрижали завета (Исх. 20:12-16; Втор. 5:16-20), но в другом порядке. Все эти заповеди относятся к взаимоотношениям между людьми, и, поскольку повиновение или неповиновение им прослеживается из поведения человека, легче поддаются проверке, чем первые пять заповедей.

Заповедь не обижай, не являясь одной из десяти (о ней упоминает только Марк), может "представлять" (в обобщенном виде) 10-ую заповедь (Исх. 20:17). Однако более вероятно, что ею Иисус "дополнил" 8-ую и (или) 9-ую заповеди (Исх. 20:15-16), подчеркнуто адресовав ее человеку богатому (Лев. 6:2-5; Мал. 3:5).

Богатый юноша был уверен (и это следует из его ответа), что в точности исполняет все эти заповеди, начиная с 12-летнего возраста, т. е. с того момента, когда юный иудей принимает на себя личную ответственность за исполнение закона, нарекаясь "сыном закона" (обряд "бармицвы"; Лук. 2:42-47). Возможно, он ожидал, что Иисус "предпишет" ему сделать что-либо достойное особой похвалы, чтобы восполнить недостаточность своих заслуг.

Мар. 10:21-22. Иисус, проницательно взглянув на него, разглядел за религиозным его благочестием глубокую его нужду и проникся к нему теплым чувством (полюбил его). (Об этом упоминает только Марк.) Единственной, но крайне необходимой вещью, которой юноше недоставало, была абсолютная преданность Богу, ибо его "богом" было богатство (стих 22); к нему он был привязан более, чем к Богу, и тем нарушал первую заповедь (Исх. 20:3).

В этой связи Иисус повелел юноше сделать две вещи: 1) пойти, продать все, что он имел, и раздать нищим, т. е. по сути дела устранить то, что отделяло его от вечной жизни, а именно: самоправедное упование на свои заслуги вкупе с любовью к деньгам; 2) последовать за Ним, Иисусом, в настоящий момент - в Иерусалим, а впоследствии, взяв свой крест следовать путем Его ученика, отказавшись от земных "залогов и гарантий" безопасности и уповая лишь на Господа (Мар. 10:15).

Смущенный и опечаленный, юноша отошел от Иисуса… Предложенную в этой конкретной ситуации форму самоотречения (продать все) не следует, однако, распространять на всех, кто захотел бы стать учеником Иисуса Христа. Ибо в данном контексте она символизирует готовность более всего дорожить в этой жизни Богом.

Мар. 10:23-25. Когда Иисус сказал ученикам, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие, то они ужаснулись (скорее в значении "изумились") от слов Его (сравните 1:27; 10:32), поскольку по представлениям иудеев богатство было признаком Божиего благоволения, а потому никак не помехою на пути в Царство Его.

Здесь единственный раз в синоптических Евангелиях Иисус, обращаясь к Двенадцати, называет их дети (сравните Иоан. 13:33), подразумевая их духовную беспомощность.

Видя их сильное удивление, Он повторяет то, что сказал, чтобы подчеркнуть: "трудность" для богатых создается их чрезмерным упованием на богатство.

Приведенное Иисусом сравнение (стих 25) - это древняя еврейская поговорка, отражающая ситуацию "предельной невозможности".

Мар. 10:26-27. Продолжавшим изумляться ученикам, которые спрашивали друг у друга: кто же может спастись? - Иисус ответил, что непосильное для людей (по их стараниям и заслугам), спасение является функцией Бога, для Которого нет ничего невозможного (сравните Иов. 42:2); в Его распоряжении имеется все необходимое для спасения как богатых, так и бедных.

ж. Награда за ученичество (10:28-31) (Матф. 19:27-30; Лук. 18:28-30)

Мар. 10:28. Выступая от имени всех учеников (сравните 8:29), Петр, с известной бесцеремонностью, заметил Иисусу, что они, Двенадцать (читай - в отличие от богатого юноши; в греческом тексте мы звучит подчеркнуто) оставили все и последовали за Тобою (сравните 1:16-20; 2:14; 10:21-22). Не записанное Марком, читаем у Матфея (Матф. 19:27): "Что же нам будет за это?" Здесь снова обнаруживается тенденция учеников понимать Царство Божие в земных категориях и "мерить" его ими (сравните Мар. 9:33-34; 10:35-37; Матф. 19:28-29).

Мар. 10:29-30. Снова прибегнув к торжественному заверению Истинно говорю вам (сравните стих 15; 3:28), Иисус признал, что их преданность Ему и Евангелию может повлечь за собой разрыв прежних связей, т. е. утрату ими близких и имущества (сравните 11:11-13; Лук. 9:59-62). Но каждому "утратившему" Иисус обещал стократное возмещение потерянного в их новой духовной семье (Мар. 3:31-35; Деян. 2:41-47; (1-Тим. 5:1-2).

Он обещал им это уже ныне (среди гонений), т. е. в промежутке времени между Его первым и вторым пришествиями, а в веке грядущем (т. е. по возвращении Христа на землю) жизнь вечную. Позднее (10:43-45) Иисус даст понять, что ученичество часто сопряжено со страданием. Это уже понимали римские читатели Марка, столкнувшиеся с жестокими преследованиями. Обстоятельство, которое помогало избавиться от искушения ассоциировать с преданностью Христу одни лишь благие воздаяния (сравните стих 31).

Мар. 10:31. Эта поговорка, применимая в разных условиях (употребление ее Иисусом в иных контекстах - Матф. 20:16; Лук. 13:30) могла прозвучать здесь как: а) предупреждение Петру против его самонадеянности (Мар. 10:28); б) подтверждение обещания, данного Иисусом прежде (стихи 29-30); или, что наиболее вероятно, как: в) подытоживание Христом всего сказанного Им ранее о сущности и характере ученичества как служения на ниве Божией (9:35; 10:43-45). Награды в Царстве Божием определяются не земными критериями, такими, как чин, положение в обществе, продолжительность службы (Матф. 20:1-16), принесенные жертвы и т. п., но - верностью Иисусу и преданностью делу Его.

В. Третий раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (10:32-45)

1. ТРЕТЬЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ЕГО И ВОСКРЕСЕНИИ (10:32-34) (МАТФ. 20:17-19; ЛУК. 18:31-34)

Мар. 10:32а. Иисус и Его ученики продолжали путь из долины Иордана в Иерусалим (здесь - первое прямое упоминание о конечной цели их путешествия; сравните стих 1). По раввинскому обычаю Иисус шел впереди их. Эта подробность, сообщаемая только Марком, носит тут и символический характер: Христос следует впереди Своего народа в условиях как тяжких испытаний, так и триумфа.

Его стойкость перед лицом надвигавшейся опасности "ужасала" (в значении "изумляла", "поражала"; сравните 10:24; 1:27) учеников, которые следовали за Ним в страхе (сравните 4:40-41; 6:50; 16:8).

Мар. 10:32б-34. И снова Иисус, подозвав двенадцать… начал говорить им о том, что будет с Ним. В этом третьем предсказании, в отличие от первых двух, - о том, что произойдет, сказано во всех подробностях (толкование на 8:31; 9:30-31; также 9:12). Досконально понимая суть ветхозаветных откровений (Пс. 21:7-9; Ис. 50:6; 52:13 - 53:12; Лук. 18:31), а также современной Ему религиозно-политической обстановки в Палестине (Мар. 8:15), Он способен был все предусмотреть в точности.

Для описания грядущих событий Иисус прибег к восьми глаголам в будущем времени. Новым в Его словах было то, что Сын Человеческий (толкование на 8:31) будет предан (9:31) в руки иудейских вождей, т. е. синедриона. Они осудят Его на смерть (сравните 14:64), но убьют руками язычников (римлян), поскольку синедрион не вправе был распоряжаться жизнью и смертью подданных Римской империи (сравните 15:1,9-10).

Перед тем, как казнить Его (15:24-25), римские воины поругаются над Ним (15:18,20), будут бить Его (15:19) и оплюют Его (15:19) - во всем этом содержался намек на то, что казнь будет совершена через распятие (Матф. 20:19). Однако обещание воскресения должно было вселить в сердца учеников надежду на будущее.

2. ЖИЗНЕННО-ВАЖНАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕНИЧЕСТВА (10:35-45) (МАТФ. 20:20-28)

Мар. 10:35-37. Иаков и Иоанн (сравните 1:19; 5:37; 9:2) подошли к Иисусу и стали просить Учителя (сравните 4:38; 9:5), чтобы дал им занять наивысшее положение в Его Мессианском Царстве, которое, как они понимали, будет вот-вот установлено (8:38; 9:1-2; 13:26). Один из них хотел сесть по правую сторону (самая высокая почесть) от Иисуса, а другой занять второе по значению (согласно царскому этикету в древнем Израиле - "Иудейские древности" Иосифа Флавия) место - сесть по левую руку Его.

У Матфея сказано, что с братьями была их мать, которая и просила за них (Матф. 20:20-21). Звали ее Саломия; возможно, она приходилась сестрой Марии, матери Иисуса (Матф. 27:56; Мар. 15:40; Иоан. 19:25). Если это так, то Иаков и Иоанн были Иисусу двоюродными братьями и могли надеяться на то, что кровное родство поможет им добиться осуществления их просьбы.

Мар. 10:38-39. Иисус в сущности ответил им, что они просто не понимают того, что влечет за собой их честолюбивая просьба. Ибо просить почетного места "в славе Его" значило просить о том, чтобы разделить с Ним и Его страдания, так как одно вытекало из другого. Но страдания Иисуса были сопряжены с Его Мессианской миссией.

Чаша была популярной в иудейской среде метафорой - как радости (Пс. 115:4), так и страдания (как здесь) - по действию Божиего суда над человеческим грехом (Пс. 74:9; Ис. 51:17-23; Иер. 25:15-28; 49:12; 51:7; Иез. 23:31-34; Авв. 2:16; Зах. 12:2). Иисус применил эту метафору к Себе, потому что Ему предстояло познать ярость Божиего суда, понеся на Себе людской грех (Мар. 10:45; 14:36; 15:34). Эту "чашу" Он пил добровольно.

Образ крещения выражает здесь параллельную мысль. Это образ "погружения в воду", что соответствовало в ветхозаветном представлении наступлению бедствия (Иов. 22:11; Пс. 68:2,15; Ис. 43:2). В данном случае "бедствием", которому предстояло "поглотить" Иисуса, было Божественное осуждение греха; оно сулило Ему тяжкие страдания и в конечном счете - смерть (Лук. 12:50).

Так что "крещение" Ему предстояло принять от Бога (Ис. 53:46,11). Иаков же и Иоанн могли думать, что Он "рисует" им некую битву за утверждение Себя как Мессии, и потому уверенно ответили: Можем, показав тем самым свою готовность бороться за установление Царства Божиего. Ответ их однако свидетельствовал и о том, что истинного значения слов Иисуса они не поняли.

Вслед за тем Христос "приложил" образы "чаши" и "крещения" к ним, но как бы "обыграв" их смысл. Да, следуя за Ним, они разделят Его страдания (1-Пет. 4:13) и даже примут смерть, но не в искупительном их значении.

Его предсказание исполнилось: Иаков первым из апостолов претерпел мученическую кончину (Деян. 12:2), а Иоанн, долгие годы терпевший гонения, страдания, ссылку, умер последним из апостолов (Иоан. 21:20-23; Откр. 1:9).

Мар. 10:40. В заключение короткого поучения, основанного на образах, Иисус отверг притязание двоих Своих учеников на славу и почет. Ибо "места", о которых они просили, были не в его "юрисдикции". Вместе с тем Он заверил их, что Бог Отец (Матф. 20:23) даст занять эти места тем, для кого они уготованы Им.

Мар. 10:41-44. И, услышавши, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна за то, что те попытались получить преимущество перед остальными. Их негодование свидетельствовало, что они и сами помышляли о том же. Чтобы устранить возникшую между Двенадцатью размолвку и обратить их внимание на то, чем создается истинное величие (сравните 9:33-37), Иисус показал, что самое понятие его в Царстве Божием противоположно таковому в земных царствах.

Причем не в форме правления коренится этот контраст (хорош или плох метод правления), он - между правлением как таковым и служением. "Князья народов" (языческих народов) господствуют над ними, угнетая их. Но не так должно быть между последователями Христа, которыми правит Бог. А кто хочет быть большим между вами, говорит Иисус, тот да будет остальным добровольным слугою (диаконос); и кто хочет быть первым… да будет всем рабом (доулос), т. е. поступающимся своими "правами" ради блага "всех" (сравните толкование на 9:35-37). Ученик Христов призван служить не собственным интересам, но другим людям, причем служить добровольно и жертвенно.

Мар. 10:45. Не знающим себе равных примером истинного величия является Сам Иисус Христос. Сын Человеческий (толкование на 8:31) добровольно "скрыл" Свою славу (сравните 13:26) и явился на землю как Божий Слуга (Пс. 48:6-8; Ис. 52:13 - 53:12; Фил. 2:6-8) не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить людям (Мар. 2:17; 10:46-52; Лук. 22:27). Кульминационным моментом Его служения стала Его смерть для искупления многих. То, что Он сделал, было добровольным жертвенным актом - актом повиновения Отцу (толкование на Матф. 15:34).

Слово "искупление" (литрон) встречается в Новом Завете только здесь и в Матф. 20:28. Как условие освобождения раба или пленника оно означает предложение за него определенной цены. Но смысловые рамки этого слова - шире и в библейском плане включают в себя понятие замещения того, кто искупается.

Человечество - в плену у греха и смерти (Рим. 5:12; 6:20), вырваться из которого своими силами оно не в состоянии. Заместительная смерть Христа и есть та "цена", которой искупаются люди (Рим. 6:22; Евр. 2:14-15).

Многих употреблено здесь в значении "всех" (сравните 1:32-34; Ис. 53:10-12). Им подчеркивается, что искупление - ценой одной жертвы Искупителя (Рим. 5:15,18-19) - распространяется на большое число людей. Иисус умер не только за Свой народ, но - за все человечество (1-Тим. 2:5-6).

Г. Заключение: вера слепого Вартимея (10:46-52) (Матф. 20:29-34; Лук. 18:35-43)

Это последнее чудо исцеления, записанное Марком. Рассказом о нем завершается раздел на тему ученичества в его Евангелии (Мар. 8:31 - 10:52), и оно же является отличной иллюстрацией к этой теме (10:52б). Кроме того, прообразно оно говорит об апостолах: несмотря на их "тугое", подчас превратное понимание слов и дел Христа (8:32-33; 9:32; 10:35-41), они обретут ясное зрение (т. е. разумение Его Мессианского служения в полном его значении), и придет это к ним от Иисуса.,

Живость описания (например, стих 50), видимо, свидетельствует о том, что сделано оно было со слов очевидца, такого, как апостол Петр. Авторы трех синоптических Евангелий описывают этот случай не вполне одинаково. Так, Матфей говорит, что слепых было двое (Матф. 20:30), а Лука пишет, что исцеление произошло при входе Иисуса в Иерихон, а не при выходе из него, как говорится у Марка (сравните Лук. 18:35).

Возможно, слепых действительно было двое, но Марк и Лука сосредоточили внимание на одном из них, может быть, более громогласном, либо хорошо известном им. Далее. Иерихонов было два - старый и новый город, и исцеление слепого могло произойти, когда Иисус, сопровождаемый толпою, вышел из старого иудейского Иерихона (Матф. 20:29; Мар. 10:46), на Его пути к новому городу под тем же названием, построенному Иродом Великим (Лук. 18:35); правда, с уверенностью судить о том, был ли старый Иерихон обитаем в то время, - трудно.

Мар. 10:46. Итак, Иисус и его ученики покинули Пирею, переправились через Иордан и пришли в Иерихон, находившийся в Иудее. Новозаветный Иерихон, служивший Ироду Великому зимней резиденцией, расположен был примерно в восьми километрах на запад от р. Иордан и километрах в полутора южнее ветхозаветного Иерихона (Иис. Н. 6; 4-Цар. 2:4-5,15-18); 25 км. отделяло его от Иерусалима.

И когда выходил Он из Иерихона (предположительно, из старого города) с учениками Своими и множеством народа (вероятно, окруженный паломниками, шедшими на праздник Пасхи в Иерусалим; Пс. 41:5; Мар. 14:1-2), увидели они слепого Вартимея (в переводе с арамейского - "сына Тимея"). Хотя по имени этого слепого называет только Марк, из этого можно заключить, что Вартимея знали в раннехристианской Церкви. Слепой сидел у дороги, прося милостыни.

Мар. 10:47-48. Когда Вартимей услышал, что мимо проходит Иисус из Назарета, то начал кричать, не умолкая: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня (сравните Пс. 4:2; 6:3). Несомненно, он уже слышал, что Иисус возвращает слепым зрение. И несмотря на то, что многие заставляли его молчать… он еще более стал кричать. В глазах людей Вартимей, вероятно, выглядел всем надоевшим занудой; возможно, и то, что он выкрикивал, вызывало у некоторых чувство протеста.

Слова "Сын Давидов", которые здесь в Евангелии от Марка встречаются впервые, содержали в себе признание Мессии потомком Давида (2-Цар. 7:8-16); они же стали общепризнанным титулом Мессии-Царя (толкование на Мар. 12:35-37; сравните также Ис. 11:1-5; Иер. 23:5-6; Иез. 34:23-24; Матф. 1:1; 9:27; 12:23; 15:22; Рим. 1:3).

Употребление Вартимеем этого титула, вероятно, указывало на то, что, несмотря на свою физическую слепоту, он верил: Иисус из Назарета и есть израильский Мессия - в то время как большинство иудеев, будучи зрячими, оставались слепыми духовно, не веруя в Него. (Заметим, что Иисус не "отклонил" титула и, значит, принял его из уст Вартимея.) Позже, однако, Вартимей обратился к Нему в более "личной" форме - "Учитель" (Мар. 10:51), после чего последовал за Ним (стих 52б).

Мар. 10:49-52а. В укор тем, которые пытались заставить Вартимея замолчать (возможно, среди них были и ученики), Иисус остановился и велел его позвать. Даже и теперь, в часы Своего последнего, решающего, путешествия в Иерусалим, Он нашел время, чтобы послужить тому, кто был в нужде (сравните стих 43:45). И тут люди из толпы стали звать слепого: Не бойся, вставай, зовет тебя. Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

Вопрос Иисуса не означал, что Он не знал, чего хочет слепой, - им Он побуждал Вартимея четко сформулировать свою нужду и выразить свою веру. И Вартимей ответил просто: Учитель! хочу прозреть, выразив в нескольких словах всю глубину своей веры в то, что Иисус способен сделать его зрячим. "Учитель" ("раввуни") соответствовало эмоциональной, личной форме обращения, и которой подтекстом звучало: "Мой Господь" (сравните Иоан. 20:16).

Иисус признал веру Вартимея истинной: Иди, вера твоя спасла тебя, сказал Он. (Не причиной исцеления слепого явилась вера его, но необходимым его средством - сравните толкование на Мар. 5:34.) Физическое "спасение" Вартимея (т. е. выведение его из "тьмы" слепоты к "свету" видения) явилось внешним выражением его духовного "спасения" (Пс. 90:14-16; Лук. 3:4-6).

Мар. 10:52б. И он тотчас (в отличие от исцеления, описанного в 8:22-26) прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Хотя в тот момент Вартимей последовал за Ним в Иерусалим, возможно, чтобы принести жертву благодарения в храме, он несомненно стал и "последователем" Иисуса, верным Его учеником. Вартимей - отличный образец ученичества. Он осознал свою беспомощность и доверился Иисусу как Тому, Кто несет Божественную благодать; обретя "зрение", он последовал за Ним.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии