Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Послание к Евреям » 11 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Послание к Евреям 11 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

IV. ЧАСТЬ III: ОТКЛИК ВЕРОЮ (главы 11-12)

Через этот - последний большой раздел послания - красной нитью проходит призыв отвечать единственно приемлемым путем, а именно - верой, на все те обстоятельства жизни, которых касается автор. Хотя значение веры уже выявлено им, он считает необходимым еще полнее рассмотреть этот фактор во всей бесценности его. Как и прежде, за истолкованием (глава 11) следуют предупреждение и увещание (глава 12).

А. Жизнь веры (глава 11)

В заключение предыдущего раздела автор лишь коснулся темы жизни по вере (10:37-39). Что это означает на практике, он объясняет теперь в словах и образах, которые его читатели могли оценить вполне, потому что именно вера лежала в основе всего, что происходило с героями ветхозаветной истории, хорошо им известной. И поскольку эти люди руководствовались верой, так же следовало поступать и читателям послания.

1. ПРОЛОГ (11:1-3)

Евр. 11:1-3. В коротком прологе автор говорит о характере веры, о видении вещей верою и о высоко чтимых приверженцах ее. Небезынтересно привести 11:1, как звучит этот стих в переводе на англ. язык: "Вера не сомневается в том, что является предметом наших надежд, и уверена в том, чего мы не видим".

Иоанн Златоуст писал по этому поводу: "Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом".

Древние, т. е. великие люди былых времен, в глазах читателей бывшие образцом для подражания, во всем руководствовались верою, тем самым высоко свидетельствуя о ней.

Верою познаем, что веки (миры) устроены словом Божиим… Действительно, разум не подсказывает нам этого, и свидетелей тому не было. Следовательно, это познание есть дело веры.

Последняя фраза стих 3 - так что из невидимого произошло видимое - наводит на мысль об особой в этом преднамеренности Божией; это было Его волей, чтобы видимый людям мир "явился" из сферы невидимой им, и чтобы, таким образом, действительное происхождение мира познавалось только верою.

2. БОЖИЕ ПРИЯТИЕ ВЕРЫ (11:4-16)

Верою достигается приятие человека Богом и получение им награды от Него.

Евр. 11:4. Авель входит в число тех "праведных", о которых читаем в 10:38. Богу он угодил тем, что верою принес Ему жертву лучшую. Верою Авель не только получил свидетельство, что он праведен, ею он и по смерти говорит еще; иными словами, даже смерть не уничтожила свидетельства такого человека, как Авель. Подобно ему, и читатели послания были "приняты" Богом на основании их лучшей - новозаветной - жертвы. Неверующие же братья их, подобно Каину, не обрели такого благоволения в глазах Божиих.

Евр. 11:5-6. Енох, с другой стороны, жил по вере (как следовало жить и тем, к кому обращался автор) и тем угодил Богу. Если бы Христос возвратился на протяжении их жизни, то и они, как Енох, не увидели бы смерти. Но в любом случае угодить Богу они могут только одним способом - не переставая верить, что Он есть, ибо ищущим Его всерьез Бог воздает.

Евр. 11:7. О том, что Бог действительно вознаграждает "ищущих" Его, свидетельствует история Ноя, который сделался наследником праведности по вере. И еще он "наследовал" новую землю после потопа, как читатели послания могли бы наследовать "будущую вселенную" (2:5). Фраза для спасения дома своего перекликается с мыслью, постоянно подчеркиваемой автором, о спасении-наследии "христианского дома". В ней, кроме того, содержится намек на то, что искренняя вера человека может принести спасительные плоды в его собственной семье.

Евр. 11:8-10. Урок, преподанный читателям жизнью Авраама, состоял в том, что им следовало уповать на "будущую вселенную", а к нынешней своей жизни относиться как к странничеству, путешествию. Авраам, великий патриарх, обитал на земле которую имел получить в наследие как на чужой. Подобно ему, получат наследие и читатели послания, если станут ожидать города имеющего основание (намек на небесный и вечный Иерусалим; сравните Откр. 21:2,9-27).

Евр. 11:11-12. Автор представляет Сарру как первую "героиню веры", которая, вопреки, казалось бы, физической невозможности (будучи бесплодной, в преклонных годах), стала матерью. И как она знала, что верен Обещавший, так следовало звать это и помнить читателям послания (сравните 10:23). Верою содействовала Сарра поразительному "размножению семени" своего мужа, от которого, физически в старости омертвелого, родилось в конечном счете так много.

Евр. 11:13-16. Впечатляющим завершением темы являются эти стихи: автор показывает, что людям возможно умереть в вере (или с верою), даже не получивши обетовании. То, что станет реальностью в будущем, прежние святые видели верою издали, а себя считали странниками и пришельцами на земле. Они искали своего отечества, но не то, которое покинули. Так и читателям послания не следовало возвращаться к покинутой ими религии предков, но стремиться к лучшему, то есть к небесному. Если бы они поступили по примеру патриархов, то Бог и их не устыдился бы, как не стыдился тех, называя себя их Богом.

3. О РАЗНООБРАЗИИ ОПЫТА ВЕРЫ (11:17-40)

Начиная отсюда, тема жизни по вере рассматривается под новым углом зрения. При всем многообразии обстоятельств и событий, происходящих в человеческой жизни, вера остается тем постоянным фактором, сквозь призму которого все может быть принято и понято. Для христианина вера воистину становится орудием познания мира (сравните стих 3).

Евр. 11:17-19. Возвращаясь к Аврааму, автор поднимает вопрос искушения в вере. Читателям было чему научиться на примере того величайшего испытания, через которое должен был пройти патриарх, когда Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Прежде всего, это, казалось бы, противоречило обетованию, полученному Авраамом от Бога, но вера патриарха в то, что Бог силен из мертвых воскресить помогла ему с честью пройти через это испытание.

В сердце своем Авраам уже принес Исаака в жертву, почему и получил его в предзнаменование. В греческом оригинале не "в предзнаменование", а "в притче" ("в образе"); заклан был не Исаак, а овен - "образ" Исаака. Единородного же своего патриарх как бы получил обратно из мертвых.

Так же и христиане, знакомые с этим посланием, должны порой воспринимать вещи за пределами своих жизненных обстоятельств, в которых Божий обещания будто не осуществляются, осознавая, что обещания эти все-таки будут исполнены в их воскресении.

Евр. 11:19-22. С верою смотрели в будущее и перечисляемые здесь патриархи. Веря в осуществление обетовании Божиих, данных Аврааму, Исаак благословил Иакова, а не Исава. И на том же основании умирающий Иаков благословил обоих сыновей Иосифа.

Читателям тоже следовало воздавать честь Богу до конца своих дней, не ослабевав в вере в будущее, уготованное им. Автор напоминает, что и Иосиф при личине своей (зная об обетованиях Господа Аврааму) с уверенностью говорил о будущем исходе сынов Израилевых из Египта). С такою же уверенностью смотреть в свое будущее всем нам.

Евр. 11:23. Переходя к жизни Моисея, автор начинает тему противостояния веры и враждебности, которые были так хорошо знакомы его читателям. Верою Моисей скрываем был родителями, сохранившими ему жизнь. Обрадованные драгоценным Божиим даром - ибо видели они, что дитя прекрасно - они поверили, что Бог уготовал их сыну нечто лучшее, чем смерть по рождении. Потому и не устрашились они царского повеления, и Бог вознаградил их веру, дав Моисею прожить выдающуюся жизнь.

Евр. 11:24-26. Классический пример того, как верою отдается предпочтение поношению Христову перед временным греховным наслаждением, автор видит в жизни Моисея, истинного героя веры, с его разумным приятием эсхатологических упований народа израильского.

Что такое "поношение Христово"? Это такое поношение, которое терпели читатели послания, какое терпел Сам Христос; такое, когда кто терпит от своих, от тех, кому делает добро; когда, страдая, человек прибегает к Богу. Такое "поношение" Моисей познал сполна. И читателям его следовало, по мысли автора, принять поношения, отказавшись от греховной жизни, которой не скорби сопутствуют, а удовольствия; и они смогут поступить так, если поверят в ожидающую их награду.

Евр. 11:27-28. Далее. Моисей верою (как бы видя Невидимого), вывел народ из Египта, ие испугавшись гнева царского. Совершив пасху, включавшую пролитие крови, Моисей уберег Израиля от Божиего суда. Так и читателям послания не следовало бояться "гнева" окружавшего их мира и поддерживать свою "отделенность" от него. Свои отношения с Богом им следовало продолжать на основании пролития крови нового завета. Тогда и они были бы избавлены от Божиего суда (сравните 10:19-31).

Евр. 11:29-31. У читателей послания были основания уповать на победу над врагами (сравните 1:13-14). Уроки гибели египтян в Чермном море и падения стен Иерихонских говорили им о победах, какие способна одержать вера. Если в церкви, которой писалось послание, было (что не исключается) какое-то число язычников, то для них утешительным мог послужить пример Раав блудницы, пощаженной при разрушении Иерихона.

Евр. 11:32-35а. Слишком их много было, героев веры, в ветхозаветные времена, чтобы автор мог подробно говорить о каждом. Потому он лишь мимоходом перечисляет деяния некоторых из них. Фразу "укреплялись от немощи" в стихе 34 следует понимать как немощь их становилась силой. В апогее же перечисления жены, которые получали умерших своих воскресшими; ибо в этом свидетельство высочайшей победы веры, перед каковой и смерть отступает (3-Цар. 17:17-24; 4-Цар. 4:17-37).

Евр. 11:35б-38. От явных побед веры мысль автора обращается к тому, что может показаться ее поражением. Но это именно кажущиеся поражения. Ибо те, кто замучены были, пошли на это сознательно, вместо того, чтобы позаботиться о сохранении себе жизни, так как знали, что их страдания поведут к лучшему (более славному) воскресению. Так и читателям стойко надо было переносить испытания, ожидая воздаяния в будущем мире.

Физические страдания, перечисленные в стихах 36-37, 38б, соответствуют примерно десяти видам гонений, выпавших на долю людей веры, а к этому надо еще прибавить неприятие со стороны близких и соотечественников, каковое могли уже познать на себе и читатели. Сердечно замечает в этой связи автор послания, что весь мир не был достоин этих гонимых им людей.

Евр. 11:39-40. стих 39 надо понимать в том смысле, что все сии, получившие похвальное свидетельство о вере своей, еще не получили обещанной награды; их эсхатологические упования еще не осуществились. Ибо там, где они находятся, они ждут, пока не достигнут совершенства все их братья в Господе, проходящие земную жизнь. В этом и заключается нечто лучшее, предусмотренное Богом для нас (т. е. для живущих еще на земле), что откладывается осуществление их упований. Ибо Бог предусмотрел всех увенчать славою в одно время; таково значение фразы дабы они не без нас достигли совершенства.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии