Толкование Библии, Послание к Евреям 13 глава
Новый Завет
Послание к Евреям
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
- Послание к Ефесянам
- Послание к Филиппийцам
- Послание к Колоссянам
- 1 Фессалоникийцам
- 2 Фессалоникийцам
- 1 Послание к Тимофею
- 2 Послание к Тимофею
- Послание к Титу
- Послание к Филимону
- Послание к Евреям
- Откровение Иоанна
V. Эпилог (глава 13)
По тону своему эпилог выделяется на фоне послания тем, что в последнем содержатся наставления лишь общего характера, тогда как в нем - более конкретизированные. В каком-то смысле "благоугодное служение" (12:28) Богу и складывается из того, о чем говорится в этих конкретных наставлениях. Кроме того, обращение автора к читателям в эпилоге носит характер личного обращения; завершается он словами прощания.
Евр. 13:1-6. В первом разделе эпилога содержатся наставления относительно нравственного поведения. Следование им предполагает проявление личной доброжелательности по отношению к братьям (стих 1), странникам (стих 2) и узникам (стих 3).
Автор призывает затем к чистоте супружеских отношений (стих 4); к несребролюбию - да будут читатели довольны тем, что есть у них (стих 5; сравните Лук. 12:15;
Фил. 4:11; 1-Тим. 6:6-10). Если бы и скуден был их достаток, с ними - Господь (стих 5), их помощник (стих 6).
Евр. 13:7-8. За нравственными следуют религиозные наставления, продолжающиеся по 17 стих включительно. В призыве "Поминайте наставников наших", по-видимому, подразумевались те из них, которые уже отошли с земли. Взирая на кончину их жизни надо читать как "взирая на добрые результаты их жизни"; отсюда вытекает и следующий призыв: подражайте вере их. Да, эти наставники и проповедники умерли, но Иисус Христос, от имени Которого они говорили, во веки остается Тот же.
Евр. 13:9. Тут объясняется, почему "новые учения", противоречащие неизменной вести 66 Иисусе Христе, не следует принимать. Слова автора об учениях различных и чуждых явно не относились к ортодоксальному иудаизму, но - к какому-то сектантскому отклонению от него, с которым, видимо, пришли в соприкосновение читатели.
Евр. 13:10-14. Если распространявшие "чуждые учения" склонны придавать чрезмерное значение опыту пустынничества и скинии, то именно их подразумевает автор в стихе 10. Христиане же имеют особый жертвенник (тут, видимо, речевой прием, означающий жертву Христову), от которого черпают духовные силы. Но служащим скинии доступа к этому духовному источнику нет. Другими словами: если кто-то предпочитает жить в пустыне, считая себя слугами древней скинии, то "Христовых привилегий", указывает автор, они лишают себя.
Согласно древним установлениям, кровь жертвенных животных вносилась в День очищения во святилище, тела же их сжигались вне ставя (стих 11) - в месте, которое в годы пребывания Израиля в пустыне объявлялось нечистым. Но Иисус тоже пострадал вне врат (т. е. за городской стеной Иерусалима), однако жертву Свою Он принес, дабы освятить людей.
Отнюдь не ассоциировавшиеся с Ним в Его, якобы, нечистоте, как думали на этот счет некоторые неверовавшне евреи, читатели послания, напротив, были Им освящены (сравните 2:11; 10:10,14), а потому, не колеблясь, должны были разделить с Ним Его поругание (сравните 12:2), выйдя из "стана иудаизма" и объединившись с Христом. Если читателям и в самом деле были известны некоторые сектантские поселения на той территории, где они жили, этот призыв автора приобретал для них особое звучание. Ибо их истинным домом был нестан и не град земной, но обещанный нм град будущий (сравните 11:10,16; 12:22).
Евр. 13:15-16. В свете смерти Христовой кровь жертвенных животных больше не нужна. Но - принесение Богу хвалы… благотворение и общительность - вот те видыжертвы, которые действительно благоугодны Ему (сравните 10:25).
Евр. 13:17. Если покойных наставников следовало поминать и того, чему учили они, не забывать (стихи 7-8), то нынешним надо было повиноваться. Помня об их ответственности за "пасомых" перед Богом, не следовало непослушанием осложнять их работу.
Евр. 13:18-19. С присущей ему скромностью, побуждавшей его, обращаясь к читателям с предостережениями, писать "мы", автор просит их молитв, в особенности о том, чтобы ему поскорее вернуться к ним. По всему чувствуется, что он был лично в них заинтересован, хотел видеть их.
Евр. 13:20-21. В благословении автором как бы еще раз "называются" главные темы, затронутые в послании (к примеру, мир, Кровь, завет, воскресение, Пастырь). С верою пишет он о Господе нашем Иисусе Христе как о Пастыре… великом людей нового завета, через Которого Бог в состоянии исполнять волю Свою, производя в нихблагоугодное Ему.
Евр. 13:22-25. В последний раз просит автор читателей принятьсие слово увещания и затем выражает надежду, что он и Тимофей вскоре увидят их. После приветствий он призывает на нихблагодать Божию.