Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Послание к Евреям»12 глава

Толкование Библии, Послание к Евреям 12 глава

Б. Последнее предупреждение (глава 12)

Изложенные им главные доводы и доказательства автор завершает последними в послании наставлением и предупреждением. В обычной для него манере нравоучительная часть вытекает у него из предшествующей ей "объяснительной". За рассмотрением жизни по вере следует еще один призыв к стойкости.

1. ВВОДНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (12:1-2)

Евр. 12:1-2. Жизнь по вере достаточно и убедительно "удостоверяется" облаком свидетелей из Ветхого Завета. А, значит, и современным верующим следует с терпением (сравните 10:32,36; 12:2-3,7) проходить предлежащее им поприще, отвергнув все, что мешает им в этом, и прежде всего залипающий их грех (по-гречески скорее - "грех, служащий ловушкой"). При этом высшим образцом для подражания остается для них Иисус (сколь привлекательным ни выглядел бы любой из ветхозаветных персонажей).

Ведь Иисус - начальник и совершитель нашей веры. "Начальником" Он назван тут в том смысле, что первым пошел тем путем веры, следовать которым надлежит христианам. "Свершителем" же (т. е. достигшим совершенства) Иисус назван потому, что с триумфом прошел этот путь до конца. Он взирал при этом на предлежавшую Ему радость (намек на нее содержится в 1:9, где подразумевается обретение Им вечного престола). И верующим, которым предстоит разделить эту радость, тоже надлежит взирать на нее.

После того, как Иисус претерпел крест пренебрегши посрамление, Он воссел одесную престола Божия (сравните 1:3; 8:1; 10:12), предвещая тем последнюю и окончательную победу - Свою и верующих в Него (сравните 1:13-14).

2. НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛА НЕ ТАК СКВЕРНЫ, КАК КАЖУТСЯ (12:3-11)

Ничего нет естественнее для человека, как преувеличивать суровость своих испытаний. Но автор послания не хотел бы, чтобы это происходило с его читателями.

Евр. 12:3-4. Если они подумают об Иисусе, Претерпевшем такое… поругание от грешников, то непременно укрепятся духом. В конце-концов, в отличие от Него, они еще не пролили крови, сражаясь против грехи (здесь, вероятно, подразумевается - "против грешных людей", противостоявших им, и едва ли - против собственного греха, которому им следовало всячески сопротивляться, держась своего христианского исповедания веры).

Евр. 12:5-8. Автор упрекает читателей, что забыли слова утешения, предлагаемого им, которое содержится в Прит. 3:11-12. В этих стихах наказание Господне рассматривается как свидетельство Его любви. Так что им не следовало унывать, терпя наказание, удостоверяющее их сыновство. Ибо оно - средство подготовить их к "славе многих сынов" (сравните 2:10 и толкование на этот стих). Все дети Божий подлежат наказанию от Него; фраза которое всем обще по-гречески звучит как "наказание, причастниками которого являются все" (сравните с "метохои" - "участники", "причастники" в 1:9; 3:1,14; 6:4).

Говоря об остающихся без наказания как о незаконных детях, автор, возможно, имел в виду не устоявших в вере христиан, которые вследствие этого будут лишены наследия (или награды). (В римском обществе "незаконный ребенок" не имел права наследования.) Такие христиане, подразумевает автор, подлежат не наказанию в дисциплинарных целях - ради получения ими награды в Тысячелетнем царстве, а суровому осуждению.

Евр. 12:9-11. Автор прибегает к аналогии с земными родителями, которых мы боялись (в значении "уважали"), меж тем как они наказывали, руководствуясь своими представлениями о благе ребенка на многие дни его жизни. Ссылаясь на это, автор побуждает читателей тем более покориться Отцу духов, чтобы жать в вечности, имея участие в святости Его; ибо, будучи научены чрез наказание, христиане в жизни будущей обретут мир и радость.

3. ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ ОБНОВЛЕНИЮ (12:12-17)

Евр. 12:12-13. Автор чувствовал тенденцию к духовному ослаблению в среде своих читателей и в свете изложенных им истин побуждал их к преодолению ее. Если они станут ходить прямо ногами, укрепляясь в праведности, то и самые слабые среди них (хромлющее) "не совратятся", а исправятся.

Евр. 12:14. Мир со всеми людьми в личная святость - это то, к чему надо стремиться изо всех сил, так как без святости никто не увидит Господа. Поскольку грех не может находиться в Божием присутствии, христиане должны быть (и будут) безгрешными, когда увидят Спасителя (1-Иоан. 3:2). Осознание этого побуждает к достижению святости уже здесь и в настоящее время. Но автор, кроме того, мог иметь в виду, что и теперь степень восприятия Бога зависит от "степени" святости верующего (сравните Матф. 5:8).

Евр. 12:15-17. Как неприятное напоминание-предостережение звучат слова автора о том, что может произойти в среде верующих: некто, лишившийся благодати Божией, уподобится горькому корню (образ взят из Втор. 29:18, где ветхозаветный отступник назван "корнем, произращяющим яд и полынь"); появись такой человек между верующими, он может отравить их своим "ядом".

Нечестивец сравнивается с Исавом, братом Иакова, который за похлебку отказался от своего первородства. Подобные люди, предупреждает автор, в конце-концов горько пожалеют о своей глупости, ибо рискуют необратимо утратить данную им привилегию наследования, как это случилось с Исавом. Именно такой конец ожидает отступников от Христа.

4. СОБСТВЕННО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ПОСЛЕДНЕЕ) - 12:18-29

Евр. 12:18-21. Автор описывает то, что происходило у горы Синай, где в обстановке благоговения и ужаса Израилю был дан Ветхий Завет (Исх. 19:9-23; Втор. 9:8-19).

Евр. 12:22-24. То, что сделалось реальностью для людей Нового Завета, то, к чему приступили они, впечатляет, однако, более, ибо все это - небесное. Не только Иерусалим, град Бога живого, но и существа, населяющие его, - как ангелы, так и люди.

Под выражением к торжествующему собору и Церкви первенцев может подразумеваться "собрание" тех, кто уже получили право наследования (поскольку в соответствии с законом Ветхого Завета "перворожденный" являлся "наследником номер один"). Таковые уже приблизились к небесным сферам, где обитают ангелы. Но, помимо всего, они "приступили" и к Судии всех Богу (некоторые и в самом деле могли выдержать тщательную проверку Им их жизней; это - духи праведников)-и к Ходатаю Нового завета Иисусу (сравните 8:6; 9:15), чья Кровь, пролитая во искупление, не об отмщении вопиет, подобно Авелевой, а обеспечивает приятие всех верующих нового Завета Богом.

Если читатели будут верно воспринимать все эти вещи, то благоговение охватит их, и они обретут еще большее стремление достичь тех высших привилегий, которые сулят им новый завет.

Евр. 12:25. Контраст между двумя заветами представлен тут как контраст между предупреждением, исходящим с земля, и тем, что нисходит с небес. Если непокорившиеся ветхому завету не избежали наказания, то как могут надеяться избежать его "отвращающиеся" от нового завета (сравните 2:3)? Тут автор несомненно имел в виду "отвращающихся" от Того, Кто положил начало новому завету и теперь восседает "одесную (престола) величия на высоте" (1:3).

Евр. 12:26-27. Божиим гласом, поколебавшим некогда лишь землю, будут в конце еще раз поколеблены не только земля, но и небо. В англ. переводе стих 27 звучит так: "Слова "еще раз" означают удаление того, что может быть поколеблено, т. е. всего сотворенного, - с тем, чтобы могло остаться то, что поколеблено быть не может". Это - ссылка на Агг. 2:6; автор видел в этом стихе свидетельство о конечном "пересотворении" небес и земли, что произойдет после Тысячелетнего царства (сравните Евр. 1:10-12). Сохранившееся после этого катаклизма будет вечным.

Евр. 12:28-29. Нам, приемлющим царство непоколебимое, надлежит хранить благодать, источником которой является наш Первосвященник (4:14-16); и посредством этой благодати лучше (благоугодно) служить Богу, пребывая в своих новозаветных собраниях. Да ие уклонимся от этого служения, совершаемого в благоговении и страхе, всегда памятуя о том, что Бог наш есть Огонь поядающий (сравните с 10:26-27), что верующий, который пренебрегает великой своей привилегией, сам навлекает на себя Божие возмездие.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта