Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Евангелия от Иоанна 7 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

3. СЛУЖЕНИЕ В ГАЛИЛЕЕ (7:1-9)

То, о чем говорится в этом разделе, как бы исподволь готовит почву для нового конфликта Иисуса с Его оппонентами в Иерусалиме. Служение в Галилее, происходившее относительно незаметно, на какое-то время отсрочило назревавший конфликт.

Иоан. 7:1. Фраза после сего предполагает некий неопределенный промежуток времени. Поскольку события, описанные в главе 6, происходили незадолго перед праздником Пасхи (т. е. в апреле, 6:4), а теперь приближался праздник кущей (т. е. был октябрь, 7:2), можно сделать вывод, что служение Иисуса в Галилее продолжалось около шести месяцев. В Галилее было менее опасно, чем в Иудее, где враги Иисуса искали убить Его.

Иоан. 7:2. Праздник… поставления кущей был одним из трех великих иудейских праздников. Иосиф Флавий называет его в "Иудейских древностях" самым великим и самым святым из всех, какие праздновали иудеи. В дни его возносилось торжественное благодарение Богу за собранный урожай. Это было радостное время, которое набожные иудеи проводили (на протяжении семи дней) в шалашах (кущах), построенных из древесных ветвей, - в память о Божией заботе об отцах их во время пребывания тех в пустыне. Праздник этот как бы символизировал, что Бог пребывает посреди Своего народа.

Иоан. 7:3. Братья Иисуса, родившиеся у Марии и Иосифа после Его рождения, в то время не верили в Него (Мар. 3:21,31-35; 6:3; Иоан. 7:5). (Некоторые богословы, на основании ряда библейских текстов, приходят к выводу, что они были Его двоюродными братьями. Ред.) С позиции своей земной логики они, ("братья Его") были правы, утверждая, что вопрос о Мессии не может быть решен в провинциальной Галилее, потому что религиозным центром страны является ее столица - Иерусалим. Именно там мог бы Иисус, по их мнению, привлечь к Себе своими чудесными делами новые толпы учеников. И наиболее благоприятным временем для того, чтобы Ему провозгласить Себя Мессией, был праздник кущей. Если Он явит силу Свою в Иудее, то опять привлечет к Себе народ.

Иоан. 7:4-5. Человеку свойственно искать себе известность, рассуждали братья Иисуса; какой же смысл творить чудеса втайне? Они настаивали на том, чтобы Он явил Себя миру, если Он действительно Тот, за Кого себя выдает. Однако в Божии планы входило, чтобы Мессия "явил Себя миру" в унижении и страдании на кресте.

С грустью поясняет Иоанн, что даже братья Его не верили в Него. Эта печальная нота звучит у него вновь и вновь (сравните 1:10-11 с 12:37). Близость к Иисусу, кровная или происходившая от "следования" за Ним, еще не гарантировала истинной веры в Него.

Иоан. 7:6-7. Иисус ответил братьям, что если они во всякое время могут отправляться, куда пожелают, и, когда захотят, - возвращаться, то с Ним - не так: Его время еще не настало. Он и время действий Своих и передвижения из одного места в другое определяет в зависимости от воли Отца. Назначенное Им время публичного откровения Сына о Себе (восхождение Его на крест) еще не пришло. Это обстоятельство подчеркивается Иоанном неоднократно (2:4; 7:6,8,30; 8:20). Впоследствии Свою ходатайственную молитву перед распятием Иисус начнет со слов: "Отче! пришел час" (17:1 сравните с 12:23,27; 13:1).

Мир ничем не угрожал братьям Иисуса, поскольку в то время они были частью его (вас мир не может ненавидеть). Но Иисуса он ненавидел, потому что Он был "не от мира сего". Он пришел в этот мир как Свет и заставил его увидеть свою греховность, свое неповиновение Богу. У мира - множество религий, программ и планов, свои системы ценностей, в соответствии с которыми он действует и делает; но Христос засвидетельствовал миру, что дела его злы. Находясь в этом мире зла, Он вынужден был проявлять осторожность - ради того, чтобы в назначенное Отцом время исполнить волю Его.

Иоан. 7:8-9. Я еще не пойду на сей праздник нужно рассматривать в свете сказанного в стихе 10. В большинстве греческих списков Нового Завета слово "еще" опущено; между тем, оно имеет принципиальное значение, и, по всей видимости, было в оригинале. Ведь если бы Иисус сказал: "Я не пойду на сей праздник" - не прозвучало ли бы это так, будто Он сказал неправду (поскольку Он все-таки на праздник пошел)?

При наличии же слова "еще" в вышеупомянутой фразе становится ясно, что Он имел в виду пойти в Иерусалим позднее, а не "прямо тогда", когда предлагали Ему братья. Заметим также, что в стихе 8 Иисус говорит, что не пойдет на праздник, потому что время Его еще не исполнилось (сравните стих 6), подразумевая, видимо, что не пойдет на праздник с тем, чтобы явить Себя как Мессию. Но после того, как братья Его ушли в Иерусалим, Он отправился туда как простой богомолец ("тайно" - стих 10. - Ред.) Так или иначе, еще на некоторое время Иисус остался в Галилее, согласуя Свои действия с волей Отца Небесного.

Г. Возвращение Иисуса в Иерусалим и возобновление враждебного отношения к Нему (7:10 - 10:39)

1. ПРАЗДНИК КУЩЕЙ (7:10 - 8:59)

а. Толки в народе (7:10-13)

Иоан. 7:10. Тайное появление Христа на празднике Кущей, очевидно, объяснялось еще и тем, что Он знал о заговоре убить Его (стих 1, 25).

Иоан. 7:11-13. Между тем как враги Иисуса искали Его на празднике, скорее всего, с недобрыми намерениями, в народе шли разноречивые толки о Нем. И если одни говорили, что Он добр, то другие утверждали, что Он обольщает народ. Такое обвинение звучало угрожающе, потому что "обольщающие" (в значении "обманывающие", "возмущающие") подлежали побитию камнями. Поскольку все это происходило в среде иудеев, то фраза боясь Иудеев подразумевает страх народа перед "вождями".

б. Появление Иисуса (7:14-36)

Иоан. 7:14-15. В продолжение первых трех дней праздника никто не видел Иисуса. Народ же втайне ожидал и гадал, придет ли Он и объявит ли Себя Мессией. В половине уже праздника вошел Иисус в храм (буквально "во дворы храма") и учил. Как народ, так и его "начальники", слушая Христа, удивлялись (сравните Мар. 1:22). Ибо Он учил с глубоким знанием и духовной проницательностью. Между тем, известно было, что Он не учился ни у одного из известных раввинов. Естественно, иудеи недоумевали: как такое может быть?

Иоан. 7:16-17. Очевидно, в таком духе Его и спрашивали: если Ты не учился у раввинов, то, значит, достиг всего "самоучкой"? Ни то ни другое, отвечал Он им, ибо Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня Бога (сравните 12:49-50; 14:11,24). И как Иисус был научен Самим Богом, так и желающим получить верное представление о Сыне необходимо быть наученным Отцом (сравните 6:45). Для чего, в свою очередь, необходимо желание исполнять волю Отца. А поскольку воля Его воплотилась в Иисусе, го людям надо верить в Него (6:29). Здесь вера есть необходимая предпосылка для понимания. Как скажет впоследствии автор Послания к Евреям: "А без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11:6).

Иоан. 7:18. Если бы Иисус достиг того, что знал, "самообразованием" и теперь выступал как говорящий Сам от Себя, если бы Он был гением (в человеческом представлении), то всячески стремился бы возвыситься в глазах людей. Но Он не искал славы Себе. Ибо Он был и остается тем, чем должны быть люди, которые созданы для того, чтобы прославлять Бога, и в этом прославлении черпать блаженство. Иисус, Который явил миру Отца (1:18) именно так, как это угодно было Отцу, является "Человеком истины" (Он истинен; сравните 8:26).

Иоан. 7:19. Иудеи гордились тем, что получили закон от Моисея (9:28). И считали себя "блюстителями" его. Но Иисус обличал их религиозную самонадеянность, их злые сердца, их скверну и лицемерие (Мар. 7:6-7,20-22; Матф. 5:21-22). Он знал их (Иоан. 2:24-25) и знал, что по отношению к Нему они руководствуются ненавистью и "ищут убить Его".

Иоан. 7:20. Не все в народе, т. е. среди тех, кто слушали Его, могли знать, что Иисуса ищут убить. Поэтому и реакция толпы на Его слова об этом была грубой и оскорбительной: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? То же говорили в "толпе" об Иоанне Крестителе (Матф. 11:18). "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет", как объяснил это Сам Иисус (3:20). Обвинить Иисуса, посланного Богом, в одержимости бесом значило назвать свет тьмою (сравните 8:48,52; 10:20).

Иоан. 7:21-23. Одно дело сделал Я - Иисус говорит об исцелении Им парализованного в Вифезде в предыдущий Его визит в Иерусалим (5:1-18). Это вызвало тогда, как сказали бы в наше время, "остроконфликтную" ситуацию. Об обрезании Иисус говорит в этой связи в следующем смысле. Религиозный этот обряд был введен Моисеем (Авраам обрезался (Быт. 17:9-14) в знак вступления в завет с Богом). Моисей дал Израилю обрезание как часть левитской системы.

И согласно закону Моисея всякий младенец мужского пола должен был быть обрезан в восьмой день после появления на свет (Лев. 12:3). И если день этот приходился на субботу, то обрезание совершалось как бы в нарушение "субботнего покоя". Тем не менее, иудеи делали обрезание и в субботу. Чтобы не был нарушен закон Моисеев, совершалось нечто, имевшее отношение к части человеческой плоти. Но тогда и исцеление всего человека правомочно в субботу, провозгласил Иисус. За что же вы на Меня… негодуете?

Иоан. 7:24. Проблема их заключалась в поверхностном понимании Писаний. Придавая чрезмерное значение второстепенным деталям, они нередко упускали из виду глубинный смысл сказанного в них (Матф. 23:23; Иоан. 5:39-40). Не судите по наружности, призывает их Иисус. Свойственный иудеям поверхностный подход к духовным вещам стал причиною их враждебного отношения к Божиему Посланнику. Пребывая во тьме, они заблуждались. Христос, призывая их судить судом праведным, подразумевал и необходимость покаяния для них.

Иоан. 7:25-26. Часть местных жителей, знавших о заговоре против необычайного Учителя, удивлялись смелости Его речей. Если Он Тот, Которого ищут убить, то почему начальники позволяют Ему открыто выступать и не осуществляют своих намерений? Или они передумали? Не пришли ли они к выводу, что Он подлинно Христос?

Иоан. 7:27. Но ведь мы знаем Его, продолжали недоумевать в народе, подразумевая, что Иисус - всего лишь плотник из Назарета галилейского. О Мессии же они думали, что никто не будет знать, откуда Он, пока Он не откроет Себя народу. Читателям Евангелия не трудно уловить иронию в создавшейся ситуации: Иисус-то ведь был не просто галилеянин, но - Логос, рожденный от Девы в Вифлееме. И в этом качестве Он действительно оставался неузнанным - до тех пор, пока не открылся миру (на кресте и в воскресении Своем).

Иоан. 7:28:29. Тогда Иисус возгласил, т. е., возвысив голос, произнес торжественно… В Его ответе на их предполагаемое знание о Нем (7:27) прозвучали одновременно упрек и ирония: не просто плотник Я и пришел не Сам от Себя, но от Отца, Который истинен (в значении "достоверен", "достоин доверия"; сравните стих 18; 8:26); именно Он послал Меня. Противники Иисуса потому и не "узнавали" Его, что не знали Отца (1:18; сравните Матф. 11:27), Которого знал Сын - в силу Своего Божественного происхождения (Иоан. 1:1,14,18) и порученной Ему миссии.

Иоан. 7:30. Упрек Иисуса в их адрес так разозлил иерусалимлян, что они попытались схватить Его (сравните 7:32,44; 8:20; 10:39). Однако время и события находятся во власти Отца Небесного, и все, в конце-концов, происходит в соответствии с волей Его. И потому никто не наложил на Него руки, что на Нем были руки Отца.

Иоан. 7:31. Несмотря на сильное противостояние Ему, все, что делал Иисус, и все, чему Он учил, многих побудило уверовать в Него. Эти рассуждали логично, что знамения, которые Сей сотворил, - необычайны. И едва ли Христос (Мессия) сотворил бы больше. И все-таки эта "вера толпы" была, если можно так выразиться, предположительной, нетвердой. До истинной веры - в искупительный характер Его смерти - ей было далеко.

Иоан. 7:32. Но и такая вера народа, поворачивавшегося к Иисусу, была опасна для фарисеев, поскольку ставила под угрозу их традиционное учение (Мар. 7:1-23). И фарисеи, как блюстители иудейских традиций (о фарисеях в толковании на Иоан. 1:24-25), сознавали, что по отношению к Иисусу нужно что-то делать, и поскорее. (Первосвященники употреблено тут в значении священников, занимавших "руководящее положение".)

Иоан. 7:33. Несмотря на намерение фарисеев "схватить Его", Иисус продолжал учить "во дворах храма". Немного времени оставалось у народа, чтобы сделать свой окончательный выбор в отношении Иисуса (не долго быть Мне с вами), и время это определялось не иудейскими властями, а Богом. Вскоре, исполнив Божию миссию на земле, Иисусу предстояло возвратиться к Отцу Небесному.

Иоан. 7:34. Слова будете искать Меня звучат как пророчество в отношении народа израильского, который и доныне ожидает ("ищет") своего Мессию, не сознавая, что Им является Иисус. Настанет день, когда евреи заплачут о Нем (Зах. 12:10-13; Откр. 1:7). Но будет поздно. А то время было духовно благоприятным для них, но они не захотели воспользоваться им.

Иисус в теле вернулся на небеса, но доступ туда неверующим закрыт (и где буду Я, туда вы не можете придти; сравните 8:21). Говоря о людях наших дней, нельзя не признать, что и они не имеют той уникальной возможности, какую имели люди, говорившие с Иисусом лицом к лицу.

Иоан. 7:35. И снова слова Христа прозвучали загадочно для Иудеев (сравните стих 15, 31, 41-42). Куда, в самом деле, мог Он пойти, где им не под силу было бы найти Его? Жители земли, они рассуждали сугубо по-земному (сравните Ис. 55:8).

Уже и в те времена иудеи жили не только в Палестине; какая-то часть их расселилась по огромной Римской империи и на востоке, за пределами ее, вплоть до Вавилона. Это и имели в виду слушатели Иисуса, говоря про Еллинское рассеяние; "еллинами" они называли не только греков, но всех неевреев, или язычников (Кол. 3:11).

Итак, рассуждали они, не собирается ли Иисус идти к тем иудеям, которые живут среди язычников, и учить их, наряду с язычниками? Не сознавая того, иудеи "предвещали" своим вопросом то, что позднее произошло на самом деле: после вознесения Христа евангельская весть стала распространяться и среди язычников.

Иоан. 7:36. Тщетно размышляя над словами Иисуса, люди в толпе повторяли тот же вопрос.

в. Последний день праздника (7:37-52)

Иоан. 7:37. Празднику кущей сопутствовало исполнение издревле установленных ритуалов. Ежедневно торжественная процессия направлялась от храма к Силоамскому источнику. Священник наполнял водой из него золотой сосуд, а хор пел об "источнике спасения" (Ис. 12:3). Этот ритуал совершался в память о том, как во время странствования Израиля по пустыне Бог дал им пить воду из скалы (Чис. 20:8-11; Пс. 77:15-16; заметим, что слова этих стихов содержали и пророчество - в форме иносказания относительно пришествия Мессии; сравните Зах. 14:8,16-19).

Последний, седьмой, день праздника был самым радостным. В этот день Иисус, в отличие от раввинов, которые учили, сидя, стоял, приглашая народ к Себе - как к тому источнику, о котором говорится в Ис. 12:3; громким голосом призывал Он, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Так Он предлагал спасение (4:14; 6:53-56).

Иоан. 7:38. У верующего в Иисуса Христа из чрева потекут реки воды живой (сравните 4:14), т. е. он как бы сам станет источником - для других людей - того, что даст жизнь вечную. Все, кто несут Божию истину миру, как бы "напояют" его живительной водой Христова учения. Говоря как сказано в Писании, Иисус мог иметь в виду Пс. 77:15-16; Зах. 14:8 (сравните с Иез. 47:1-11; Откр. 22:1-2).

Иоан. 7:39. Иоанн поясняет, что под "живой водой" (стих 38) Христос понимал обещанный (тем, кто уверуют в Него) дар Духа Святого. Дух Святой, живущий в верующем, удовлетворяет жажду его души по Богу, возрождает его, руководит всем, что он делает, и совершенствует его.

В ранних греческих манускриптах слов "на них" нет, и вся фраза звучит как "ибо еще не было Духа Святого". Конечно, это нельзя понимать буквально - ведь Дух Божий активно действовал среди людей и в ветхозаветные времена. Иисус имел здесь в виду то особое крещение, запечатление верующих и вселение в них Духа Святого, которые будут иметь место в век Церкви (начало этому было положено в день Пятидесятницы; Деян. 1:5,8). Ибо Господь сказал, что "пошлет Духа" Своим последователям (Иоан. 15:26; 16:7).

Но в тот момент Святой Дух не был еще дан ученикам, чтобы обитать в них постоянно (сравните с Пс. 50:13). Это произошло после того, как Иисус …был прославлен, т. е. после Его смерти, воскресения и вознесения. Слова "прославленный", "слава" и "прославлять" часто встречаются в Евангелии от Иоанна (7:39; 11:4; 12:6,23,28; 13:31-32; 14:13; 15:8; 16:14; 17:1,4-5,10).

Иоан. 7:40-41. В народе, между тем, продолжались толки о том, Кто же Такой Иисус. Многие считали Его истинным пророком, о котором говорил Моисей (Втор. 18:15,18), в чьи уста будут вложены слова Божии; ведь этому Пророку и предстояло говорить не в той, вселявшей в Израиль ужас обстановке, в какой перед лицом народа говорил с Богом Моисей на горе Синай.

Иисус, в самом деле, был Пророком, о Котором Моисей упоминал (Деян. 3:22), но многие не признали Его в этом качестве. Да, некоторые говорили, что Он есть Христос, т. е. Мессия, но иные сомневались, говоря: разве из Галилеи Христос придет? (сравните с Иоан. 7:52).

Иоан. 7:42. Пророки Самуил и Исаия (2-Цар. 7:16; Ис. 11:1) писали, что Мессия произойдет из рода царя Давида. А пророк Михей предсказал, что Он родится в Вифлееме, городе Давидовом (Мих. 5:2). Но ведь Иисус и в самом деле был из "дома" Давида (Матф. 1:1-17; Лук. 3:23-38; Рим. 1:3) и рожден был в Вифлееме (Матф. 2:1-6), однако, народ всего этого не знал и не старался узнать.

Иоан. 7:43-44. Происшедшее в народе разделение во мнениях о Нем (распря) позволила Иисусу продолжать Свое служение, не опасаясь, что Его "схватят" теперь же. Многие иудеи, хоть и не становились прямыми Его учениками, склонялись к благоприятному мнению о Нем (7:12,31,40-41). А потому враги Иисуса должны были действовать осторожно, во избежание возникновения беспорядков. Так что до времени никто не наложил на Него рук. Дважды еще будем читать в Евангелии от Иоанна о разногласиях по поводу Иисуса в среде иудеев (Иоан. 9:16; 10:19-21).

Иоан. 7:45-46. Служители при храме, посланные "схватить" Иисуса (стих 32), возвратились без Него. В ответ на вопрос пославших их, почему не привели Его, они сказали: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Следовательно, и "служители" осознали, что Он не был обычным человеком; возможно, и они догадывались, что Он - более чем человек. (В Евангелиях часто говорится об Иисусе как об Учителе и Ораторе, не имевшем Себе равных; например, Матф. 7:29; 22:46.) Хотя противостояние Ему не ослабевало, но усиливалось, многих из тех, кто слушали Его, учение Его не оставило равнодушными (Иоан. 7:15; 12:19).

Иоан. 7:47-48. В вопросе фарисеев к служителям: Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? - звучит явная гордыня. Они считали, что при своем знании закона (стих 15) они не могут "прельститься" учением какого-то обманщика. И все-таки некоторые из "начальников" уверовали в Иисуса (12:42; 19:38-39). В сущности фарисеи были уязвлены в своей гордости необычайной популярностью Иисуса ("Весь мир идет за Ним" - 12:19).

Иоан. 7:49. Эту Его популярность в народе фарисеи объясняли темнотой и необразованностью "толпы", легко поддающейся соблазну. Народ невежда в законе, утверждали они, и на этом основании заявляли, что проклят он Богом (раз, мол, не изучают закона, не знают его и не подчиняются ему - Втор. 28:15). На деле же не столько простой народ, сколько сами фарисеи навлекали на себя гнев Божий, отвергая откровение Его об Иисусе (Иоан. 3:36).

Иоан. 7:50-51. Согласно закону Моисея да и закону, установленному раввинами, прежде чем обвинить человека в каком-то преступлении, его следовало выслушать и разобраться в мотивах и цели его действий. Никодим, будучи человеком непредубежденным, пытался предупредить ошибочное или поспешное решение синедриона. Ранее он лично говорил с Иисусом и убедился в том, что Он - от Бога (Иоан. 3:1-3 сравните 12:42; 19:38-39).

Иоан. 7:52. Но хотя Никодим был уважаемым учителем (3:10), другие члены синедриона отвергли его попытки добиться справедливости и не остановились перед прямыми оскорблениями в его адрес. Их предвзятое, ненавистническое отношение к Иисусу затмило им разум. Уж не столь ли невежествен и Никодим, как простолюдины из Галилеи? осведомились они. Их основным аргументом было, что из Галилеи не приходит пророк, т. е. что Мессия не может быть галилеянином (7:41).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии