otveti.org»Толкование Библии»Евангелие от Иоанна»15 глава

Толкование Евангелия от Иоанна 15 глава

Д. Виноградная лоза и ветви (15:1-10)

В трех сферах "взаимоотношений" наставляет тут Иисус учеников. Им следует поддерживать правильные взаимоотношения с Ним (стихи 1-10); друг с другом (стихи 11-17) и с миром (стих 18 - 16:4). Иначе говоря: пребывать в Нем, любить друг друга и свидетельствовать миру.

Иоан. 15:1. Я есмь истинная виноградная Лоза (стих 5). Это последнее из семи торжественных Я есмь… (толкование на 6:35). Избранной Богом виноградной лозой, которую Он любил и о которой постоянно заботился (Пс. 79:8; Ис. 5:1-7; Иер. 2:2; 6:9; Иез. 15; 17:5-10; 19:10-14; Ос. 10:1; 14:8) был Израиль. Бог ожидал доброго плода от этой лозы, однако, лоза выродилась и стала производить негодные плоды. А потому "истинной виноградной Лозой" стал Иисус Христос, исполнивший то, что Бог предназначил исполнить Израилю. Отец Небесный - это Виноградарь, насадивший и охраняющий истинную Лозу.

Иоан. 15:2. Он (т. е. Виноградарь, Отец Небесный) желает получить плод, о чем в этой главе упоминается восемь раз (стих 2, 4, 5, 8, 16). Причем упоминается как бы в нарастающем "ритме": плод (стих 2), более плода (стих 2) и много плода (стих 5, 8). "Плод", который Бог хотел видеть в Израиле, - это послушание любящих детей, праведность и справедливость (Ис. 5:1-7). Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает.

Эта метафора свидетельствует о том, что не всякий, кто называет себя Христовым учеником ("ветвью Его"), действительно является истинным Его последователем. Ветвь, не приносящая плода, - мертва. И потому, как Иуда, подлежит "отсечению" (толкование на Иоан. 15:6). Образ в целом знаком был слушателям Иисуса: ежегодно в Палестине виноградари обрезают виноградные лозы, удаляя мертвые ветви и делая все необходимое для того, чтобы живые ветви могли успешнее плодоносить.

Иоан. 15:3. Ученики - все, кроме Иуды, уже были очищены через проповедь Иисуса Христа.

Иоан. 15:4. "Плодоносность" ученика Христова обуславливается постоянным воспроизведением в нем жизни Божиего Сына. Ответственность самого ученика лишь в том, чтобы пребывать в Нем ("на Лозе"). Слово "пребывать" - одно из ключевых в системе богословских взглядов Иоанна; это - греческое слово "мено"; только в этой главе апостол употребляет его 11 раз, а во всем Евангелии - 40 раз, и, кроме того, - 27 раз в своих Посланиях. Но что означает это пребывать? Прежде всего, оно может означать принятие Иисуса Христа как своего Спасителя (6:54,56). Затем оно может соответствовать неукоснительному "пребыванию" в вере (8:31; сравните Иоан. 2:19,24).

Наконец, под этим словом может подразумеваться доверчивое послушание в любви (Иоан. 15:9-10). Без веры в Бога не может "действовать" в человеке "жизнь Божия". А без нее, в свою очередь, не может быть принесен человеком плод, угодный Богу: Как ветвь не может приносить плода сама собою… так и вы, если не будете во Мне.

Иоан. 15:5-6. Неизменное пребывание ученика в Иисусе Христе (кто пребывает во Мне) и Его пребывание в ученике (и Я в нем) есть залог обильного "плодоношения" (стих 8). Но тех, кто не верит, постигнет катастрофа. Ибо ветвь "вне лозы" засохнет и, как бесполезную, ее бросят в огонь. Как, однако, расшифровывается эта аллегория о лозе и мертвых ветвях, подлежащих сожжению?

Три точки зрения на это получили наибольшее распространение: 1) обреченные сожжению ветви - это христиане, которые потеряли спасение. 2) Иисус подразумевает тех христиан, которые представ "пред судилище Его", не получат награды, но и спасения не потеряют (1-Кор. 3:15). (Но ведь тут Господь говорит о мертвых ветвях - таких, которые, будучи брошены в огонь, сгорают!). 3) Обрекаемые огню ветви - это лжехристиане, лишь притворяющиеся последователями Спасителя; они не были спасены по вере и, значит, подлежат Божиему осуждению. Как мертва сухая ветвь, так мертв духовно человек, не имеющий Христа; загробная участь его - вечный огонь (Матф. 25:46). Тот же Иуда Искариот "ходил" с Иисусом и выглядел, как "ветвь". Но Божией жизни в нем не было; отсюда его отпадение и обусловленная им конечная участь.

Иоан. 15:7-8. В отличие от стих 6, здесь внимание привлекается к позитивной альтернативе: пребывающий во Христе принесет много плода.

Условием эффективной молитвы являются вера во Христа и пребывание Его слов в верующих. Слова, сказанные на земле Спасителем, так настраивают и контролируют разум верующего, что его молитвы не могут идти вразрез с волей Божией. Но если они соответствуют ей, то результат будет благоприятным: чего ни пожелаете… будет вам (сравните с 1-Иоан. 5:14-15).

Иоан. 15:9-10. Радостным стимулом в жизни верующего служит сознание чудной любви к нему Христа, которая по свойствам своим и безграничности такова же, как и любовь Отца к Нему. Фраза пребудьте в любви Моей прозвучала бы мистически, если бы Иисус не конкретизировал ее. От христиан требуется такая же покорность заповедям Отца, какая требовалась от Него Самого (14:15, 21, 23; 1-Иоан. 2:3,3:22,24; 5:3). Искреннее упование на Бога и послушание Ему в любви вот те тропы, которыми надо следовать детям Божиим, чтобы "пребывать в любви Иисуса".

Е. Друзья Иисуса (15:11-17)

Иоан. 15:11. Жизнь Иисуса была "плодоносна", и великая радость Его была следствием Его угождения Отцу (сравните Евр. 12:2). Людей Он учил с целью дать и им преизобильную жизнь - отнюдь не безрадостное существование (Иоан. 10:10). Исполнение заповедей, с которыми Иисус обращался к ученикам, должно было стать источником их радости (сравните 17:13).

Иоан. 15:12. И первой по значению из этих заповедей Господа верующим была заповедь о взаимной любви да любите друг друга, говорит Он и повторяет снова - стих 17). Всемерно поддерживая друг друга, христиане возрастают духовно. Пример такой истинной любви подал им Сам Христос Своим смиренным и жертвенным служением им: …как Я возлюбил вас.

Иоан. 15:13-14. Самое большое, что может сделать человек для своего друга, - это умереть за него, и это явилось бы самым убедительным доказательством его любви. Именно так засвидетельствовал о Своей любви к последователям Своим (стих 12б) Христос: Он умер за друзей Своих.

Основой дружбы между Богом и человеком является повиновение человека Творцу. Авраам был назван "другом Божиим" (2-Пар. 20:7; Ис. 41:8) именно потому, что был послушен Богу. Раб исполняет порученное ему по обязанности. Друг - из любви. Именно послушания из любви ожидал от учеников Христос. И если в дальнейшем Он все-таки "называет" апостолов "рабами" (стих 20), то вкладывает в это не общепринятый унижающий человека смысл, а идею смирения. Ибо Он действительно относился к ним как к друзьям.

Иоан. 15:15-17. Раб не имеет близкого общения со своим господином. И, исполняя его приказания, не вникает в смысл и цель их (в то, что у господина "на уме", - ибо не знает, что делает господин его). Но Иисус "открыл" Себя и все, что слышал от Небесного Отца, Своим ученикам, тем засвидетельствовав, что они - друзья Ему. (Когда апостол Павел называет себя "рабом Иисуса Христа" (Рим. 1:1), то опять-таки вкладывает в это особый смысл, а именно, что подчинение воле Божией соответствует его желанию, и он покоряется ей, исполненный смирения.)

Далее Иисус напомнил ученикам, что, в отличие от существовавшей тогда практики, не сами они избрали себе Учителя, но Он избрал их (сравните Иоан. 15:19). Избрал для того, чтобы они постоянно приносили плод (шли по земле и распространяли Его Благую Весть). Содействуя их особой миссии, Отец Небесный будет отвечать на их просьбы, о чем бы ни попросили они во имя Христа; сравните с "просьбами" во имя Мое в 14:13-14; 16:23-24,26.

Дружба с Иисусом Христом обязывает к взаимной братской любви, и об этом Господь неоднократно напоминает: да любите друг друга (сравните 15:12).

Ж. Ненависть мира (15:18 - 16:4)

Иоан. 15:18. Тех, кто друзья Богу, мир …ненавидит. И, напротив, "дружить" с этим миром - значит враждовать против Бога (Иак. 4:4), Иисус поставил учеников перед этим фактом, с которым им предстояло сталкиваться постоянно.

Мир в Евангелии от Иоанна это синоним "мирской системы" или такой (определяемой сатаной) организацией человеческого сообщества, которая не может не быть враждебной Богу (Иоан. 14:30). Верующие из века в век могут удивляться неприязненному отношению к ним со стороны "мира" (1-Пет. 4:12-13), но им не следует забывать, что Иисуса мир прежде их возненавидел; эта ненависть сопутствовали Ему от дня Его рождения (попытка Ирода убить Его) до смерти Его на кресте.

Иоан. 15:19. Главная причина нелюбви к христианам кроется в отличии их от "мирского" человечества (1-Пет. 4:4; Рим. 12:2). Верующий покидает царство тьмы и переходит в царство Божиего Сына (Кол. 1:13), и с этим переходом обретает иные радость и цели, надежду и любовь. Будучи избраны (отделены) от мира Иисусом (15:16), христиане принадлежат Ему, а не миру, и потому ненавидит их мир.

Иоан. 15:20-21. Иисус напомнил ученикам, то, что сказал им прежде: раб не больше господина своего (13:16). Употребив этот образ тогда, Он подчеркнул необходимость для них подражать Ему в смиренном служении. Теперь этот образ приобретает дополнительный смысловой оттенок. Христианам следовало столь тесно отождествить себя с Иисусом, Чтобы без удивления принимать страдания, которые были Его земным уделом (Если Меня гнали, будут гнать и вас). Верно было и другое: люди, услышавшие учение Иисуса Христа и принявшие его, будут соблюдать и "слово апостолов". Ненависть мира к христианам коренится именно в ассоциации их со Христом, Которого ненавидели и ненавидят люди, не знающие Бога, пославшего Его.

Иоан. 15:22-23. Иисус приходил в мир как откровение от Бога Отца. И если бы это откровение не было дано людям (Если бы Я не пришел и не говорил, то грех (в значении "вины") человечества не был бы таким явным. (В этом стихе слово "грех" имеет несколько иной смысловой оттенок, чем, к примеру, в 16:9, где о грехе говорится в абсолютном его значении; то же и в 3:19, где "абсолютный грех" подразумевается; но в 9:41 значение этого слова соответствует его значению здесь.) До прихода Иисуса люди имели извинение в своем неведении (Деян. 17:30). Но после того, как Свет приходил в мир, отвергающие Его не имеют извинения во грехе своем. Откровение, явленное в Иисусе и через Него, настолько тесно связано с Отцом Небесным, что не принимать Иисуса значит отвергать Бога (Иоан. 15:24б).

Иоан. 15:24-25. В этих двух стихах продолжается мысль, высказанная в стихах 22-23. Дела, которые совершал Иисус, были настолько необычайны, что в смысле и значении их нельзя было ошибиться. Будучи честны сами с собой, иудеи должны были бы признать, как признал это Никодим: "Никто не сможет делать таких дел, если не будет с ним Бог" (3:2). И все-таки в целом Израиль отверг Иисуса Христа и вместе с Ним - Отца Небесного, потому что в греховности своей народ более возлюбил тьму, нежели свет (3:19). Думая, что служат Богу, отвергая Иисуса (16:2-3), иудеи делали угодное сатане (8:44).

Поскольку грех в основе своей иррационален, они возненавидели Иисуса без разумной на то причины. Слова Господа в этих стихах перекликаются со словами царя Давида (Пс. 34:19; 68:5; 108:3), в котором Христос усматривает в схожих ситуациях Свой прообраз, как и в отношении к Давиду его врагов - предуказание на отношение к Нему, истинному Царю Израиля, ненавидящих Его.

Иоан. 15:26-27. Перед лицом сопротивления истине и злобной неприязни к несущим ее верующих может постигнуть искушение или уйти из мира, или, оставаясь в нем, "не выделяться", хранить молчание. Идеей уйти из мира, изолировать себя от него, вдохновлялось монашество. Но, отделяясь от мира, невозможно активно свидетельствовать ему. Здесь Иисус ободряет учеников, обещая им, что Дух Святой будет действовать в мире.

Поскольку Иисус содействовал на земле делу Отца, а не искал славы Себе, Дух Отца свидетельствует об Иисусе как о Мессии (Он будет свидетельствовать о Мне). И свидетельство Его будет истинным, потому что Он есть Дух истины (16:13). Как Утешитель (точнее - как "Утешитель-Советник"; 14:26; 16:7) Святой Дух представляет миру Божию истину.

Дух истины от Отца исходит (сравните 14:26), т. е. Он послан Отцом так же, как Иисус был послан Им. Но таинственная работа Духа совершается в сотрудничестве с Церковью. Первым же свидетельствовать миру о фактах, которые им стали известны, Христос поручил апостолам: и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Через них первых и действовал Дух Святой. Когда апостолы говорили, Дух убеждал слушавших в их правоте, и люди начинали веровать во спасение себе. Миру необходимо, чтобы в каждом поколении действовало это спасительное для него "сочетание": человеческое повиновение вкупе с Божиим повелением и свидетельством Святого Духа.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта