otveti.org»Толкование Библии»Евангелие от Матфея»3 глава

Толкование Евангелия от Матфея 3 глава

В. Мессию-Царя представляет Его предтеча (3:1-12) (Мар. 1:1-18; Лук. 3:1-9,15-18; Иоан. 1:19-28)

Матф. 3:1-2. В своем повествовании Матфей опускает 30 лет, следующие за рождением Иисуса, и возобновляет рассказ с описания служения Иоанна Крестителя, "предтечи" Иисуса Христа. В Священном Писании мы видим нескольких человек, носивших имя "Иоанн", но только у одного из них оно было дополнено этим отличительным признаком - "Креститель".

Иудеям известен был обычай "самокрещения" язычников, которые обращались в иудейство, но Иоанново крещение было в их глазах необычным, ибо Иоанн был первым, кто крестил других.

Служение Иоанна Крестителя происходило в пустыне Иудейской, обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Проповедь его была решительной и имела два аспекта: 1) сотериологический ("сотериология" - учение о спасении через Иисуса Христа), т. е. призыв к покаянию и 2) эсхатологический - возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное.

Учение о грядущем царстве было иудеям хорошо известно из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новою, и для многих она сделалась "камнем преткновения". Ведь иудеи считали, что им, как детям Авраама, автоматически гарантирован доступ в царство Мессии.

Иоанн же проповедовал, что перемена мыслей и сердца (покаяние) есть то предварительное условие, без исполнения которого они не годны для этого Царства. Между тем, иудеи просто не сознавали, как далеко ушли они от закона Божиего и тех требований, которые Бог предъявлял им через пророков (например, Мал. 3:7-12).

Эсхатологический аспект проповеди Иоанна Крестителя порождает немалые проблемы для современных комментаторов Библии. Не все богословы понимают одинаково смысл этой части его проповеди, и даже среди богословов консервативной школы существуют на этот счет разногласия. Что же проповедовал Иоанн? Он провозглашал, что "грядет царство", т. е. некое новое "правление" Это правление будет небесным (Царство Небесное). Означает ли это, что Бог станет управлять небесными сферами? Нет, конечно, - ведь Он всегда управлял ими - с момента их сотворения.

Иоанн, очевидно, имел в виду, что Божие небесное правление распространится и на земные сферы. В этом смысле оно и "приблизилось" (к земле); в определенном значении Небесное Царство "приблизилось" к ней буквально, олицетворенное в пришедшем Мессии, через которого Божие правление должно будет осуществляться. Креститель же приготовлял Ему "путь". Не случайно никто из слушавших Иоанна не спрашивал его, о чем он говорит, - ведь учение о том, что Мессия станет управлять земным царством, красной нитью проходит через ветхозаветные пророчества. Но в связи с этим народу предъявлялось требование - покаяться.

Матф. 3:3-10. Проповедь Иоанна явилась исполнением двух пророчеств - Исаии (40:3) и Малахии (3:1). Все четыре евангелиста ссылаются на Исаию, когда говорят об Иоанне Крестителе (Мар. 1:2-3; Лук. 3:4-6; Иоан. 1:23). Но Исаия (40:3) обращался к "дорожным рабочим", которые должны были проложить в пустыне дорогу для Господа, ибо народ Его возвращался из вавилонского плена (537 г. до Р. Х.), а, значит, возвращался и Он. "Подобие", однако, налицо: Иоанн Креститель, находясь в пустыне, подготавливал путь для Господа и Его Царства, призывая народ возвратиться к Нему.

Иоанн был гласом вопиющего в пустыне; цель его состояла в том, чтобы приготовить "остаток" Израиля к принятию Мессии. Его проповедь в Иудейской пустыне (Матф. 3:1) свидетельствует, что он пришел, чтобы "отделить" народ от религиозной системы тех дней.

Одевался Иоанн подобно Илии (имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; сравните с 4-Цар. 1:8; Зах. 13:4). Питался акридами (саранчой) и диким медом. Саранча всегда была пищей бедного люда (Лев. 11:21). Как и Илия, Иоанн был "уличным оратором", говорившим прямо и откровенно.

Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к нему, чтобы услышать его проповедь. Некоторые соглашались с нею, исповедывали грехи свои и принимали водное крещение, которое стало знаком Иоаннова служения. Оно, однако, не то же самое, что крещение, принимаемое христианами, ибо Иоанн совершал над людьми религиозный обряд, символизировавший исповедание грехов и готовность жить святой жизнью в ожидании грядущего Мессии.

Не все, конечно, поверили Иоанну. Фарисеи и саддукеи, хотя и приходили посмотреть, что он делает, призыв его отвергли. Их чувства кратко выразил в обращении к ним сам Иоанн (Матф. 3:7-10). Они считали, что, будучи по плоти сынами Авраама, автоматически "вхожи" в царство Мессии, Иоанн же, начисто отвергавший иудаизм в его фарисейской форме, заявил им, что Бог, в случае необходимости, может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Другими словами, Бог может призвать, если потребуется, язычников и в их среде найти Себе последователей. А, значит, иудаизм подвергает себя опасности отвержения Богом. Если дерево не приносит доброго плода (сравните "достойный плод покаяния" в стихе 8), его срубают и бросают в огонь.

Матф. 3:11-12. Из этих стихов ясно видно отношение самого Иоанна Крестителя к грядущему Мессии. Он считал себя недостойным понести (или "развязать") обувь Его. Иоанн был лишь "предтечей", который "приуготовлял" для Мессии "остаток" и крестил в воде тех, кто откликался на его проповедь. Грядущий же за ним будет крестить… Духом Святым и огнем.

Слушавшим Иоанна должны были вспомниться два ветхозаветные пророчества, записанные у Иоиля (2:28-29) и у Малахии (3:2-5). Иоиль обещал излияние Духа Святого на Израиля. Такое "излияние" действительно произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.), но фактически Израиль, как народ, не вошел в благодатную сферу этого события. Над ним это исполнится, когда он покается перед Господом при втором Его пришествии.

Под "крещением огнем" подразумеваются суд и очищение тех, кто все-таки войдут в Царство Мессии, как это предсказано пророком Малахией (Мал. 3 гл.). Иоанн прибегает к символике, говоря: Лопата Его в руке Его… и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Другими словами: Мессия, когда Он придет, подготовит "остаток Израиля" ("пшеницу") для Царства Своего, предварительно "переплавив и очистив" его. А тех, кто отвергнут Его ("солому") Он осудит на сожжение в "огне неугасимом" (Мал. 4:1).

Г. Царь, получающий признание свыше (3:13 - 4:11)

1. В КРЕЩЕНИИ (3:13-17) (МАР. 1:9-11; ЛУК. 3:21-22)

Матф. 3:13-14. После многих лет тихой и скромной жизни в Назарете Иисус появляется среди тех, кто слушал проповедь Иоанна Крестителя, и изъявляет желание креститься. Только Матфей отмечает тот факт, что Иоанн воспротивился этому намерению Господа: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанну дано было уразуметь, что Иисус не имеет нужды в его крещении - ведь оно совершалось в знак покаяния в грехах. Но в чем бы стал каяться Иисус?

Ему, пришедшему креститься от Иоанна, с формальной точки зрения делать это было незачем, т. к. Он был безгрешен (2-Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:26; 1-Иоан. 3:5). Некоторые в этой связи полагают, что Иисус, подобно Моисею, Ездре и Даниилу, желал исповедать все прежние грехи народа израильского. Однако более верное объяснение, пожалуй, кроется в следующем стихе.

Матф. 3:15. Иисус ответил Иоанну, что Ему надлежит принять крещение от него ради того, чтобы исполнить всякую правду, т. е. сделать это ради осуществления праведности. Но что Он имел в виду? Закон, данный через Моисея, ничего не говорил о крещении, и, значит, Иисус не мог подразумевать нечто, имевшее отношение к "левитской праведности". Иоанн призывал людей к покаянию, и приносившие его обращались с надеждою к грядущему Мессии, Который и Сам будет праведным, и принесет праведность в мир.

Вот тут и заключено объяснение: если Мессии надлежало сделать праведными грешников, Он, Праведный, должен был предварительно отождествить Себя с ними. И, следовательно, в этом была воля Божия для Него, чтобы Он крестился от Иоанна - с целью упомянутого "отождествления" (подлинный смысл слова "крещения") с грешниками.

Матф. 3:16-17. Самым значительным в акте крещения Иисуса было "удостоверение" его свыше. Когда Он вышел из воды… отверзлись Ему небеса, и в виде голубя сошел на него Дух Божий. И тут же с неба донесся голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Еф. 1:6; Кол. 1:13). Эти же слова повторены были Богом на горе Преображения (Матф. 17:5).

Таким образом в событии крещения Иисуса Христа приняли участие все три Лица Божества: Отец, засвидетельствовавший о Сыне, Сын, принявший крещение, и Дух Святой, сошедший на Сына в виде голубя. Для Иоанна Крестителя это послужило удостоверением того, что Иисус действительно Сын Божий (Иоан. 1:32-34). Это соответствовало и пророчеству Исаии, что Дух Господень почиет на Мессии (Ис. 11:2). Сошествие на Него Святого Духа дало Сыну, Мессии, силу для совершения Его служения среди людей.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта