Толкование Евангелия от Матфея 8 глава
Новый Завет
Евангелие от Матфея
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
III. Свидетельства достоверности Царя (8:1 - 11:1)
Слова и дела Иисуса свидетельствовали о том, что Он и есть Мессия (главы 3-4). В длинной проповеди Он возвестил те принципы и критерии, соблюдать которые необходимо, чтобы войти в Царство Его, и ясно показал путь к нему (главы 5-7). Однако иудеи продолжали сомневаться: "Может ли этот Человек быть Мессиею? И если да, то сможет ли Он осуществить все необходимые изменения, чтобы установить Свое Царство? Обладает ли Он силою, нужной для осуществления таких перемен?" В этой связи и описывает далее Матфей ряд чудес, совершенных Иисусом и свидетельствовавших о том, что Он - истинный Царь Израильский и в состоянии исполнить слово Свое. Чудеса эти, будучи произведены в различных сферах жизни, явили масштабы власти Иисуса Христа над миром.
А. Его власть над болезнями (8:1-15)
1. ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ ПРОКАЖЕННОГО (8:1-4) (МАР. 1:40-45; ЛУК. 5:12-16)
Матф. 8:1-4. Примечательно, что первое чудо, описанное Матфеем, было совершено над прокаженным. Однако Иисус и прежде того совершил уже несколько чудес (перечисление совершенных Им чудес в толкование на Иоан. 2:1-11). Прокаженный, подойдя к Иисусу, назвал Его Господом, признав тем самым Его власть (сравните с 7:21; 8:6). Иисус исцелил его (стих 3), прикоснувшись к нему, который считался "неприкасаемым"!
Потом Он повелел ему пойти показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, т. е. жертву, установленную законом за очищение от проказы. (В Лев. 14 говорится в этой связи о двух птицах, кедровом дереве, червленой нити и иссопе в первый день (стихи 4-8) и о принесении на восьмой день двух овнов, одной овцы и пшеничной муки, смешанной с елеем - Лев. 14:10.) Иисус не разрешил очищенному Им от проказы говорить об этом кому бы то ни было, пока не покажется священнику.
По-видимому, Он хотел, чтобы священник (или священники) первыми удостоверились в исцелении этого человека. Господь хотел, чтобы это было во свидетельство им, т. е. священникам. Так оно, по-видимому, и получилось, ибо в истории Израиля не было до этого известно об исцелении больного проказой, за исключением исцеления Мариами (Чис. 12:10-15). Можно себе представить, какое это произвело впечатление в храме, когда исцеленный внезапно появился там и объявил о совершившемся очищении своем от проказы!
Конечно же, священники должны были тщательно расследовать все обстоятельства, связанные с этим происшествием. Иисус таким образом как бы предъявил им Свою "визитную карточку" - с тем, чтобы они сами могли убедиться в законности Его притязаний. (Исцеленный не выполнил однако повеления Господа никому не говорить о чуде и стал рассказывать о нем всем; Мар. 1:45.)
2. ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (8:5-13) (Лук. 7:1-10)
Матф. 8:5-13. Второе чудо, связанное с исцелением, тоже свидетельствует о неземной власти Иисуса. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил Его о помощи (о "сотниках" в толкование на Лук. 7:2). Этот язычник (как и прокаженный - Матф. 8:2), назвав Иисуса Господом, просил исцелить его слугу. (Лука при описании этого эпизода употребляет греческое слово "доулос" ("раб"), а Матфей слово пейс ("мальчик"), из чего можно заключить, что слуга сотника был молод.) Он был парализован (по-русски: был в расслаблении) и сильно страдал, возможно, был близок к смерти (Лук. 7:2).
Когда Иисус сказал, что придет и исцелит больного, сотник ответил, что приходить Иисусу нет необходимости. Как офицер, бывший в подчинении и сам имевший подначальных, он хорошо разбирался в принципе подчинения. Тому, кто имеет власть, не обязательно лично присутствовать на месте исполнения его приказов. Он может находиться и на расстоянии.
И если это верно в отношении людей, то тем более по отношению к Господу, имеющему высшую власть! (Слова сотника могут свидетельствовать об убежденности его в неземном характере силы Иисуса, в том, что Он в состоянии исцелять и на расстоянии - от ред.) Иисус удивился большой и искренней вере сотника (сравните Матф. 15:28), ведь именно такую веру искал Он в Израиле, и увы! - напрасно.
Именно такая вера открывает человеку вход в Царство Божие - независимо от национальности его или расы и от места его проживания ("восток" и "запад" в стихе 11). (в стихе 11 подразумевается, что те, кто "придут с востока и с запада", возлягут на пиру… в Царстве Небесном; именно пребыванию на пиру нередко уподобляется пребывание в Царстве; Ис. 25:6; Матф. 22:1-14; Лук. 14:15-24.) Однако те, кто считают, что им вход в Царство Божие обеспечен автоматически - по причине их религиозной принадлежности, что они по этой причине являются сынами царства, ошибаются; они не войдут туда (Матф. 8:12), но подвергнутся Божиему осуждению (извержены будут во тьму внешнюю - сравните с 22:13). Относительно "плача и скрежета зубов" толкование на 13:42.
Что же касается слуги сотника, то его Иисус исцелил в тот же час - в награду за удивительную веру его господина.
3. ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ (8:14-15) (МАР. 1:29-31; ЛУК. 4:38-39)
Матф. 8:14-15. Иисус вошел затем в дом Петра (в Капернауме) и увидел тещу его, лежащую в горячке. Прикоснувшись к ее руке, Господь исцелил ее от горячки, однако этим чудо не закончилось. Женщине даны были силы тут же встать с постели, чтобы служить Иисусу и Его ученикам. Обычно после того, как высокая температура спадает, человек какое-то время лежит, ощущая слабость; здесь же этого не произошло.
Б. Его власть над силами зла (8:16-17,28-34)
Не только физическое исцеление давал Иисус, но и способность преодолевать действие сил зла.
Матф. 8:16-17 (Мар. 1:32-34; Лук. 4:40-41). В это время, когда Иисус находился в доме Петра, к Нему привели многих бесноватых. Матфей кратко отмечает, что все они были исцелены - во исполнение слов, сказанных пророком Исаией: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис. 53:4). Окончательно слова эти исполнились на голгофском кресте, где Иисус умер за нас, но и "по пути" к этому событию, в процессе Своего земного служения, Он исцелял многих. Изгоняя демонов, Иисус являл Свою власть над сатаною, который управляет миром демонов (Матф. 9:34; 12:24).
Матф. 8:18-20. Эти стихи будут рассмотрены позже, после стих 34.
Матф. 8:28-34 (Мар. 5:1-20; Лук. 8:26-39). Здесь власть Иисуса над миром демонов представлена в больших подробностях. Описываемое тут произошло, когда Он прибыл на другой берег, в страну Гергесинскую. Подразумеваемая территория находилась на юго-восток от южной оконечности Галилейского моря. Авторы синоптических Евангелий называют ее по-разному; у Марка и Луки (Мар. 5:1; Лук. 8:26) это - "страна Гадаринская" (Объяснение этого различия дано в толковании на указанные стихи в Евангелиях от Марка и от Луки.) Итак, на другом берегу Иисуса встретили два бесноватые. Марк и Лука говорят об одном одержимом, не подчеркивая, однако, что он был только один. Возможное объяснение этого расхождения в том, что один из бесноватых отличался особой агрессивностью.
Воздействие демонов на этих людей явствует из того, что они были весьма свирепы, и поскольку не вели себя по-человечески, то и не могли оставаться с другими людьми в городе, а жили в пещерах, где погребали мертвых (они вышли из гробов).
Из вопроса, заданного демонами, которые обитали в них, ясно, что те знали, кем является Иисус (они прямо называют Его - Сын Божий), как знали и то, что в конечном счете их ожидает Божие осуждение (Матф. 8:29). Не желая снова стать бесплотными духами, демоны или бесы попросили у Иисуса позволения войти в стадо свиней, которое паслось… вдали (сделать это без Его разрешения они не могли). Марк уточняет, что свиней было около двух тысяч (Мар. 5:13).
Как только демоны вошли в свиней, все стадо… бросилось с крутизны в море и погибло в воде. По-видимому, те, кто пасли свиней, сильно испугавшись, побежали в город, чтобы рассказать о случившемся. Жители города, тоже по причине страха (Лук. 8:37), стали просить Иисуса, чтобы Он отошел от пределов их.
В. Его власть над людьми (8:18-22; 9:9)
В этом разделе Матфей показывает на трех примерах право Царя призывать Своих слуг следовать за Ним и отвергать просьбы, неверно в Его глазах мотивированные.
Матф. 8:18-20 (Лук. 9:57-58). Тогда один книжник подошед сказал Ему (видимо, не особенно задумываясь над тем, что говорит): Учитель! я пойду за тобою, куда бы Ты ни пошел. Хотя Иисус искал таких людей, которые могли бы стать Его учениками и трудиться на ниве Божией. Он избирал тех, о которых знал, что они движимы искренними побуждениями.
Ответ Его этому книжнику прежде всего свидетельствует о скромности Иисуса и непритязательности Его, даже по сравнению с лесными зверями - с лисами и птицами; ибо, в отличие от них, имеющих норы и гнезда, Ему, переходившему с места на место, негде было приклонить на ночь голову. Представляется, что Господь так ответил книжнику, видя сердце этого человека, сознавая, возможно, что тот руководствуется не более чем честолюбивым желанием стать последователем великого Учителя.
Здесь впервые Иисус называет Себя Сыном Человеческим (29 раз встречается это название Его в Евангелии от Матфея; 14 раз - у Марка; 24 - у Луки и 13 - у Иоанна). Оно - еще одно свидетельство о том, что Иисус есть Мессия (Дан. 7:13-14).
Матф. 8:21-22 (Лук. 9:59-60). Другой человек, уже бывший учеником Иисуса, попросил, чтобы Он отпустил его домой похоронить отца. Едва ли отец его уже умер, может быть, он и при смерти не был. Ученик этот, скорее всего, хотел вернуться домой и оставаться там, пока его отец не умрет. После этого он намеревался вновь возвратиться к Иисусу. Его просьба свидетельствовала, что следование за Господом было в его глазах чем-то таким, с чем, начавши, можно и повременить. Возможно, он тревожился, как бы не упустить отцовское наследство, и в таком случае не Иисуса, а житейские, материальные заботы ставил на первое место.
Своим ответом: …предоставь мертвым погребать своих мертвецов -
Господь дает понять, что следовать за Ним - важнее всего остального. Очевидно, Он имел в виду, что физически мертвых (другая мысль, вложенная Им в этот ответ) могут похоронить и те, кто мертвы духовно, т. е. люди, не верующие в Него.
Матф. 8:23 - 9:8. Эти стихи будут рассмотрены после 9:9.
Матф. 9:9 (Мар. 2:13-14; Лук. 5:27-28). Хотя из описания двух предыдущих эпизодов не ясно, последовали ли за Иисусом те два человека, о которых в них говорится, в третьем случае результат - очевиден. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея… Тот собирал налоги с прибывавших в Капернаумский порт. Иисус обратился к нему с коротким повелением: следуй за Мною. Матфей тут же оставил все и последовал за Иисусом. Как Царь Иисус обладает правом избирать Своих последователей-учеников. Несомненно, на Матфея сильнейшее впечатление произвели личность Иисуса, Его учение и власть, которая ощущалась в словах Его и поведении.
Г. Его власть над природою (8:23-27) (Мар. 4:35-41; Лук. 8:22-25)
Матф. 8:23-27. Еще одной сферой, над которой Иисус имеет абсолютную власть, является природа. Доказательством этому служит следующий случай: когда Иисус переправлялся с учениками на другой берег Галилейского моря, известного своими неожиданными штормами, сделалось вдруг великое волнение на море… Иисус в это время спал на борту лодки. Перед лицом неминуемой, как им показалось, гибели, ученики разбудили Его. Но Он упрекнул их: Что вы так боязливы, маловерные? Потом встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Ученики Его, бывшие рыбаками, не раз попадали в подобные штормы на этом море. И знали, что порой шквал так же внезапно успокаивается, как налетает. Но обычно после того, как стихал ветер, море какое-то время еще продолжало волноваться. Неудивительно, что согласно записи Матфея, они изумились, спрашивая друг у друга: Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему? Их поразила сверхъестественная сила Учителя, слову Которого повинуются и разбушевавшиеся стихии. Между тем, эту силу Свою Мессия явит и при установлении Своего Царства, как явил ее в "откровениях" ученикам.
Матф. 8:28-34. Комментарии на эти стихи в разделе "Б" - "Его власть над силами зла (8:16-17, 28-34)".
Д. Его власть прощать (9:1-8) (Мар. 2:1-12; Лук. 5:17-26)