Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Евангелие от Матфея»24 глава

Толкование Евангелия от Матфея 24 глава

Г. Пророческие предсказания Царя (главы 24-25)

I. ВОПРОС, ЗАДАННЫЙ ИИСУСУ (24:1-3) (МАР. 13:1-4; ЛУК. 21:5-7)

Матф. 24:1-3. Окончив разговор с законниками, Иисус вышел из храма, чтобы возвратиться в Вифанию (26:6), и направился к ней по Елеонской горе (24:3). Ученики все еще находились под сильным впечатлением от сказанных Им слов. Он обличил весь народ и предсказал, что страну ждут разорение и запустение (23:38). Но если Иерусалим и храм будут разрушены, то как же Мессия сможет управлять народом?

И ученики показали Иисусу здания храма, надеясь, видимо, что они поразят Его своим величием. Что, в самом деле, могло случиться с этими капитальными строениями, тем более, что они - храм Бога? Ответ Иисуса несомненно поверг их в ужас: Не останется здесь камня на камне, - сказал Он, - все будет разрушено. Итак, храму, а вместе с ним и городу предстояли разрушение и гибель. Конечно же, ученики задали вопрос, когда это случится.

Придя на гору Елеонскую (или на гору Олив), Иисус сел, а ученики, расположившись около Него, стали Его спрашивать. Четверо из них - Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (Мар. 13:3) задали Иисусу два прямых вопроса: 1) Когда это будет? То-есть, когда будет разрушен храм, да так, что от него не останется камня на камне? и 2) Какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Эти два вопроса побудили Христа начать с ними беседу, которая получила название Проповеди (или речи) на горе Елеонской (24-25 гл.). В ней Он затронул вопросы разрушения храма и Иерусалима, а также признаков Своего пришествия и "конца века". Все эти вопросы не имеют отношения к Церкви, о создании которой возвестил Иисус. В 24 и 25 главах о Церкви не говорится ничего. Вопросы учеников касались только Иерусалима, Израиля и второго пришествия Христа во славе - для основания Царства Его. Матфей не записал ответа на первый вопрос, но это было сделано Лукой (Лук. 21:20).

Ученики думали, что разрушение Иерусалима, о котором говорил Иисус, положит начало Его царствованию. Они, очевидно, вспомнили о том, что написано в Зах. 14:1-2. (Однако разорение, о котором говорит Господь в Матф. 23:38, произошло в 70 г. по Р. Х., а то, о чем записано у Захарии, действительно произойдет при кончине века.)

2. О НАСТУПЛЕНИИ ТРУДНЫХ ВРЕМЕН (24:4-26)

Матф. 24:4-8 (МАР. 13:5-8; ЛУК. 21:8-11). Иисус описывает события, которые будут предварять Его второе пришествие, а также связанные с этим знамения. Его берегитесь, чтобы кто не прельстил вас в греческом подлиннике звучит как "будьте бдительны, чтобы вас не обманули". По мнению многих богословов, Господь учит здесь Своих учеников и будущих последователей, как им следует вести себя при постоянном ожидании конца мира, особо предостерегая их против грядущих "прельстителей".

Но представляется, что более всего речь Христа в 24:4-8 относится к первой половине семилетнего периода, который будет предшествовать Его второму пришествию, т. е. к началу семидесятой "седьмины" Даниила (Дан. 9:27). (Некоторые исследователи Библии, как уже сказано, считают, что слова Христа (стихи 4-14) относятся к тому, что постоянно происходит в человеческой истории, временами по принципу нарастания, и что описание событий времени великой скорби начинается лишь с 15 стиха.)

В том, о чем говорится в стихах 4-8, видится определенное соответствие "судам семи печатей" (Откр. 6). (Уолвурд, однако, считает, что "суды печатей" - все семь - разразятся во второй половине семидесятой седьмины; толкование на Откр. 6.)

Этот период будет характеризоваться а) появлением "лжехристов" (Матф. 24:4-5 сравните с Откр. 6:1-2, где первая печать знаменует появление антихриста); б) войнами и военными слухами (Матф. 24:6; сравните Откр. 6:3-4; снятие второй печати знаменовало начало военных действий, при которых восстанет народ на народ в масштабах всей земли; Матф. 24:7а); в) необычными стихийными бедствиями и голодом (стих 76; сравните Откр. 6:5-6; снятие третьей печати приводит к поражению голодом, а четвертой и пятой - к разнообразным формам умерщвления людей (Откр. 6:7-11), шестой же - к "великому землетрясению" (Матф. 24:76; сравните Откр. 6:12-14).

Все это, по словам Иисуса, будет лишь началом болезней (в оригинале - "началом родовых мук"). Подобно тому, как возникновение болей у беременной женщины означает, что скоро наступят роды, все эти события и катастрофы в масштабе вселенной будут указывать на то, что период земного времени между двумя пришествиями Христа близится к своему концу.

Матф. 24:9-14 (Мар. 13:9-13; Лук. 21:12-19). Эту часть Своей "речи" Иисус начинает словом тогда (Матф. 24:9). Тогда, т. е. в середине семидесятой седьмины, Израиль начнет переживать особые бедствия. Антихрист который к тому времени придет в мир и до определенного момента будет покровительствовать Израилю, внезапно нарушит свой договор с ним (Дан. 9:27) и подвергнет израильтян великим гонениям (Дан. 7:25); он даже потребует, чтобы ему поклонялись в Иерусалимском храме (2-Фес. 2:3-4). В те дни множество евреев будет убито (24:9), и многие будут обмануты антихристом (соблазнятся). Люди друг друга будут предавать, и многих прельстят лжепророки (стих 5 сравните с Откр. 13:11-15). И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.

Те же, кто останутся верными Господу до конца семилетнего периода, спасутся (Матф. 24:13). Речь здесь, по-видимому, идет о физическом избавлении тех, кто доверятся Спасителю в дни великой скорби. Они войдут в Царство Христа в своих физических телах.

В этот же период времени проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам… Хотя время это будет ужасным, а гонения - безжалостными, Господь и тогда будет иметь своих верных слуг, которые станут проповедовать Благую Весть о Христе и о Его приближающемся Царстве. Эта "весть" будет сходна с той, которую несли Иоанн Креститель, Сам Иисус и Его ученики, но в ней особо будет подчеркнуто, что Иисус Христос есть грядущий Мессия.

Как и в нашем сегодняшнем благовестии, так и в том, которое будет проповедоваться тогда, в центре - призыв об обращении ко Спасителю, однако в благовестии последних дней перед пришествием Христа особое ударение не может не стоять на грядущем Царстве Его и на том, что обратившиеся к Нему за спасением получат доступ в него. Хочется думать, что многие на эту проповедь откликнутся (сравните Откр. 7:9-10).

Матф. 24:15-26 (Мар. 13:14-23; Лук. 21:20-26). Кратко описав период великой скорби перед Его возвращением, Иисус говорит о самом явном знамении этого периода: о мерзости запустения… на святом месте. Той, о которой говорил пророк Даниил (Дан. 9:27). Речь идет о прекращении богослужений в восстановленном иерусалимском храме (Дан. 12:11) и об учреждении там поклонения антихристу. Он осквернит храм, сделает его "мерзким" как бы "пустым" (в значении "оставленным Богом") - тем, что установит в нем свой образ как предмет поклонения (2-Фес. 2:4; Откр. 13:14-15). Конечно, такое событие ни для кого не останется не замеченным.

Когда это произойдет, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы. Бегут немедленно, не задерживаясь, чтобы взять что-либо из своих вещей. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (сравните Иер. 30:7). Предстоявшее разрушение Иерусалима служит здесь Господу и образом грядущих всемирных бедствий в дни великой скорби.

Эти последние будут настолько ужасны, что не вместит их человеческое воображение. Вот почему Иисус оговаривается, что особенно скверно придется тогда беременным и питающим сосцами (Матф. 24:19). Он наставляет людей молиться о том, чтобы все это не случилось… зимою, еще более осложнив обстоятельства, или в субботу, когда для евреев передвижение ограничено законом.

Однако и нотка ободрения прозвучала в словах Христа, когда Он возвестил, что те дни "сократятся" (стих 22), подразумевая, что этот страшный период не продлится долго; ибо в противном случае не спаслась бы никакая плоть. Но число этих дней будет сокращено - ради избранных, т. е. ради тех, кто будут тогда спасены, чтобы войти в Тысячелетнее Царство. (Избранные "века Церкви" будут к тому времени "восхищены".)

В то время по всей земле будут распространяться ложные слухи о том, что Христос уже пришел, и распространять их будут лжехристы и лжепророки (стихи 23-24) со своими пособниками. Все они тоже будут говорить о спасении и даже совершать великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Своих последователей Господь наперед предупредил об этом, чтобы не дали обмануть себя!

3. ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (24:27-31) (МАР. 13:24-27; ЛУК. 21:25-28)

Матф. 24:27-31. В теле Господь не будет присутствовать в то время на земле. Но внезапно Он возвратится на нее. Его второе пришествие будет видимым и величественным. Он Сам сравнивает его с молнией, которая исходит от востока и видна бывает даже до запада. Ибо, где будет труп (образ физического разложения), говорит Христос, там соберутся орлы.

Другими словами, там, где достигнет своего апогея разложение моральное, неизбежно наступит Божий суд. Мир в те дни полностью подпадет под господство ставленника сатаны - антихриста, называемого в Библии "беззаконником" (2-Фес. 2:8), и многие люди будут развращены лжепророками (Матф. 24:24). Вот тогда-то внезапно (вдруг) явится Сын Человеческий, чтобы совершить суд над землею (стих 27).

Господь возвратится сразу же после скорби дней тех. Его пришествию будут сопутствовать необычные явления в природе (стих 29 сравните с Ис. 13:10; 34:4; Иоиль 2:31; 3:15-16) и знамение Сына Человеческого на небе (Матф. 24:30). При виде этого знамения заплачут все племена земные (сравните Откр. 1:7), вероятно, потому, что осознают: час суда настал.

Каким именно оно будет - "знамение Сына Человеческого" неизвестно. В свое время в знак ("во знамение") отвержения Израиля слава Господня покинула храм (Иез. 10:3,18; 11:23). Может быть; пришествие Господа будет "ознаменовано" возвращением "шехины"? Некоторые богословы полагают, что упомянутым знамением будет появление на небе города, нового Иерусалима, который зависнет над землей, подобно спутнику, и будет оставаться над земным Иерусалимом на протяжении всего Тысячелетнего Царства (Откр. 21:2-3). Знамением может явиться молния; им может быть названо и само явление Иисуса Христа.

Но каким бы оно ни было, его увидят все, и все увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (сравните Дан. 7:13). И пошлет Он Ангелов Своих, чтобы собрали избранных Его от четырех ветров (сравните Мар. 13:27), от края небес до края их. Здесь речь идет о "сборе" тех, кто станут верующими в последнюю седьмину Даниила (по причине гонений они рассеются по всей земле). Возможно, в это число войдут и ветхозаветные святые, воскресение которых произойдет в то время, чтобы и им войти в Царство Мессии (Дан. 12:2-3,13).

4. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СКАЗАННОГО ПРИТЧАМИ (24:32-51)

В первой части Своей проповеди (Матф. 24:4-31) Иисус прямо говорил о Своем возвращении на землю. Далее следуют несколько практических выводов и поучений в свете Его возвращения. Рассматривая их, следует, в первую очередь, помнить, что весь этот раздел подразумевает то будущее поколение, которое будет жить в дни великой скорби - в канун прихода Царя во славе.

Но, как и многие другие места Писаний, он имеет и "второй план", ибо в нем подразумеваются и верующие наших дней, образующие тело Христово, Церковь. "Напрямую" речи о Церкви здесь нет. Но как будущим поколениям Божиего народа говорится о необходимости быть готовыми, бодрствовать и веровать, так говорится об этом и нам.

а. О смоковнице (24:32-44)

Матф. 24:32-35 (Мар. 13:28-31; Лук. 21:29-33). Словами От смоковницы возьмите подобие… Иисус начинает рассмотрение изложенного применительно к житейской практике. Когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето (Матф. 21:18-20). Как фиговое дерево - предвестник лета, так "знамения", о которых говорил Иисус в 24:4-28, будут свидетельствовать о скором Его пришествии. Господь подчеркнул, что это, т. е. Его возвращение, совершится не прежде, чем удивите все сие.

Хотя многие события в человеческой истории как будто бы соответствовали указанным Иисусом, т. е. свидетельствовали об исполнении этого пророчества, совершенно очевидно, что все, перечисленное Им, еще не сбылось, ибо оно относится ко времени великой скорби. "Все сие" увидит какое-то поколение в будущем, его и называет Иисус "родом сим".

О поколении людей, живших в Его дни, Он не мог говорить, поскольку ранее уже сказал, что от него Царство Небесное "отнимется" (21:43). То поколение 1-го века подлежало Божиему суду. А вот "род", на глазах которого "все сие" начнет сбываться, доживет до второго пришествия Христа и увидит Царя, грядущего во славе. Это обещание - верное, и скорее небо и земля прейдут, чем оно утратит свою силу (сравните 5:18).

Матф. 24:36-41 (Мар. 13:32-33; Лук. 17:26-37). Никому не дано знать точной даты пришествия Христа. Никому, по словам Иисуса, кроме Отца Небесного. Сам Иисус говорил тогда как Сын Человеческий, т. е. с высоты Своих человеческих знаний, а не как всеведущий Бог. Время, предшествующее Его пришествию, Он сравнивал со временем, в которое жил Ной. Как и тогда, люди будут заниматься своими повседневными делами, не задумываясь о приближении суда Божия. Жизнь для современников Ноя текла своим обычным руслом до того дня, т. е. люди ели, пили, женились и выходили замуж. И так продолжалось до тех пор, пока не пришел потоп и не истребил всех. "Суд водою" был неожиданным для них, они не были к нему готовы.

Так будет и в пришествие Сына Человеческого; из двоих, которые будут на поле, один возьмется, а другой оставлен будет; и из двух женщин, мелющих в жерновах, одна берется, а другая оставляется. По аналогии с днями Ноя, когда грешники "взяты были" водой, и тут "взяты будут" люди нечестивые, подлежащие суду (сравните Лук. 17:37). Те же, кто "оставляется", - это верующие, которым будет дана привилегия войти в земное Царство Христа в их физических телах.

Ситуация опять-таки представляется "параллельной" той, какая возникла при Ное: нечестивые были тогда "удалены" с земли, Ной же на ней остался; в пришествие Христа (и перед ним) Бог снова "удалит" с земли всех нераскаявшихся грешников, праведные же останутся на ней и будут жить в Тысячелетнем Царстве.

Ясно, что не Церковь имеется здесь в виду. Ибо не о "восхищении Церкви" говорит тут Господь: она "взята" была не для суда. Если вслед за некоторыми комментаторами Библии принимать описываемое здесь как "восхищение Церкви", то его следует отнести к "послескорбным" дням, но это противоречит многим местам в Писаниях и ведет к возникновению целого ряда других проблем, которые мы не станем теперь рассматривать (, к примеру, толкование на 1-Фес. 4:13-18 и на Откр. 3:10). В целом же сущность предупреждения Христа сводится к необходимости всегда быть наготове, ибо суд Божий начнется тогда, когда люди менее всего будут ожидать его.

Матф. 24:42-44. Господь призвал Своих учеников бодрствовать (употребление того же слова "грегорейте" в 1-Фес. 5:6), потому что они не могли знать, в который час Господь их придет (ту же мысль в Матф. 25:13). Точная дата начала великих скорбей известна только Богу, как и точное время протяженности - от начала ее и до конца - семидесятой седьмины Даниила. Люди же, которые будут жить тогда, будут догадываться об этом лишь в общих чертах. Вот почему им будет так важно быть на страже.

Если бы хозяин дома знал приблизительно когда придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы застичь себя врасплох. Верующих грядущих тяжких времен Христос призывает уподобиться такому "хозяину" - ибо по целому ряду признаков они поймут, что возвращение Христа близко; и все-таки точной даты его знать не будут.

б. О верном и благоразумном рабе (24:45-51) (Мар. 13:34-37; Лук. 12:41-48)

Матф. 24:45-51. Пришествие Христа послужит испытанием для Его слуг. Подобно тому, как в притче господин поручает все свое имение одному из своих рабов, Бог доверил Свое дело на земле слугам Своим. Отношение слуг Его к порученному им служению говорит об их внутреннем состоянии. Бог хочет, чтобы все они, подобно верному рабу из притчи, достойно исполняли волю Его (стихи 45-46). Когда Господь возвратится на землю, то каждый из верных слуг получит от Него награду (стих 47). Но раб, не оправдавший доверия своего Господина, будет сурово наказан.

Ибо он, вообразивши, что Господин придет не скоро, будет превозноситься над другими (бить товарищей своих) и вести нечестивый образ жизни (есть и пить с пьяницами). Как и нечестивые люди, жившие во дни Ноя (стихи 37-39), неверный раб позабудет о том, что господин явится внезапно (стих 50). Суд застигнет его врасплох, и он подвергнется одной участи с лицемерами, будучи таким же, как они. О "рассечении" его говорится в переносном смысле. Скорее он будет "отсечен" - в значении "навсегда удален от Господа" (толкование на выражение "плач и скрежет зубов" в 13:42). Наказание его, наряду с прочими нечестивыми, будет вечным.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта