otveti.org»Толкование Библии»Евангелие от Матфея»11 глава

Толкование Евангелия от Матфея 11 глава

IV. Вызов, брошенный власти Царя (11:2 - 16:12)

А. Выразившийся в противопоставлении Ему Иоанна Крестителя (11:2-19) (Лук. 7:18-35)

1. ВОПРОС ИОАННА (11:2-3)

Матф. 11:2-3. У Матфея написано (4:12), что Иоанн Креститель был заключен в темницу. О причине этого евангелист пишет позднее (14:3-4). А здесь мы читаем: Иоанн… услышав… о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Слова "Который должен придти" соответствуют титулу Мессии (основанием этого "титула" послужили Пс. 39:8 и 117:26; сравните с Мар. 11:9; Лук. 13:35). Иоанн наверное спрашивал себя: "Если я являюсь предтечею Мессии, а Иисус - Мессия, то почему я нахожусь в тюрьме?" Крестителю нужна была ясность в этом вопросе - ведь он ожидал, что Мессия победит беззаконие, осудит грех и установит Свое царство.

2. ОТВЕТ ИИСУСА (11:4-6)

Матф. 11:4-6. Прямо "да" или "нет" Иисус на вопрос Иоанна не ответил. Но сказал его ученикам: Пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите. А служение Иисуса сопровождалось поразительными вещами, которые спрашивавшие "слышали" и "видели": слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие обретали слух, мертвые воскресали, и нищие благовествовали (в англ. переводе Библии сказано: "нищим проповедывалась благая весть"). Все это, конечно, свидетельствовало о том, что Иисус действительно обещанный Мессия (Ис. 35:5-6; 61:1). И поистине блаженны были те, кто сумели распознать эту истину.

Тогда еще не настало для Мессии время осудить этот мир за его греховность. Отвержение Его Израилем отодвигало и сроки установления Царства Его на земле. Но все (включая Иоанна Крестителя), кто принимали и принимают Иисуса Христа как Личность и участвуют в делах Его, благословляются Богом.

3. ИИСУС ГОВОРИТ К НАРОДУ (11:7-19)

Матф. 11:7-15. Вопрос Иоанна побудил Иисуса обратиться к народу с речью. Ведь этот вопрос мог вызвать у некоторых сомнение: а связан ли Иоанн с Мессией? Вот почему слова Иисуса вначале звучат "в защиту" Иоанна: нет, он не был тростью, ветром колеблемой. Как не был и человеком, одетым в мягкие одежды, ибо место таковых в царских дворцах (Иоанн и в самом деле отнюдь не в мягкие одежды одевался; 3:4). А был он истинным пророком, возвещавшим необходимось покаяния, так как это - требование Бога ко всем людям.

Даже больше пророка был Креститель, по словам Иисуса, ибо это он, во исполнение сказанного в Мал. 3:1, явился как предтеча Мессии (в русском тексте Библии "Ангел… пред лицем" Его). Евангелист Марк объединил в параллельном месте пророчество Малахии (3:1) с пророчеством Исаии (40:3) - говоря о том, кто должен "приготовить путь Господу" (Мар. 1:2-3).

Иисус добавляет, что из всех людей, живших на земле, не было большего, чем Иоанн Креститель. Но и меньший в Царстве Небесном больше его, подчеркивает Он, выражая ту мысль, что привилегии, которые получат ученики Христа в Его Царстве, превзойдут все то, что дано кому бы то ни было из людей испытать здесь на земле. (Возможно, по смыслу стих 13 ближе к стих 11, чем к стих 12, так как в нем "величина" Крестителя определяется еще и тем, что все, соответствовавшее Божиему замыслу, пророки и закон прорекли до Иоанна, а он пришел во исполнение "прореченного", с последним возвещением о Мессии и непосредственно перед Ним. - От ред.)

В стихе 12 мог быть вложен неоднозначный смысл. С одной стороны, Царство, которое надлежит установить Иисусу, силою берется в том отношении, что нечестивые люди пытаются "похитить" его; т. е. подразумевается, что религиозные вожди иудеев, современники Иоанна и Иисуса, противостоявшие им, хотели бы "установить" такое царство "на свой лад". Однако здесь может содержаться и та мысль Спасителя, что слушателям Его необходимо усилие, чтобы поверить в Него и тем самым обрести доступ в истинное Царство Его.

Проповедь Иоанна народу верна, и, если бы иудеи пожелали принять ее и соответственно принять Иисуса, то по праву могли бы уподобить Крестителя Илии, которому должно придти (согласно верованиям иудеев, Илия явится перед пришествием Мессии; Мал. 4:5-6; не ветхозаветного пророка Илию в буквальном смысле подразумевал здесь Иисус, но, говоря об Иоанне, уподоблял его Илии в духовном смысле).

Матф. 11:16-19. Иисус сравнивал род сей (поколение современных Ему иудеев) с малыми детьми, которые сидят на улице; их ничем не удается занять, и все - не по ним. Подобно тому, как эти капризные дети не желают играть ни в веселую игру (не хотят плясать под игру на свирели), ни в печальную (не хотят плакать под грустные песни; возможно, подразумевались игры в свадьбу и в похороны), так и народ не желает принять ни Иоанна, ни Иисуса.

Иоанн не нравился им потому, что не ел и не пил, а Иисус - потому, что ел и пил не с теми, по их мнению, с кем следовало. Про Иоанна они заявляли, что "в нем бес", а Иисуса отвергали как человека, который любит есть и пить вино, как друга мытарям и грешникам. И хотя "роду сему" нельзя было угодить ничем, премудрость (или мудрость), проповеданная Иоанном и Иисусом, будет оправдана по результатам ее (чадами ее), т. е. тем, что многие благодаря этой проповеди войдут в Царство Небесное.

Б. Вызов, брошенный Царю, - как виден он из осуждения Им городов (11:20-30); (Лук. 10:13-15,21-22)

Матф. 11:20-24. Хотя в первое пришествие Иисуса на землю возвещение суда не было Его главной задачей, грех Он все же осудил. В данном случае - через осуждение Им тех городов, в которых совершил наиболее значительные чудеса: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум (все они были расположены близ северо-западного побережья Галилейского моря).

Если бы в языческих городах Тире и Сидоне, расположенных приблизительно в 55 и 90 км. соответственно вглубь от Галилейского моря, и в Содоме (стоявшем южнее него примерно на 160 км.) были явлены такие чудеса, говорил Господь, то их жители покаялись бы. Но зато и суд, которому подвергнутся они, хоть и страшный, будет не столь беспощадным, как суд над упомянутыми иудейскими городами. (В настоящее время все эти три города, отвергнувшие Мессию, полностью разрушены.) И хотя Иисус жил некоторое время в Капернауме, город этот, до неба вознесшийся (как полагают, вследствие того, что Иисус удостоил его Своим пребыванием), до ада низвергнется - со всеми, кто жил в нем в дни Христа.

Матф. 11:25-30. Тональность речи Иисуса здесь резко меняется; обращаясь к Небесному Отцу, Он славит Его за тех, кто с верою обратились к Сыну. Ранее осудивший современное Ему поколение иудеев за их ребяческие мысли и поведение (стихи 16-19), тут Он говорит как о детях (младенцах) о доверившихся Ему (подразумевая их простоту и чистоту).

Открыть таковым тайны мудрых дел Своих (а не тем, кто почитают мудрыми себя) было благоволением Отца. Только Сын и Отец, соединенные узами Святой Троицы, в совершенстве знают друг друга (11:27). (Пять раз повторяется слово "Отец" в стихах 25-27.) Что же касается людей, то лишь тем из них, кто в состоянии познать Отца и дела Его, хочет открыть их Сын (сравните Иоан. 6:37).

Далее следует призыв Иисуса ко всем труждающимся и обремененным, чтобы шли к Нему. Все человеческие "затруднения" в конечном счете происходят от того, что люди несут на себе бремя греха и его последствий. И если они хотят освободиться от этого "груза", им нужно прийти к Иисусу и, вместо своего греховного бремени, взять на себя Его иго и научиться от Него кротости и смирению: только тогда смогут они найти покой своим душам. Взять на себя "иго" Христа значит стать Его учениками и соучастниками в провозглашении Божиих целей для людей. Подпасть под это "иго", отдать себя Иисусу, Который кроток и смирен сердцем, - благо, потому и бремя Его легко.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта