Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Библии, Послание к Римлянам 3 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

3. ОСУЖДЕНИЕ ИХ ЗА НЕВЕРИЕ (3:1-8)

Рим. 3:1-2. Примечательной чертой стиля Павла, особенно проявившейся в его послании к Римлянам, является то, что он сам формулирует вопрос, который не может не возникнуть при чтении его письма, и сам же отвечает на него. Внешне естественно после прочтения 2:17-29 поставить этот вопрос: "Итак, какое преимущество быть иудеем?" Естественен и другой вопрос: "Какая польза от обрезания?" Первый вопрос относится к сказанному в 2:17-24, а второй - в 2:25-29. И Павел не медлит с прямым ответом на них: "Великое преимущество во всех отношениях". По словам апостола, быть евреем или обрезанным, конечно же, значит немало.

То, что Павел говорит далее, очень важно, и из него вытекает многое: "им вверено Слово Божие (Логос)". Это может относиться ко всему Ветхому Завету, но здесь скорее имеются в виду обещания и заповеди Божии. К сожалению, получив это несомненное преимущество, иудеи не сумели жить по законам, данным им Богом.

Рим. 3:3-4. Итак, главное преимущество иудеев в том, что им "вверено слово Божие". И тут возникает следующий вопрос: А что, если некоторые из них оказались неверными? Судя по греческому оригиналу, это "неверны были" следует понимать и как отсутствие у некоторых веры (известно, что не все иудеи верили обетованиям Божиим), и как то, что евреи не оправдали доверия, возложенного на них Богом, "что же? неверность их уничтожает ли верность Божию?" Ответ Павла звучит весьма категорично: "Никак" (т. е. "отнюдь"; буквально "Да не будет так" - ме геноито; Павел часто употребляет это слово - 3:6,31; 6:1,15; 7:7,13; 11:1,11).

Несмотря на то, что некоторые иудеи не верили или оказались недостойными оказанного им доверия, о чем свидетельствовало их греховное поведение (2:21-23,25), Бог остается верным Своему Слову (сравните Втор. 7:9; 1-Кор. 1:9; Евр. 10:23; 11:1; 1-Пет. 4:19). Более подробно о верности Бога, несмотря на неверие и неверность Израиля, Павел говорит в 9-11 главах этого послания. "Бог верен, а всякий человек лжив", продолжает Павел. Другими словами: "Бог остается верным, несмотря на то, что все люди лживы". Мысль эта взята из Пс. 115:2. В развитие ее Павел цитирует и Пс. 50:6.

Рим. 3:5-6. В ходе своих последующих рассуждений Павел ставит новые вопросы: "Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем?" Иначе говоря: если неправедность иудеев способствует выявлению Божией праведности? Можно ли из этого сделать вывод, что гнев Божий на иудеев несправедлив? Павел оговаривается, что, ставя вопрос таким образом, "рассуждает по-человечески". И тут же отвечает на него своим излюбленным ме геноито - "никак", то есть так же, как в стихе 4 и 31. Ибо, если бы Бог не стал судить неверных иудеев, то как бы мог Он судить мир? А мир Он судить будет (2:5) и, значит, нельзя назвать несправедливым Его гнев на виновных перед Ним иудеев (2:11).

Рим. 3:7-8. Новый вопрос в сущности развивает тот, с которого начинается стих 5 "Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью… за что еще меня же судить как грешника?" Другими словами: Если грех служит, как это представляется, славе Божией, то как может Бог изливать Свой гнев на "помогающих" Ему грешников?

Апостол Павел предлагает эти два связанные друг с другом вопроса как пример казуистических рассуждений со стороны некоторых его оппонентов, людей нераскаявшихся и неспасенных; они клеветали на Павла, говоря, будто он учит: "Будем делать зло, чтобы вышло добро". Апостол не отвечает им прямо. Он предоставляет Богу "ответить" своим клеветникам, а сам лишь замечает: "Праведен суд на таковых", т. е. "свое осуждение они заслужили". Позже, однако, он снова возвращается к этой теме (6:1).

Самое предположение, как звучит оно в двух приводимых Павлом казуистических вопросах (3:5,7), что Бог может быть несправедливым в осуждении греха, есть богохульство, извращающее природу Бога. Человек, ставящий под вопрос справедливость Божиего осуждения, тем самым уже навлекает на себя это осуждение!

Г. Осуждение всех людей (3:9-20)

В этих стихах Павел подводит итог своему обвинению против иудеев и одновременно завершает первую часть своих рассуждений о Божией праведности, как выявляется она в осуждении Им грешного человечества.

I. ВСЕ ПОД ГРЕХОМ (3:9-18)

Рим. 3:9. Итак что же? Имеем ли мы преимущество? - спрашивает апостол. Истинное значение греческого слова проекомета, встречающегося только здесь в Новом Завете, установить трудно, и в английской, к примеру, Библии оно передано не так, как в русской, а именно: "Лучше ли мы, чем они?" По-видимому, именно с таким вопросом могли бы обратиться к Павлу его еврейские читатели: "Лучше ли мы?" или "Предпочтительнее ли мы в глазах Божиих?" В пользу этого говорит как весь предыдущий ход рассуждений, так и ответ Павла: "Нисколько!" Здесь уже не ме геноито, которое встречаем в стихах 3,6,31 и в других местах, а другое слово.

Да, евреи имели преимущество перед язычниками (2:17-20а; 3:1-2), но в глазах Божиих они "не лучше" других народов, и Бог не обращается с ними "лучше", чем с другими. В подтверждение этой своей мысли Павел пишет: "ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом", т. е. он ссылается на "доказанное" им прежде - что и евреи, и язычники находятся под непрестанным воздействием греха, а, значит, и под вытекающим отсюда Божиим осуждением (сравните 1:18; 2:5). Осуждению подлежат сначала язычники (1:18 - 2:16), а потом и иудеи (глава 2). Здесь вначале говорится о греховности иудеев, потому что перед этим речь шла о них.

Рим. 3:10-12. Чтобы подчеркнуть значительность сказанного им: "все под грехом" - Павел в стихах 10-18 шесть раз цитирует ветхозаветные стихи. Рим. 3:10-12 - это цитата из Пс. 13:1-3, где утверждается, что все люди, без исключения, неправедны перед Богом (сравните Рим. 1:18,29-31); они не понимают Бога (сравните Рим. 1:18б,28) и не ищут Его. "Все совратились с пути (подразумевается - указанного Им; сравните с 2:5 и Ис. 53:5), до одного негодны (от греческого слова "акреиоо" - "стать бесполезным"; встречается в Новом Завете только здесь), нет делающего добро" (крестотета - "доброта" или "благожелательность в действии" - сравните 2-Кор. 6:6; Гал. 5:22; толкование на Рим. 2:4).

Да и не могут люди без помощи Духа Святого являть в своей жизни этот "плод" Его - доброту, благожелательность, благость (Гал. 5:22). Сами в себе люди не имеют этой внутренней духовной способности - естественно и как бы автоматически проявлять истинную доброту по отношению к другим. Напротив, владеющий ими грех делает людей эгоистами и эгоцентриками.

Семь лаконичных, но беспощадно обвиняющих фраз звучат в этом коротком тексте, заканчиваясь словами "нет ни одного". Это "ни одного" звучит и в 3:10. Нарочитым повторением Павел подчеркивает, что правило это, распространяющееся на все человечество, не знает исключений (особое и единственное составляет Иисус Христос).

Хотя апостол и не цитирует Пс. 13:2 "Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога", стих этот в данном контексте имеет особое значение, потому что позволяет осознать справедливость обвинительного акта, который предъявляет Бог человечеству.

Рим. 3:13-18. В этих стихах отражены злые, греховные действия, источник которых в различных частях человеческого тела; и средствами своего образного языка апостол показывает, что в сущности каждый член нашего тела "вносит свой вклад" в заслуженное нами осуждение. Впрочем, образы, предлагаемые им, в немалой мере заимствованы из Ветхого Завета: Пс. 5:10 (Рим. 3:13а); Пс. 139:4 (Рим. 3:13б); Пс. 9:28а (Рим. 3:14); Ис. 59:7-8 (Рим. 3:15-17) и Пс. 35:2 (Рим. 3:18). Пороки, о которых речь в этих параллельных местах, проявляются в трех сферах: разговоры (гортань, язык, губы, уста - стихи 13-14); поведение (ноги стихи 15-17); и зрение (стих 18; последнее, впрочем, как и орудие зрения - "глаза", употреблены тут в переносном смысле).

Разговорное общение их - нечисто (гортань, уподобляемая открытому "гробу" - сравните Иак. 3:6). Язык их - орудие обмана (сравните Пс. 35:4а), губы источают яд (сравните Иак. 3:8). Они кощунствуют своими устами, которые "полны злословия и горечи"; сравните Иак. 3:9-10. От греховных слов они переходят к греховным действиям, не останавливаясь и перед убийством (сравните Прит. 1:11-12,15-16). В результате они и себя и других разрушают физически и духовно и "не знают" внутреннего "мира" (Ис. 57:21). Всему этому апостол подводит итоги следующих словах: "Нет страха Божия пред глазами их".

Страх Божий (т. е. благоговение перед Богом, проявляющееся в служении Ему, доверии и послушании) - это очень важное свойство благочестивого человека (Иов. 28:28; Прит. 1:7; 9:10; Еккл. 12:13). Отсутствие страха Божиего было в глазах иудеев самым большим грехом и непростительной глупостью, так что в этих стихах (Рим. 3:10-18) Павел не оставлял своим еврейским читателям никакой возможности возразить ему, что его рассуждения о греховности иудеев противоречат ветхозаветным Писаниям.

2. КАЖДЫЙ СОЗНАЕТ СВОЮ ГРЕХОВНОСТЬ (3:19-20)

Рим. 3:19-20. Свою беседу с читателями Павел заканчивает завершающим обращением к иудеям относительно назначения и действия закона. Он включает и себя самого в их число, говоря: "Но мы знаем" Вполне очевидно, что закон говорит к тем, кто находится "под ним". Закон не был неким талисманом, к которому иудеи могли обращаться или не обращаться, в зависимости от своего желания.

Нет, они "состояли" "под законом" и, значит, были ответственны перед Богом (сравните "иудеи и язычники под грехом" - стих 9). Действие закона таково, что "заграждаются всякие уста (буквально - "умолкают"), и весь мир становится виновен пред Богом" (буквально - "обязанным дать Богу ответ"). Никто из людей не может сказать в свою защиту: "Я не подвластен греху". Ибо закон, провозглашающий Божии принципы и правила, обнаруживает неспособность людей жить по ним и, значит, их неспособность освободиться от греха.

Итак, закон ни для кого не является средством оправдания в глазах Божиих (сравните 3:28). Да и не с этой целью он был дан (Деян. 13:39; Гал. 2:16; 3:11). А дан он был для того, чтобы посредством его люди могли осознать свою греховность ("законом познается грех") - сравните Рим. 5:20; 7:7-13. Не средством оправдания, но средством обвинения является таким образом закон Моисея.

III. Божия праведность открывается через оправдание (3:21 - 5:21)

Два факта открываются в осуждении Богом человеческой расы: то, что собственная Его праведность не имеет пределов, и то, что не было и не будет человеческого существа, за исключением Иисуса Христа, которое соответствовало бы Божиим требованиям и могло бы быть принято Им на основании своих заслуг. И вот теперь, во втором разделе Послания к Римлянам, апостол Павел приступает к беседе о праведности, которую Бог дает людям через оправдание в Иисусе Христе. Оправдание - это официальное провозглашение праведности, которая становится достоянием верующих в Бога людей, потому что по милости Своей Он вменяет им по вере Христову праведность.

А. Объяснения относительно предлагаемой Богом праведности (3:21-31)

Рим. 3:21. Словами "Но ныне" апостол подчеркивает резкий контраст между тем, что было сказано ранее, и тем, о чем он будет говорить теперь. В предыдущем, 20 стихе, он сказал: "делами закона не оправдается никакая плоть". Теперь же говорит: "Но ныне, независимо от закона (в греческом тексте на этом делается особое ударение), явилась правда (т. е. праведность) Божия". В этих словах Павел, в основном, повторяет ту же мысль, которая была им высказана в Рим. 1:17а. Но тут он добавляет: "о которой свидетельствуют закон и пророки".

Таким образом, то, что Павел говорит о Божией правде или праведности, было уже известно из Ветхого Завета. Выражение "закон и пророки" часто относится ко всему Ветхому Завету (толкование на Матф. 5:17), при этом под словом "закон" нужно понимать первые пять книг Ветхого Завета, а под словом "пророки" - все остальное. В четвертой главе Павел иллюстрирует эту истину примером из Закона (Авраам - Быт. 15:6 сравните с Рим. 4:1-3,9-23) и из Пророков (Давид - Пс. 31:1-2; сравните Рим. 4:4-8).

Рим. 3:22. Как и в русском тексте, в греческом стих 22 является не новым предложением, а продолжением предыдущего: "правда Божия, чрез веру в Иисуса Христа" Из этих слов видно, что Павел постоянно помнил об упорном заблуждении своих соплеменников относительно их будто бы особого положения перед Богом; потому он и подчеркивает: "во всех верующих и на всех верующих, ибо нет различия" (10:12).

Все преимущества, которыми евреи обладали в прошлом, теперь, в новом Веке, утратили силу, ибо сейчас Бог предлагает оправдание перед Ним всем грешникам: - только на основании их веры в Иисуса Христа. Поскольку все люди равны в глазах Божиих, будучи "под грехом", то и спасение предлагается "всем" на одном и том же основании.

Рим. 3:23. Поскольку все люди унаследовали через Адама греховную природу (как язычники, так и евреи), то все они сделались грешниками. Нет никакого основания считать, что евреи чем-то отличаются, и что они обладают привилегиями, выводящими их из-под Божиего осуждения (2:12-21; 3:1).

Люди не только подвержены действию греха и совершают его, но все они "лишены славы Божией". Греческий глагол в этом выражении употреблен в форме подчеркнуто продолжающегося действия, так что эту фразу можно было бы перевести как: "находятся в состоянии отчужденности от славы Божией". Другими словами ни один из людей не может ценой собственных усилий удостоиться причастности к славе Божией.

Она, эта слава, - сияние, исходящее от Него, в котором проявляются во вне свойства Бога, Его величие. И Бог хочет, чтобы люди вошли в это сияние, сделавшись, как Он, т. е. подобными Иисусу Христу (сравните употребление слова "слава" в Рим. 5:2; 2-Кор. 3:18; Кол. 1:27; 2-Фес. 2:14). Однако грех, владеющий человеком, мешает ему войти в славу Божию.

Рим. 3:24. По той причине, что люди оказались в ловушке греха, Бог предусмотрел для них возможность обретения утраченной праведности, "получения оправдания даром", которое дается всем верующим во Христа (в греческом тексте, как и в русском, глагол "получая" указывает на продолжающееся действие, и начало 24 стиха можно было бы перевести как "постоянно получая оправдание", т. е. каждый человек оправдывается Богом, поскольку он верует. "Оправдывать" - это юридический термин, означающий "объявлять невиновным" (именно "объявлять"; сравните с употреблением того же слова во Втор. 25:1, где оно предполагает, что человек был невиновным с самого начала). также толкование на Рим. 1:17, где говорится о частом употреблении Павлом упомянутого глагола и существительного "праведность", существительного одного с ним корня.

Верующим во Христа Бог дает праведность даром, именно как дар - по Своей благодати. Он оправдывает людей по Своей милости, по Своему безграничному благорасположению к ним. Слово "благодать" -тоже одно из любимых слов Павла; в Послании к Римлянам оно встречается 24 раза (по-гречески). Однако оправдание человека, о греховности которого Бог неизменно помнит, совершается на определенном основании, которым служит "искупление во Христе Иисусе". Греческое слово аполитрозис (искупление) происходит от слова литрон (выкуп).

Аполитрозис встречается в греческом тексте Нового Завета 10 раз (Лук. 21:28, где на русском языке оно передано как "избавление"; Рим. 3:24; 8:23; 1-Кор. 1:30; Еф. 1:7,14; 4:30; Кол. 1:14; Евр. 9:15). (также соответствующую таблицу в толковании на Мар. 10:45). Смерть Иисуса Христа на Голгофском кресте явилась платой за грехи всего человечества; благодаря ей, человек, который поверит Божиим обетованиям о прощении и спасении, освобождается от рабства диаволу и греху.

Рим. 3:25а. "Которого Бог предложил в жертву умилостивления" по-гречески здесь слово гиластерион, которое буквально означает "искупительная жертва". Однако в английских переводах Библии и на русском языке оно передано как "жертва умилостивления". Само это слово встречается в Новом Завете еще один раз - в Евр. 9:5, где речь идет о крышке ковчега завета (на русский переведено как "очистилище").

В ветхозаветное время однажды в году - в особый день, носивший название "дня искупления", первосвященник кропил кровью тельца крышку ковчега, чтобы "покрыть" (искупить, очистить) грехи Израиля и стяжать для него, милость Божию на следующий год (Лев. 16:14). Смерть же Иисуса Христа стала последним жертвоприношением, полностью удовлетворившим претензии Бога к грешному человечеству, и тем самым отвратившим Его гнев от тех, кто верует по воле Его. Греческий глагол гиласкомаи, означающий "умилостивить посредством жертвоприношения", встречается также в Лук. 18:13 (переведено "будь милостив") и в Евр. 2:17 ("быть милостивым"). А соответствующее существительное гиласмос - "умилостивление" встречаем в 1-Иоан. 2:2; 4:10.

Христос - Жертва умилостивления, принесенная за грех человечества Самим Богом, была (согласно греческому тексту) предложена (по некоторым переводам - "представлена") Им явно - в отличие от скрытого от посторонних глаз кропления кровью "очистилища". Работа Христа совершается при условии веры в действие Его крови (сравните Рим. 5:9). Смерть Иисуса Христа и пролитая Им кровь послужили уплатой за грех, и Бог был удовлетворен или умилостивлен.

Вероятно, слова "в крови Его" по смыслу связаны с "жертвой умилостивления", а не со словами "чрез веру", ибо христианин должен верить не в кровь Христа как таковую, а в Него Самого.

Рим. 3:25б-26. Цель, которую преследовал Бог Отец в смерти Иисуса Христа, была в том, чтобы явить людям Свою праведность, (т. е. собственную праведность Бога, которая соответствовала бы понятным людям правовым нормам; толкование на 1:17) "в прощении грехов, соделанных прежде" (сравните Деян. 17:30). Но почему же Бог не всегда наказывал грех в предшествовавшие времена? Означает ли это, что Он не всегда и не вполне праведен?

Прежде Павел сказал, что Бог терпел (по-гречески буквально "откладывал" наказание), желая привести людей к покаянию (Рим. 2:4). Теперь же становится понятной и другая истина - Бог долготерпел потому, что предусмотрел смерть Иисуса Христа - в умилостивление за грехи людей. Потому-то и свидетельствует долготерпение Его о милости и милосердии Его (сравните Деян. 14:16; 17:30), отнюдь не о том, что Он не всегда и не вполне справедлив.

Настоятельно желая, чтобы люди осознали Божию праведность, Павел, слова, сказанные им в 3:25, - "для показания правды Его" -повторяет и в 3:26, слегка видоизменив их: "к показанию правды Его". Это означает, что через искупительную смерть Иисуса Христа Бог хотел показать людям, что Он справедлив (праведен - да явится Он праведным) и является Тем, Кто оправдывает (объявляет праведным) верующего в Иисуса Христа.

Перед Богом стояла дилемма: как удовлетворить присущую Ему абсолютную справедливость и вытекающую из нее необходимость наказать грешное человечество и - одновременно явить людям Свои милость, любовь и милосердие, вновь возвратив к Себе эти мятежные, отпавшие от Него создания. Решение дилеммы было найдено в жертвенной смерти Иисуса Христа, воплотившегося Божиего Сына, и в принятии верою жертвы Его каждым из грешников. Смерть Христа, которая несла в себе "отмщение" за грех мира, удовлетворила присущую Отцу справедливость (ибо в Сыне грех был осужден, "оплачен" и, значит, Бог справедлив); одновременно она дает Богу возможность каждого грешного человека, который уверует, объявлять праведным.

Рим. 3:27-28. Дав объяснение относительно предусмотренного Богом оправдания грешников, Павел ставит пять вопросов, которые могли возникнуть у его читателей. Два из них содержатся в стихе 27, два - в 29 и один - в 31. Первый вопрос звучит так: "Где же то, чем бы хвалиться?" То есть, как могут иудеи хвалиться своим особым положением перед Богом (2:17-20,23)? Нет его более, категорически отвечает апостол ("Уничтожено"), т. е. для похвальбы не осталось больше оснований.

Так как оправдание дается по благодати (3:24), через веру (стих 22, 25-26), никому не приходится уповать на собственные дела как на средство оправдания. Поскольку объектом "похвальбы" иудеев являлся Моисеев закон, апостол задает следующий вопрос: "Каким законом? Законом дел?" Другими словами: хвалиться ли нам тем, что соблюдаем закон? И снова отвечает Павел решительным "Нет". "Не законом дел", "но законом веры" можем хвалиться мы (подразумевает он).

Ибо, исполняя требования закона Моисея, человек не оправдается, поскольку никогда не сможет исполнить их до конца и в совершенстве. Да закон и не был дан для оправдания (стих 20). Павел подводит итог: "Ибо мы признаем (употребленный здесь глагол логизомета имеет значение "приходим к выводу"), что человек оправдывается", т. е. объявляется праведным по вере ("верою"; стих 22, 25-27), "независимо от дел закона".

Рим. 3:29-30. В следующих двух вопросах (в русском тексте Библии они объединены в один) все та же тема иудейского превосходства рассматривается под другим углом зрения. Поскольку язычники погрязли в идолопоклонстве, иудеи считали, что Иегова, Бог истинный и живой, является только их, еврейским, Богом (Иер. 10:10). Это соответствовало истине в том только смысле, что лишь еврейский народ признавал Иегову и поклонялся Ему (не считая немногих прозелитов из язычников, которые приняли иудейскую религию).

Но в действительности, изначально, Иегова как Создатель и Верховный Вершитель судеб всего человечества, является Богом всех народов и всех людей. И до того, как Он призвал Авраама и его потомков, образовав из них израильский народ, который сделал Своим избранным народом (Втор. 7:6), Он действовал среди всех народов земли.

Но и после избрания Израиля Бог ясно давал понять (об этом, к примеру, в книге пророка Ионы), что Он есть Бог всех людей: язычников в той же степени, что и иудеев. Теперь же, поскольку грех стер всякое различие между людьми, "ибо все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23), а также потому, что Иисус Христос стал Жертвою умилостивления за всех грешников, все люди сделались равными в глазах Бога. Апостол далее заявляет: "Потому что один Бог" (или - "Бог един").

Несомненно, автор послания имел в виду тот торжественный призыв, который в веках живет в Израиле: Итак слушай, Израиль, Господь (Иегова) Бог (Элогим) наш, Господь един есть (Втор. 6:4). Но этот-то единый Бог, Бог не только иудеев, но и язычников, оправдывает всякого человека, приходящего к Нему, независимо от его национального происхождения, равно как и от того, обрезан он или нет, ибо каждого человека Он принимает на одном и том же основании веры его.

Рим. 3:31. И вот последний вопрос поставленный апостолом: "Итак мы уничтожаем закон верою?" В ответ звучит характерное для Павла категорическое "Никак" (ме геноито, "Да не будет этого"; сравните толкование на стих 4). И затем, в развитие своей мысли, он добавляет: "но закон утверждаем". Поскольку цель закона исполнена, то и роль его в осуществлении Божиего плана в целом лишь подтверждается тем, что для всякого живущего под законом он может стать путеводителем ко Христу (Рим. 3:20; Гал. 3:23-25). Павел снова и снова повторяет, что не дела закона, а вера является путем ко спасению. Само это слово "вера" он повторяет в Рим. 3:22-31 семь раз (22,25,27,28,30 (дважды) и 31).

Б. Примеры этой праведности (глава 4)

Итак, апостол Павел утверждает, что праведными Бог объявляет людей не на основании их дел, а на основании их веры. Истинность своего утверждения он должен был обосновать примерами из прошлого. Что он и делает, ссылаясь на Авраама, патриарха Израиля (Иоан. 8:39) и на Давида (толкование на "закон и пророки" - Рим. 3:21).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии