Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Библии, Послание к Римлянам 5 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

В. В оправдании - радость (5:1-11).

Рим. 5:1. Апостол переходит теперь к рассмотрению практических результатов (начиная эту главу со слова "Итак") оправдания на основании веры (сравните 3:21 - 4:25). Деепричастный оборот "оправдавшись верою" (сравните с таким же оборотом в 5:9) подразумевает действие, предшествовавшее тому, которое имеем в главном предложении - "мы имеем мир с Богом". В некоторых апробированных греческих манускриптах это предложение звучит несколько иначе: "давайте и впредь иметь мир с Богом". И это, по-видимому, более правильно.

А, значит, фразу эту следует читать так: "давайте же постоянно пребывать в мире (в смысле "наслаждаться этим миром") с Богом". Мир дан нам Богом "чрез Господа нашего Иисуса Христа" (сравните Еф. 2:14а), что явствует из того, что Отец оправдывает нас в Сыне. Не к утверждению и укреплению мира с Богом призывается всякий верующий, но к наслаждению этим миром.

Рим. 5:2. Господь Иисус Христос является не только Примирителем человека с Богом, но также Тем, "через Которого верою и получили мы доступ (просагоген - буквально "привилегия приблизиться", подразумевается - к персоне, занимающей высокое положение; то же слово - только в Еф. 2:18; 3:12) к той благодати, в которой стоим" Хотя в греческих манускриптах, сохранившихся лучше других, слова "верою" нет, и именно ею обусловливается "доступ" человека к Богу. Верующий во Христа находится в сфере действия Божией благодати (сравните Рим. 3:24), потому что именно Христос помещает его в эту сферу, и именно Он является для человека средством доступа к Небесному Отцу.

В греческом тексте выражение "и хвалимся надеждою славы Божией" имеет смысловую связь с фразою "мы имеем мир с Богом" (5:1). И подобно ей, может быть прочтена как: "давайте будем хвалиться надеждою" Благодаря Иисусу Христу христиане с радостью предвидят то время, когда они войдут в славу Его, которой лишены теперь (3:23). Именно в этом смысле Он есть для них "надежда славы" (Кол. 1:27, сравните с Рим. 8:17-30; 2-Кор. 4:17; Кол. 3:4; 2-Фес. 2:14; Евр. 2:10; 1-Пет. 5:1, 10). Ясно, что такая надежда дает все основания "хвалиться" в значении "радоваться" (как передано оно в англ. тексте Библии).

Рим. 5:3-4. Верующие могут наслаждаться как миром с Богом, которого они уже достигли, так и надеждою на ожидающее их славное будущее в присутствии Божием. Но как они должны относиться к тем трудным и горьким обстоятельствам, с которыми зачастую сталкиваются в жизни? - Они должны "хвалиться и скорбями", т. е. радоваться и в скорбях. О том же писал Иаков: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения" (Иак. 1:2).

Это нечто большее, чем простая выдержка или твердость в несчастиях, которым учила философия стоиков, хотя именно с проявления твердости начинается освобождение человека из горестной ситуации. Но апостолы ведут речь о духовной радости верующих в несчастьях - по причине знания (здесь "зная" от греческого слова "оида", т. е. знать, чувствовать интуитивно), что та "цепная реакция", которая начинается в их жизни с несчастий, в конечном счете ведет их к надежде. Ведь страдания вырабатывают в человеке терпение (гипомонен - способность переносить трудности без отчаяния - сравните Рим. 15:5-6; Иак. 1:3-4).

И только тот верующий, который переживал несчастья и преодолевал трудности, может выработать в себе стойкость и терпение. Они, в свою очередь, ведут к "опытности" (соответствующее место в греческом тексте имеет значение "закаленного характера"), а от опытности происходит надежда. Итак, перенося страдания, верующий вырабатывает в себе способность терпеть, что закаляет его характер, делает его "опытным". Это - та "опытность", имеющая духовную подоплеку, дает ему надежду, точнее, способность полагаться на то, что Бог не оставит его в скорбях.

Рим. 5:5. Надежда верующего, будучи надеждой на Бога и Его обетования, "не постыжает". В англ. тексте - "не разочаровывает", а в греческом оригинале выражена та мысль, что надежда "не постыжает" разочарованием в несбывшихся обетованиях. Это перекликается со сказанным в Пс. 24:3, 20-21 (сравните с Пс. 21:6; Рим. 9:33; 1-Пет. 2:6). Причиной, почему такая надежда (в конечном счете производимая скорбями) "не постыжает" или не разочаровывает, - в том, что "любовь Божия излилась в сердца наши".

Итак, Божия любовь, которой преисполнены сердца верующих (сравните 1-Иоан. 4:8,16), укрепляет их в надежде на Бога. Та любовь, которая "излилась… Духом Святым, данным нам". Дух Святой является тем Лицом Божества, Которое являет верующему любовь Бога к нему. Реальное присутствие Божией любви в сердце верующего вызывает в нем чувство полной уверенности в том, что его надежда на Бога и на обещанный ему доступ в славу Его не окажется тщетною.

Это служение Духа Святого имеет прямое отношение к "запечатлению" Им верующих (Еф. 4:30), для каковых Он является залогом их наследия на небесах (2-Кор. 1:21-22; Еф. 1:13-14). Позднее, в Послании к Титу (3:6), Павел писал, что Бог изливает Духа Святого на верующих через Иисуса Христа. Каждый верующий имеет Духа Христа (Рим. 8:9) в том смысле, что Дух Святой живет в нем (1-Иоан. 3:24; 4:13).

Рим. 5:6-8. Сказав об излиянии Божией любви в сердца верующих, апостол переходит к описанию ее особенностей, объясняющих, почему она укрепляет верующего в его надежде. Бог продемонстрировал Свою любовь в смерти Своего Сына, Иисуса Христа. И произошло это, во-первых, - "в определенное" Богом "время" (сравните Гал. 4:4); во-вторых, тогда, когда мы, впоследствии уверовавшие во Христа, были еще "немощны и нечестивы"; ибо, и это, в-третьих, Он "умер" именно "за нечестивых" (сравните Рим. 4:5).

Смерть Христа носила заместительный характер, т. е. это была смерть, вместо других, о чем свидетельствует греческий предлог гипер, употребленный тут в значении "вместо". Тот же предлог употреблен в 5:7. Если кто-то соглашается умереть за праведника или просто за хорошего человека, значит, он предлагает свою жизнь в обмен на его жизнь, ради того, чтобы тот мог продолжать жить. Существует ли большее доказательство человеческой любви и преданности! Однако Божия любовь намного превосходит и такую гипотетическую человеческую любовь как по характеру своему, так и по степени ее проявления.

Ведь Бог "доказывает (т. е. и сегодня доказывает) Свою любовь к нам тем, что Христос умер за нас ("вместо нас"), когда мы были еще грешниками". Только в очень редких случаях может решиться человек умереть за кого-то очень хорошего, но Христос пошел гораздо дальше: Он умер вместо духовно "немощных" (стих 6), "нечестивых" (стих 6; 4:5), вместо "грешников" (5:8), которые к тому же были ему "врагами" (стих 10).

Рим. 5:9-11. Причастный оборот "будучи оправданы" находится в прямой смысловой связи с началом этой главы (стих 1). Однако непосредственно он связан с предшествующими ему стихами (6-8). Бог доказал Свою любовь тем, что отдал на смерть Иисуса Христа вместо нас, "когда мы были еще грешниками". И если грешник отвечает на это верою (стих 1), то через смерть Христа на кресте, Бог объявляет такого грешника праведным.

Конечно же, такого прощенного ныне грешника Бог не оставит без Своей любви, которая обильно изливается в его сердце. Поскольку Божественная дилемма оправдания разрешена (3:26) пролитием крови Иисуса Христа (сравните 3:25), то Христос, конечно, позаботится, чтобы оправданные грешники были спасены "от гнева". Ад никогда не станет участью верующих (Иоан. 5:24; Рим. 8:1), также минует их гнев Божий, который изольется на землю в грядущие дни великой скорби (1-Фес. 1:10; 5:9).

В стихе 10 та же самая истина выражена другими словами. Здесь и в стихе 11 Павел говорит о примирении - как о третьем великом последствии жертвенной смерти Иисуса Христа на Голгофе. Напомним обо всех трех: искупление (3:24; 1-Кор. 1:30; Гал. 3:13; Еф. 1:7); умилостивление (Рим. 3:25; 1-Иоан. 2:2; 4:10) и примирение (Рим. 5:10-11; 2-Кор. 5:18-20; Кол. 1:22); ими определяется вся полнота - Божией работы, совершенной посредством смерти Иисуса Христа. Искупление имеет место, только там где есть грех (Рим. 3:24).

Умилостивление (или удовлетворение) необходимо Богу (Рим. 3:25), а примирение - людям ("мы примирились с Богом"). Сущность этого примирения в устранении вражды между людьми и Богом (Рим. 5:10; Гал. 1:21). На основе примирения восстанавливаются правильные взаимоотношения между человеком и Богом (сравните 2-Кор. 5:20-21).

"Если" в 5:10 может быть передано и как "поскольку"; этим оборотом подразумевается, что примирение с Богом посредством "смерти Сына Его" есть свершившийся факт. Подчеркивается, что примирение произошло еще тогда, когда мы были врагами Божиими. И если оно было достигнуто смертью Иисуса Христа, то уж в жизни Его, конечно же, содержится гарантия полного и окончательного спасения верующих. "жизнию Его" в 10 стих надо понимать как "жизнию Его" в настоящее время, а не тогда, когда Он жил на земле, т. к. именно теперь Он является нашим Ходатаем на небесах (Евр. 7:25).

Если Он умер за Своих врагов, то несомненно спасет тех бывших Своих недругов, которые теперь находятся в общении с Ним. Христиане будут спасены потому, что, будучи примирены с Богом, соучаствуют в жизни Иисуса Христа. При этом не только спасение в будущем гарантировано им, но уже здесь, на земле, они радуются в Боге (буквально - мы "хвалимся Богом"). Об этом состоянии верующих писал Павел в предыдущих стихах (5:1-3). Гарантией всего этого является упомянутый свершившийся факт, что через "Господа нашего Христа… мы получили ныне примирение". Бог примирил с Собою Своих безбожных врагов, поэтому они не могут не наслаждаться миром с Ним.

Г. Противопоставление "преступления" (греховности) и праведности (5:12-21)

Рим. 5:12. Покончив с объяснением того, как Бог вменяет людям праведность на основании жертвенной смерти Иисуса Христа и через их веру, Павел проводит теперь "контрастную параллель" между тем, что дал людям Иисус Христос (оправдание и примирение) и тем, что люди получили по наследству от Адама (грех и смерть). Свое рассуждение на эту тему Павел начинает словом "посему" и сразу же переходит к сравнению: "как"; однако, отвлекшись другими важными мыслями, возвращается к начатому сравнению только в 15 стихе.

А в 12 стихе читаем: "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть" (в соответствии с Божиим предостережением - Быт. 2:16-17). (Продолжение этой фразы - "так и смерть перешла" нельзя отнести (по смыслу) к упомянутому сравнению; в англ. тексте она звучит иначе: "и смерть таким образом перешла на всех людей") Божиим наказанием за грех сделалась смерть как физическая, так и духовная (сравните Рим. 6:23; 7:13), и Адам с Евой и их потомки сделались жертвами той и другой. Однако в Рим. 5:12-21 Павел имеет в виду только смерть физическую.

Итак он пишет: "смерть перешла во всех человеков" (по-гречески буквально - "распространилась на всех людей"). По-гречески смысл этих слов воспринимается так: (посредством Адамова согрешения) грех вошел в мир через парадную дверь и затем проник во все его уголки, т. е. охватил собою всю человеческую расу, подобно тому, как дым, наполняя собою дом, проникает во все комнаты. В результате смерть стала участью всех людей, и Павел объясняет это тем, "что в нем (Адаме) все согрешили".

В греческом тексте в этом предложении все три глагола стоят в прошедшем времени, и этим подтверждается мысль, что в одном акте Адамова греха все люди считаются согрешившими (сравните Рим. 3:23, где выражена та же мысль). Богословы двояким образом объясняют это: тем, что Адам является главой всего человеческого рода, и тем, что от Адама грех передается каждому человеку по наследству; существует и третье объяснение: люди, мол, попросту следуют плохому примеру Адама, но такая точка зрения не находит подтверждения в Рим. 5:12.

В соответствии с первой точкой зрения Адам, первый человек, рассматривается как представитель всего человечества, пошедшего от него. И согрешение его в качестве такового воспринимается Богом как согрешение "всех людей в нем", а потому и наказание Адама смертью юридически вылилось в такое же наказание каждого человека.

Разделяющие вторую точку зрения исходят из того, что вся человеческая раса физически "присутствовала" в семени Адама, первого человека. Вследствие этого Бог и считает всех людей соучастниками его греха, подлежащими таким образом тому же наказанию, которое постигло его. Но даже и сторонники первой точки зрения вынуждены признать, что Адам является физическим родоначальником человечества, и духовная взаимосвязь между ними - спорна.

Библия свидетельствует в пользу второй точки зрения. Это, в частности, следует из рассуждений автора Послания к евреям о превосходстве Мельхиседекова священства над Аароновым, где читаем, что "Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его" (Евр. 7:9-10).

Рим. 5:13. Хотя все человечество согрешило уже в согрешении Адама, в семени которого оно "присутствовало", грех постоянно проявлялся и в действиях людей с тех пор, как он "вошел в мир" (Быт. 6:5-7,11-13), однако не прежде, чем был дан закон, грех стал рассматриваться в качестве преступления, как писал об этом апостол Павел: "где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15). Конечно, это не значит, что грех не существовал до тех пор, пока не было закона. Просто до тех пор грех не носил характера нарушения закона, а потому не мог считаться преступлением (не мог "вменяться" как преступление).

Рим. 5:14. Факт, что грех царствовал над людьми от Адама и до времени получения ими закона, подтверждается тем, что "смерть царствовала от Адама до Моисея". И царствовала она над теми, кто не нарушал какой-то определенной Божией заповеди, как это сделал Адам (сравните "смерть царствовала", стих 17; и "грех царствовал к смерти", стих 21).

Адам нарушил конкретное Божие повеление (Быт. 2:17) и тем совершил преступление, "преступил" заповедь, чего его потомки, согрешав, не делали, т. е. они не "преступали" Божиих заповедей или законов (поскольку и до тех пор, пока те не были даны им). И все-таки все потомки Адама оставались виновными во грехе Адама (Рим. 5:12), и потому смерть царствовала над ними (Быт. 5:5,8,11,14,17,20,27,31). Самый феномен смерти свидетельствовал о том, что "в Адаме все согрешили" (сравните толкование на Рим. 5:12).

Назвав Адама по имени (сравните с 5:12, где апостол говорит о нем как об "одном человеке"), Павел "перекидывает мостик" к продолжению того контрастного параллелизма, который он начал в 12 стихе, и пишет: "который (Адам) есть образ будущего" (Христа). Да, между Адамом и Христом можно провести параллель как между родоначальниками двух различных групп человечества (1-Кор. 15:45-49), но это будет не столько сравнение, сколько именно параллелизм противопоставления одного другому.

Рим. 5:15. Параллелизм этот конкретизируется в стихах 15-17, будучи начат еще в 12 стихе словом "как": При этом апостол подчеркивает контрастный его характер, говоря: "но дар благодати не как преступление". То, что дает людям Христос (благодать), противоположно тому, что сделал Адам своим преступлением (буквально "ложным шагом" - греческое слово "параптома"; то же слово в 5:16-18,20). Контрастность первого сопоставления усиливается словами: "то тем более".

Если преступление одного человека обрекло физической смерти весь человеческий род (на сегодняшний день она не стала уделом только Еноха и Илии), то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (стих 17, где говорится, что "дар" этот - "дар праведности", и сравните со стих 16).

Если в последнем случае слово "многих" употреблено в том же значении, что и в начале этого стиха, где речь идет о смерти "многих" (это возможно, хотя и не обязательно), то в обоих случаях подразумевается все человечество. И тогда "благодать Божия и дар по благодати" в том смысле "преизбыточествуют", что они доступны всем людям, жившим или живущим в мире, хотя из этого не вытекает, что все они пользуются предоставленной им возможностью.

Рим. 5:16. Известную трудность представляет понимание 16-го стиха, где возникает второе сопоставление по контрасту. Павел подчеркивает: "И дар не как суд за одного согрешившего". Русский текст ближе к греческому, хотя по-английски мысль его выражена понятнее: "Опять-таки, дар Божий не похож на последствия греха, сделанного одним человеком".

И далее: "суд, следующий за совершением одного греха, ведет к осуждению, а дар, предлагаемый по совершении многих преступлений, ведет к оправданию". По-гречески начало стиха звучит как: "Также и дар не то, что следует за одним согрешившим". Очевидно, в тексте пропущено слово, параллельное "дару". Некоторые считают, что пропущено слово "суд", другие - что "преступление", или "осуждение".

Переводчики на английский язык избрали нейтральный вариант - "последствия греха" - как противопоставление "дару".

Далее Павел продолжает: "ибо суд за одно преступление (т. е. за то, которое совершил Адам) к осуждению". Бог произвел суд над Адамом, и он (а с ним и все человечество) были осуждены (здесь по-гречески катакрима - "осуждение", слово, которое встречается еще в двух местах: в стихе 18 и в 8:1). Ему противопоставлено слово дар (харизма - дар (по) благодати, дар праведности - стих 17 и стих 15), который служит "к оправданию от многих преступлений" (здесь в оригинале дикаиома - "провозглашение праведности").

Божия благодать, как это многократно подчеркивает апостол Павел, начиная с 3:24, служит основанием для оправдания человека, объявления его праведным. И это, несмотря на "многие преступления" (параптоматон, встречающееся и в 5:15,17-18,20). Один человек (Адам) преступил (стих 15) Господню заповедь, и каждый из людей постоянно с тех пор преступает Его постановления.

Рим. 5:17. Третья параллель по контрасту (сравните со стихами 15-16) объединяет первые две и включает в себя как степень контраста ("то тем более" сравните со стих 15), так и противопоставление по существу ("смерть" и "жизнь" - сравните со стих 16). Первая часть стиха построена так, чтобы констатировать высказанную в нем истину: "Ибо, если (поскольку) преступлением одного смерть царствовала посредством одного (человека ". Эта мысль подтверждается стихами 14 и 20. Смерть - это неумолимый тиран, владеющий людьми и не выпускающий их из тисков страха (сравните Евр. 2:15).

Однако истиной является и следующее: "то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности (сравните Рим. 5:15) будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа". Во Христе сокрыты все Божий благословения, направленные на людей. Подобно тому, как смерть - тиран царствует над всеми людьми, верующие во Христа, принимающие Божию благодать, предназначены царствовать в жизни.

С одной стороны, люди умирают как жертвы неумолимого тирана-властелина, но с другой - они сами становятся властителями (Рим. 1:6), и им принадлежит царство вечной жизни! Словами "приемлющие обилие благодати и дар праведности" Павел подчеркивает, что все благословения, сокрытые в жертвенной смерти Иисуса Христа, хотя и предлагаются Богом всем людям, обретают силу, лишь будучи приняты каждым из людей верою (сравните с "приняли" в Иоан. 1:12).

Рим. 5:18-19. В этих стихах Павел завершает свое параллельное противопоставление Адама и Иисуса Христа, которое он начал в 12 стихе и продолжил в стихах 15-17. Он делает это предельно кратко: "Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение (катакрима - наказание, сравните стих 16), так правдою одного (по-гречески буквально - "одним праведным актом") всем человекам оправдание к жизни".

Под "одним праведным актом" понимается смерть Иисуса Христа на кресте. "Одно преступление" Адама противопоставлено "одной правде" Иисуса Христа. В результате "одного преступления" Бог осудил всех людей, а в результате "одного" праведного дела, совершенного Иисусом Христом, всем было предложено оправдание.

Один принес в мир смерть, а другой - жизнь. Снова здесь выражение "всем человекам" как в первой, так и во второй половине стиха означает все человечество (сравните "всех человеков" в стихе 12 и "многих" в стихе 15, употребленных в том же значении).

Последствия одного праведного деяния настолько, таким образом, мощны, что распространяются на все человечество, от которого зависит, принять их или не принять, ибо действительны они только для "приемлющих" (стих 17).

Тот же вывод, выраженный другими словами, Павел повторяет и в стихе 19, где поступок Адама назван "непослушанием", а жертвенная смерть Иисуса Христа - "послушанием". В результате "непослушания многие (начало стихов 15 и 18) сделались… грешными" (сравните 11:32). Во второй половине 19 стиха "многие" означают не все человечество, как в начале стиха, а тех, кто "приемлют" (стих 17). Причем эти "многие" не просто будут объявлены праведными (недаром в греческом тексте здесь, вместо слова дикаио, употреблено другое слово), но именно "сделаются праведными" - в процессе освящения, который завершится получением ими славы в Божием присутствии.

Рим. 5:20-21. Оставалось рассмотреть еще один вопрос: а какое место занимает в этом контексте Моисеев закон и почему? Павел отвечает: "Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление" (это же слово в стихах 15-19).

Но чем же является закон - целью или следствием умножения греха? В свете стихов 13-14 ясно, что "пришествие" закона привело к умножению "преступлений" (и это - следствие любого закона), но в свете тех же стихов, а также 4:15, приходим к выводу, что закон Моисея пришел с целью (в англ. Библии - для того), чтобы возраставший грех мог быть осознан людьми как возрастающее "преступление" закона.

"А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (стих 15). Какой чудный контраст! Как бы ни был велик грех людей, Божия благодать далеко превосходит его. Не даром во 2 Послании к Коринфянам (12:9) написал апостол такие слова: "Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати моей"

Цель Бога в том, чтобы Его "благодать воцарилась чрез праведность" (ту, которую дает людям Христос) и сделалась для них источником вечной жизни в Господе Иисусе Христе. Снова говорит Павел о "царствовании" в его связи с жизнью. В стихе 17 "приемлющие" дар Божий, "будут царствовать в жизни посредством… Христа", а тут сама Божия благодать персонифицирована как начало, которому предстоит царствовать и быть источником вечной жизни.

Таким образом Павел не только описал, как открывается Божия праведность в оправдании, он, кроме того, предвидел, как должна она открываться в жизни верующего через его возрождение и освящение.

IV. Божия праведность открывается в освящении (главы 6-8)

Предлагаемая Богом праведность включает в себя нечто большее, чем объявление верующих праведными на основании их веры. Первое указание на это находим в Послании к Римлянам, в 5:5: "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". Присутствие Духа Святого в сердце верующего, в котором Бог постоянно воспроизводит присущую Ему любовь, указывает на то, что верующий обрел новую природу и новую жизнь. Это - та новая жизнь, в которой действует, освящая ее, Дух Святой, и является темой послания в главах 6-8.

Различия между Адамом и Христом (Рим. 5:15-21):

Римлянам 5 Один человек Адам Один Человек Христос
стих 15 Преступлением одного - подверглись смерти многие По благодати одного Человека - дар для многих
стих 16 Суд за одно преступление - к осуждению Многие Преступления - дар - оправдание
стих 17 Преступлением одного - смерть царствовала над всеми Посредством одного Человека, Иисуса Христа, - верующие будут царствовать в жизни.
стих 18 Преступлением одного - всем человекам осуждение Правдою (праведным актом) Одного - оправдание предлагается всем Людям
стих 19 Непослушанием одного - сделались многие грешными Послушанием одного - сделаются многие праведными
стих 21 Грех царствовал к смерти Благодать воцарилась к жизни вечной
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии