otveti.org»Толкование Библии»Послание к Римлянам»8 глава

Толкование Библии, Послание к Римлянам 8 глава

Г. Сила освященных (8:1-17)

Рим. 8:1. Естественно, тут возникает вопрос, должен ли верующий пребывать в подавленном состоянии духа всю свою жизнь из-за того, что в нем постоянно дает знать о себе его греховная природа? (7:21-25). И неужели нет силы, способной победить ее? Ответ на первый вопрос - "нет", а на второй - "есть". В 8 главе апостол описывает, как действует в верующем живущий в нем Дух Святой, Который является источником Божественной силы, освящающей его, и залогом духовных его побед в повседневной жизни.

Однако прежде Павел напоминает своим читателям, что "нет никакого осуждения (катакрима - буквально "наказания") тем, которые во Христе Иисусе", то есть тем, которые верою приняли Его в свои сердца (сравните Иоан. 5:24). Они оправданы, объявлены праведными и ходят в Его благодати (Рим. 5:2), и гнев Его не направлен на них (1:18); таковые наследуют жизнь вечную (5:17-18, 21). Сам Иисус Христос является гарантией безопасности для тех, кто соединился с Ним по вере. В наиболее достоверных греческих манускриптах на этом поставлена точка. А слова "живут не по плоти, а по духу", перенесены сюда, по-видимому, из 4 стиха.

Рим. 8:2. Слово "потому", с которого начинается 2 стих, связывает этот стих с первым посредством одной и той же фразы "во Христе Иисусе". В свете того, что в Рим. 7:7-25 Павел свидетельствует о собственной борьбе как верующего с живущим в нем грехом, - "дух жизни" во 2 стихе есть Святой Дух Божий, а не получаемый каждым уверовавшим "дух" новой, природы его.

Святой Дух - это третья Личность Божества, Которая производит возрождение человека, обращающегося к Богу (Тит. 3:5), и дает ему новую жизнь (Иоан. 3:5-8), жизнь воскресения во Христе (Рим. 6:4,8,11). Здесь, в Рим. 8:2, Павел первый раз упоминает Духа Святого после 5:5, но по 8:27 включительно он упомянет Его еще 18 раз. Этот "закон духа жизни", - пишет апостол, - "освободил меня (грамматическая структура греческой фразы предполагает, что "освободил" однажды и навсегда) от закона греха и смерти".

"Закон греха и смерти" назван так потому, что грех, как многократно повторяет Павел, рождает смерть (5:15,17,21; 6:16,21,23; 7:10-11,13; 8:6,10,13).

Закон греха сам по себе является антиподом Духу, но он является антиподом ему еще и потому, что несет смерть, тогда как Дух Божий дает жизнь.

В некоторых греческих манускриптах, вместо "меня", стоит местоимение "нас", а в некоторых - "вас"; разница эта - не принципиальна, ведь истина, высказанная во 2 стихе, приложима к каждому верующему.

Рим. 8:3-4. Далее апостол объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о невозможности достичь его с помощью закона Моисея: "как закон, ослабленные плотню, был бессилен" Неверно, полагают некоторые, будто закон был бессилен сам по себе - ведь "закон - свят, и заповедь (его) свята и праведна и добра" (7:12). Однако по причине греховности, присущей самой человеческой природе, не мог закон освободить человека от греха. Греческое слово сарх, переведенное как "плоть", может означать как испорченность человеческой природы, так и человеческую немощь (7:5,18,25; 8:4-5,8-9,12-13).

Освобождение человека от греха Бог совершает, послав "Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех". Заметим, что Иисус пришел на землю не в греховной плоти, но "в подобии" ее. Его собственная человеческая природа была надежно защищена: грех не мог "внедриться" в нее и действовать в ней, как внедрялся он в каждого человека (и действовал в нем), начиная от Адама (сравните Лук. 1:35). Иисус был послан как "жертва за грех". В греческом оригинале - "Он был послан в связи с грехом". Так или иначе, Он пришел для того, чтобы что-то сделать со грехом.

И то, что Он сделал, было сделано с целью осуждения греха; Он осудил его (по-гречески буквально "произнес над ним судебный приговор") Своею смертью на кресте - так что те, которые в Нем, избавлены от осуждения. Цель этого заключалась в том, "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не но плоти, но по духу".

Другими словами: чтобы праведные требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь (Лев. 11:44-45; 19:2; 20:7), могли быть исполнены верующими, живущими не в соответствии со своей греховной природой, а под руководством Святого Духа. Итак, освобождение от силы греха было осуществлено через смерть Христа, однако, ощущать результаты этого освобождения в своей повседневной жизни возможно лишь находясь под водительством Духа Святого.

Рим. 8:5-8. В этих стихах апостол отвечает на подразумеваемый вопрос: Что это значит - "жить по плоти" и "жить по духу"? И объясняет, что "живущие по плоти о плотском помышляют", т. е. сосредоточены на удовлетворении своих плотских желаний. Неверующие руководствуются лишь своими греховными интересами, мысли о Боге их попросту не занимают. Прямо противоположное происходит с верующими, которые "живут по духу и помышляют о духовном", т. е. о том, на что Дух, руководящий ими, направляет их мысли. Потому-то греховная природа верующего и живущий в нем Дух находятся в постоянном конфликте между собою (Гал. 5:17).

Но какая разница, о чем помышляет человек - о плотском или о духовном? "Помышления плотские", -объясняет Павел, - "суть смерть", т. е. они равноценны смерти или (что одно и то же) ведут к смерти - как к телесной, так и к духовной. С другой стороны, "помышления духовные (те, которые находятся под контролем Святого Духа) суть жизнь (вечная жизнь воскресения) и мир" (мир с Богом - как в настоящем, 5:1, так и в вечности).

В 8:7-8 Павел привлекает внимание читателей именно к плотским помышлениям, чтобы объяснить, почему, как он говорит, они ведут к смерти: 1) помышления эти - "суть вражда против Бога", ибо 2) "закону Божиему не покоряются" и 3) "да и не могут" (покоряться). А поэтому "живущие по плоти Богу угодить не могут" (буквально - "Богу угодить не способны"). Неверующие ведут такой образ жизни, при котором ничему духовному попросту нет места. Но и верующие, которые поддаются диктату своей греховной природы, поступают на практике так же, как неверующие (1-Кор. 3:3).

Рим. 8:9-11. Подвергнув анализу состояние верующих и неверующих, Павел обращается теперь непосредственно к своим читателям: "Но вы не но плоти живете, а по духу (т. е. контролируетесь не греховной своей природой, а Божиим Духом), если только ("если" здесь - не условие, а констатация факта; слова "только" в англ. переводе нет; то же в стихе 17) Дух Божий живет в вас" (сравните стих 11). Живущий в верующем человеке Дух Святой дает ему жить совершенно новой жизнью (2-Кор. 5:17). Верно, однако, и другое: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Поскольку только Дух Святой - источник духовной жизни, без Его посредства человек не может принадлежать Христу.

То, что Дух Божий назван Духом Христовым, лишний раз свидетельствует о Божественности Иисуса Христа. Отсюда также ясно, что присутствие в человеке Святого Духа является знаком пребывания этого верующего во Христе (сравните 1-Иоан. 3:24; 4:13). Важно и то, что в Рим. 8:10 как бы ставится знак равенства между присутствием Христа в верующем ("Христос в вас") и пребыванием в нем Духа Святого (стихи 9,11).

Это служит еще одним обоснованием библейской доктрины о Троице. 10 стих так же, как 9б и 11, поставлены в той форме греческого условного наклонения, которая предполагает, что условие - осуществлено, т. е. "если" понимается в значении "поскольку, так как". В результате присутствия Христа в человеке "тело мертво для греха (или "подлежит смерти"), но дух жив для праведности". Несколько иначе звучит эта форма в англ.

Библии: "тело мертво (подлежит смерти) по причине греха, но дух жив благодаря праведности". Поскольку Бог вменяет верующему праведность, тот жив духовно, т. е. живет духовной жизнью. Эта вечная духовная жизнь, присущая Самому Богу, действием Святого Духа и Иисуса Христа, пребывающих в верующем, делается и его достоянием уже теперь и здесь, на земле, хотя тело верующего и остается смертным.

Далее Павел говорит о чудном Божием обещании (8:11). Поскольку Бог "воскресил из мертвых Иисуса" (сравните 4:24; 6:4), Он обещает и верующим, в которых живет Его Дух (сравните 8:9), воскресивший Христа из мертвых, что "оживит и ваши смертные тела Духом Своим". Другими словами: Бог обещает всякому верующему духовное воскресение уже теперь (6:4,8,11), хотя верующий и продолжает оставаться в смертном теле, и физическое воскресение этого смертного тела - в будущем (6:5; 1-Кор. 6:14; 15:42,53; 2-Кор. 4:14).

Рим. 8:12-14. Из вышесказанного апостол Павел делает вывод практического значения: "Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить но плоти". Но каждый верующий, если продолжить мысль апостола, должник Бога, т. е. имеет ответственность перед Ним - жить под контролем и водительством Духа Святого. Эту истину Павел, однако, выражает в негативной форме: мы не должники нашей греховной природы, чтобы жить сообразно ее похотям. Каждый христианин должен отказаться следовать ее диктату. Он не вправе позволять ей определять свой образ жизни (Тит. 2:12).

Ибо греховная жизнь ведет к смерти. Это не значит, что верующего, который грешит, ожидают ад и вечная погибель; Павел подразумевает, что такой верующий лишает себя наслаждения духовной жизнью. Подобный людям неверующим, неспасенным (1-Кор. 3:1-4), он не в состоянии познавать радость от пребывания в себе Духа Святого. Фраза "то умрете" (в греческом оригинале звучит как "вы вот-вот умрете" или "вы находитесь на краю гибели").

Но с другой стороны: "если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете". В некоторых греческих манускриптах сказано не "дела плотские", а "дела тела". Ведь греховная природа (плоть) проявляет себя через дела тела (Рим. 6:6,13). Только силою Духа Святого может верующий умерщвлять в себе грехи прошлой своей жизни (сравните Еф. 4:22-31; Кол. 3:5-9). Именно это имеет в виду Павел, когда говорит: "почитайте себя мертвыми для греха" (Рим. 6:11).

Продолжая объяснение, Павел говорит: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий". Изучающие Библию часто не видят разницы между выражениями "сыны Божии" в 8:14 и "дети Божии" в 8:16. Однако в стихе 16 Святой Дух, живущий в верующем, свидетельствует ему об узах родства, связующих его с Богом, которые определяются рождением верующего свыше (по-гречески тут буквально "рожденные" (Божии).

В стихе 14 о водительстве Духа Святого говорится как о свидетельстве привилегии, получаемой верующим в Божией семье: употребленное здесь греческое слово означает ребенка, настолько выросшего, что он может разделять привилегии и ответственность взрослых членов семьи. Сын в семье Божией водим Божиим Духом.

Рим. 8:15-17. Человек, находящийся под контролем греха, испытывает страх, однако, верующие - ив этом принципиальное различие между ними и теми, кто не веруют, - приняли не духа страха, а "Духа усыновления". Греческое слово уиосесиас, переведенное как "усыновление", означает "поставить в положение сына" (то же в стихе 23). Верующие - это приемные сыны (Гал. 4:5; Еф. 1:5), а не рабы (Гал. 4:7), так что им нет причины порабощать себя греху или пребывать в страхе. В новозаветные времена усыновленные дети пользовались теми же правами, что и рожденные в семье.

Так что читателям послания это было вполне понятно: они, христиане, вместо того, чтобы рабски дрожать от страха, могли подходить к Богу на правах близких Ему существ, взывая к Нему: "Авва, Отче". "Авва" значит по-арамейски "отец" (в Новом Завете встречается еще в Мар. 14:36 и Гал. 4:6). Кроме того, что верующие приняты в Божию семью на правах сыновей, они являются и детьми Божиими (текна - по-гречески "рожденные") благодаря своему рождению свыше (Иоан. 1:12; 1-Иоан. 3:1-2). "Сей самый Дух (т. е. Святой Дух, дающий верующему жизнь) свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии". Заметим, что в англ. Библии начало 16 стиха звучит не как "свидетельствует духу нашему", а как "свидетельствует вместе с нашим духом".

Во многих семьях дети наследуют имущество родителей, и, следовательно, являются сонаследниками. Так и в Божией семье: будучи детьми Небесного Отца, христиане являются Его наследниками (сравните Гал. 4:7), а по отношению к Иисусу Христу они - сонаследники. Это значит, что они получают все Господни благословения в настоящем (Еф. 1:3), а в будущем разделят с Господом Иисусом все богатства Божиего царства (Иоан. 17:24; 1-Кор. 3:21-23). Однако быть сонаследниками Христа значит не только жить в уповании на обещанную нам славу небесную.

Ведь Христу пришлось много пострадать здесь на земле и в конце-концов принять мученическую смерть на кресте, а потому и верующие, как сонаследники Христа, соучаствуют в страданиях Его (сравните Иоан. 15:20; Кол. 1:24; 2-Тим. 3:12; 1-Пет. 4:12), если только с Ним страдаем (стих 17) - по-гречески "если только" соответствует слово эйпер, буквально означающее "если, как это есть в действительности" (сравните Рим. 8:9). Приняв страдания на земле, верующие разделят с Господом Его небесную славу (2-Тим. 2:12; 1 Пег. 4:13; 5:10).

Д. Цель освящения (8:18-27)

Рим. 8:18. В известном смысле этот стих подводит итог всему сказанному выше о гарантии разделения верующими грядущей славы Христа. Однако Павел напоминает своим читателям, что этому будет предшествовать соучастие в "Его страданиях" в этой, земной, жизни. После осторожного "Ибо думаю", - апостол продолжает: "что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (подразумевая, что и через нас тоже).

По сравнению с великою славою в будущем, страдания в нынешней жизни - и в самом деле незначительны. Кроме того, грядущая слава не будет иметь конца, ибо она вечна, тогда как земные страдания - "кратковременны и легки" (2-Кор. 4:17). Несомненно, знание этих истин способствует терпению и выносливости верующих.

Рим. 8:18 определяет тему последующих рассуждений апостола о взаимосвязи христиан со всем творением - как в нынешних страданиях, так и в последующей славе.

Рим. 8:19-21. Эти взаимосвязь и взаимозависимость в страдании между человеком и всем физическим творением, частью которого он является и в среде которого обитает, были установлены Божиим приговором, вынесенным Адаму за его грехопадение (Быт. 3:17-19). В Рим. 8:19-21 Павел объясняет, что эта взаимозависимость человека и окружающей его природы не исчерпывается земною жизнью: в соответствии с Божиим планом спасения человечества она продолжится в жизни будущей.

Апостол говорит: "Ибо тварь с надеждою ожидает (греческие слова апокарадокия и апекдекомаи, переведенные как "с надеждою ожидает", имеют большой эмоциональный накал и буквально значат "напряженно уповает в нетерпеливом ожидании") откровения сынов Божиих". Упомянутое апекдекомаи встречается в Новом Завете 7 раз и всегда употребляется там, где речь идет о втором пришествии Христа (Рим. 8:19,23,25; 1-Кор. 1:7; Гал. 5:5; Фил. 3:20; Евр. 9:28). "Откровение сынов Божиих" произойдет тогда, когда Христос вернется на землю, чтобы взять своих. Тогда-то они и разделят с Ним Его славу (Рим. 8:18; Кол. 1:27; 3:4; Евр. 2:10), и "искупленные тела" их будут преображены (Рим. 8:23). Все творение - как одушевленное, так и неодушевленное, персонифицируется здесь как нетерпеливо ожидающее наступление этого времени.

О причине этого "нетерпеливого ожидания" и "напряженного упования" говорится в 20 стихе: "Потому что тварь покорилась суете"; тут греческое слово "матаиотети", имеющее значение бесцельности, бесполезности, недолговечности (оно же - в Еф. 4:17 и во 2-Пет. 2:18, где переведено как "пустословие"). Словом матаиотети передано то изменение, та подверженность "тлению", которые стали уделом всего творения после грехопадения человека. Итак, "суете" сотворенный мир "покорился не добровольно": у него попросту не было выбора.

Решение было принято всемогущим Творцом, и упомянутая перемена, постигшая "тварь", произошла по Его воле - "по воле покорившего ее". (Здесь речь именно, по всей вероятности, идет о Боге, а не об Адаме, как полагают некоторые.) Тем не менее все творение имеет "надежду", предвидя грядущий день, когда "суете", т. е. бесцельности и недолговечности сущего будет положен конец (стихи 24-25). Итак, за грех человека Бог вместе с ним осудил всю окружающую его среду в целом (Быт. 3:14,17-19).

Когда Божий план спасения человечества будет осуществлен, и дети Божии войдут в славу, получив освобождение от греха, сатаны и физического "тления", тогда "и сама тварь освобождена будет от рабства тлению" и тоже войдет в "свободу славы детей Божиих". Божие проклятие, тяготеющее над физическим миром, является частью того осуждения, которому Он подверг за его грехопадение человечество, - ведь именно людям, как Своим представителям, дал Бог власть над творением (Быт. 1:26-30; 2:8,15).

Подобно этому, в связи с тем, что Божий план спасения людей предусматривает создание "нового человека" (2-Кор. 5:17; Гал. 6:15), будет пересоздан и материальный мир (Откр. 21:5). И осуществлено это будет в два приема. Сначала будет обновлен нынешний космос - во второе пришествие Господа Иисуса Христа, когда на земле будет установлено Его Тысячелетнее царство (Ис. 11:5-9; 35:1-2,5-7; 65:20,25; Амос. 9:13). Затем будут созданы "новое небо и новая земля" (Откр. 21:1 сравните 2-Пет. 3:7-13).

Рим. 8:22-23. В некотором отношении стих 22 завершает предыдущий раздел, подводя итог нынешнему состоянию материального мира, над которым тяготеет проклятие. Павел пишет: "Ибо знаем (по-гречески здесь в значении знания, возрастающего на основании опыта), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (в оригинале, и это сохранено в англ. переводе Библии, здесь - "мучится, как в муках рождения"). Понятие "совокупно" не включает тут верующих во Христа, о которых сказано особо в следующем стихе, но оно подразумевает все остальное творение. Одновременно стих 22 вводит следующий раздел, тема которого - надежда на будущее освобождение от проклятия за грех, а, значит, и на избавление от страданий.

Апостол начинает этот раздел со ссылки на "нынешние временные страдания" верующих (стих 18), и в стихе 23 он возвращается к этой теме. Он говорит о христианах как об имеющих "начаток Духа", имея в виду, что Дух Святой есть "начаток" Божиего действия внутри человека, направленного на спасение и обновление, "перестройку" верующего.

В других местах Нового Завета Дух Святой назван "залогом наследия нашего" (Еф. 1:14; сравните с 2-Кор. 1:22); идея - та же. "Начатками" земледельца были первые плоды его урожая. С ними были связаны предвкушения еще более обильного сбора в будущем, надежда на это. Подобно и Дух Святой Божий, вселяясь в верующих, дает им радостное предвкушение гораздо больших благословений в будущем, включая и жизнь вечную в Божием присутствии.

По причине "нынешних страданий" (8:18) верующие, как и все остальное творение, "стенают (сравните стих 22 и 2-Кор. 5:2), ожидая (в ориг. - "с нетерпением ожидая" - от упомянутого греческого слова "апекдекомаи"; то же слово употреблено в отношении творения в 8:19 и в связи с выражением надежды в 8:25) усыновления, искупления теля нашего".

Слово "усыновление" передает "узаконенное" положение верующего перед Богом, которое дается человеку по вере его, милостью Божией. (В отличие от "усыновления", понятие "возрождения" передает такое положение христианина по отношению к Богу, которое определяется рождением человека свыше.) Так усыновлен Богом был народ Израиля (Рим. 9:4), и усыновление это вытекало из Завета, которым Творец связал Себя с этим народом (Втор. 7:6-9).

С одной стороны, каждый верующий уже усыновлен, поскольку он имеет "Духа усыновления" (Рим. 8:15) и является сыном Божиим (Гал. 4:6-7). Но с другой стороны, как сказано в Рим. 8:23, верующие только еще ожидают усыновления (подразумевается - во всей его полноте), которое выразится в "искуплении" их тел (греческое слово аполитрозин, переведенное как "искупление", означает освобождение от рабства путем выкупа - сравните толкование на 3:24).

Это-то и называет Павел "откровением сынов Божиих" (8:19) и "свободой славы детей Божиих"; в англ. тексте - "славной свободой детей Божиих" (стих 21). Произойдет это при восхищении Церкви, когда верующие воскреснут или "изменятся", получив и в том и другом случае новые славные тела (1-Кор. 15:42-54; 2-Кор. 5:1-5; Фил. 3:20-21; 1-Фес. 4:13-18). Тот грядущий день Павел называет "днем искупления" (Еф. 4:30).

Рим. 8:24-25. Бог дал людям обещание, что благодаря подвигу Его сына на Голгофе, тела верующих будут в конце-концов освобождены от греха и его последствий. Те, кто верит этому обещанию, имеют надежду, т. е. ожидают в надежде искупления своих тел (сравните Гал. 5:5). Оно явится заключительным актом процесса спасения и именно, предвкушая его, "мы спасены".

На сегодня тела наши еще не искуплены (Рим. 8:23) - "если, кто видит, то чего ему надеяться?" - но верующие надеются на это, горячо это предвкушают ("ожидая" здесь от упомянутого выше греческого слова "апекдекомаи"; сравните стихи 19,23), терпеливо переживая нынешние страдания. (В английском тексте в конце 24 стих и в стихе 25, вместо глагола "видеть", стоит "иметь": "если кто имеет", "чего не имеем".)

Рим. 8:26-27. В этих стихах подчеркивается, что верующие не предоставлены самим себе в их страданиях (стих 18) и стенаниях (стих 23). Им помогает Святой Дух: "Также и Дух подкрепляет нас (в греческих манускриптах слова "нас" нет) в немощах наших". Это не означает, что Дух помогает нам лишь в каких-то особо тяжелых ситуациях; христиане - "немощны" всегда, таково их человеческое состояние, и Дух помогает им постоянно. Греч, слово астенея, переведенное как "немощи", может означать все виды слабости - физическую, эмоциональную и духовную (толкование на Иак. 5:14); об этих-то немощах свидетельствует их "стенание в себе" (Рим. 8:23).

Греческое слово синантиламбанетаи, переведенное как "подкрепляет", имеет много оттенков, означая в принципе помощь при перенесении тяжелого груза (встречается в Новом Завете еще один раз - в Лук. 10:40).

"Немощь" верующих проявляется, в частности, в том, что "мы не знаем, о чем молиться, как должно". Но сам Дух приходит к нам на помощь, чтобы "ходатайствовать" за христиан "воздыханиями неизреченными", т. е. вздохами, которые не выразить словами. Стенает природа, стенают и верующие (8:22,23), и Дух Святой тоже "воздыхает". Тут нет намека на молитву иными языками, как некоторые думают. Ведь стенает Дух Святой, а не верующий, и стенания Его не выражены словами. Помощь Духа, "подкрепление" Им верующего проявляется в ходатайстве (стих 26) или в посредничестве.

Греческое слово гиперентинчанеи, переведенное как "ходатайствует", встречается в Новом Завете только здесь и означает "просить за кого-нибудь". "Испытующий же сердца есть Бог" (1-Цар. 16:7; Евр. 4:13), и "Он знает (тут греческое слово, означающее знание в силу проницательности или интуиции), какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией". Хотя Святой Дух и не произносит конкретных слов, Отец Небесный знает, о чем Он думает.

Это очень интересное место в Писаниях, говорящее о всеведеньи Отца Небесного и о предельной близости между Лицами Троицы. Господь Иисус Христос непрестанно ходатайствует за верующих на небе (Рим. 8:34; Евр. 7:25), и то же самое делает Дух Святой - от их имени! Итак, хотя верующие и не знают, о чем и как нужно молиться, Дух Святой выражает их просьбы, вместо них.

Е. Уверенность освященных (8:28-39)

Этот раздел учения об освящении верующего (стихи 28-39) логически вытекает из рассмотрения цели освящения (стихи 18-27). Рассматривать эту цель, состоящую во внушении верующему надежды, осуществления которой он ожидает всем сердцем и вместе - терпеливо, не имело бы смысла, если не знать, что цель эта - верная. Гарантией этому - Сам Бог, Который и утверждает верующего в его надежде - ведь процесс освящения с начала его, когда верующий рождается свыше, и до конца (прославление верующего) в конечном счете совершается Богом, и объектами этого процесса христиане становятся по вере (сравните Фил. 1:6).

Рим. 8:28. Верующие знают, начинает Павел, о реальности освящения, и знание это дается им в процессе духовного опыта. Они знают интуитивно, хотя может быть, не всегда могут вполне понять это разумом и выразить в житейских категориях, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу".

Сами по себе дела и события, происходящие в нашей жизни, могут и не быть добрыми, но Бог так все сочетает и направляет в жизни верующего, что в конечном счете все происходящее обращается ему во благо - ведь цель Бога в том, чтобы людей, доверившихся Ему, привести, доведя их до совершенства, в Свое присутствие (Еф. 1:4; 5:27; Кол. 1:22; Иуд. 1:24).

Даже несчастья и болезни, в конце-концов, содействуют их благу. Из грамматической структуры греческой фразы следует, что Бог постоянно направляет дела и события к пользе верующих, т. е. тех, которые любят Его; далее они характеризируются как "призванные по Его изволению" (В англ. тексте - "в соответствии с Его целью".)

Рим. 8:29-30. В этих стихах Павел объясняет, что это значит - "быть призванным по Его изволению" (или ради исполнения Его цели), и почему Бог неизменно так направляет верующих, чтобы в конечном счете все им "содействовало ко благу" (стих 28). Верующие - это те, кого Бог предузнал. Причем это означает, что Бог "предузнал" не только то, что верующий будет делать, но что Он "предузнал" самого верующего.

Божественное предуз-нание не означает в то же время обычного знания индивида (в нашем понимании) или знакомства с ним. Оно соответствует исполненным особого смысла отношениям Бога с этим индивидом, основанным на выборе Творца (Иер. 1:4-5; Ам. 3:2); выбор этот был совершен Им в вечности, еще до начала творения: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира" (Еф. 1:4).

Опять-таки эти выбор и "предузнание", идущие от вечности, включают в себя и нечто большее, чем установление нужных Богу взаимоотношений между Ним и верующими. Важным элементом их является цель, венчающая эти взаимоотношения: "кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего" (1-Иоан. 3:2). Таким образом, целая категория людей (верующих), вовлеченная - в соответствии с Божественными предузнанием и выбором - в особые отношения с Творцом, в рамках Его извечного плана, была "предопределена" (Еф. 1:5,11).

Было предопределено их назначение - уподобиться образу Иисуса Христа. Через уподобление всех святых Иисусу Христу (по завершении их освящения), Христос будет вознесен как "первородный между многими братьями". Воскресший и прославленный Господь Иисус станет Главою новой человеческой расы, очищенной от всякого греха и приготовленной жить вечно в Его присутствии (1-Кор. 15:42-49). Будучи первородным, Христос занимает самое высокое положение среди "многих братьев" (сравните Кол. 1:18).

От начала процесса спасения до его завершения каждый верующий должен пройти следующие три стадии: ПРИЗВАНИЯ (Рим. 1:6; 8:28); ОПРАВДАНИЯ (3:24,28; 4:2; 5:1,9); и ПРОСЛАВЛЕНИЯ (8:17; Кол. 1:27; 3:4); и ни один из них не будет при этом потерян. Божий план осуществляется без "издержек". Предопределение Его не может быть нарушено.

В стихе 30, наряду с другими, и глагол "прославлен" поставлен в прошедшем времени; объясняется это тем, что и последняя стадия освящения является в Божиих глазах как бы уже пройденной (совершившейся). Прославление верующих - это синоним их уподобления Его Сыну, и в этом-то состоит конечная цель Творца. По исполнении ее никто из детей Божиих не попадет более в положение "лишенных славы Божией" (Рим. 3:23).

Рим. 8:31-32. Не поразительно ли это, что Божественный план спасения человечества охватывает вечность, простираясь из непостижимых глубин ее в прошлом, до необозримых горизонтов в будущем! И при этом план этот неукоснительно исполняется Богом. Понимая это, Павел ставит в стихах 31-39 шесть вопросов и отвечает на них - с целью показать, что гарантия вечного спасения верующих - в надежных Божиих руках. Первый вопрос носит общий характер: "Что же сказать на это?" (сравните 4:1; 6:1; 9:14,30). Воистину на сказанное в 8:28-30 только и можно воскликнуть в ответ: "Аллилуйя!", или просто онеметь от изумления.

Затем следуют пять более конкретных вопросов, и вот первый из них: "Если Бог за нас, кто против нас?" Ясно, что сатана и все его воинство против верующих (сравните Еф. 6:11-13; 1-Пет. 5:8), но в конечном счете они не могут взять над ними верх, победить их. Бог вечносущий и всемогущий, Творец всего - за них, а потому побороть их не дано никому. Небесный Отец - на стороне верующих, они дороги Ему до такой степени, что Он "не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас".

Слово ефейзато, переведенное здесь как "щадить" - "не пощадил", находим и в Быт. 22:12, (где оно переведено как "жалеть") - Бог сказал Аврааму: "ты… не пожалел сына твоего". Затем Он повелел Аврааму "не поднимать руки на отрока" и указал ему на овна, запутавшегося в кустах, как на жертву, вместо Исаака (Быт. 22:2-14).

Но сам Бог, чтобы победить грех, принес в жертву Своего Сына (Иоан. 1:29). В свете этого высшего акта Божией милости мы с уверенностью можем сказать вслед за Павлом: "как с Ним не дарует нам и всего?" Если уж Бог принес в жертву самое ценное для Него - собственного Сына, то, конечно, Он не пожалеет для верующих ничего, что необходимо для их полного освящения (2-Пет. 1:3).

Рим. 8:33-34. Следующие два вопроса звучат как бы в судебном заседании; первый из них - "Кто будет обвинять избранных Божиих?", т. е. кто выдвинет формальное обвинение против них? -Деян. 19:40; 23:29; 26:2). Обвинителем детей Божиих выступает сатана (Откр. 12:10; Зах. 3:1). И его обвинения имеют определенный вес, поскольку верующие спотыкаются и падают, иными словами, продолжают грешить. Тем не менее обвинения сатаны не будут приняты судом во внимание, поскольку Бог оправдывает их. Верховный Судья лично объявляет обвиняемых сатаною верующих оправданными - на основании их веры в Иисуса Христа (Рим. 3:24; 5:1). В свете этого любое обвинение теряет силу.

Павел затем ставит второй вопрос: "Кто осуждает?" Из конструкции греческого текста следует, что вопрос этот может относиться к будущему времени: "Кто будет осуждать?", и здесь это кажется предпочтительнее. Иисус Христос - Богом назначенный Судья (Иоан. 5:22,27; Деян. 17:31). Вторая фраза 34 стиха, в сущности, и есть ответ Павла на поставленный им вопрос - Христос Иисус (хотя из русского текста это не следует столь же явственно, сколько из английского, например). Но Иисус есть Тот Самый, которому христианин доверился в своем спасении.

Да, "Христос (Иисус) умер, но и воскрес: он и одесную Бога (т. е. по правую руку от Него (Лук. 22:69; Деян. 2:33; 5:31; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3,13; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22), Он и ходатайствует за нас". Итак, Господь Иисус Христос действительно является Судьею, но Он также Тот, с Кем верующие соединились через свою веру.

И вот Он Сам стал жертвой за их грехи (Рим. 5:8; 8:32) и вместе с тем их новой жизнью (верующие совоскресли со Христом; Рим. 6:4,8,11; Еф. 2:5-6; Кол. 2:13). Он и ходатайствует за верующих (сравните Евр. 7:25; за них ходатайствует также и Дух Святой - Рим. 8:26-27). Можно ли сомневаться в том, что этот Судья не осудит тех, которые соединились в Нем и с Ним, потому что уверовали в Него (сравните Рим. 8:1)!

Рим. 8:35-37. Заключительные вопросы апостола сформулированы в стихе 35 "Кто отлучит нас от любви Божией?" Т. е. от любви Бога к нам? И в форме вопроса Павел перечисляет семь несчастий, которые могут выпасть на долю верующего (сам он все это испытал на себе - 2-Кор. 11:23-28) и которые, казалось бы, могут сделаться преградою между верующим и Божией любовью: СКОРБЬ (о скорби Павел часто говорит во 2-Коринфянам) или ТЕСНОТА (стенохория - пребывание в стесненных обстоятельствах), или ГОНЕНИЕ, или ГОЛОД, или НАГОТА или ОПАСНОСТЬ, или МЕЧ?

Нет, все это, перечисляемое с нарастающим чувством, - не может отлучить христианина от Христа - ведь оно есть часть того "все" (Рим. 8:28), которым пользуется Бог, чтобы привести верующих в соответствие со Своим Сыном (к уподоблению образу Его). Павел цитирует далее Пс. 43:23, напоминая своим читателям, что в этой жизни детям Божиим не избежать многих страданий (Иоан. 16:33), что за имя Христа их будут даже убивать. В первые годы существования Церкви верующих убивали ежедневно, и очень многим из них не раз приходилось смотреть смерти в лицо. Жизнь христиан не ставили тогда ни во что, в глазах язычников они действительно были подобны "овцам, обреченным на заклание".

Итак, все эти несчастья (сравните "все" в 8:28), "все сие" (стих 37), вместо того, чтобы отлучить верующих от любви Божией, делают их победителями (в греческом тексте - "все большими победителями"), и далее - "благодаря Ему, полюбившему нас"; сравните "все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (2-Кор. 2:14).

Рим. 8:38-39. Свое рассуждение о том, что в Иисусе Христе верующие имеют надежного Защитника, и о том, что их конечное освящение - гарантировано Им, апостол завершает убедительным "я уверен" (сравните 15:14), за которым следует перечисление десяти крайних явлений и сил в Божием творении, начиная со смерти (смерть - "меч" - является последним из 7 пунктов в стихе 35), которым тоже не дано отлучить верующих от Бога, любящего их. Итак, эти перечисляемые апостолом явления и силы как бы стоят на крайних полюсах друг по отношению к другу.

Это: 1) "смерть" и 2) "жизнь" (верующие всегда с Богом - живы они или мертвы, 2-Кор. 5:8-9); противостоящие одно другому духовные воинства, сотворенные Богом: 3) "Ангелы" и 4) "Начала" (в англ. Библии - "демоны"; ангелы не станут разрушать, а демоны не смогут разрушить связь Бога с теми, кого Он искупил); 5) под "Силами", которые упомянуты после "Начал", могут подразумеваться сатана и его демоны (сравните Еф. 6:12), либо человеческие правительства; следуют противостоящие друг другу понятия времени: 6) "настоящее" и 7) "будущее" (т. е. никакие из напастей, известных сегодня - к примеру, перечисленное в 8:35, и ничто неизвестное, что может произойти в будущем); противостоящие друг другу понятие пространства: 8) "высота", 9) "глубина" (ничто, находящееся над землей или под землей, не может отлучить верующего от Бога); и, наконец: 10) "другая какая тварь", т. е. ничто вообще из сотворенного Богом. Абсолютно ничто не в состоянии воспрепятствовать осуществлению Его цели относительно верующих во Христе Иисусе. Не есть ли это убедительнейшая гарантия спасения верующих!

V. Божия праведность проявляется в избрании (главы 9-11)

Поскольку только Бог не сотворен и вечен, а все сущее сотворено Им, Он вправе использовать это сущее и распоряжаться им по Своему усмотрению. Но не только Его собственная праведность, а и праведность, которую Он дает верующим, свидетельствует нам о себе в Его управлении миром.

А. О праве Бога совершать избрание (9:1-29)

Апостол Павел переходит теперь к рассмотрению практической стороны Божиего избрания. Народ израильский гордился тем, что стал избранным Божиим народом (Втор. 7:6 сравните с Рим. 2:17-20а; 3:1-2). Однако согласно Божиему плану спасения, число иудеев, спасаемых через церковь Христову, резко снизилось, тогда как доминировали и доминируют в ней "язычники". Но значит ли это, что Бог оставил еврейский народ?

Ответ на этот вопрос дается в конечном счете самим принципом Божиего избрания, который неизменно действовал и в пределах самого избранного народа, и позднее, когда Бог избирал между Израилем и другими народами. В настоящее время этот принцип действует во осуществление Божиих целей как в отношении Израиля, так и в отношении Церкви, т. е. в работе Бога и с евреями и с "язычниками" в пределах Церкви.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта