Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Книга Откровение » 2 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Книга Откровение 2 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

II. Послания семи церквам: "Что есть" (главы 2-3)

В Откр. 1:11 Христос повелел Иоанну передать послание каждой из семи поместных церквей, находившихся в Малой Азии. Как уже отмечалось, передать их следовало в "географическом порядке". Тому, кто взялся бы доставить их, пришлось бы пройти 35 миль на север от морского порта Ефес, чтобы попасть в Смирну, а потом идти далее на север и восток - в Пергам и затем еще дальше - на восток и на юг, чтобы достичь других четырех городов.

Немало спорят о значении этих посланий для современных христиан. Очевидно, перечисляемые церкви были неслучайно предопределены и "отобраны", но - с учетом тех типичных обстоятельств, с которыми Церкви в целом предстояло и предстоит сталкиваться на протяжении всей ее истории. Как послания апостола Павла, хоть и адресованные конкретным церквам, обращены ко всей Церкви, так и эти семь посланий актуально звучат и сегодня в схожих ситуациях. В самом деле, ведь было в то время и много других церквей - крупнее тех, которые упоминаются в Откровении, например, церковь в Колоссах, однако к ним Господь не обратился через Иоанна.

Итак, при внимательном исследовании содержания этих писем видишь, что, во-первых, они действительно предназначались конкретным церквам того времени. Но - во-вторых, что они и сегодня звучат как обращение к церквам, находящимся в схожих условиях. В-третьих: все эти призывы и увещания, будучи адресованы отдельным людям или группам того времени, не оставляют сомнения в том, что они изначально были адресованы и к современным нам людям (и группам) - в индивидуальном, так сказать, порядке.

Некоторые разделяют и четвертый вывод - что послания к семи церквам подразумевают специфику разных периодов в истории Церкви, от 1 века до настоящего времени. В самом деле, при рассмотрении становления Церкви в свете этих писем обнаруживается подчас удивительное сходство между состоянием той или иной из семи церквей и каким-то из этапов в истории Церкви.

Так, состояние ефесской церкви, по-видимому, соответствует первоапостольскому периоду, а смирнской - периоду первых гонений на Церковь. Однако строгих свидетельств в пользу такого толкования в Священном Писании нет, и поэтому прибегать к нему следует лишь там, где сопоставление звучит убедительно, соблюдая разумную осторожность. Ведь в конце концов все эти семь церквей существовали в одно и то же время, в первом столетии.

Хотя по содержанию своему послания отличаются друг от друга, всем им присущи некоторые схожие черты. Так, в каждом послании Христос заявляет, что Он знает дела церкви; в каждом содержатся увещание к слушающим и обещание благословения "побеждающим"; но в каждом Христос представлен "разным" - в зависимости от степени Его удовлетворенности или неудовлетворенности церковью.

Кроме того, во всех посланиях содержатся похвала (за исключением послания к лаодикийской церкви), обличение (за исключением посланий к смирнской и филадельфийской церквам), наставление и ободрение, обращенные к тем, кто расположены слушать слова Христа. В целом в этих семи посланиях затрагиваются проблемы, с которыми вселенская Церковь сталкивается на протяжении всей своей истории, и содержащееся в них откровение относительно того, как оценивает Христос духовное состояние каждой из поместных церквей, носит всеобъемлющий характер.

Как ни странно, этой частью Писания почему-то пренебрегают. Тогда как ради дознания истины, которая сосредоточена в Церкви, многие обращаются к посланиям апостола Павла и к другим книгам Нового Завета, эти семь посланий, хотя и исходящие от Самого Христа, зачастую попросту игнорируются. Подобное прение сыграло отрицательную роль, сказавшись на состоянии современных церквей, далеко не всегда отвечающем воле Бога, Который хочет видеть нас совершенными.

А. Послание церкви в Ефесе (2:1-7)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (2:1)

Откр. 2:1. В то время, когда писалось это послание, Ефес был одним из крупных портовых городов Малой Азии; его достопримечательностью являлся знаменитый храм Артемиды Ефесской (Деян. 19:24,27-28,34-35) - одно из так называемых семи чудес древнего мира. В 33 г. по Р. Х. (примерно за 43 года до написания книги Откровения и - письма ефесянам в рамках его) в этом городе побывал Павел. Он оставался там около двух лет и проповедовал настолько успешно, "что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и эллины" (Деян. 19:10).

Весь этот большой город пришел в движение от проповеди великого апостола язычников (Деян. 19:11-40), но одним из результатов ее явился и бунт серебряных дел мастеров, изготовлявших украшения для богини Артемиды и ее храма, которые испугались, что люди перестанут посещать знаменитый храм, и они останутся без работы.

Ефесская церковь имела таким образом немалую историю позади и являлась одной из наиболее заметных в Малой Азии. К пресвитеру этой церкви Господь обращается как к Ангелу (в значении "посланника" или "несущего весть"). Как правило, греческое слово "ангелос" употребляется в Священном Писании по. отношению к ангелам небесным, посылаемым Богом на землю, но иногда и люди, "несущие весть", называются этим же словом (сравните Матф. 11:10; Мар. 1:2; Лук. 7:27; 9:52).

Себя Христос называет держащим семь звезд в деснице Своей, ходящим посреди семи золотых светильников. "Звезды", как уже говорилось, это - ангелы церквей, а "светильники" - сами церкви (1:20).

2. ПОХВАЛА (2:2-3)

Откр. 2:2-3. Господь удостоил похвалы ефесских христиан за их дела… и труд… и терпение, за их бескомпромиссное отношение к развратным (порочным, безнравственным) и за то, что сумели выявить в своей среде и обличить лжеапостолов (лжеучители, как увидим далее, действовали в каждой из первых четырех церквей, упомянутых в Откровении; 2:2, б, 9,14-15,20). Христос хвалит ефесскую церковь и за то, что она без устали трудилась для Него. Более 40 лет продолжалось это ее служение Ему.

3. ОБЛИЧЕНИЕ (2:4)

Откр. 2:4. Однако и с серьезным упреком обращается Христос к ефессянам: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Заметим, что по-гречески горечь этого упрека подчеркивается порядком слов во фразе: "Но первую любовь твою ты оставил" (букв.). Христос употребляет здесь слово оголен, которым выражается, в частности, та глубокая бескорыстная любовь, которую Сам Бог питает к людям. Как "контрастирует" этот упрек с тем, что писал ефесянам Павел 35 годами ранее: он не переставал тогда благодарить Бога за их веру во Христа и за их любовь (агапен) "ко всем святым" (Еф. 1:15-16).

Причина происшедшего, очевидно, в том, что спустя десятилетия в ефесской церкви преобладали верующие второго поколения и, хотя они соблюдали чистоту учения ввели жизнь, согласную с ним, и продолжали служить Господу, в сердцах их не было той беззаветной преданности Ему, которая была присуща их родителям.

Как остро нуждается современная Церковь в том, чтобы принять этот упрек и на свой счет! Ибо соблюдение традиций и "высокий уровень" служения в Божиих глазах недостаточны! Христос хочет, чтобы верующие предоставляли в Его распоряжение не только руки свои и головы, но и сердца.

4. НАСТАВЛЕНИЕ (2:5-6)

Откр. 2:5-6. Господь призывает ефесян вспомнить ту прежнюю их духовную высоту, с которой они "ниспали". Он призывает их покаяться и вернуться к "первой любви", которая побуждала их непрестанно творить дела милосердия (творя прежние дела). Подобные наставления относительно необходимости глубокой любви к Богу (в которой - источник "дел", угодных Ему) часто встречаются в Новом Завете (Матф. 22:37; Мар. 12:30; Лук. 10:27; Иоан. 14:15,21,23; 21:15-16; Иак. 2:5; 1-Пет. 1:8). Христос говорил, что любовь человека к Богу должна быть больше, чем его любовь к самым близким родственникам, включая родителей и детей (Матф. 10:37). Апостол Павел выразил (хоть и косвенным образом) ту мысль, что она должна быть и выше любви супругов друг к другу (1-Кор. 7:32-35).

Призывая ефесян к покаянию, Христос подразумевал, что им следует изменить не только присущий им подход к вещам, но и самую природу своих чувств. Служение Ему они должны продолжать не только потому, что это хорошо и правильно, но и по причине любви к Нему. он предупреждал их, что в противном случае свет их свидетельства в Ефесе будет угашен: приду к тебе и сдвину светильник твой с места его.

Долгое еще время после того церковь в Ефесе продолжала существовать, и в ней даже состоялся один из важных церковных соборов. Но после 5 века и город и церковь стали приходить в упадок. С 14 века место это стало практически необитаемым.

Обращение Христа к ефесской церкви отмечено, словом похвалы. Ефесяне удостоились ее за то, что ненавидели дела Николаитов. Богословы много спорят между собой, кто такие были эти николаиты. В Священном Писании это не уточняется. Согласно одной из версий начало ереси николаитов было положено антиохийцем Николаем, одним из диаконов Иерусалимской церкви. Учение его поощряло распущенность нравов и вызвало отвращение у ефесских христиан, которые изгнали николаитов из своей среды.

5. ОБЕЩАНИЕ (2:7)

Откр. 2:7. Как и в других посланиях малоазийским церквам, Христос обещает награду слушающим и - побеждающим: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. "Древо жизни", впервые упоминаемое в Быт. 3:22, находилось в Едемском саду; вновь о нем говорится только в Откровении - как о растущем и обильно плодоносящем в Новом Иерусалиме (22:2). Те, кто будут, есть плоды этого дерева, никогда не умрут (Быт. 3:22).

Отметим, что награда вечной жизни обещана не какой-то особой группе верующих, но христианам вообще. Рай Божий - это, вероятно, одно из названий духовной небесной сферы (сравните Лук. 23:43 и 2-Кор. 12:4; только в этих двух стихах, помимо Откр. 2:7, упоминается в Новом Завете о рае). По-видимому, в вечности Новый Иерусалим будет тождествен раю.

Бог хотел от ефесян истинной глубокой любви, и это должно было вновь напомнить им? благодати спасения, которое он уготовал им во времени (как помощь, поддержку и защиту Его) и вне времени (в вечности). Именно благодарным откликом верующего на осознанную им Божию любовь к нему достигается его любовь к Богу, а не точным следованием заповедям и установлениям.

Б. Послание церкви в Смирне (2:8-11)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (2:8)

Откр. 2:8. Второе письмо предназначалось верующим в Смирне - в большом и богатом городе, расположенном примерно в 50 км. на север от Ефеса. Как и Ефес, Смирна была крупным морским портом. Но в отличие от Ефеса, от которого осталась на сегодня лишь груда развалин, Смирна и теперь является значительным портовым городом с населением около 200 тысяч человек.

Христианам Смирны Христос говорит о Себе как о Первом я Последнем, Который был мертв, я се, жив, напоминая им о том, что он - вечносущий (сравните:8,17; 21:6; 22:13); он принял смерть от рук Своих гонителей, но затем воскрес и восстал из могилы (сравните 1:5). В этом Своем "аспекте" Он особенно "соответствовал" верующим в Смирне, которые претерпевали жестокие гонения.

Город получил свое название от ароматного состава ("смирна", "мирро"). Получаемый из растения "миррис", он использовался при изготовлении духов; из него же изготовляли специальное душистое масло, применявшееся при священнодействиях в скинии и храме; употребляли мирро и при бальзамировании умерших (Исх. 30:23; Пс. 44:9; П. Песн. 3:6; Матф. 2:11; Мар. 15:23; Иоан. 19:39). Христиане в Смирне, переживая гонения, страдая, верным своим свидетельствованием о Христе распространяли "приятное Богу благоухание", подобное благоуханию смирны.

2. ПОХВАЛА (2:9)

Откр. 2:9. Каким утешением было для гонимых в Смирне сознавать, что Христу известно об их скорбях и страданиях!

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - читали они, - впрочем, ты богат… Под "богатством" их Господь разумел их христианскую надежду и преданность Ему, как и ожидающую их награду, обещанную им Богом (Иак. 2:5).

Верующих Смирны преследовали не только язычники, но и враждебно к ним настроенные иудеи, и сам сатана. Под сборищем сатанинским, видимо, понималась местная синагога (сравните 3:9). Сатана упоминается в четырех из семи посланий (2:9,13,24; 3:9).

Любопытно отметить, что ни с одним упреком не обратился Господь к этим верным Своим последователям, страдавшим за имя Его. Это особенно бросается в глаза в свете того, что пять из семи церквей Христос в том или другом укоряет. Может быть, именно тяжесть их переживаний помогала смирнским христианам сохранять в чистоте и веру их и жизнь.

3. НАСТАВЛЕНИЕ (2:10а)

Откр. 2:10а. Христос ободряет страждущих словами: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть (буквально в греческом тексте сказано: "Перестань бояться"), давая, однако, понять этим, что испытания продолжатся еще какое-то время. Здесь сказано: дней десять. Значение этих слов разные богословы объясняют по-разному. Некоторые видят в них символику времени, в пределах которого будут продолжаться гонения на земную Церковь.

Другие считают, что это - 10 периодов (или "волн") гонений на христиан при римских императорах. Но предпочтительной представляется та точка зрения, что речь тут идет просто об определенном периоде времени, без уточнения его. Число десять в таком именно смысле, возможно, употреблено в Быт. 24:55; Неем. 5:18; Иер. 42:7; Дан. 1:12; Чис. 11:19; 14:22; 1-Цар. 1:8; Иов. 19:3; Деян. 25:6.

Проблема их страданий, даже в пределах ограниченного времени, всегда смущала истинных христиан. Естественным представляется страдание безбожников и нечестивцев, но почему должны страдать верные? В Писании приводится несколько тому причин. Страдания могут посылаться в дисциплинарных целях (1-Кор. 11:30-32; Евр. 12:3-13); в целях предохранения от соблазна того или иного рода (как в случае с Павлом, которому было "дано… жало в плоть", 2-Кор. 12:7); для научения послушанию (так страдал Христос - Евр. 5:8; также Рим. 5:3-5); наконец, ради того, чтобы с особой силой прозвучало свидетельство о Христе (Деян. 9:16).

4. ОБЕЩАНИЕ (2:10б-11)

Откр. 2:10б-11. Гонимых верующих в Смирне Христос призывает быть верными до смерти. Самое большее, что могут сделать люди - это отнять жизнь у христианина, тем приведя его к получению венца жизни. Видимо, к моменту написания этого послания никто из смирнских верующих жизни не лишился, но это было вполне реальной перспективой. Известно, что позднее в этом городе был замучен Поликарп (епископ смирнской церкви); несомненно "пострадали до смерти" и другие Господни служители.

"Венец жизни" - это один из тех венцов, которые обещаны христианам (1-Кор. 9:25; 1-Фес. 2:19; 2-Тим. 4:6-8; 1-Пет. 5:4; Откр. 4:4). Упоминает о нем и Иаков (Иак. 1:12). В Священном Писании верующие призываются хранить верность Господу, уповая на то, что ожидает их после земной жизни, а именно на жизнь вечную.

Как и во всех других посланиях, призыв Христа обращен к каждому "слушающему" в отдельности. Обещание дается "победителям" (подразумевается - страдающим и гонимым верующим); Господь заверяет их, что они не потерпят вреда от второй смерти (сравните Откр. 20:15). В этой связи приходит на память сказанное в Евр. 12:11 - "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности".

В. Послание церкви в Пергаме (2:12-17)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (2:12)

Откр. 2:12. Третья церковь находилась в Пергаме, расположенном примерно в 32 км. от Смирны (вглубь континента). Этот богатый город был некогда столицей Мидии и даже Пергамского царства. Язычество имело здесь сильные корни. В этом городе поклонялись Афине, Эскулапу, Дионису и Зевсу.

Пергам славился своим университетом и его библиотекой, в которой насчитывалось 200 тысяч книг. Известен был город и изготовлением особой прочной бумаги, получившей название пергамента.

Атмосфера, царившая в Пергаменте, была крайне неблагоприятна для распространения христианского учения.

Христос представляется пергамцам как имеющий острый с обеих сторон меч (о нем упоминается в 1:16; 2:16; 19:15,21). Этот образ символизирует "обоюдоострую" силу Слова Божия, которое, с одной стороны, отделяет верующих от мира, а с другой - обличает мир в его грехе, приготовляя ему заслуженную кару. Это таким образом меч спасения и меч погибели одновременно.

2. ПОХВАЛА (2:13)

Откр. 2:13. Как и в первых двух посланиях, Господь вначале высказывает похвалу. Христос знает трудные обстоятельства пергамцев: …ты живешь там, где престол сатаны. Возможно, эти слова относились к храму древнегреческого бога-врачевателя Эскулапа, символом которого служила живая змея; ей и поклонялись в его храме. Надо ли говорить, как отвратителен был этот культ христианам, у которых с образом змеи ассоциировался сатана! В этом же стихе подчеркивается вторично, что у вас… живет сатана.

Христиане Пергама удостаиваются похвалы за то, что сохранили верность Господу и тогда, когда в их городе был убит Антипа (по одной из версий он занимал место пергамского епископа; примерно в 93 году его сожгли живьем внутри раскаленного быка). Хотя пергамские христиане остались верными Господу и в испытаниях, они, тем не менее, заслужили упреки Его, как это видно из следующих двух стихов.

3. ОБЛИЧЕНИЕ (2:14-15)

Откр. 2:14-15. Верующие в Пергаме смирились со лжеучением, проникшим, в их среду: есть у тебя там держащиеся учения Валаама… и держащиеся учения Николаитов. Валаам известен тем, что подучил языческого царя Валака ввести израильтян в грех "смешанных браков"; сходясь с женщинами-язычницами, те вслед за ними начинали поклоняться идолам (Чис. 22-25; 31:15-16). Такие браки верующих с язычниками, видимо, были особой проблемой и в среде пергамских христиан, поскольку любые контакты с окружавшим их миром предполагали и служение идолам. Надо думать, и мясо, продававшееся на рынке в Пергаме, прежде "предлагалось" языческим богам (сравните 1-Кор. 8).

Упрекнул Христос пергамцев и в том, что были в их среде "держащиеся учения Николаитов". Прежде Он похвалил ефесскую церковь за отвержение "дел Николантов", в сущности, за неприятие ею моральной распущенности (2:6), ненавистной Ему.

Надо заметить, что постепенно компромисс с мирскими представлениями о морали и с языческим учением все более определял лицо пергамской церкви, и происходило это по мере распространения христианства; в третьем столетии это: прискорбное явление достигло своего апогея. Так что видимому росту церкви в Пергаме сопутствовало ее разложение изнутри.

4. НАСТАВЛЕНИЯ (2:16)

Откр. 2:16. Упрек Христа переходит в резко выраженное повеление: Покайся; я если ни так, - предупреждает Господь, скоро вводу к тебе, а сражусь с ними мечом уст Моих. Это - обещание "скорого" (греческое слово "тахис", имеющее оттенок внезапности; сравните 1:1; 22:7,12,20) суда. Христос будет сражаться "мечом уст" Своих (1:16; 2:12; 19:15,21), то есть словом Божьим, беспощадно обличающим грех и любой компромисс с ним.

5. ОБЕЩАНИЕ (2:17)

Откр. 2:17. Заключительные слова, как и в предыдущих посланиях, обращены к желающим слышать и слушать. Они и есть побеждающие, которым Господь обещает дать вкушать сокровенную манну и дать им белый камень с написанным на нем новым именем. Слова "сокровенная манна" могут относиться к Самому Христу как к "хлебу, сшедшему с небес", невидимому источнику духовной пищи верующего, его духовной силы. Тогда как израильтяне в пустыне были питаемы Богом физически (хоть и та манна "падала с небес"), христиане получают от Него сокровенную (таинственную) манну духовную (Иоан. 6:48-51).

Богословы расходятся во мнениях относительно того, что означают слова "белый камень". Возможно, правы те, что больше значения придают не самому камню, а надписи на нем, которая будет соответствовать "новому имени" верующего. Оно, очевидно, символизирует принятие христианина Богом и его особое положение (отличное от положения других христиан) в свете славы Его. Награда или степень прославления каждого будет разной, и знать ее будет лишь тот, кто получает ее. Символика "белого камня", возможно, как-то перекликается с ветхозаветным обычаем, согласно которому первосвященник носил на своем нагруднике 12 камней с написанными на них именами 12 колен израилевых.

В целом послание Пергамской церкви - это предостережение против любого компромисса в области морали и против отклонения от христианской доктрины в ее чистоте.

Г. Послание церкви в Фиатире (2:18-29)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (2:18)

Откр. 2:18. Фиатира находилась в 64 км. на юго-восток от Пергама. Это был небольшой город. Место, где он был расположен, славилось обильными урожаями и еще - производством особого пурпурового красителя. Церковь в этом городке также была небольшой, однако в книге Откровения она выделяется как адресат резко обличительного послания.

Тому, что последует, соответствует и образ Христа здесь: Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Описание похоже на то, что находим в 1:13-15, только тут Христос назван не Сыном Человеческим, а Сыном Божиим. Обстановка, слонявшаяся в этой церкви, требовала подтверждения в обращении к фиатирским верующим именно божественности Иисуса Христа и напоминания им о справедливости Его негодования в их адрес

Ноги Христа уподобляются халколивану (халколивану - редко встречающееся греческое слово, употребленное и в 1:15, - по-видимому, означало какой-то сплав металлов, отличавшийся стальным блеском). Сверкание очей Господа (они - как "пламень огненный") и блеск, исходящий от Его ног, символизируют гнев Христа и праведность совершаемого Им суда.

2. ПОХВАЛА (2:19)

Откр. 2:19. Несмотря на то, что в Фиатирской церкви далеко не все было в порядке, Христос хвалит этих верующих за их дела, любовь, служение, веру и терпение. В отличие от ефесян, фиатирцы не только не охладели в своей ревности по Богу, но, напротив, стали делать для Него больше, чем раньше. И, тем не менее, церковь их имела серьезную проблему.

3. ОБЛИЧЕНИЕ (2:20-23)

Откр. 2:20-23. Эта "проблема" была создана некоей женщиной по имени Иезавель, называвшей себя пророчицею; против нее и было направлено главное обвинение Иисуса Христа. Церковь же в целом была повинна в том, что попускала этой Иезавели учить и вводить в заблуждение рабов Христа, склоняя их к разврату и к употреблению в пищу идоложертвенного. Лжепророчице Иезавели и ее последователям Бог дал время покаяться, но покаяния с их стороны не последовало.

Возможно, впервые фиатирцы услышали весть о Христе от Лидии, которая обратилась к Господу благодаря служению апостола Павла (Деян. 16:14-15). В результате и возникла церковь в Фиатире. Любопытно, что десятилетия спустя сильное, но на этот раз - роковое воздействие на эту церковь оказала опять-таки женщина. Неслучайно, по-видимому, и символически звучащее имя ее - Иезавель (сравните с растлевавшей Израиля Иезавелью, женой царя Ахава; 3-Цар. 16:31-33).

Христос предупреждает, что суд Его будет скорым и внезапным; если виновные в безнравственном поведении по-прежнему не покаются, то вслед за Иезавелью будут повержены Им на одр болезни, преданы великой скорби. Господь обещает и детей ее поразить смертью - тоже, возможно, в смысле наказания последователей Иезавели. Суд, которым Он угрожает, будет столь беспощадным, что все церкви уразумеют: Христос есть испытующий сердца и воздающий каждому по делам его.

4. НАСТАВЛЕНИЕ (2:24-25)

Откр. 2:24-25. После строгого обличения Христос обращается с наставлением к Богобоязненному остатку, который сохранял в этой церкви духовную чистоту: Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держит сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских… Под "глубинами сатанинскими" надо понимать философскую систему, которая породила ересь гностицизма с ее развратной практикой. Ибо в этой ереси достигли на то время высшего своего проявления идеи и козни сатаны. Гностики хвалились своей системой и презирали как "жалких невежд" всех, кто отвергал ее. Но Господь призывает сохранявших Ему верность и впредь держаться проповеданного им учения, пока Он придет.

Может быть, потому, что церковь эта была маленькой, Христос не потребовал от верных своих, чтобы вышли из нее, подразумевая, что они должны оставаться в ней именно как Его свидетели. А суд над Иезавелью и ее сторонниками скоро очистит их церковь…

В наше время истинным христианам, обнаружившим, что церковь их подпала под разлагающее влияние отступников, лучше перейти в другую, но в условиях Фиатиры этого делать не следовало. В истории христианства наглядно просматривается параллель между церковью в Фиатире и другими церквами-отступницами. Некоторые богословы сравнивают феномен фиатирской церкви с состоянием верующих в средние века, в конце которых протестанты вышли из римско-католической церкви с тем, чтобы возвратить христианству первоначальную чистоту его учения и жизни.

Участие в те времена в трапезах с употреблением идоложертвенного мяса, по-видимому, провоцировалось лжеучением, что Господня вечеря есть повторение каждый раз жертвоприношения Христа.

Нельзя не отметить, что и в средние века, несмотря на то, что Церковь в целом встала на путь отступничества, в ней, как и в фиатирской церкви, всегда оставались верующие, которые и в учении, исповедуемом ими, и в жизни, которую вели, хранили верность Христу и на мрачном фоне богоотступничества подобны были сияющим огням.

5. ОБЕЩАНИЕ (2:26-29)

Откр. 2:26-27. Христос обещает побеждающим верующим, т. е. тем, которые сохранят верность Ему, что они станут соучастниками в Его 1000-летнем управлении вселенной (Пс. 2:8-9; 2-Тим. 2:12; Откр. 20:4-6). И хотя слова Пс. 2:9 относятся к Самому Христу, Иоанн употребляет их по отношению к Его "соучастникам" - побеждающим верующим. Под "язычниками" надо при этом понимать всех остальных людей, которые не войдут в число христианских праведников.

Праведники будут пасти их жезлом (т. е. посохом), и это, по-видимому, говорит не только об "административных" функциях их управления, но и о воспитательных, защитных. Однако о "жезле" говорится, что он железный, а "пасомые" сравниваются с сосудами глиняными, и это символизирует твердую власть первых и слабость вторых. Другими словами, праведникам, включая и верующих в Фиатире, Христос обещает власть, подобную той, которую Он получил от Отца (сравните Иоан. 5:22).

Откр. 2:28. Христос обещает дать победителям звезду утреннюю (обычно она бывает видна перед рассветом). Священное Писание не объясняет, что это значит, но можно предположить, что речь идет о восхищении "победителей" в составе Церкви перед тем, как для всего остального мира наступят темные времена, которые будут предшествовать наступлению Тысячелетнего царства.

Существует и другое предположение, а именно, что "звезда утренняя" - это Сам Иисус Христос. Он и Его учение есть свет (Иоан. 1:9), который светит и до наступления "рассвета", т. е. до окончательного утверждения Его в мире. Усваиваемый праведниками, проявляющийся в их жизни на фойе окружающего мрака, этот свет служит я для других путеводной звездой, которая светит им в ночи.

Откр. 2:29. Послание фиатирской церкви заканчивается уже знакомым нам Имеющий ухо слышать, да слышит, что Дух говорят церквам. В отличие от первых трех посланий, здесь эта фраза следует не перед обещанием награды победителям, - а после него; так же будет и в последних трех посланиях.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии