Толкование Библии, Книга Откровение 6 глава
Новый Завет
Откровение Иоанна Богослова
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
- Послание к Ефесянам
- Послание к Филиппийцам
- Послание к Колоссянам
- 1 Фессалоникийцам
- 2 Фессалоникийцам
- 1 Послание к Тимофею
- 2 Послание к Тимофею
- Послание к Титу
- Послание к Филимону
- Послание к Евреям
- Откровение Иоанна
В. Снятие шести печатей - начало Божиих судов (глава 6)
1. ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ (6:1-2)
Для того чтобы понять шестую главу, прежде нужно ответить на пять важных вопросов.
Первый вопрос: События, которые разворачиваются перед нами при снятии первой печати, уже произошли или должны будут произойти в будущем? ХОТЯ многие богословы пытались приурочить их к прошлому (Введение), имеются серьезные основания полагать, что откровение было дано Иоанну относительно будущих событий.
Прежде всего, видения, возникающие в 4 и 5 главах, предваряются в 4:1 словами: "после сего", т. е. они последовали за обращением Господа к семи церквам, позднее его; в нем же, как явствует из 1:19, отражено то, "что есть" ("сейчас", в дни Иоанна), в отличие от того, "что будет после сего". Поскольку в 5:1 книга еще "запечатана", ясно, что печати будут сняты с нее в какое-то время после того, что открывается нам в 5 главе.
Все попытки приурочить "снятие печатей" к событиям, совершавшимся в прошлом, успехом не увенчались; Они не привели к сколько-нибудь согласованному толкованию одних и тех же мест хотя бы двумя комментаторами. Да и не находим мы в истории ничего, что соответствовало бы событиям, описываемым в книге Откровения. Вывод отсюда один: события эти произойдут в будущем.
Второй вопрос: Существует ли какая-нибудь взаимосвязь между снятием печатей и восхищением Церкви? В послании фиатирской церкви о восхищении говорится как о будущем событии (2:25,28). Подразумевается оно как то, что произойдет в будущем, и в послании филадельфийской церкви (3:10-11). Однако, начиная с 6 главы, мы не находим более ничего, что имело бы отношение к церквам или к восхищению Церкви, как описывается оно в знакомых нам местах, например, в 1-Кор. 15:51-58 и в 1-Фес. 4:13-18. Поскольку в главах 6-18 тема Церкви и восхищение ее не возникает, многие приходят к выводу, что оно уже произошло - прежде того, что описано в главе 4, и, значит, до наступления времени великой скорби.
Третий вопрос: Как соотносятся "семь печатей" с тем, что написано в Дан. 937? Судьба Израиля, получающая "завершение" в 70-ую седьмину Даниила, становится понятнее при сопоставлении сказанного пророком с тем, что описывается в Откровении Иоанна. Опять-таки, некоторые богословы пытались "найти" в прошлом исполнение пророчества Даниила в 9:27, но безуспешно; правомочнее, по-видимому, рассматривать последние семь лет как некий финальный период, предваряющий второе пришествие Христа и, следовательно, относящийся к грядущим временам.
Четвертый вопрос: Говорится ли в Откровении о полных семи годах, предсказываемых Даниилом в 927, или только о второй половине этого семилетия, т. е. о тех трех с половиной годах, о которых часто говорят как о времени "великой скорби"? (Иер. 30:7; Дан. 12:1; Матф. 24:21). Поскольку в Откр. 7:14 о "великой скорби" сказано вполне определенно, и тот же период времени назван в 6:17 "великим днем гнева Его", представляется, что написанное в Дан. 9:27 тождественно событиям, о которых читаем в Откровении.
Большинство богословов считает, что события, о которых говорится, начиная с шестой главы, будут происходить на протяжении всего семилетия. Однако в самой книге Откровения нигде не сказано о семи годах, но повторяется о трех с половиной, или о 42 месяцах (11:2; 13:5). Так как происходящее в шестой и последующих главах, по-видимому, соответствует событиям в дни великой скорби, а не в мирное время первой половины семилетия (1-Фес. 5:3), напрашивается вывод, что страшные эти катаклизмы придутся, следуя один за другим, на последние три с половиной года перед возвращением Христа на землю. При этом события, "вызванные" снятием четвертой и далее печатей, будут беспрецедентно жуткими.
Пятый вопрос: Как связаны между собой проповедь Христа о последнем времени (Матф. 24-25) и события, представленные в Откровении?
Дуайт Пентекост утверждает, что порядок событий в Откровении и в Евангелии от Матфея поразительно совпадает:
а) война (Матф. 24:6-7; Откр. 6:3-4);
б) голод (Матф. 24:7; Откр. 6:5-6);
в) смерть (Матф. 24:7-9; Откр. 6:7-8);
г) мученичество за проповедь слова Божия (Матф. 24:9-10,16-22; Откр. 6:9-11);
д) "помрачение" солнца и луны и падение звезд с неба (Матф. 24:29; Откр. 6:12-14);
е) Божий суды (Матф. 24:32 - 25:26; Откр. 6:15-17).
Следует уяснить себе, что события, о которых рассказывается в Откровении, прежде были описаны пророками древности; это поможет нам в толковании символических образов Иоаннова видения. Все свидетельствует о том, что апостол повествует о последнем периоде человеческой истории (вероятно, о завершающих ее трех с половиной годах), кульминацией которого станут второе пришествие Христа и установление Им на земле царства Его.
Откр. 6:1-2. И я видел, что Агнец сиял первую из семи печатей… Тут же Иоанн услышал громкий голос одного из животных: иди и смотра (по гречески это скорее звучит как: "пусть идет, да совершится то, чему быть надлежит, а ты (Иоанн) смотри"). Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец ("стефанос"); и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
Поскольку в Откр. 19:11 Христос, грядущий на землю вторично, изображен как Едущий на белом коне, некоторые склонны думать, что и здесь, в 6:2, речь идет о Христе, тем более, что белый конь - это символ победы. Действительно, римские полководцы, одержавшие победу на поле боя, въезжали в столицу на белом коне, а за ними шли враги, взятые в плен.
Но с точки зрения хронологии событий такое понимание не выдерживает критики. Ведь Христос должен прийти на землю как Победитель не в начале времени великой скорби, а в конце его. Кроме того: всадники, появляющиеся вслед за тем на других конях, вполне очевидно, несут на землю разрушение и суды Божьи, которые предваряют второе пришествие Христа.
Более правильным представляется такое толкование: всадник на белом коне - это будущий правитель мира, называемый порой антихристом, хотя в Откровении это название не употребляется. Вполне вероятно, что это тот самый "вождь народа", о котором упоминает пророк Даниил в 9:26. Примечательно, что этот правитель имеет лук, но без стрел - указание на то, что возглавленное им мировое правительство придет к власти не в результате войны (в этой связи ком на 13:4).
Будущее это правительство начнет свою деятельность в мирной обстановке, которая скоро, однако, сменится разрушением и гибелью (1-Фес. 5:3). В целом печати, трубы и чаши гнева Божия свидетельствуют о страшных судах Божиих, грядущих на мир при конце его; кульминацией этого периода явится второе пришествие Христа.
3. ТРЕТЬЯ ПЕЧАТЬ (6:5-6)
Откр. 6:5-6. По снятии третьей печати появляется всадник на вороном коне, и в руке у всадника весы (в русской Библии - мера). Голос, который слышит при этом Иоанн, раздается посреди животных, т. е. он, по всей вероятности, исходил от Сидящего на престоле. Сказанное Им может быть передано так: "Малая мера пшеницы за дневную плату труженика (серебряный римский динарий, равный примерно 10 копейкам, составлял в дни Иоанна обычную плату поденщика), и (точнее-" или") трижды столько ячменя за дневную плату". Это - свидетельство о наступивших великой нужде и голоде, символом которых является вороной конь (черный цвет - цвет скорби и нищеты).
Исходя из того, что вино - символ крови Христовой, а елей - символ благодати, вторая часть фразы - относительно "вина и елея" - может быть понята в духовном смысле - как указание на то, что и в годину великой скорби не будут повреждены, а, значит, продолжат свое действие факторы спасающей Крови и благодати. Подтверждение этому находим в "пришедших на небо от великой скорби" (Откр. 7:14).
4. ЧЕТВЕРТАЯ ПЕЧАТЬ (6:7-8)
Откр. 6:7-8. Конь бледный появляется по снятии четвертой печати. Словом "бледный" передано греческое слово "бледнозеленый"; цвет четвертого коня как бы "трупный", и имя его всаднику - смерть; и ад следовал за ним, пишет апостол, подразумевая, возможно, злые силы преисподней. Перед нами страшная картина последствий войны, голода, массовой гибели. Когда свирепствуют война и голод, людей начинают косить и заразные болезни; в видении Иоанна смерть им несут и дикие звери. Если выражение четвертая часть земли понимать буквально, то при сегодняшних цифрах земного населения с началом великой скорби погибнет приблизительно миллиард человек.
Те события, которые символизируются первыми четырьмя печатями, могут рассматриваться как соответствующие беспрецедентному периоду великой скорби в целом (сравните Иер. 30:7; Дан. 12:1; Матф. 24:21-22).
5. ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ (6:9-11)
Откр. 6:9. После снятия пятой печати Иоанну вновь предстает видение неба; его внимание привлечено к душим, находящимся под жертвенником (или у подножия жертвенника; в этой связи Исх. 29:12; Лев. 4:7). Это души христианских мучеников, как бы принесенные в жертву; подробнее о них говорится в главе 7. Здесь о них сказано, что они были убиты за слово Божие и за свидетельство, с которым они бесстрашно шли к людям.
Откр. 6:10-11. И возопила она громким голосом, говора: доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле, за кровь нашу? В ответ каждому из них даны была одежды белые - в знак их праведности; им было сказано, что время великой скорби все еще продолжается и что последний суд Божий над людскими злодеяниями не может начаться, пока число замученных, подобно им, праведников не достигнет известного Богу и Им определенного предела. Этот суд, как и освобождение праведных, состоятся во второе пришествие Христа на землю.
6. ШЕСТАЯ ПЕЧАТЬ (6:12-17)
Откр. 6:12-14. В момент снятия шестой печати произошло сильное землетрясение. Но еще более страшным было одновременное изменение неба: солнце на нем стало мрачно, как власяница (т. е. одежда из черной шерсти), и луна сделалась, как кровь, и звезды небесные пали па землю, подобно незрелым плодам смоковницы, сотрясаемой сильным ветром.
Видимо, в следующие мгновения небо скрылось, свившись, как свиток. И по причине упомянутого страшного землетрясения всякая гора и остров двинулись с мест своих. Но и это еще не было концом событий, потому что еще одна печать оставалась неснятой. Она ознаменует нарастание событий все более ужасных - по мере того, как будет близиться возвращение на землю Христа.
Многие богословы пытались толковать стихи 12-14 иносказательно, но, думается, правильнее понимать их соответственно написанному. Речь тут может идти о катастрофических изменениях на солнце, которое почти перестанет освещать землю (как и луна, отражающая солнечный свет); о массовом падении астероидов, метеоритов и т. п.
Суды "труб и чаш", о которых речь в Откровении пойдет позднее, тоже предполагают величайшие потрясения в небесах и на земле перед вторым пришествием Христа.
Откр. 6:15-17. Беспредельный страх в неверующих всех социальных слоев вызовут эти суды Божий. Люди будут молить горы и скалы: Падите на нас и сокройте нас от Божьего гнева. Смерть станет для них желанной. Проявления гнева триединого Бога - невыносимыми. Это будет самый драматический период во всей человеческой истории.
В целом глава 6 относится к наиболее важным главам книги Откровения, к ее "осевым" главам. В ней раскрывается действие первых шести печатей и "подготавливается" вступление в действие седьмой - которой, в свою очередь, "вводятся" в видение Иоанна семь труб и семь чаш гнева Божия; о них речь пойдет в главах 8-9,16.
Содержанием шестой главы перечеркиваются лжеучения относительно того, что Бог, будучи Богом любви, не может обрушить гневные Свои суды на наш грешный мир. Этой главой ставится также важный вопрос, сформулированный в ее заключительных словах: Кто может устоять? (6:17). Ответ очевиден: Только те, кто вручили себя милости Божией до начала Его судов, смогут устоять в процессе их. Об этих людях, которые будут спасены в дни великой скорби, будет говориться в следующей главе.