otveti.org»Толкование Библии»Книга Откровение»4 глава

Толкование Библии, Книга Откровение 4 глава

III. Откровение будущего: "Что будет после сего" (главы 4-22)

В соответствии со своим обещанием, данным в 1:19, Бог "разворачивает" перед Иоанном картину грядущего в подробностях его, являя апостолу "что будет после сего". Это - драматические события, предваряющие второе пришествие Христа (главы 4-18), и само это пришествие (глава 19); затем - Тысячелетнее царство Христа на земле (глава 20), и, наконец, явление Нового Иерусалима, нового неба и новой земля (главы 21-22). Несомненно, что как главной темой всех четырех Евангелий является первое пришествие Христа, так в центре Откровения - Его второе пришествие, описываемое в 19 главе.

Несмотря на то, что на книгу Откровения имеется множество толкований, убедительными представляются лишь те из них, которые исходят из того, что, начиная с четвертой главы, в книге рассматриваются будущие исторические события. При всяком другом подходе мнения толкователей приходят в неразрешимые противоречия друг с другом.

Конечно, не все события, описываемые в "разделе грядущего", даны в хронологической последовательности, но все они, несомненно, когда-то произойдут. Пророческие видения будущего изложены в этой книге более подробно, чем в любой другой из библейских книг. Сосредоточенные вокруг личности и дел Христа, они в сущности являются апогеем всех библейских пророчеств, касающихся человеческой истории.

Откровение относительно будущего начинается видением неба (главы 4-5). Последовательное снятие семи печатей в 6 главе соответствует главным "вехам" тех "великоскорбных" событий (в их хронологическом порядке), которые будут предшествовать возвращению Христа на землю. За "вступлением" каждой из семи труб разворачиваются свои, особые, события, начало которым кладется снятием седьмой печати. А пролитие семи чаш Господнего гнева знаменует события, которым надлежит развернуться после того, как прозвучит седьмая труба.

По мере того, как момент второго пришествия приближается, острота и скорость событий, их драматический характер нарастают. Но вот оно совершилось, я в заключительных главах книги как бы подводится краткий итог всему, что произойдет в будущем. В 20 главе описывается Тысячелетнее царство, а в 21-22 - новое небо и новая земля.

Из всего этого явствует, что главная цель Откровения - представить второе пришествие Христа и дать "обзор" всему тому, что будет сопутствовать этому событию, - с тем, чтобы пробудить не только народ Божий, но и мир в целом, довести до сознания людей, как это важно - не быть застигнутыми врасплох грядущим судом Божиим.

А. Видение небесного престола (глава 4)

1. ПРИГЛАШЕНИЕ (4:1)

Откр. 4:1. После того, как Иоанном были услышаны послания к семи церквам, ему дано было видение небесного престола. Он увидел дверь отверстую на небе и услышал голос, приглашавший его: Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Эта фраза созвучна таковой же в 1:19. Но если там подразумеваются события, которые произойдут в будущем, то здесь, в 4:16, греческое слово деи указывает на то, что эти события должны произойти, т. е. тут подчеркиваются суверенность целей Бога и Его власть в осуществлении их. Сходством упомянутых выражений здесь и в 1:19 подчеркивается трехчастность хронологии событий, что видно из 1:19. И собственно откровение и осуществление его хронологически следуют за тем, что открыто в главах 1-3.

2. НЕБЕСНЫЙ ТРОН (4:2-3)

Откр. 4:2-3. Из первых же слов апостола явствует, что он тотчас был взят в духе на небо, т. е., хотя тело его и оставалось на острове Патмос, духом он унесся далеко от него. Там, на небе, он увидел престол и на нем Сидящего. Иоанн не называет Его по имени, указывая тем на первую ипостась Троицы - на Отца, в отличие от Иисуса Христа (сравните 5:6) и Святого Духа (сравните 4:5). И сей Снявший видом был подобен камню яспису и сардису… Бог - невыразим и неописуем по виду, и апостол пытается передать величие Его и совершенную красоту в игре и переливах драгоценных камней.

Ясине или яшма (сравните 21:18) известен в настоящее время как непрозрачный камень, но то был прозрачный "яспис", возможно, подобный алмазу. Сардис - одно из названий рубина, имеющего глубокий красный цвет. Обращает на себя внимание, что рубин и яшма соответствовали первому и последнему из 12 камней на нагруднике первосвященника (Исх. 28:17-21). О них же упоминается в связи с великолепием некогда царя Тира (Иез. 28:13).

Эти камни будут находиться и в основании стен Нового Иерусалима (Откр. 21:19-20; в русском переводе, вместо "сардиса", стоит "сердолик"). Не вмещающаяся в воображение красота "престола и Сидящего на нем" усиливались радугой вокруг трона - не семицветной, земной, а зеленой, подобной смарагду (изумруду).

3. 24 СТАРЦА (4:4)

Откр. 4:4. И вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены была в белые одежды и вмела на головах своих золотые венцы. Тут греческое слово "стефанос", означающее именно венец, каким украшали победителей спортивных соревнований, а не царская корона ("диадема"). Эти "венцы", по-видимому, символизируют награду, которой старцы были удостоены по решению высшего Судии.

Множество мнений было высказано по поводу того, кто они, эти старцы; вот два наиболее приемлемых толкования.

1) они представляют Церковь, восхищенную прежде и увенчанную наградой на небесах.

2) Речь идет об ангелах, наделенных особо ответственными функциями.

Число 24 играет в Ветхом Завете репрезентативную ("представительскую") роль (законом Моисея было предусмотрено 24 священнических чреды). (Более подробно о 24 старцах смотрите в толковании на 5:8-10.)

4. СЕМЬ ДУХОВ БОЖИИХ (4:5)

Откр. 4:5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели вред престолом, которые суть семь духов Божиих. В Откровении о громах говорится восемь раз (4:5; 6:1; 8:5; 11:19; 14:2; 16:18; 19:6). О семи горящих светильниках, увиденных Иоанном, сказано, что это семь духов Божиих.

Их, однако, надо понимать как олицетворение единого Духа Святого, раздающего семь даров (Ис. 11:2-3), а не семь отдельных духов или ангелов (сравните Откр. 1:4; 5:6). Таким образом, в присутствии Бога Отца, сидящего на престоле, и Бога Духа Святого, представленного семью светильниками, начинается откровение (глава 5) Иисуса Христа, предстающего в виде "Агнца как бы закланного".

5. ЧЕТЫРЕ ЖИВОТНЫХ (4:6-8)

Откр. 4:6-8. И пред престолом море стеклянное… Видимо, это образ специфической небесной среды; в этом прозрачном, как кристалл, "море" отражались изумительные краски и тона неба (в 15:2 сказано, что оно "смешано с огнем"). И посреди престола и вокруг престола четыре животных ("животные", конечно, не были на престоле, и понимать эту фразу надо в том смысле, что они располагались между тронами старцев и престолом Сидящего - за и перед ним и по сторонам его). Одно из них было подобно льву… второе… тельцу, третье животное имело лице, как, человек, и четвертое… подобно орлу летящему. И каждое… имело по шести крыл вокруг, а внутри исполнены очей (буквально в греческом тексте говорится, что животные "были покрыты очами и имели их даже под крыльями").

О "животных" (точнее - о "живых существах") сказано, что они непрестанно возносили хвалу Богу, взывая: сват, свят, свят Господь Бог Вседержитель (сравните 1:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6, 15; 21:22), Который был, есть и грядет (сравните 1:8; 11:17). Здесь - первое из 14 славословий, записанных в книге Откровения.

По поводу "четырех животных" существует много толкований. (Заметим, что они отличаются от тех "животных", которые были описаны пророком Иезекиилем.) Если семь светильников рассматривать как символ Духа Святого, то в этих существах можно видеть символы особых свойств Бога, включая Его всезнание и вездесущность (символизируемые множеством глаз). Лев мог "указывать" на силу, величие и всемогущество Бога; телец - на Его "трудолюбие" и терпение; "лице человека" - знак интеллекта; орел - символ верховной власти, которой Он обладает.

Можно согласиться и с другим толкованием. Эти четыре "живые существа" символизируют Личность Иисуса Христа, как описана она с разных сторон в четырех Евангелиях. У Матфея Иисус предстает как "лев из колена Иудина", у Марка - как раб Иеговы (могущий быть уподобленным тельцу), у Луки - как Человек по имени Иисус, у Иоанна - как Сын Божий, сопоставимый с образом орла.

Существует и такое толкование, что четыре животных - это особые небесные создания (сравните Ис. 6:2-3), назначение которых в том, чтобы возносить хвалу Богу.

14 славословий в книге Откровения:

Кто славословит
Кого славословят
Четыре животных
Бога Отца
4:8
24 старца
Бога Отца
4:11
24 старца и 4 животных
Агнца (Христа)
5:9-10
Множество ангелов
Агнца
5:12
Всякое создание
Бога Отца и Агнца
5:13
Убитые во время великой скорби
Бога Отца и Агнца
7:10
Ангелы, 24 старца и 4 животных
Бога Отца
7:12
24 старца
Бога Отца
11:16-18
Святые, пришедшие от великой скорби
Бога Отца и Агнца
15:3-4
Ангел
Бога Отца
14:5-6
Ангел от жертвенника
Бога Отца
14:7
Многочисленный народ
Бога Отца
19:1-3
24 старца и 4 животных
Бога Отца
19:4
Многочисленный народ
Бога Отца
19:6-8

6. ПОКЛОНЕНИЕ НА НЕБЕ (4:9-11)

Откр. 4:9-11. Когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле… тогда двадцать четыре старца падают пред Ним и поклоняются Живущему во веки веков (сравните 5:12-13), славя Его как Творца, по воле Которого все существует (сравните Иоан. 1:3; Еф. 3:9; Кол. 1:16-17; Евр. 1:2-3; Откр. 10:6; 14:7). В знак этого они и полагают венцы свои пред престолом.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта