Толкование Евангелия от Луки 13 глава
Новый Завет
Евангелие от Луки
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
в. Учение о наказаниях (13:1-5)
Лук. 13:1-5. Иисус говорит, что несчастье может случиться с любым человеком и ссылается на две трагедии, происшедшие в те дни. Первая настигла группу галилеян, которых Пилат приказал по какой-то причине убить во время совершения ими жертвоприношения. Вторая случилась в городе Силоаме, где упала башня, раздавив восемнадцать человек. Иисус подчеркивает, что погибшие галилеяне, как и восемнадцать жителей Силоама, не были грешнее и виновнее других своих соотечественников. Погиб человек или избежал погибели, не зависит от его неправедности или праведности в человеческом понимании.
Погибнуть может каждый. Ибо только по милости Божией живет человек. (Так что в несчастье, постигшем ближнего, тот, кто хочет вникнуть в состояние собственной души, может увидеть предостережение, посылаемое Богом. - От ред.) Если не покаетесь, все так же погибнете, предупреждает Христос израильтян. Хотя физическая смерть - участь каждого живущего, покаяние, и только оно, откроет перед людьми двери в Царство Божие, дает понять Иисус.
г. Притча о бесплодной смоковнице (13:6-9)
Лук. 13:6-9. Свою мысль Иисус иллюстрирует притчей о том, что "не приносящих плод" в жизни ожидает суд. Смоковницу, не плодоносящую три года подряд, хозяин виноградника приказывает своему виноградарю срубить. Тот просит дать дереву еще год жизни, в который он будет заботиться о нем. Тут, по-видимому, иносказательно выражается мысль о необходимости времени для покаяния (сравните стихи 1-5), каковое не может не выразиться в принесении плода (Матф. 3:7-10; 7:15-21; Лук. 8:15). У тех, кто поверил в Мессию, должна произойти видимая перемена в жизни. И если такой перемены нет, то человек, подобно бесплодной смоковнице, обрекается на суд и вечную гибель.
д. Исцеление женщины в субботу (13:10-17)
Продолжая учить, Иисус подкрепляет Свое учение делом; исцеление женщины в субботу приурочено Лукой к последнему разу, когда Он учил в одной из синагог. На осуждение Иисусом "лицемеров" здесь делается особое ударение: Он заклеймил этим словом и толпу и ее вождей (12:56) примерно в начале этого раздела. И теперь, в конце его, Он снова называет лицемером начальника синагоги (13:15), выражая ту мысль, что ни народ, ни руководители его всерьез и от сердца не интересуются тем, что Бог мог бы сделать и делает в их жизни.
Лук. 13:10-13. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, "связанная - как сказано в 16 стих - сатаною". Не отрицая того, что этот конкретный эпизод имел место, следует, однако, отметить, что, помещенный Лукой именно здесь, он обретает и явно символическое звучание. Ибо миссией Иисуса в среде израильского народа как раз и было исцеление его от духовной "увечности", дарование ему способности "держаться прямо".
Тут - наглядная иллюстрация силы Иисусова "прикосновения": женщина выпрямилась. Он исцелил ее Своим словом: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, и Своим прикосновением: …возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. То есть ее реакция на совершенное Христом была такой, как следовало (сравните 2:20; 5:25-26; 7:16; 17:15; 18:43; 23:47).
Лук. 13:14. В отличие от женщины, начальник синагоги стал негодовать на Иисуса за то, что Он, по его представлению, нарушил закон. Не принимая совершенного Им чуда, он призывал к тому же народ. И этим подтвердил правоту Христа, сказавшего ранее о том, что религиозные вожди Израиля удерживают народ от принятия Царства Божия (11:52).
Лук. 13:15-17. Иисус показывает, насколько лицемерны Его противники: они ведь "с чистой совестью" ухаживают в субботу за своим скотом (сравните 14:5), а помощь в субботу человеку объявляют "противозаконной"!
Не имея, что возразить Христу, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
е. Учение о Царстве Божием (13:18-21) (Матф. 13:31-33; Мар. 4:30-32)
Лук. 13:18-21. Эти стихи образуют связующее звено между наставлениями народу (12:54 - 13:21) и учением Иисуса о людях Царства Божиего (13:22 - 17:10). По мнению некоторых, короткие притчи о зерне горчичном (за одно лето из крохотного этого зернышка вырастает громадный куст) и о закваске говорят нечто положительное о Царстве Божием.
Представляется, однако, что правильнее понимать эти притчи Иисуса как имеющие сугубо негативный смысл. Подобно тому, как дрожжи или закваска, будучи положены в тесто, обнаруживают свое "всепроникающее" действие, и зло пронизывает мир во всех направлениях. Такая точка зрения подтверждается тем, что Лука помещает эти притчи сразу же после сцены отвержения Христова чуда начальником синагоги.
3. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ГРАЖДАНАХ ЦАРСТВА БОЖИЕГО (13:22 - 17:10)
Тут Лукой записано учение Иисуса о том, кто является и кто не является "причастником" Царства Божиего. В этом разделе тема "вхождения в Царство" часто "подается" как участие в свадебном пире (13:29; 14:7-24; 15:23; 17:1-10). Время Царства еще не наступило, и под "входящими в него" следует понимать тех, кто отвечают на Божий призыв принятием Мессии и Его учения о Царстве.
а. Иисус дает понять, что большая часть Израиля не попадет в Царство (13:22-35)
Лук. 13:22-30. Из слов Христа следует, что многие израильтяне не войдут в Царство Божие, тогда как немало язычников войдет в него. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Видимо, некоторые из последователей Иисуса были огорчены тем, что Его учение не производит "всеочищающего" воздействия на народ. Они видели, что повсюду повторяется одно и то же: одни Его принимают, а другие - отвергают. Между тем, Иисус прямо говорил, что для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно поверить Его словам. А в еврейском сознании принятие в Царство Божие ассоциировалось со спасением от вечной погибели.
Господь говорит о "тесных вратах", ведущих в Царство, и предупреждает, отвечая на заданный Ему вопрос, что многие поищут войти в него и не возмогут, так как время, установленное Богом для покаяния, минет.
Когда Хозяин дома встанет и затворит двери (подразумевается - на "пир", символизирующий Царство), опоздавшие войти уже не смогут (стих 25). Делателями неправды прямо назовет Он их (стих 27). На Его не знаю вас, откуда вы, опоздавшие станут напоминать Ему, что ели и пили пред Тобою, и на улицах наших Ты учил нас (стих 26) - явный намек на современников Иисуса, которым Он служил. В свете этого очевидный смысл Христовой притчи в том, что на Его "приглашение" следовало ответить в то время, когда Он делал его, и что "опоздавшие" принять его в Царствие Божие допущены не будут.
Господь прямо говорит о незавидной судьбе тех, кто не принял Его благовестия: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите… себя изгоняемыми вон. (На выражение "там будет плач и скрежет зубов" комментарий в Матф. 13:42.) Итак, в Царство войдут только угодные Богу представители еврейского народа - такие, как его патриархи Авраам, Исаак, Иаков, и все пророки Его.
Для евреев подобные откровения были чем-то неслыханным. Ведь большинство их было убеждено, что как потомки Авраама они войдут в Царство Божие автоматически. Однако то, что сказал Иисус далее, должно было еще более ошеломить их, уверенных в том, что только евреи войдут в Царствие. Ибо Он заявил, что место неуверовавших иудеев займут в Царстве язычники - люди, которые придут в него от четырех сторон света (Лук. 13:29-30), т. е. представители всех народов земли.
В сущности слушавшие Иисуса должны были знать это из своих священных книг, потому что пророки недвусмысленно говорили о том же самом. Однако в дни Христа евреи продолжали считать язычников ниже себя. Поэтому, когда, начиная Свое служение в Назарете, Он заявил в местной синагоге, что и язычники войдут в Царствие Божие (Лук. 4:13-30), толпа в бешенстве хотела убить Его.
Слова Христа о "первых" и "последних" содержат ту же мысль: последние, каковыми иудеи считали язычников, первыми войдут в Царство Божие, а они, первые (в их предствлении) окажутся в этом смысле в числе последних (стих 30).
Лук. 13:31-35. (Матф. 23:37-39). Отвечая на предостережения фарисеев, Иисус дает понять, что цель Его - Иерусалим, где Ему предстоит умереть. Относительно этого предупреждения фарисеев, что Ирод хочет убить Его, высказывались разные мнения. Лука всегда представляет фарисеев в отрицательном свете. Чем же тогда объяснить эту их "заботу" о безопасности Иисуса? Скорее всего, они попросту искали предлога избавиться от Него. Поскольку Он во всеуслышание заявлял, что путь Его лежит в Иерусалим они, возможно, пытались Его запугать и таким образом заставить отказаться от принятого решения.
Ответ Иисуса: Пойдите, скажите этой лисице… свидетельствует, что в глазах Господа фарисеи были Иродовыми посланниками, которые возвратятся к нему "с докладом" (речь идет об Ироде Антипе).
Слова Христа о миссии, исполняемой Им сегодня и завтра, и в третий день… не означают, что в Иерусалиме Он должен был быть "через три дня". Христос выражал ту мысль, что будет исполнять Свою "работу" ("изгонять бесов" и "исцелять") на протяжении известного Ему времени, которое Он установил для Себя. А затем - Иерусалим, где Он должен будет публично предстать перед религиозными властями, чтобы быть ими посланным на смерть. Отвержение Иисусом Иерусалима (представляющего весь израильский народ) поставлено Лукой в этот контекст (стихи 34-35).
В Своем "плаче" по Иерусалиму Христос говорит о том, что хотел… собрать чад этого города под Свою защиту, как собирает птица птенцов своих под крылья, но они сами не захотели.
Все Его служение было направлено на привлечение народа в Царство Божие, но народ, избивающий пророков, посылаемых к нему, не принял и Его, и вот теперь Он отвергает их: Се, оставляется вам дом ваш пуст (буквально - "дом ваш оставляется"). Под словом "дом" следует, вероятно, понимать не храм, а весь Иерусалим. Хотя Иисус и будет еще предлагать им признать Его Мессией, смерть Его предрешена. Мессия оставляет этот город.
Словами из Пс. 117:26 Иисус засвидетельствовал им, что они не увидят Его более - пока не прядет время, когда они выйдут приветствовать Его как Мессию. Позже, при входе Его в Иерусалим, народ именно так Его и приветствовал (Лук. 19:38), но вожди народа Мессией Его не признали. Истина эта будет признана всем Израилем только тогда, когда Христос снова возвратится на землю и войдет в Иерусалим как Правитель Тысячелетнего Царства.