otveti.org»Толкование Библии»Книга Руфь

Толкование Библии, Книга Руфь

Книга Руфь.

Введение.

Книга получила свое название по имени моавитянки, которая вышла замуж за сына еврея, переселившегося в землю Моавитскую. После смерти мужа Руфь ушла с Ноеминью, своей свекровью-израильтянкой, тоже вдовой, в Израиль, в город Вифлеем. Там, силою обстоятельств, направляемых Богом, Руфь сделалась женой Вооза, богатого еврея-земледельца. Впоследствии, ей суждено было стать прабабушкой царя Давида. Ее имя упомянуто евангелистом Матфеем в родословии Христа (Матф. 1:5).

В Библии всего две книги, названные именами женщин. Это книги Руфь и Есфирь. Еврейка Есфирь была женой языческого царя. В дни, имевшие решающее значение в истории Израиля, Бог использовал Есфирь, чтобы сохранить евреев от уничтожения. Руфь, напротив, была язычницей, вошедшей в еврейскую среду. Однако, как уже было сказано, этой женщине предназначено было занять свое место в земном родословии Господа нашего Иисуса Христа.

Книга Руфь ежегодно читается правоверными евреями на праздник Пятидесятницы. Для них это праздник воспоминания о получении закона на горе Синай, и празднуют его в дни предложения первых плодов урожая (Исх. 23:15). Именно в те дни, в пору веяния ячменя (Руф. 3:2; сравните 1:22), Руфь была обручена Воозу.

Автор.

Автор этой книги остался неизвестным. Еврейское предание приписывает авторство Самуилу. Если это так, то книга Руфь, скорее всего, была написана незадолго до того, как Давид был помазан в цари над Израилем. И тогда одной из причин написания ее Самуилом было желание оправдать притязание Давида на трон (сославшись на то, что его прародителями были Руфь и Вооз).

Большинство богословов полагают, что книга Руфь была написана в период Царств, по всей вероятности в дни Давида или Соломона. Но поскольку Соломон в родословии, которое имеется в конце книги (4:18-21), не упоминается, напрашивается вывод, что она была создана при Давиде. С другой стороны, имеющаяся в 4:7 ссылка на старый обычай, когда один участник сделки передавал свою обувь другому, который ко времени появления книги уже не существовал, как будто бы говорит в пользу более поздней даты ее написания, т. е., по мнению части богословов, в дни Соломона.

Книга Руфь сверкает, словно прекрасная жемчужина на черном фоне. То, о чем в ней повествуется, происходило в дни, описанные в книге Судей (Руф. 1:1). Это был мрачный период израильской истории. Славное время военных побед, одержанных под водительством Иисуса Навина, сменилось печальной полосой духовного отступничества, сменявшегося лишь короткими периодами духовного пробуждения. В книге Судей зафиксирован этот все углублявшийся духовный упадок Божьего народа, как и его результаты: всеобщая развращенность и кровавая междоусобица.

Поведение даже выдающихся людей того времени заставляло желать лучшего. К примеру, Гедеон, явивший сильную веру, когда вышел на битву с врагами-мадианитянами, амаликитянами и восточными племенами, далеко превосходившими его в силе (Суд. 7:12,17-21), позже, в повседневном управлении Израилем, действовал явно не по Божьему совету (Суд. 8:16-17,21,27). Что же касается его личной жизни, то о ней красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что он имел много жен и наложниц, которые родили ему 70 сыновей (Суд. 8:29-32). После смерти Гедеона один из его сыновей, рожденных сихемской наложницей, убил всех своих братьев, за исключением одного, и сам стал правителем, столь же безбожным, сколь и жестоким (Суд. 9).

Судя по тому, что Руфь была прабабушкой царя Давида (Руф. 4:17), который начал править в Хевроне в 1010 г. до Р. Х., описанное в книге Руфь, очевидно, имело место во второй половине 12-го века до Р. Х., и, значит, Руфь могла быть современницей Гедеона.

Судья Самсон сделался прототипом героической личности, наделенной недюжинной физической силою, но слабой в духовном и нравственном отношениях.

И вот на фоне этой всеобщей безответственности и слабохарактерности воссияли две личности - Руфь, моавитянка, и Вооз, еврейский земледелец. Они являли в народе пример нравственной чистоты, твердой веры и достойной жизни. И благодаря этому, обнадеживающим напоминанием о том, что и в самые темные времена Бог действует в сердцах тех, кто образуют верный Ему "остаток".

Степень "вседозволенности" в Израиле явилась темой, то и дело возникающей в книге Судей: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 21:25). В противоположность этому книге Руфь события подаются через призму совершенно иного взгляда, в ней действуют люди, глубоко верящие в то, что ничего нельзя скрыть от Всевышнего, контролирующего все происходящее в мире.

Исполнение закона левирата (требовавшего, чтобы мужчина брал себе в жены вдову брата; Втор. 25:5-6) придает повествованию дополнительный фон. В Руф. 4:9-17, где Вооз женится, согласно упомянутому закону, на овдовевшей Руфи, раскрываются специфические аспекты этой присущей древнеизраильскому обществу практике.

Нота милосердия явно звучит в этом повествовании, ведь Вооз не был обязан подчиниться в данной ситуации закону левирата, поскольку братом Махлон, покойный муж Руфи, ему не приходился. Он, в сущности, добровольно взял на себя исполнение этого обязательства, тем засвидетельствовав о доброте своей и благородстве, а также о любви к Руфи.

Воля и милость Божьи выразились в том обстоятельстве, что в родословие Давида было включено несколько не-израильтян. Ведь через Давида пришел в мир Христос, и, значит, упомянутое обстоятельство предвещало, что волей Божией язычники тоже войдут в сферу деятельности Сына Давидова, Господа Иисуса Христа. Четыре не-израильтянки упоминаются евангелистом Матфеем в генеалогии Спасителя: Фамарь (Матф. 1:3), Раав (Матф. 1:5), Руфь (Матф. 1:5) и жена Урии (имя которой было Вирсавия) в Матф. 1:6. Фамарь, хананеянка, стала матерью сыновей Иуды - Фареса и Зары. Рахава, блудница иерихонская (тоже хананеянка), была прародительницей Вооза (толкование на Руф. 4:21). Руфь, моавитянка, стала матерью Овида. Относительно Вирсавии, матери Соломона, рожденного от Давида, полагают, что она была хеттеянкой, поскольку хеттеянином был ее муж Урия.

Книга Руфь представляет собой прекрасно написанную романтическую историю, которая начинается в драматических обстоятельствах, но имеет радостное завершение. Это "книга исканий". Руфь искала дом, защиту, мужа, материнство. И ей, бездетной вдове, Бог в милости Своей дал и мужа и сына.

Ноеминь похоронила в Моаве мужа и двоих сыновей. В горе своем она не сознавала, какое бесценное сокровище имеет в лице своей невестки Руфи. Но в конце книги горе Ноемини оборачивается радостью: Руфь, "которая любит тебя… для тебя лучше семи сыновей", говорят ей соседки. Ноеминь не спускала с рук своих Овида, внука своего, которого называли "сыном ее" (4:17), потому что благочестивый Вооз добровольно исполнил закон левирата.

Современные острословы не скупятся на едкие замечания в адрес тещей и свекровей. Возможно, так же было и в дни Ноемини. Но любовь и бережное отношение Руфи к ее престарелой свекрови остаются образцом для всех поколений. А то, что и Вооз заботился о Ноемини как заботился он о своей жене, указывает на то, что сердечностью и душевной чистотой они с Руфью были под стать друг другу.

Книга Руфь - лучшая из когда-либо рассказанных историй о невестке и свекрови.

Автор книги Руфь привлекает внимание читателей к нескольким богословским истинам. В ходе повествования он многократно прибегает к различным именам Бога, 17 раз назвав Его Иеговой (Господом), 3 раза "Богом" (Элохим), в 1:16 (дважды) и в 12:2; дважды говорит он о Боге как о "Вседержителе" (Шаддай) - в 1:20-21.

Два обстоятельства дают автору возможность прямо провести мысль о том, что главным персонажам его книги Бог подавал Свою направляющую и всемилостивую помощь свыше. 1) Ноеминь покинула Моав, узнав, что "Бог посетил народ Свой и дал им хлеб" (1:6). 2) Руфи, которая, живя в Моаве и будучи замужем за Махлоном, оставалась на протяжении нескольких лет бесплодной, позже "Господь дал… беременность, и она родила сына" (4:13).

Восемь раз персонажи книги говорят о вмешательстве Бога в их жизнь (1:13,20-21 (четыре раза); 2:20; 4:12,14). Они постоянно взывают к Господу, ожидая от Него ответов на свои молитвы (1:8-9; 2:12; 4:11-12). Пять раз Господни благословения призываются на верных Ему людей (2:4-дважды, 19-20; 3:10). Руфь и Вооз самоотверженно исполняют свой долг, помня о том, что Господь - с ними (1:17; 3:13). Вооз воздает Руфи хвалу за то, что искала себе прибежище под защитой Бога Израилева (2:12).

Не приходится сомневаться в том, что Бог, имевший определенный план относительно Своего народа, действовал бы по отношению к нему с неизменной ответственностью. Вопрос заключался в том, стали бы или нет люди (в данном случае персонажи книги Руфь) отвечать Ему той же ответственностью. Создается впечатление, что Елимелех поступил безответственно, оставив Вифлеем и отправившись "жить на поля Моавитские" (1:2). Ноеминь же поступила разумно, возвратившись под защиту своего Бога (1:7). Две невестки Ноемини - два разных характера и две различные линии поведения. Орфа возвратилась в свой дом и к своим моавитским богам; Руфь же предпочла заботиться о Ноемини и последовала за ее Богом (1:14-17).

Ближайший родственник Ноемини отказался взять Руфь в жены, и это сделал вместо него благородный Вооз (3:12; 4:1-10). Понятие в этой связи о "выкупе" в форме нескольких еврейских слов, образованных от соответствующего корня, встречается в книге Руфь 20 раз. Особую роль играет в ней слово "милость", тоже неоднократно повторенное; им выражается здесь понятие верности, проистекающей из любви и доброты к тем, с кем "оказывающий милость" связан сознанием своей ответственности. Так, Ноеминь просит Господа явить милость ее невесткам (1:8).

Она же говорит о милости Господней в связи с тем, что сделал для нее Вооз (2:20). Милость видит Вооз в согласии Руфи выйти замуж за него, вместо того, чтобы поискать себе мужа среди молодых людей. Он считает это еще более добрым делом с ее стороны, чем ее попечение о Ноемини (3:10). Сам Вооз тоже конечно являет милость, идя далее того, что требовалось законом.

Главная идея книги, очевидно, состоит в утверждении права царя Давида на трон Израильский. Демонстрация того, как Бог в предвиденьи Своем дал произойти всему тому, о чем книга повествует, дает основание и христианам верить в то, что Бог действует и в их жизни тоже.

В книге Руфь заключена истина, не стареющая в веках: Господь верен в совершении дела любви и провидческой заботы о Своем народе, который находится под Его контролем и Им направляется. Но из этой истины вытекает и другая: тем, кто составляют народ Божий, следует в своей повседневной жизни соучаствовать в Его работе. Будучи восприемниками Его благодати, они, подобно Руфи и Воозу, должны отвечать Ему верностью и послушанием, и быть милостивыми по отношению к другим людям.

То, что делает в "частной ситуации" Вооз, который, будучи милостивым и милосердным, "выкупает" и принимает Руфь, как бы предвозвещает о милости и милосердии во вселенском масштабе его величайшего Потомка, Иисуса Христа, Который ценой собственной жизни искупил и "принял" все человечество, примирив его с Богом.

План книги:

I. Вступление (1:1-5)

А. Вынужденный уход из земли обетованной (1:1-2)

Б. Драма Ноемини (1:3-5)

II. Возвращение Ноемини, ведомой верою, в землю отцов (1:6-22)

А. Выбор, продиктованный любовью (1:6-18)

Б. Сладость и горечь возвращения (1:19-22)

III. В поисках пропитания (глава 2)

А. Случай, посланный Богом (2:1-3)

Б. Милосердие, заслуженное Руфью (2:4-17)

В. Выражение радости (2:18-23)

IV. В поисках добродетельной любви (глава 3)

А. План Ноемини (3:1-5)

Б. Просьба Руфи (3:6-9)

В. Готовность Вооза "выкупить" Руфь (3:1б-15)

Г. Руфь и Ноеминь в ожидании (3:16-18)

V. Совершение "выкупа" (4:1-13)

А. Отказ ближайшего родственника совершить выкуп (4:1-8)

Б. Решение Вооза. Завершение выкупа (4:9-12)

Г. Заслуженная награда (4:13)

VI. Заключение (4:14-22)

А. Счастливый итог (4:14-17)

Б. Генеалогии, возвещающая торжество и радость (4:18-22)


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта