Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Книга Пророка Софонии Размер шрифта: +

Толкование Библии, Книга Пророка Софонии.

Главы:

1 2 3

Книга пророка Софонии.

Введение.

Автор.

Имя Софония (по-еврейски звучащее как "Сефания") означает того, кому покровительствует, кого защищает Иегова. Как на объект Божьей защиты оно может указывать на еврейский народ в дни, когда жил Софония, чьи детские годы совпали с нечестивым правлением царя Манассии (4-Цар. 21:16). Имя Софония носили в Ветхом Завете еще три лица.

Помимо сказанного в 1:1 о Софонии мало что известно. Но то, что сказано, само по себе примечательно, так как Софония единственный из ветхозаветных пророков, чье родословие прослеживается до четвертого поколения. Это предполагает, что он был человеком знатного, может быть даже царского происхождения. Ряд исследователей считают Софонию праправнуком иудейского царя Езекии и, следовательно, дальним родственником царя Иосии, в дни которого Софония проповедовал. Судя по словам "с места сего" в 1:4 и по близкому знакомству Софонии с Иерусалимом (1:10-11), он был жителем этого города.

Время написания.

Согласно 1:1 служение Софонии протекало в царствование Иосии (640-609 гг.до Р. Х.). Но богословы расходятся во мнениях относительно того, служил ли этот пророк до или после обнаружения Хелкией в храме книги закона (в 622-ом году) и последующего религиозного очищения и оживления в Иудее (4-Цар. 22-23; 2-Пар. 34).

Более вероятным представляется, что Софония пророчествовал после 622 года, и вот по каким соображениям. 1) Об истреблении не уничтоженных еще идолов Ваала и жрецов его (1:4) можно было говорить в процессе религиозного очищения, начатого Иосией. 2) Иеремия, который пророчествовал как до 622 года, так и долгое время спустя, описывал религиозную и нравственную обстановку в Иудее в значительной мере так же, как Софония (сравните Иер. 8:2; 9:13 с Соф. 1:5; сравните Иер. 5:2,7 с Соф. 1:56, и Иер. 8:8-9 с Соф. 3:4). 3) То обстоятельство, что царские сыновья одевались в "одежду иноплеменников" (1:8), говорит, вероятно, о том, что они были уже взрослыми людьми, самостоятельно решавшими, как им одеваться.

4) То, что Софония часто цитирует положения закона, свидетельствует, по-видимому, о том, что ему известны стали тексты, обнаруженные Хелкией (сравните Соф. 1:13 с Втор. 28:30,39; сравните Соф. 1:15 с Втор. 4:11; Соф. 1:17 - с Втор. 28:29, а Соф. 2:2 - с Втор. 28:15-62). 5) Суда Божьего, приближение которого возвещает Софония, вполне очевидно заслужили те, кто препятствовали проведению Иосией реформ. Таким образом пророчество Софонии могло быть произнесено в какое-то время после 622 года, но до 612-го года, когда разрушена была Ниневия, потому что этот город, столица Ассирии, упоминается пророком как еще существующий (2:13).

Историческая обстановка.

В первой половине 7-го века верноподданнические симпатии иудейской аристократии были обращены на Ассирию. Ориентироваться на нее сделалось привычным, но постепенно почва под этим "привычным" стала колебаться. Замечая признаки ослабления великой империи, некие иудейские царедворцы стали замышлять восстание против Ассура. Они-то, вероятно, и были вдохновителями заговора, жертвой которого пал в 640 г. до Р. Х. царь Амон (4-Цар. 21:19-26; 2-Пар. 33:21-25).

Заметим, что он, названный, по-видимому, по имени египетского божества, во всем продолжал политику своего нечестивого отца царя Манассии (695-642 гг. до Р. Х.). И отец и сын всячески потворствовали практике идолопоклонства в Иудее. При Манассии повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение солнцу, луне и звездам. Сооружаемые им жертвенники "воинству небесному" Манассия устанавливал во дворах храма (4-Цар. 21:4-5). В храме же воздвиг он "истукан Астарты" (4-Цар. 21:7). При Манассии практиковалось принесение в жертву детей, процветали колдовство и чародейство (4-Цар. 21:6; 23:10-11).

Вернемся, однако, к тому, что последовало за гибелью Амона, сына Манассии. Есть основания предполагать, что заговорщики намеревались посадить на трон Иудеи кого-то из своих, но этому воспротивился простой народ, выступивший на защиту дома Давидова, в котором видел символ нации и залог ее будущего. Черед расправы наступил для организаторов дворцового переворота, в результате царем Иудеи был провозглашен сын Амона, Иосия, которому было тогда 8 лет. Очевидно, между теми, кто стоял близко к трону и стремился влиять на положение дел в стране, разгорелась борьба.

Напряжение усугублялось неустойчивым положением в мире. Казалось, что ассирийский колосс все еще могуч, но тучи все более явно сгущались над ним. На его северных рубежах появились какие-то неведомые племена, с гор спускались воинственные мидийцы, совершая набеги на восточные земли Ассура. Преемники Асурбанипала, отстраненного от власти в 630 году, уже не помышляли о завоевательных походах, а лишь старались не уступать завоеванного прежде. Надо сказать, что от этого темного времени не осталось ни летописей ни памятников.

Известно однако, со слов греческого историка Геродота, что средневосточный регион наводняли в те годы орды киммерийцев и скифов. Потоки кочевников, следовавшие один за другим, облагали население данью, грабили всех и вся. И происходило это на землях Ассирийской империи, которая воспрепятствовать этому уже не могла. Не трудно догадаться, что ослабление Ниневии способствовало политическому возрождению Иудеи. Там все увереннее поднимали голову.

Когда в 626 году правитель Ново-Вавилонской империи, Набополассар, выступил в союзе с ливийцами на войну против Ассирии, молодой иудейский царь Иосия решил, что пришло и его время: он повел свое войско на север (т. е. в земли Израильского царства) и изгнал оттуда ассирийские гарнизоны. Попутно сокрушая повсюду языческих идолов.

Все эти военные и политические поражения, которые терпела Ассирия, несомненно содействовали решению царя Иосии покончить по всей Иудее с укоренившейся в ней практикой поклонения ассирийским богам. Уточним, однако, что начало этому процессу Иосия положил до своего похода на север, а именно в 628 году, когда он приказал выбросить из храма всех ассирийских истуканов и разрушить их жертвенники. Это, конечно, стало возможным благодаря ощутимой победе в Иерусалиме сторонников религии Иеговы.

Эта победа, очевидно, далась нелегко, ведь почти полвека в стране задавала тон про-ассирийская партия. Борьба с ней продолжалась 4 года, с 632-го по 628-ой годы до Р. Х. Именно в 632 году 16-летний Иосия стал искать лица Господа, Бога отца своего Давида. Заметим, что в 627 году на служение выступил пророк Иеремия. Борьба за духовное возрождение иудеи в царствование Иосии неотрывна от борьбы ее за независимость от Ассирии и за внутреннее объединение. Иосией владела идея восстановления единого еврейского царства, каким оно было при царях Давиде и Соломоне.

Наступил 18-ый год царствования Иосии, год 622-ой. В 4-Цар. 22:3-8 мы читаем о том, как в тот год первосвященник Хелкия обнаружил в храме список закона. На процессе религиозного обновления этим был поставлен особый акцент, и это послужило тому особому энтузиазму, с каким отпразднован был праздник Пасхи (4-Цар. 23:1-25).

Но, столь многообещающий, казалось бы, процесс реформ на деле явился поверхностным. Да, поклонение Иегове было восстановлено, но и с идолопоклонством по-настоящему покончено не было. Так что и у Софонии и у Иеремии были все основания пророчествовать иудейскому народу, вошедшему в полосу политического процветания, о грядущем на него суде.

Выражение "день Господень" в этой книге встречается чаще, чем в какой-либо другой из ветхозаветных книг. Так что этой фразой может быть определена ее тема, тема о надвигающемся на Иудею суде Божьем за ее неповиновение Господу. Однако, как у Софонии, так и у других пророков, тема суда непременно завершается откровением о спасении милостью Бога некоего "остатка" людей в этом народе, сохранивших Ему верность. Несмотря на неотвратимость суда, обетование Господа защитить Свой народ и исполнить данные ему обещания остается неизменным и вечным. Возвращаясь к теме Книги Пророка Софонии, заметим, что, пожалуй, наиболее выразительно она сформулирована в 7:1 "Умолкни пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень".

План книги:

I. Вступление (1:1)

II. О дне суда Господнего (1:2 - 3:8)

А. О суде над всей землей (1:2-3)

Б. О суде над Иудеей и Иерусалимом (1:4 - 2:3)

1. Суду подвергнутся (1:4-13)

а. Идолопоклонники (1:4-7)

б. Князья и принцы (1:8)

в. Насильники и обманщики (1:9)

г. Торговцы в алчности их (1:10-11)

д. Равнодушные (1:12-13)

2. Слово о суде (1:14-18)

а. Суд близок (1:14а)

б. Суд будет страшен (1:14б-18)

3. О возможности отсрочить суд (2:1-3)

а. Призыв к покаянию (2:1-2)

б. Призыв к смиренным взыскать Господа (2:3)

В. О суде над народами (2:4-15)

1. О суде над Филистией (2:4-7)

2. О суде над Моавом и Аммоном (2:8-11)

3. О суде над Эфиопией (2:12)

4. О суде над Ассирией (2:13-15)

Г. О суде над Иерусалимом (3:1-7)

1. Пророк предъявляет обвинение (3:1-5)

2. Слово Господа (3:6-7)

Д. Суд грядет, суд над всей землей (3:8)

III. Иегова провозглашает всеобщее восстановление (3:9-20)

А. О восстановлении народов (3:9-10)

Б. О восстановлении Израиля (3:11-20)

1. О праведном остатке (3:11-13)

2. Радость грядет к Израилю (3:14)

3. Господь среди Израиля (3:15-17)

4. О возвращении и искуплении Израиля, о его возвышении (3:18-20)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?