Толкование Библии, Книга Пророка Аггея
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Аггея
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Книга пророка Аггея.
Введение.
В Ветхом Завете это одна из самых коротких книг, короче ее только книга пророка Авдия. Написанная простым и доступным языком, она состоит из четырех посланий пророка, служение которого, по-видимому, продолжалось недолго, и было оно в пост-ссыльный период истории Израильского народа. Примечательна глубокая убежденность Аггея в том, что в книге все мысли, наставления, прямые повеления Божественного происхождения. В пределах двух коротких глав он утверждает это не менее 25 раз начиная фразой "Так сказал Господь Саваоф" (1:2) и завершая книгу словами "говорит Господь" (2:23).
Автор.
О жизни и служении пророка Аггея известно относительно немного. Аггей был первым пророком, через которого Бог говорил к иудейской общине, состоящей из возвратившихся из вавилонского плена. Все четыре послания Аггея датированы вторым годом правления персидского царя Дария I Гистаспа (522-486 гг. до Р. Х.), т. е. 520 годом до Р. Х. Несомненно, они проливают определенный свет на первые годы жизни иудеев по возвращении их из Вавилона. О деятельности Аггея, к которому вскоре присоединился и пророк Захария, записано в книге Ездры (Езд. 5:1-2; 6:14).
Вдохновенные речи Аггея и Захарии укрепили решимость Зоровавеля и Иисуса, главного священника, продолжить строительство храма. С новым рвением взялись они за дело. Такое же влияние они оказали и на простой народ. Постоянно находясь на стройке, Аггей и Захария убеждали работавших не отступать, предсказывали скорое наступление вожделенного дня Господня. Предчувствуя особое значение второго храма, Аггей говорил, что он будет более велик, чем первый: в нем Бог явит Свое благоволение миру (2:7). Пусть минувшие годы были безрадостны и мрачны, Царство Божие непременно наступит.
Мессия грядет! Воцарение Его Аггей воспринимал не как некое политическое событие, а именно как скорое Богоявление. Важно, однако, помнить, что ни Аггей, ни Захария не могли еще отделить Мессию от Его исторических прототипов. Скорее всего, им казалось, что в их современниках "правителе Зоровавеле" (2:21-23) и в первосвященнике Иисусе, "великом иерее" (1:2), как посреднике между Богом и народом, и будет представлено мессианское служение.
Вернемся, однако, к личности Аггея. О происхождении его ничего не известно, а имя его означает "праздничный": В этой связи несколько богословов высказывают предположение, что родился Аггей в один из праздничных дней, но это всего лишь предположение. На основании ссылки в 2:3 на храм Соломона высказывают мысль, что Аггей сам был из тех "ссыльных", которые своими глазами видели разрушение этой величественной святыни в 586 году до Р. Х. Если так, то в дни своего служения Аггей был старым человеком.
Любопытно следующее. В некоторых древних списках Ветхого Завета авторство ряда Псалмов приписывается Аггею и (или) Захарии. К примеру, Псалмов 137 и 145-148 - в некоторых рукописях Септуагинты, и Псалмов 125-126 и 145-147 - в латинской Вульгате. Традиция эта, по всей вероятности, ошибочна и свидетельствует не об авторстве Аггея и Захарии в отношении перечисленных Псалмов, а, по-видимому, о времени их наиболее частого употребления при совершении литургий, которое совпало с периодом деятельности обоих пророков.
Историческая обстановка.
Разрушение Иерусалимского храма вавилонскими полчищами в 586 году положило конец еврейской национальной и религиозной жизни. В плену иудеи не имели храма, лишены были возможности совершать жертвоприношения. Все, что им оставалось, это молиться, обратившись в сторону Иерусалима (3-Цар. 8:48; Дан. 6:10). Лишь благородству Кира великого, царя Персии, евреи были обязаны возможностью возвратиться в Иерусалим, на "родное пепелище", и первая партия возвращенцев, во главе с Зоровавелем, составила около 50 тысяч человек (Езд. 1:2-4; сравните с Ис. 44:28).
В их числе были первосвященник Иисус и пророки Аггей и Захария. На отстроенном в первую очередь жертвеннике для всесожжений (Езд. 3:1-6) вновь стали приносить жертвы священники-левиты. А на втором году по возвращении было заложено основание храма (Езд. 3:8-13; 5:16). Потом, однако, начались интриги со стороны самарян, которые в конце-концов натравили персидские власти (после гибели Кира в 529 году) против иудеев. Продолжение восстановительных работ было запрещено.
В результате на смену первоначальному энтузиазму пришла духовная апатия, все более поражавшая сердца первых возвращенцев. Так продолжалось около 16 лет, пока к власти в Персии не пришел Дарий Гистасп (521-486 годы до Р. Х.). На втором году его правления (в 520-ом году) Бог послал пророка Аггея вдохновить иудеев на продолжение строительства (Езд. 5:1-2; Агг. 1:1). В его задачу входило пробудить вождей Иудеи и ее народ от духовной летаргии. Успех проповеди Аггея (Агг. 1:12-15) был подкреплен словом Захарии: оба эти пророка не ослабляли усилий пока в 515 г. до Р. Х. храм не был полностью восстановлен.
План книги:
I. Первое послание: призыв к строительству храма (глава 1)
А. Вводная надпись (1:1)
Б. Упреки в промедлении (1:2-6)
В. Призыв приступить к строительным работам (1:7-8)
Г. Объяснение причин непрекращающейся бедности (1:9-11)
Д. Отклик вождей и народа на проповедь пророка (1:12-15)
II. Второе послание: пророк говорит о будущей славе храма (2:1-9)
А. Вводная надпись (2:1-2)
Б. Аггей ободряет строителей, заверяя их в присутствии Господа среди них (2:3-5)
В. Провозглашение будущей славы храма (2:6-9)
III. Третье послание: о необходимости послушания для получения благословений (2:10-19)
А. Вводная надпись (2:10)
Б. На примерах ритуального характера пророк говорит о развращающем действии греха (2:11-14)
В. Обещание благословений в настоящем; противопоставление их наказаниям, постигавшим иудеев до сих пор (2:15-19)
IV. Четвертое послание: мессианское пророчество, касающееся Зоровавеля (2:20-23)
А. Вводная надпись (2:20-21а)
Б. Слово об истреблении богопротивных сил ("царств языческих") в будущем (2:21б-22)
В. Обещание восстановить царство Давида (2:23)