otveti.org»Толкование Библии»1-я Книга Паралипоменон

Толкование Библии, 1-я Книга Паралипоменон

Первая Книга Паралипоменон.

Введение.

В ранних еврейских манускриптах 1 и 2-Паралипоменон представляли собой один свиток. Впервые книга была разделена на две при переводе Ветхого Завета на греческий язык около 200 г. до Р. Х. (Септуагинта). Но поскольку оригинал представлял из себя нераздельные исторические записи, то и читать и изучать обе книги следует вместе, чтобы верно воспринять и оценить их развитие и содержание.

Автор.

В тексте самих книг 1 и 2-Паралипоменон об авторе не упоминается, но, согласно древнему еврейскому преданию, им, предположительно, был Ездра. Однако полной убежденности в этом нет, почему и принято в богословской литературе ссылаться на автора как на летописца. В целом богословы согласны в том, что в пользу одного автора говорят присущие обеим книгам единство стиля и общность подхода к освещению исторических событий. Но более чем в каких-либо других книгах Ветхого Завета в 1 и 2-Паралипоменон чувствуется зависимость от нескольких более ранних письменных источников.

К примеру, более половины текста в обеих книгах соответствует тому, о чем повествуется в книгах Царств (от 1-ой до 4-ой). Однако это не значит, что летописец непосредственно заимствовал свой материал из книг Царств. У него практически отсутствуют прямые цитаты из них. В то же время он постоянно ссылается на такие источники, как "летопись царя Давида" (1-Пар. 27:24), "книга царей Израильских и Иудейских" (2-Пар. 27:7; 35:27; 36:8), или в обратном порядке "книга царей Иудейских и Израильских" (2-Пар. 16:11; 25:26; 28:26; 32:32), либо "книга царей Израильских (Израилевых)" - 1-Пар. 9:1; 2-Пар. 20:34.

В 2-Пар. 33:18 имеется ссылка на "записи царей Израилевых", а в 1-Пар. 29:29 на "записи Самуила провидца, Нафана пророка (сравните 2-Пар. 9:29) и Гада прозорливца", имеются и другие подобные ссылки. Итак, кем бы ни был автор 1 и 2-Паралипоменон, тем не менее мы можем знать, что он был историком-летописцем, который тщательно отбирал материал для своей книги как из официальных источников, так и из неофициальных.

Время написания.

Почти все исследователи Библии согласны в том, что 1 и 2 Паралипоменон не могли быть созданы позднее чем в конце 5-го века до Р. Х., т. е. приблизительно в 400 году.

Цель написания.

Цель написания книги и ее построение взаимно объясняет друг друга. Древнееврейское название общего свитка (для 1 и 2-Паралипоменон) звучит как "дибере хайиамим", или "слово относительно дней". То есть это "исторический обзор" тех дней, в которые в Израиле и в Иудее царствовали потомки Давида. В Септуагните греческое название Паралейпомена (что можно перевести как "события и дела, которые были опущены") наводит на неверное представление, будто единственной целью написания 1 и 2-Паралипоменон было восполнить информацию, не приведенную в книгах Царств.

Вполне очевидно, что 1 и 2-Паралипоменон - это историческое повествование; оно начинается с упоминания об Адаме (1-Пар. 1:1) и заканчивается на принятии Киром, царем персидским, декрета (в 538 г. до Р. Х.) о построении храма в Иерусалиме (2-Пар. 36:23). В пользу такого восприятия этих книг (или книги) говорит и то обстоятельство, что период от Адама до смерти Саула связывается воедино лишь генеалогическими записями; они перемежаются повествовательными разделами, цель которых обратить особое внимание читателя на родословный ряд, начинающийся от Давида, а также на постановления, исходившие от священства и левитов, и на порядки, установленные ими. Осуществляя Свои высшие цели, Бог избрал Израиль и самого выдающегося из его царей - Давида. Бог избрал их из всех прочих народов и людей на земле. Так что Давид и колено Иудино все время остаются в фокусе повествования как в 1-ой, так и во 2-ой книгах Паралипоменон.

О царствовании Саула говорится только в одной главе (1-Пар. 10), и автор ограничивается описанием его смерти. Это краткое сообщение нужно ему лишь как введение к разделу о преемнике Саула - Давиде, царствованию которого посвящены остальные 19 глав книги (главы 11-29). Правление Соломона описано в 2-Пар. 1-9, а вся последующая история династии Давида - в 2-Пар. 10-36. И хотя время от времени автор обращается к положению дел в Северном царстве (Израиле), в целом повествование 2-Пар. 11-36 сосредоточено на Южном царстве.

В центре внимания постоянно остаются Давид и его потомки. Также в книгах прослеживаются священнические и левитские "линии", и посредством этого внимание читателя все более приковывается к храму и служению в нем. Из повествования видно, что духовными корнями храм и поклонение в нем Иегове уходят в дни Давида.

Высший замысел чувствуется в трепетно-горячем богопоклонении Давида. Как царь он был прообразом Царя-Мессии (Пс. 2, 109 и т. д.), и как священник (1-Пар. 15:25-28; сравните 2-Цар. 6:12-15) он тоже был прообразом Христа, Священника, исполняющего мессианскую миссию. Для глубокого проникновения в богословский смысл обеих книг необходимо помнить, что в 1 и 2-Паралипоменон делается двойной акцент - на Давиде как царе, и на священстве как на исполняющем царскую функцию мессианского значения.

Акценты, которые автор 1 и 2-Паралипоменон ставил на Давиде и на священстве в храме, были в условиях его времени, когда Иуда возвратился из вавилонского плена, источником великого ободрения для народа. В сущности из плена вернулось относительно небольшое число евреев (большая их часть осталась в Вавилоне), и восстановленный ими храм был значительно скромнее своего великолепного предшественника, возведенного при Соломоне (Агг. 2:3). Но Божии обещания не пропадают. В свое время храм воссияет Его собственной славой.

И снова восстанет "древо Давидово", но на троне его сядет Мессия, чтобы править царством. Напоминание об этом и заверение в этом, которые звучали со страниц 1 и 2-Паралипоменон, должны были вселять радостное предвкушение в сердца того "остатка", который возвратился из Вавилона. Не будь этого, все, что имело место в их прошлом, осталось бы для них лишенным практического значения, это было бы лишь воспоминанием о былой славе их отцов.

План книги:

I. Родословия (главы 1-9)

А. Генеалогии патриархов (глава 1)

1. Генеалогия Адама (1:1-4)

2. Генеалогия Иафета (1:5-7)

3. Генеалогия Хама (1:8-16)

4. Генеалогия Сима (1:17-27)

5. Генеалогия Авраама (1:28-34)

6. Генеалогия Исака (2:35-54)

Б. Генеалогия Иуды (глава 2)

1. Сыновья Иуды (2:1-4)

2. Генеалогия Фареса и Зары (2:5-8)

3. Генеалогия Есрома (2:9-41)

4. Генеалогия Халева (2:42-55)

В. Генеалогия Давида (глава 3)

1. Сыновья Давида (3:1-9)

2. Потомки Соломона (3:10-24)

Г. Генеалогия Иуды (4:1-23)

Д. Генеалогия Симеона (4:24-43)

Е. Генеалогия трансиорданских племен (глава 5)

1. Рувим (5:1-10)

2. Гад (5:11-17)

3. Войны восточных племен (5:18-22)

4. Полуколено Манассиино (5:23-26)

Ж. Генеалогия Левия (глава 6)

1. Потомки Левия (6:1-15)

2. Другие потомки Левия (6:16-30)

3. Музыканты из рода Левия (6:31-48)

4. Священники из рода Аарона (6:49-53)

5. Расселение левитов (6:54-81)

З. Генеалогии шести северных племен (глава 7)

1. Иссахар (7:1-5)

2. Вениамин (7:6-12)

3. Неффалим (7:13)

4. Манассия (7:14-19)

5. Ефрем (7:20-29)

6. Асир (7:30-48)

И. Генеалогия Вениамина (глава 8)

К. Граждане Иерусалима (9:1-34)

1. Политические вожди (9:1-9)

2. Священники (9:10-13)

3. Левиты (9:14-16)

4. Привратники и другие (9:17-34)

Л. Генеалогия Саула (9:35-44)

II. Царствование Давида (главы 10-29)

А. Смерть Саула (глава 10)

Б. Герои Давида (главы 11-12)

В. Перенесение ковчега (глава 13)

Г. Обоснование Давида в Иерусалиме (главы 14-16)

1. Его дворец (14:1-2)

2. Его семья (14:3-7)

3. Его победы над филистимлянами (14:8-17)

4. Появление ковчега (глава 15)

5. Назначение религиозных служителей (глава 16)

Д. Давид хочет строить храм (глава 17)

Е. Войны и дела Давида с иноземцами (18:1 - 20:8)

1. Филистимляне и моавитяне (18:1-2)

2. Сирийцы (арамеи) (18:3-11)

3. Идумеи (18:12-33)

4. Царская администрация (18:14-17)

5. Аммонитяне (19:1 - 20:3)

6. Филистимляне (20:4-8)

Ж. Перепись, произведенная Давидом, и последовавшее Божие наказание (21:3 - 22:1)

З. Планы Давида относительно строительстве храма (22:2-19)

И. Теократическое устройство общества при Давиде (главы 23-27)

1. О левитах в целом (главы 23-24)

2. Музыканты из рода Левина (глава 25)

3. Привратники из Левина (26:3-19)

4. Казначеи из рода Левина (26:20-28)

5. Чиновники-левиты в сфере гражданского служения (26:29-32)

6. Военная и политическая структура при Давиде (глава 27)

К. Прощальное обращение Давида к вождям народа (28:1 - 29:22а)

1. Наставления Давида относительно храма (28:2-10)

2. Планы Давида относительно построения Храма (28:11-21)

3. Призыв Давида совершать приношения для дома Господня (29:1-9)

4. Вознесение Давидом хвалы Господу и молитвы о построении храма; совершение в этой связи жертвоприношений (29:10-22а)

Л. Преемник Давида на троне (29:22б-30)


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта