Толкование Библии, Книга Пророка Михея
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Михея
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Книга пророка Михея.
Введение.
Автор.
Об авторе этой книги известно не много. В ее заглавии он назван Михеем, что является сокращенной формой от "Михаия" (означает "Кто подобен Богу?"). Ссылка на Михея (Михаию) имеется в книге пророка Иеремии; в Иер. 26:18 записаны слова о нем сказанные иудейскими старейшинами, которые цитируют его предсказание относительно разрушения Иерусалима (Мих. 3:12) в защиту Иеремии, тоже возвестившего о суде Божьем, грядущем на народ иудейский.
Морасфитином, или Морасфитянином (Иер. 26:18), пророк назван по месту своего происхождения, из иудейского города Моресфы, отождествляемого некоторыми с Морешеф-Гефом, упоминаемом в Мих. 1:14. Этот город находился примерно в 40 км. на юго-запад от Иерусалима, близ филистимского города Гефа. Также лежавшая на плодородных иудейских предгорьях Моресфа находилась и близ Лахиса, международного торгового центра, имевшего в те дни важное значение.
Темами пророчеств Михея, как и его современника Исаии, были: разрушение Северного царства ассирийцами и гибель после этого Южного царства под ударами вавилонян. Жил и пророчествовал Михей в 8-ом веке до Р. Х., во время царствования трех иудейских царей: Иоафама, Ахаза и Езекии (Мих. 1:1).
Книгу Пророка Михея делят на три части, соответственно числу посланий, каждое из которых начинается призывом "Слушайте": 1:2 - 2:13; главы 3-5; 6-7. Проповедуя в Иудее, Михей, тем не менее, начинает с возвещения разрушения, которому подвергнется Самария, столица Израильского царства. Он не оставляет, однако, сомнения в том, что вина Иудеи в глазах Господа не меньше, как не легче будет и наказание, ожидающее ее.
Как и в других пророческих книгах, мерилом определения состояния народа служит завет, который Бог заключил в лице Моисея со всем Израилем, когда вывел их из Египта. Народу следовало жить в согласии с положениями и правилами этого завета, и тогда Бог благословлял бы их (Втор. 28:1-14). В противном случае народ подлежал Божьему суду и, в конечном счете, изгнанию из земли обетованной (Втор. 28:15-68).
Из речей пророка Михея, которые отличаются глубиной и живостью языка, следовало, что еврейский народ, населяющий оба царства, не исполнил и не исполняет условий завета, и и поэтому подлежит Божьему наказанию. Но это наказание свидетельствуют также о любви Бога к ним, потому что наступит такой день, когда Израиль будет восстановлен Богом, и восстановление это будет к славе.
Хотя в каждом из трех посланий Михея тема суда выступает на первый план, в них звучит также и тема восстановления. Связанное с этой темой понятие "остатка" находим в каждой части (2:12; 4:7; 5:7-8; 7:18). Пророку открылось свыше, что однажды народ Израиля займет на земле выдающееся положение, подчинившись грядущему Мессии (4:1-8), и едва ли приходится сомневаться в том, что праведному "остатку" его дней оно воистину было в утешение.
Как и многие части других пророческих книг, книга пророка Михея оставлена как поэма, хотя в переводе на другие языки все эти книги превратились в произведения прозаические. Упомянутая выше "живость языка", присущая Михею как писателю, отражается в его быстрых переходах от одной мысли к другой (от обличения к угрозе, от угрозы к утешительному обетованию, и т. д.). Он часто прибегает к игре слов, к сравнениям, уподоблениям и образам.
Книга Пророка Михея дважды цитируется в Новом Завете (Мих. 5:2 приводится в Матф. 2:5-6, а Мих. 7:6 в Матф. 10:35-36). Особенно примечательно в этой книге то, что в ней указывается на место рождения Мессии и Его происхождение (5:2), описывается правление Его на земле (4:1-7) и Мессия в ней называется Царем Израиля (2:13) и его Владыкою (5:2).
План книги:
I. Послание первое: Суд грядет (главы 1-2)
А. Вступление (1:1)
Б. Предсказание суда (1:2-7)
В. Плач Михея (1:8-16)
Г. Грехи Иуды (2:1-11)
Д. "Остатки Израиля" будут воссоединены - предсказание (2:12-13)
II. Послание второе: За наказанием последует благословение (главы 3-5)
А. Суд над "главами и князьями народа" и над пророками, "вводящими его в заблуждение" (глава 3)
Б. Благословения грядущего Царства (главы 4-5)
1. Описание Царства (4:1-8)
2. О событиях, "близких" к Михею; виденье им Мессианского времени (4:9 - 5:1)
3. О Правителе Царства (5:2-15)
III. Послание третье: Обличение греха я обещание благословений (главы 6-7)
А. Господь обвиняет (6:1-5)
Б. Ответ Михея от имени народа (6:6-8)
В. Бог судит за грех (6:9-16)
1. О грехах народа (6:9-12)
2. О наказании за грехи (6:13-16)
Г. Молитва Михея (глава 7)
1. Пророк оплакивает нечестие народа (7:1-6)
2. Пророк уповает на Господа (7:7-13)
3. Молитва Михея: да станет Бог вновь пасти народ Свой (7:14)
4. Обещание Господа явить народу Своему "дивные дела" (7:15-17)
5. "Кто Бог, как Ты!" (7:18-20)