Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Песня Песней

Толкование Библии, Книга Песня Песней

Книга Песнь Песней Соломона.

Введение.

Перед нами самая, может быть, трудная для понимания и самая таинственная книга Библии. На нее существует множество самых разнообразных толкований.

Заглавие книги предполагает ее превосходство над другими священными книгами (сравните с такими понятиями, как "Святое святых" или, напротив, "суета сует"), что, конечно же, свидетельствует, в свою очередь, о том, что достоинство ее отнюдь не исчерпывается поэтически прекрасным и тонким описанием любви между мужчиной и женщиной, но содержит в себе и некий высший духовный замысел. Толкователи этой книги в Песне Песней видели: а) аллегорию: б) прообразное произведение, которое в конечном счете под "возлюбленным" подразумевает Христа, а под "возлюбленной" Церковь; в) драму с участием двух или трех основных персонажей; г) антологию песен, воспевающих человеческую любовь.

При рассмотрении книги как аллегории скрытое духовное значение приписывалось чуть ли не каждой ее детали, в свете чего обычному смыслу слов значение почти не придавалось. Именно так подходили к Песне Песней еврейские священные книги - Мишна, Талмуд и Таргум. Она интерпретируется в них как аллегорическая картина любви Бога к Израилю. Что же касается отцов Церкви - таких, как Ипполит, Ориген, Иероним, Афанасий, Августин и Бернар Клервоский, то они видели в этой книге аллегорическое изображение любви Христа к Его Невесте Церкви.

Ориген, к примеру, писал, что слова невесты о ее "черноте" (1:4-5) подразумевают оскверненность Церкви грехом, тогда как ее утверждение, что она "красива" (1:4), говорит о духовной красоте человека, обратившегося ко Христу. По мнению других, "голос (воркование) горлицы" в 2:12 есть иносказание апостольской проповеди; в 5:1 некоторые видели образ вечери Господней. Эти примеры свидетельствуют о субъективности аллегорического подхода: подтвердить правильность подобных мнений не представляется возможным.

Подход комментаторов, рассматривающих Песнь Песней как прообразное произведение отличается от аллегорического подхода тем, что Соломон признается ими фигурой вполне исторической, и мистического значения каждой детали книги ими не придается. Надо, однако, заметить, что Писание не дает нам оснований видеть в каких бы то ни было аспектах жизни и деятельности царя Соломона прообразы божественной деятельности Христа.

Делич, Эвальд и др. (19-ый век), подходившие к книге Песни Песней как к драме, упускали из виду чуждость драмы и театра как таковых еврейскому менталитету (и семитскому менталитету вообще) в библейские времена. Да и нет в Песне Песней таких характерных для драмы особенностей, как роли, разделение на сцены и акты, наконец, последовательность диалога и действия.

Разнообразие мнений, даже и бегло перечисленное, несомненно, свидетельствует о том, что Песнь Песней - произведение многоплановое, которое может восприниматься и как книга о человеческой любви и как книга о взаимоотношениях Бога и людей, и как книга мистическая.

Весьма разнообразны мнения богословов и о структуре книги, о природе ее метафор и о характере воспеваемой в ней любви. В сущности, едва ли не каждый стих здесь является предметом оживленных дебатов между толкователями, чьи разные мнения как бы образуют пестрый ковер, с которым не сравниться по "многоцветью" толкованиям ни на одну другую книгу Библии. Многие богословы евангельской школы условно делят книгу на несколько частей.

В 1:1 - 3:5 чувство Невесты к Жениху только формируется, оно еще неуверенное, неопределенное. Постепенно оно набирает силу (3:6 - 5:1) и достигает полной зрелости (5:2 - 8:4), уподобляясь пламени, которое невозможно погасить (8:5-7). Стихи 8-14 в восьмой главе можно определить как эпилог, который как бы возвращает читателя к истокам описанной в поэме любви.

Некоторые богословы стоят на том, что в книге не два, а три главных персонажа: невеста, пастух (ее возлюбленный) и царь Соломон, к которому невесту уводят от ее жениха. Но те, которые видят в Песне Песней лишь двух главных персонажей (возлюбленную и возлюбленного), возражают, что Соломон и "пастух" - одно и то же лицо, поскольку в фигуральном смысле этот еврейский царь, владевший несметными стадами, мог быть представлен "пастухом".

Как уже говорилось, нет сомнения в том, что одной из целей книги является прославление человеческой любви и высокой идеи брака. Включение такой книги в библейский канон лишь на первый взгляд может показаться странным. При дальнейшем размышлении мы останавливаемся на мысли о том, что Бог создал мужчину и женщину и, установив союз между ними освятил его (Быт. 1:27; 2:20-23,24); мы вспоминаем далее, что согласно библейской символике Бог - это Муж теократического израильского сообщества, его Господин и любящий Супруг.

Супружеский союз мужчины и женщины ассоциируется таким образом со священным союзом Бога и людей. Да, в жизни люди сплошь и рядом оскверняют брачные отношения, освященные Богом; оскверняют и разрушают. Тем более важно иметь среди библейских книг такую, где любовь двоих, цельная и незапятнанная, возводится до высоты неразрушимой небесной любви, становится как бы символом ее.

Автор.

Об авторе говорит заглавие книги, ссылка на его имя содержится и в шести стихах (1:4; 3:7,9,11; 8:11-12). Из всех израильских царей Соломон был самым литературно одаренным: ему принадлежат 3000 притчей и 1005 песен (3-Цар. 4:32). В книге Соломон подразумевается и под "царем", который упоминается в 1:3,11; 3:9,11; 7:6. Как на атрибуты царского величия "возлюбленного" указывается на его роскошные носилки, окруженные могучими воинами (3:7-10).

Исторический царь Соломон был, как известно, знатоком и исследователем природы (3-Цар. 4:33), и "присутствие" ее, в многообразных ее аспектах, на страницах книги, таким образом, не случайно. Даже если не видеть иного значения, кроме буквального, все эти элементы флоры и фауны, смены времени суток и года и т. п., несомненно, определяют образный строй Песни Песней. Но некоторые богословы придают им и мистический смысл, поскольку взаимное влечение друг к другу Жениха и Невесты является в их представлении символическим изображением тяготения Палестинской земли и населяющего ее израильского народа к Богу, возлюбившему его.

Итак, Песнь Песней была, вероятно, написана в годы царствования Соломона (между 971 и 931 гг.до Р. Х.). Имела ли изображенная в ней любовь жениха и невесты действительный прообраз? Другими словами, лежит ли в основе ее некий факт из жизни царя Соломона? И если так, то не удивительно ли прославление возвышенного чувства верной любви этим царем, о котором в Библии говорится, что он имел 700 жен и 300 наложниц (3-Цар. 11:3)?

Объяснение пытались находить в том, что Песнь Песней была навеяна царю первой его любовью, и что она, возможно, была им написана вскоре после женитьбы на дочери фараона (3-Цар. 3:1). Но в книге нет и намека на то, что невеста была царевной, что родом она из Египта. Из 4:8 можно сделать вывод, что возлюбленная царя "пришла из Ливана". С другой стороны, в 7:1 она названа Суламитой, и на этом основании отождествляется некоторыми исследователями Библии с Ависагою из Сунама, или Ависагою Сунамитянкой (3-Цар. 1:1-4). О другом понимании слова "Суламита" в комментарии на 7:1.

План книги:

I. Начало любви (1:1 - 3:5)

А. Вступление: влечение, неуверенность, восхваление (1:1-10)

Б. Возрастание и укрепление чувства (1:11 - 3:5)

1. Взаимное восхваление (1:11 - 2:6)

2. Заклинание (2:7)

3. Любовь и гимн природе (2:8-17)

4. Страх невесты потерять возлюбленного (3:1-4)

5. Повторение заклинания (3:5)

П. Бракосочетание (3:6 - 5:1)

А. Описание бракосочетания (3:6-11) Б. Брачная ночь (4:1 - 5:1)

III. Любовь в браке (5:2 - 8:4)

А. Второй тревожный сон невесты; любящие вновь обретают друг друга (5:2 - 7:1)

Б. Восхваление возлюбленным его возлюбленной (7:2-10)

В. Призыв возлюбленной (7:11-14)

Г. Возрастающая жажда большей близости (8:1-4)

IV. Заключение: характер и сила любви (8:5-7)

V. Эпилог: возвращение к истокам любви (8:8-14)


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта