Толкование Библии, Книга Пророка Даниила
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Даниила
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Книга пророка Даниила.
Введение.
Автор.
Автором книги был Даниил, который также является одним из главных действующих лиц в книге. Сведений о Данииле и о его происхождении имеется не много. По свидетельству его современника Иезекииля он был известен своей праведностью (Иез. 14:14,20) и мудростью (Иез. 28:3). В указанных стихах Иезекииль упоминает о Данииле наряду с Ноем и Иовом. Даниил был знатного происхождения (Дан. 1:3,6), привлекателен внешне и умен (1:4).
Из текста книги следует, что на третьем году царствования Кира персидского, т. е. в 536 г. до Р. Х., Даниил был еще жив (10:1). Из 1:4 мы узнаем, что он был одним из "отроков", которые по приказу Навуходоносора были приведены в Вавилон, в третий год царствования иудейского царя Иоакима (1:1). Если предположить, что тогда, в 605 году до Р. Х., Даниилу было 16 лет, то на третьем году правления Кира ему было 85.
Из содержания книги следует, что написана она была Даниилом в 6 веке до Р. Х. Книга Пророка Даниила является первой из великих апокалиптических книг Библии. Греческое слово апокалипсис означает "раскрытие", или "откровение". И хотя откровением, исходящим от Бога, является все Священное Писание, некоторые части его уникальны как по форме содержащихся в них откровений, так и по способам их передачи людям.
Вот несколько особенностей, которыми характеризуются апокалиптические писания. Во-первых, в них широко использовались символы и аллегории. Во-вторых, для них характерно обращение к судьбам еврейского народа, которые "раскрываются" в свете Божьего плана на будущее. Таинственность этого будущего отражается в самом характере повествования, изобилующем символами и аллегориями. А объясняется это тем, что откровения, дававшиеся апокалиптикам, часто относились к "веку иному", который откроется вторым пришествием Мессии.
А это значит "пришествием" Царства Божия. В этих откровениях присутствуют таким образом реалии мира иного, с трудом поддающиеся выражению на языке нашего мира. Заметим, однако, что в толковании апокалиптических видений, символов и знамений читатель редко предоставляется лишь собственной изобретательности, чтобы "докопаться до истины". Часто Писание толкует само себя. Но для того, чтобы это толкование понять, читающим необходимо тщательно изучать контексты и сопоставлять параллельные места в Библии.
Третья особенность апокалиптических писаний: они составлены большей частью на языке прозы (в отличие от пророческих писаний, для которых характерен поэтический язык). Помимо Книги Пророка Даниила и книги Откровения, апокалиптические писания содержатся в книгах Иезекииля и Захарии (Иез. 37-48; Зах. 1:7 - 7:8). Имеется, кроме того, немало апокалиптических книг, не вошедших в библейский канон и относящихся к апокрифам.
Книга пророка Даниила необычна тем, что написана не на одном, а на двух языках: 1:1 - 2:4а и главы 8-12 составлены на еврейском языке, а 2:4б-7:28 - на арамейском, который был распространенным языком тогдашнего языческого мира. Хотя Книга Пророка Даниила представляет собой единое литературное произведение, в ней видны два главных смысловых акцента.
Один соответствует Божьему плану для языческих народов (2:4б-7:28). Представляется естественным, что пророчество относительно них записано было на понятном им языке. Другой главный акцент Книги Пророка делается на судьбах народа израильского. Эта тема раскрывается в 1:1 - 2:4а и в главах 8-12. И эти открывки Даниил написал на еврейском языке.
Обе эти части, несмотря на разное их содержание, объединены важной общей идеей, или точнее, учением о вселенском Царстве Божием и о Сыне Человеческом, которые восторжествуют над язычеством во всех его проявлениях. Будущее всемирное Царство не может остаться во власти язычников. Управляя народами земли, Бог ведет их к исполнению Своей воли.
Нет сомнения в том, что именно из Книги Пророка Даниила Христос использует наименование Сын Человеческий, которое применяет к Себе, подтверждая тем мессианский богодухновенный характер содержащегося в ней учения. Дело в том, что образ Сына Человеческого, "возникающий" в 7-ой главе книги, - это образ существа лишь по виду человеческого, но происхождение его явно небесное.
Образ Того, Кто является великим вершителем замыслов Божиих, чтобы посредством Него осуществить суд над Своими врагами и привести Царство Божие на преображенную землю. Нельзя не сказать, что, начиная с 6-го века до Р. Х., апокалиптический смысл выражения "Сын Человеческий" все более укоренялся в еврейском религиозном сознании.
Историческая обстановка.
Ниневия, столица Ассирии, пала под ударами объединенных сил Вавилона и Мидии в 612 г. до Р. Х. Часть ассирийцев, которых возглавил Ассурубалит, бежала на запад, в Харран, и оттуда провозгласила свое владычество над всей Ассирией. Но в 611 году Набополассар, царь вавилонский, двинул свои войска против ассирийцев, засевших в Харране. И в следующем году (610-ом), в союзе с мидийцами, напал на Харран. Ассирийцы бежали дальше на запад, за реку Евфрат. Харран сдался халдеям. В 609 году до Р. Х. ассирийцы обратились за помощью к Египту, и фараон Нехао I ответил им согласием.
В те дни иудейский царь Иосия, в надежде снискать благодарность халдеев, сделал попытку помешать египтянам соединиться с ассирийской армией, для чего вышел навстречу египетскому войску у Мегиддо. Однако не только потерпел поражение, но и сам был смертельно ранен в битве с египтянами (4-Цар. 23:28-30; 2-Пар. 35:24). Объединив свои силы, фараон и ассирийцы сразились с халдеями у Харрана, но были ими разбиты.
По-видимому, в это время Ассирия сходит с исторической сцены, что же до Египта и Вавилона, то конфликт между ними продолжался. Оба войска встретились у Кархемиса в 605 г. до Р. Х.; вавилонскую армию возглавлял Навуходоносор. Египтяне потерпели поражение, и в мае-июне того года Кархемис был вавилонянами разрушен.
Преследуя отступавших египтян, Навуходоносор продвигался на юг, захватывая все новые земли, вплоть до сирийской границы, и приближаясь к Палестине. Но получив в этом военном походе известие о смерти своего отца Набополассара, он возвратился в Вавилон, чтобы возложить на себя царскую корону; это было в августе 605 года до Р. Х.
Затем, однако, Навуходоносор вернулся в Палестину и в сентябре 605 года подошел под стены Иерусалима. Тогда-то Даниил и другие "отроки" из аристократических семей и были отведены в Вавилон в качестве пленников. Может быть, Навуходоносор взял их как заложников, чтобы удержать народ Иудеи от мятежа. А, может быть, царь имел иные планы в отношении знатных иудейских юношей: к примеру, воспитать из них "своих людей", которые в случае перехода Иудеи на вассальное положение заняли бы там высокие административные посты. Возвратившись в Вавилон, Навуходоносор царствовал там 43 года (605-562 гг.до Р. Х.).
Во второй раз Навуходоносор пришел в Иудею в 597 году, узнав о мятежном поведении царя Иехонии. Иерусалим был взят халдеями, которые в этот раз увели в Вавилон 10 тысяч пленников; среди них был и пророк Иезекииль (Иез. 1:1-3; 4-Цар. 24:8-20; 2-Пар. 36:6-10). А в третий раз Навуходоносор возвратился в Иудею в 588 г. до Р. Х. После долгой осады Иерусалима город пал и был разрушен, а храм сожжен; это было в 586 году. Большая часть иудеев, тех, что не были при этом убиты, были отведены в Вавилон (4-Цар. 25:1-7; Иер. 34:1-7; 52:2-11).
Возвращение иудеев в свою землю сделалось возможным лишь в 539 году, когда персидский царь Кир нанес Вавилону поражение и основал новую империю - Мидо-Персидскую. Поскольку возвращать покоренные и "перемещенные" халдеями народы в их земли было политикой Кира, он в 538 году издал указ, дававший евреям право при желании вернуться в Иерусалим (2-Пар. 36:22-23; Езд. 1:1-4). Около 50 тысяч иудеев, воспользовавшись этим правом, пришли в свою страну и приступили к восстановлению храма. Об этом молился Даниил (Дан. 9:4-19). Строительство храма было завершено в 515 г. до Р. Х. (Езд. 6:15).
От первой успешной войны халдеев против Иерусалима (605 г. до Р. Х.) до возвращения иудеев домой и закладки ими фундамента храма (536 г. до Р. Х.) прошло почти 70 лет. Тому же примерно числу соответствовал промежуток времени между разрушением храма (586 год) и его восстановлением (515 год). Таким образом практически буквально исполнилось пророчество Иеремии о 70-летнем пребывании евреев в вавилонском изгнании (Иер. 25:11-12).
Цель написания.
Можно выделить следующие цели: 1. Личная преданность Даниила Богу, его твердость в благочестии даже в условиях плена (глава 1) должны были явить иудейским изгнанникам образец жизни, какой следовало жить и им в сообществе язычников.
2. В книге подчеркивается власть Бога и над языческими народами, показано, как Он, следуя своей цели, учреждает и разрушает империи, утверждает и низлагает царей. Эту великую истину понял и Навуходоносор (4:34).
3. Из книги видно, что Бог хранит верность народу, с которым связал Себя узами завета, защищая и оберегая его даже тогда, когда за свое непослушание он подвергается наказанию. Бог терпелив по отношению к тем, для кого в конечном счете уготованы Его благословения.
4. Книга написана и для того, чтобы наглядно показать читающим так называемый "пророческий период" в истории, известный как "времена язычников" (Лук. 21:24). Даниил прослеживает течение истории языческих народов в этот протяженный период, когда Израиль подвергался (и подвергается!) "дисциплинарным воздействиям" посредством этих народов. Завершение Божьего плана в отношении народов произойдет в период великой скорби.
5. Книга Пророка Даниила также свидетельствует о будущем избавлении Израиля и о благословениях, ожидающих его в Тысячелетнем царстве. Как и обещал Бог Аврааму, земля обетованная будет тогда принадлежать его потомкам. Пройдя через страдания по причине своего непослушания Богу, народ будет приведен к покаянию; исповедав веру в своего Господа, он будет восстановлен Им.
Книга Пророка Даниила имеет большое историческое значение. Ею как бы перебрасывается "мостик" между историческими книгами еврейской Библии и книгами Нового Завета. В ней записан ряд событий израильской истории в период 70-летнего вавилонского плена, которые в Писаниях нигде больше не зафиксированы (если не считать некоторых отрывочных сведений о них в книге Иезекииля).
Обращает на себя внимание то, что некоторые пророчества Книги Пророка Даниила, посвященные языческим народам, имеют свои параллели в книге Захарии. Однако их раскрытие и конечное освещение мы находим в книге Откровение. И без Книги Пророка Даниила невозможно было бы понять то, что открыто было Богом в книге Откровение.
План книги:
I. Личная история Даниила (глава 1)
А. Даниил попадает в Вавилон (1:1-7)
Б. Преданность Даниила Богу (1:8-16)
1. Решение Даниила (1:8)
2. Просьба Даниила удовлетворена (1:9-14)
3. Благой результат (1:15-16)
В. Назначение Даниила на царскую службу (1:17-21)
II. Язычники в пророческий период истории, во "времена язычников" (главы 2-7)
А. Сон Навуходоносора (глава 2)
1. Таинственный сон (2:1-16)
2. Тайна сна открывается Даниилу (2:17-23)
3. Даниил объясняет значение сна царю (2:24-45)
4. И "возвысил царь Даниила" (2:45б-49)
Б. Об истукане Навуходоносора (глава 3)
1. Сооружение истукана (3:1-7)
2. Обвинение против иудеев (3:8-12)
3. Подвергшиеся обвинению не поколебались в вере (3:13-18)
4. Избавление Даниила и его друзей Богом (3:19-30)
5. Манифест Навуходоносора (3:31-33)
В. Второй сон Навуходоносора (глава 4)
1. Видение дерева (4:1-15)
2. Толкование видения (4:16-24)
3. Исполнение видения (4:25-30)
4. Выздоровление царя и восстановление его на троне (4:31-34)
Г. Пир Валтасара (глава 5)
1. Описание пира (5:1-4)
2. Откровение царю (5:5-12)
3. Валтасар обращается к Даниилу (5:13-16)
4. Ответ Даниила (5:17-28)
5. Осуществление откровения (5:29-31)
Д. Указ Дария (глава 6)
1. Выдвижение Даниила (6:1-3)
2. Заговор князей и сатрапов (6:4-9)
3. Молитва Даниила (6:10-11)
4. Донос на Даниила и попытка обречь его смерти (6:12-18)
5. Бог сохранил Даниила (6:19-24)
6. Повеление царя (6:25-28)
Е. Видение четырех зверей (глава 7)
1. Видение (7:1-14)
2. Толкование (7:15-28)
III. Израиль в пророческий период истории, во "времена язычников" (главы 8-12)
А. Видение овна и козла (глава 8)
1. Видение (8:1-14)
2. Толкование (8:15-27)
Б. Откровение о 70 "седьминах" (глава 9)
1. Повод к ниспосланию Даниилу откровения (9:1-3)
2. Молитва Даниила (9:4-19)
3. Ответ Господа (9:20-27)
В. Последнее видение (откровение); главы 10-12.
1. Приготовление пророка (10:1 - 11:1)
2. Подробности израильской истории при второй и третьей империях (11:2-35)
3. История 70-й "седьмины" в восприятии и передаче пророка (11:36 - 12:3)
4. Заключение (12:4-13)