Толкование Библии, Книга Второзаконие
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Второзаконие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Второзаконие.
Введение.
Принятое название книги происходит от несовсем точного перевода в Септуагинте 18-го стиха из 17-ой главы. По-русски это место звучит в синодальном переводе так: "должен списать для себя список закона сего". Вот это "списать… список" (как бы "вторично воспроизвести его") было передано переводчиками Септуагинты словом "деутерономио" (буквально "второй закон"), которое в 4-ом веке при переводе Библии Иеронимом на простонародную латынь (latina vulgata) было переведено как Деутерономиум, т. е. Второзаконие.
Еврейское название книги звучит как "элдех хаддэ барим" ("Сии суть слова"), что соответствовало распространенному у евреев обычаю называть книги по первому слову или словам текста (1:1). С точки зрения содержания Второзакония это еврейское название больше подходит к книге, т. к. в ней не "второй закон", а проповеди Моисея на тему Синайского закона.
Автор.
В том, что автором Второзакония был Моисей, почти ни у кого не было сомнения ни в среде евреев, ни в среде христиан.
Структура книги.
Второзаконие построено по тому же принципу, что и так называемые вассальные договоры, формы соглашений, типичные для 2-го тысячелетия до Р. Х. Когда царь заключал договор со страной, находившейся на положении вассала по отношении к нему, то такой договор обычно состоял из шести частей: а) Преамбула; б) Исторический пролог (история отношений царя с его вассалом); в) Общее условие договора (призыв к искренней лояльности со стороны вассала по отношению к его сюзерену); г) Частные условия (подробное перечисление законов, исполняя которые вассал может конкретно выразить свою лояльность царю); д) Божественное свидетельствование (божества призывались во свидетельство договора) и е) Благословения и проклятия (за исполнение или неисполнение договора).
Структура Второзакония близка этой структуре, поскольку 1:1-4 образуют преамбулу; 1:5 - 4:43 исторический пролог; 4:44 - 11:32 отражают общее условие; главы 12-26 конкретные условия; главы же 27-28 содержат благословения и проклятия. (Конечно, Иегова, будучи единственным истинным Богом, не призывал других божеств во свидетельство Своего договора с Израилем.) Этим и прочим аналогиям уделяется особое внимание в данном комментарии.
Цель написания.
Хотя Второзаконие составлено по принципу "вассального договора", книга в целом скорее носит характер проповеди. Моисей проповедывал Израилю Закон, чтобы слово Божие запечатлелось в их сердцах. Его целью было привести народ к обновлению Завета, заключенного на Синае, т. е. добиться, чтобы евреи обновили свои обязательства перед Богом. Лишь предавшись безоговорочно в волю Господа, народ мог надеяться, что войдет в Обетованную землю, одержит победу над ее жителями, и станет сам жить в ней в процветании и мире.
На то, что Израилю вскоре предстояло войти в Обетованную землю, указывают во Второзаконии без малого двести упоминаний о "земле" (1:7). Моисей вновь и вновь побуждал народ "взять" землю (1:8), уговаривал их "не бояться" врагов (11:21).
Израиль должен был осознать, что земля была его "уделом" по воле Господа (4:20), потому что Бог подтвердил это "клятвою" (4:31), когда обещал дать эту землю их "отцам" (1:35). Им не следовало "забывать" (4:9) того, что Бог уже сделал для них и "слушаться гласа Его" (4:30), "бояться" Его (5:29), "любить" Его (6:5) и "прилепиться к Нему" (10:20). Каждое из слов, взятое в кавычки, часто встречается во Второзаконии, а сноски, данные в скобках, указывают, где можно найти комментарии на эти слова.
План книги:
I. Вступление: историческая обстановка, в которой Моисей произносил свои речи (1:1-4)
А. Говоривший, его слушатели, и место, где он говорил (1:1)
Б. Когда произнес Моисей эти слова (1:2-4)
II. Первое обращение Моисея: исторический пролог (1:5 - 4:43)
А. Обзор могущественных деяний Божиих, которые Он совершил между Хоривом и Беф Фегором (1:5 - 3:29)
Б. Призыв подчиняться Закону и не служить идолам (4:1-43)
III. Второе обращение Моисея: обязательства, предусмотренные Заветом (4:44 - 26:19)
А. Краткое повторение Закона при Хориве (4:44 - 5:33)
Б. Повеления и предупреждения огромной важности (главы 6-11)
В. Свод конкретных законов (12:1 - 26:15)
Г. Декларация преданности и послушания (26:16-19)
IV. Третье обращение Моисея: повеление об обновлении Завета и провозглашение благословений и проклятий (27:1 - 29:1)
А. Повеление об обновлении Завета (глава 27)
Б. Благословения и проклятия (глава 28)
В. Подведение итога третьему обращению Моисея (29:1)
V. Четвертое обращение Моисея: подведение итога требованиям Завета (29:2 - 30:20)
А. Призыв к послушанию на основании Завета (29:2-29)
Б. Обещание благословений, если Израиль покается (30:1-10)
В. Последний наказ об "избрании жизни" (30:11-20)
VI. От Моисея к Иисусу Навнну (главы 31-34)
А. Назначение Навина и передача Закона на хранение (31:1-29)
Б. Песнь Моисея (31:30 - 32:43)
В. Приготовление Моисея к смерти (32:44-52)
Г. Благословение Моисея (глава 33) Д. Смерть Моисея (глава 34)