Толкование Библии, Книга Пророка Малахии 4 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Малахии
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Мал. 4:1. Тема "праведных и нечестивых" (и конечного разрешения этой дилеммы Богом) продолжается. Нет, не всегда будут "благоденствовать" нечестивые. В день завершающего суда Господня с ними будет покончено. Как и в 3:2-3, пророк видит "суд" в образе огня, "пылающей печи". Но если там подчеркивается очищающее действие этого "огня" (направленное прежде всего на служителей Божиих - левитов), то здесь назначение его - в истреблении нечестивых (сравните с Ис. 66:15; Соф. 1:18; 3:8).
Истребление это будет настолько полным, что нечестивые уподобляются горящей соломе: в грядущий день, возвещает Малахия, не оставит от них… Господь Саваоф… ни корня, - ни ветвей (т. е. Всемогущий не пощадит ни их самих ни их потомство). Это, однако, не означает последней аннигиляции их (из книги Даниила мы знаем, что "злые" воскреснут; Дан. 12:2). Скорее тут подразумевается духовная гибель нечестивых, участью которых станет "мука вечная", категорическое недопущение их в Царство Божие (Матф. 25:46).
Мал. 4:2. Для праведных же день тот взойдет Солнце правды (праведности); выражение это встречается в Библии только здесь. Многие толкователи воспринимали эти слова как ссылку на Иисуса Христа, но правильнее отнести их к дню Господню в целом. В Царстве Христа свет и "дыхание" праведности, правды, будут (подобно лучам солнца) распространяться повсюду и всюду проникать, все наполняя собою и пропитывая. И, подобно солнечным лучам, действие праведности будет целительным (в евр. тексте слово, переведенное как исцеление, имеет и значение "восстановления") для благоговеющих пред именем Господним, которые будут постоянно обновляться духовно. Передано в образе "упитанных, радостно играющих тельцов".
Мал. 4:3. И будете попирать нечестивых, словно пыль ("прах") у себя под ногами. Не звучит ли и тут ответ на вопрос "сомневавшихся" (3:14)? Сам этот образ характерен для Ветхого Завета. В нем заключается и та мысль, что праведные станут для нечестивых орудием наказания Божиего (сравните с Мих. 4:13).
VIII. Заключение: Будьте готовы к приходу Господа (4:4-6)
Мал. 4:4. В этом призыве Малахии отражена самая суть того мировоззрения, которого держались благочестивые евреи в послепленный период. Именно в соблюдении закона Моисея видели они главный залог силы Израиля и его преуспевания. Слово Помните применительно к закону 14 раз повторено в книге Второзаконие, означая призыв не просто "держать в памяти" (умственное усилие), но и являть то, что "помнишь", повседневно - в каждом действии своем и поступке. Помните означало таким образом повинуйтесь (Господу). В дни Малахии народ весьма нуждался в обновлении в сердце своем "страха Божиего". Это "обновление" (невозможное без покаяния) послужило бы им в грядущий день Господень ко благу, защитило бы от невыносимых страданий.
На Хориве (древнее название горы Синай; Исх. 3:1; Втор. 5:2) Господь дал Моисею десять заповедей.
Мал. 4:5-6. Книга Пророка Малахии завершается обещанием Бога евреям послать им - пред наступлением дня Господня Илию пророка. Заметим, что в пророческих книгах о будущем служении Илии говорится только в этом месте. Многие иудеи видели в этом предсказание о возвращении на землю - перед приходом Мессии - исторического Илии. Примечательно, что такое понимание отразилось и на переводе этого места "70-ью толковниками". В Септуагинте тут стоит не "Илию пророка", а "Илию Фесвитянина" (известный как историческое лицо пророк Илия был родом из Фесвы).
Итак, говорит Малахия, Господь - с тем, чтобы вновь привести иудеев к послушанию закону, - пошлет им особого Своего вестника. Начало стиха 5 очень созвучно началу стиха 1 в главе 3, и многие комментаторы "привязывали" эти два предсказания друг к другу. С другой стороны, евангелист Матфей прямо пишет (Матф. 11:7-10; в стихе 10 - едва ли не в тех же словах, что Малахия в 3:1), что Ангелом (вестником), посланным "приготовить путь" Господу, был Иоанн Креститель. Причем у Матфея об этом говорит Сам Иисус Христос.
Не следует ли в таком случае именно в Иоанне видеть исполнение пророчества Малахии относительно прихода Илии (Мал. 4:5-6)? Ведь перед тем, как Иоанн родился, Ангел Господень предсказал священнику Захарии, что сын его станет служить "в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лук. 1:17).
Это обстоятельство, казалось бы, "соединяет в одно" оба предсказания Малахии (в 3:1 и в 4:5-6) и свидетельствует об исполнении их в Иоанне Предтече. Однако, хотя Иоанн признавал, что является тем, который "приготовил путь" Господу (в этой связи Ис. 40:3), он же недвусмысленно отрицал, будто Илия и он - одно и то же лицо (Иоан. 1:21-23). Даже и Сам Иисус, говоря об Иоанне, что он - тот, "которому должно придти", не заявляет этого "категорически", но начинает фразу об этом со слов: "И если хотите принять, он есть Илия" (Матф. 11:14).
Может быть, разрешения проблемы следует искать в Матф. 17. Там мы читаем, как Илия является рядом с Иисусом Христом в минуты Его преображения, и как после ученики спрашивают Господа о будущем приходе Илии. Это, очевидно, происходило после смерти Иоанна Крестителя (Матф. 14:1-2), однако, Иисус сказал: "правда, Илия должен придти прежде и устроить все" (Матф. 17:11). Не свидетельствует ли эта отнесенность к будущему времени, что предсказание Малахии в 4:5-6 не исполнилось в Иоанне Предтече? Израиль, кстати, не принял его как подобного Илии "восстановителя вещей", и, значит, накануне дня Господня должен придти другой, подобный Илии, предтеча.
Возвратимся, однако, к 17-ой главе Евангелия от Матфея. Продолжая говорить, Иисус сказал (стих 12), что "Илия уже пришел, и не узнали его". Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Матф. 17:13), прямо пишет евангелист Объяснение всему этому кроется, видимо, в том, что хотя в Иоанне не осуществилось предсказание Малахии (4:5-6), - ведь Илии еще предстояло придти, он, т. е. Илия, был прообразом Иоанна, судя по значительному сходству между Илией у Малахии (в 4:5-6) и вестником (Ангелом) у него же, в 3:1. А также в смысле этого сходства.
Напомним, что в тождестве Ангела (Мал. 3:1) с Иоанном Крестителем сомнений нет. Заметим, в завершение этой мысли, что Малахия имел в виду будущего пророка, который придет "в духе и силе Илии" и не знав, но провидя Иоанна Крестителя, называл его именем Илии в том же смысле, в каком пророки Иеремия и Иезекииль называли "Давидом" будущего Правителя израильского народа (Иер. 30:9; Иез. 34:23).
Выше говорилось о "другом предтече" по типу Илии, который придет накануне дня Господня. Трудно сказать, будет ли это сам Илия, как может показаться из Матф. 17:11, или кто-то "в духе и силе его". Скорее всего последнее. Наиболее вероятную ссылку на служение, подобное служению Илии, в Новом Завете, видят в книге Откровение (11:1-13), где говорится о "двух свидетелях", которые явятся в дни великой скорби.
Может быть, апостол Иоанн "расширил рамки" служения Илии, "обратив" его в служение Илии-Моисея (в этой связи толкование на Откр. 11:3-6). В результате служения "двух свидетелей" многие покаются, и таким образом сердца отцов и детей обратятся друг к другу. Следствием этого будет избавление их от гнева Божия в день Господень.
Заметим, что при подходе к таким местам в Библии, как стихи, завершающие Книгу Пророка Малахии, важно помнить, что эти (так называемые мессианские пророчества) почти всегда могут относиться как к событиям близким по времени к пророкам, так (одновременно) и к тем, которым предстоит совершиться в далеком будущем, и часто - в конце времен.
Так, в сказанном Малахией в 4:6 относительно "отцов и детей" непосредственно могли подразумеваться "разногласия между поколениями", возникшие в после-пленном иудейском сообществе (возможно, и на почве браков некоторых молодых (или относительно молодых) с язычницами, о чем с такой болью говорил Малахия).
В последних главах Книги Пророка Малахии, которые являются и последними словами Ветхого Завета, снова возникает зловещее предвиденье Божьего проклятия, которое может поразить землю. Грандиозные события последнего суда, которым завершится человеческая история, являются главной темой всех пророческих книг. Сила, с какой звучат предупреждения и призывы пророка Малахии, определяется как уверенностью его в грядущем суде, так и его упованием на милость Бога завета. Той же атмосферой ожидания суда и покаяния в конце новозаветного времени пронизана книга Откровение (Откр. 22:12-17). Только в ней гораздо подробнее говорится о Том, возвращения Которого ожидает земля, и Который возвратится…