otveti.org»Толкование Библии»Деяния Апостолов»9 глава

Толкование Библии, Деяния Апостолов 9 глава

1. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА (9:1-19а)

а. Господь говорит к Савлу (9:1-9)

Деян. 9:1а. Еще в этом стихе связывает его с 8:3. Чем далее за пределы Иерусалима распространялось Благовсстие, тем ожесточеннее преследовал Церковь Савл.

Деян. 9:1б-2. И так велика была ненависть Савла к последователям Христа, что он пришел к первосвященику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам. Дамаск не был под контролем Иудеи, Галилеи или Десятиградия. Какое же право имел первосвященник давать указания синагогам в Дамаске? Обычно на это отвечают, что Рим шел навстречу просьбам иерусалимского первосвященника об экстрадикции того или иного лица. Но, может быть, дело было в другом. В то время Дамаск находился, как представляется, под управлением царя Ареты IV (2-Кор. 11:32). Желая завоевать расположение у настроенных против римлян иудеев, Арета, который сам ненавидел римлян, рад был оказать "любезность" первосвященнику.

" в Дамаск к синагогам" говорит и о том, что христианство все еще тесно было связано с иудаизмом (в Иак. 2:2 словом "собрание" переведено греческое слово "синагоген", т. е. "синагога"). Тот факт, что христианское учение проникло уже и в Дамаск, свидетельствует о быстром его распространении.

Деян. 9:3-4. Савл не только услышал голос Господа Иисуса, но и увидел Его (9:17,27; 22:14; 26:16; 1-Кор. 9:1; 15:8). Хотя прямо о том, что Савл видел Христа, не говорится, это подразумевается во фразе: внезапно осиял его свет с неба. Для последующего апостольства Павла то обстоятельство, что он видел воскресшего Господа, сыграло решающую роль (1-Кор. 9:1).

Особого значения исполнен вопрос: что ты гонишь Меня? (сравните 9:5), так как из него следует, что Христос соединяет Себя со Своей Церковью. Это "Меня", прозвучавшее из уст Господа, впервые дало Савлу проникнуть в то, что означает учение христиан об их пребывании во Христе. (Вот почему, когда Анания лгал Петру, он лгал Святому Духу; 5:3.) Для Луки, как и для Павла, Христос есть Голова тела, которым является Церковь.

Деян. 9:5. Некоторые полагают, что кири ("Господи") в вопросе Савла: кто Ты, Господи? имело значение "Господин". Это возможно, поскольку кири в таком значении употреблялось (например, Матф. 13:27; 27:63; Иоан. 14:11; Деян. 10:4). И все-таки настолько сверхъестественной выглядит вся эта сцена, что в контексте ее едва ли правильно было бы придавать кири чисто человеческий смысл. Хотя Савл, для которого случившееся явилось полной неожиданностью, не узнал в тот же миг в Говорившем к нему Иисуса, он не мог не понять и того, что к нему обращалось Существо Сверхъестественное.

А в следующий момент Иисус и Сам сказал Савлу о Себе: Я Иисус (сравните 9:17). "Рожон" - длинный острый кол, поставленный в наклонном положении. Идти против рожна - выражение, которое в ранних греческих манускриптах встречается не здесь, а только в Деян. 26:14 - соответствовало народному образу препятствия, практически непреодолимого; опасного, рискованного дела.

Деян. 9:6. Отвечая на вопрос, в ужасе заданный Савлом: Господи! что повелишь мне делать? - Иисус повелел ему: иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Это не означало, как думают некоторые, что Анания (стих 10) преподал Савлу учение об оправдании. О том, что ему предстоит возвещать Благую Весть, и делать это ценой страдания (стихи 15-16; 22:10,15; 26:16-20), Савлу было сказано Самим Господом на дороге в Дамаск; и Он же открыл ему там истину об оправдании по вере, как это явствует из Деян. 26:18 (сравните Гал. 1:11-12).

Деян. 9:7. Бросается в глаза расхождение между стих 7 и 22:9. В 9:7 Лукой записано, что люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а в 22:9 евангелист говорит, что они "голоса Говорившего… не слышали". Но это "расхождение" объясняется тем, что при переводе на русский язык не было учтено падежное управление глагола "слышать" в греческом тексте, которое меняло его значение; в оригинале говорится не "слышать", а "слышать, разумея", что передано в англ. тексте Библии: спутники Савла "слышали голос, но не понимали значения того, что он произносил".

Деян. 9:8. Если "жалом во плоти" (толкование на 2-Кор. 2:17), которым до конца жизни мучился апостол Павел, была болезнь глаз, то так она начиналась. В любом случае разителен контраст между Савлом в 9:1 и 9:8. Там это был решительно шагавший человек, готовый хватать и бросать в темницы христиан, а здесь он уподобился беспомощному ребенку, которого повели… в Дамаск… за руку. Великой силы исполнены проявления Божией благодати, будь-то в чудных избавлениях или в действиях на первый взгляд катастрофического характера.

Деян. 9:9. Три дня полной слепоты, поста и молитвы (стих 11) были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал сообщить ему (стих 6).

б. Искреннее раскаяние Савла (9:10-19а)

Деян. 9:10-14. Посредством видения Бог наставил Ананию, не имевшего к тому охоты, идти к Савлу, чтобы восстановить ему зрение. В видении же Господь и Савла предупредил о том, что Анания явится к нему на улицу… Прямую, в дом Иуды, где Савл остановился. Прямая улица была одной из двух параллельных улиц Дамаска, ведших от западной стены города к восточной его стене. Заметим, что здесь (в стихе 11) - первая ссылка на место рождения Савла, город Таре (карту; сравните толкование на стих 30).

Интересно и то, что именно в книге Деяний Апостолов верующие впервые названы святыми (стих 13). Церковь с самого начала составляли "отделенные" (греческое слово "хагиоис"; в Рим. 1:1 оно передано как "избранный к благовестию", а в Еф. 1:1 и в Фил. 1:1 - как "святые"). Из Деян. 9:14 следует, что весть о приходе Савла в Дамаск с тем, чтобы преследовать верующих, опередила его, и Анания боялся Савла.

Деян. 9:15. Но Господь заверил Ананию, что Савл есть Его избранный сосуд, чтобы возвещать имя Его пред народами и царями и сынами Израилевыми. Под "народами" здесь понимаются "языческие народы". Савлу предстояло сделаться Павлом, апостолом для необрезанных (Рим. 11:13; Гал. 2:2, 7-8; Еф. 3:8), включая их "царей", т. е. правителей (о правителе Феликсе в Деян. 24:1-23); о правителе Порции Фесте в 24:27 - 25:12, о царе Ироде Агриппе II в 25:13 - 26:32; не исключается, что Павел говорил и императору Нерону; 25:11). И, конечно же, апостол Павел служил и "сынам Израилевым" (9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17:18:4,19; 19:8; 26:17-20; Рим. 1:16). Не поразительно ли, что тот, кто безжалостно преследовал христиан, сделался столь ревностным благовестником, горячим и неутомимым свидетелем Христовым!

Деян. 9:16. Частично исполнение этих слов Христа видим в перечислении Павлом его невзгод в 2-Кор. 11:23-27. Трижды в трех стихах (разговор Анании с Господом) встречается слово имя - в ассоциации с Самим Христом (стих 14:16; сравните 3:16).

Деян. 9:17. Брат Савл - сколь утешительно должны были прозвучать эти слова для Савла! Насколько об этом можно судить из записанного в Новом Завете, Анания был первым, кто обратился к Савлу по христиански. Более подробно о том, что говорил Анания Савлу, записано в 22:14-16. Страх и недоверие к Савлу сменились у Анании любовью к нему, потому что так повелел Господь. Возложив на него руки, Анания засвидетельствовал о равенстве между собой и Савлом. Святым Духом Савл несомненно исполнился сразу же после своего обращения (сравните 4:8,31; Еф. 5:18).

Деян. 9:18. При исцелении от слепоты как бы чешуя отпала от глаз Савла. Как и в двух случаях, записанных в книге Деяний Апостолов до этого, за обращением последовало крещение в воде (8:12,38). После рассказа об этом событии Анания исчезает со страниц книги, и лишь в главе 22, где Павел в очередной раз пересказывает случившееся с ним, об Анании упоминается.

Деян. 9:19а. Потрясение, пережитое им на дороге в Дамаск, а затем три дня без пищи и пития, крайне ослабили организм Савла. Однако и до принятия пищи он укрепился благодаря встрече с Ананией, последовавшему исцелению, исполнению Духом Святым и водному крещению.

2. НАЧАЛО КОНФЛИКТОВ С ИУДЕЯМИ (9:19Б-31)

а. Исповедание Савлом Христа (9:19б-22)

Деян. 9:19б-26. Проведя лишь несколько дней с христианами Дамаска, Савл стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Проповедь иудеям в их синагогах была частью Павловой стратегии и в его миссионерских путешествиях (первое путешествие - 13:5,14; 14:1; второе путешествие - 17:2,10,17; 18:4; третье путешествие - 18:19; 19:8). В 9:20 -единственный случай употребления в книге Деяний Апостолов фразы "Сын Божий". На дороге в Дамаск первым, что понял Савл, было именно это: Иисус есть Сын Божий.

Деян. 9:21. Узнавая о поразительном изменении, происшедшем с Савлом, иудеи дивились, что вполне естественно. Употребленное тут греческое слово "екзистанто" скорее означает "были потрясены". в книге Деяний оно употреблено пять раз (2:7; 8:13; 9:21; 10:45; 12:16).

Деян. 9:22. Теперь все свои богословские познания Савл употреблял на доказательство того, что Господь Иисус есть Христос (Мессия), чем приводил в замешательство Иудеев Дамаска.

6. Заговор против Савла (9:23-31)

1)В Дамаске.

Деян. 9:23-25. Одна из тем книги Деяний Апостолов, здесь особо подчеркнутая, - это оппозиция религиозных вождей иудеев провозглашению Благой Вести. Из 2-Кор. 11:32 ясно, что они действовали, объединив свои усилия с усилиями "областного правителя" Ареты, но главными инициаторами в этом были все-таки иудеи. Ученики, зная про заговор против Савла, в корзине… спустили его вниз по стене (ведь враги Савла день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его). Воистину события приняли странный оборот.

Намереваясь не дать спуску христианам Дамаска, Савл вошел в этот город слепым, а "вышел" из него… в корзине! Потенциальный преследователь сам стал объектом преследования. "Ученики" (или последователи), о которых тут говорится, могли быть учениками Савла, и тогда это показывает, насколько успешным было его служение.

Рассказывая о Савле, Лука опускает такую подробность, как его пребывание в Аравии, о чем сам апостол Павел упоминает в Гал. 1:17. Может быть, это имело место между событиями, описанными в стихе 22 и 23. Цель ухода Павла в Аравию - не известна. Он мог пойти туда с проповедью (хотя едва ли - ведь территория эта отнюдь не была густонаселенной, для апостола же, по крайней мере, впоследствии характерно было тяготение к густонаселенным центрам Римской метрополии). Вероятнее всего, он ушел в Аравию, чтобы в уединении размышлять и учиться.

2)В Иерусалиме (9:26-30).

Деян. 9:26-28. Савл уходил из Иерусалима непримиримым врагом христианства, но волей Бога теперь он в этом самом городе проповедовал Христово благовестие. Однако верующие и здесь поначалу боялись его, не веря, что и он - последователь Христа. В Дамаске Савлу помог Анания. В Иерусалиме он обрел верного друга в лице Варнавы. Свое имя ("сын утешения"; 4:36) этот человек вполне оправдал и по отношению к Савлу. На страницах книги Деяний Апостолов мы сталкиваемся с Варнавой еще в четырех случаях: а) 11:22-24; б) 11:30; 12:25; в) 13:1-2,50; 14:12; г) 15:2, 12, 22, 25, 37.

В конце концов иерусалимские христиане, которых Варнава убедил в том, что Савлу действительно можно верить, приняли его в свою среду, и, живя в Иерусалиме, он смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

Деян. 9:29. Здесь под Еллинистами понимаются грекоязычные иудеи (но не принявшие Христа, в отличие от "Еллинистов" в 6:1). Савл говорил… и состязался с ними, продолжая дело "еллиниста" Стефана, и настолько озлобил их, что они покушались убить его.

Деян. 9:30. Иерусалимские братия сочли за лучшее отправить Савла в Кесарию (морской порт, располагавшийся примерно в 100 км. от Иерусалима), а оттуда отправили его в его родной город Таре. Этот древний город, уже к тому времени насчитывавший более 4 000 лет, был одним из центров интеллектуальной жизни в Римской империи.

Передвижения Савла на основании Деян. 9 и Гал. 1:17 можно суммировать следующим образом:

1. Иерусалим (стихи 1-22)

2. Дамаск (стихи 3-22)

3. Аравия (Гал. 1:17)

4. Дамаск (Деян. 9:23-25; Гал. 1:17; 2-Кор. 11:32-33)

5. Иерусалим (Деян. 9:26-29; Гал. 1:18-20)

6. Кесария (Деян. 9:30)

7. Таре (стих 30; Гал. 1:21-24)

3)Заключение.

Деян. 9:31. Возможно, покою церквей на территории Иудеи, Галилеи и Самарии "способствовал" отъезд Савла, неприятие которого иудейскими религиозными вождями достигло высокой точки накала. Церковь все еще составляли евреи, полу-евреи (самаряне) и прозелиты, принявшие вначале иудаизм, а затем перешедшие в христианство. Но все говорило о готовности Церкви выйти за эти узкие пределы. Третьим из семи своих "сообщений об успехе" (т. е. о духовном и численном росте Церкви; сравните 2:47; 6:7; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31) Лука завершает этот раздел книги.

III. Свидетельство "до Предела земли" (9:32 - 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 - 12:24)

I. ПЕТР ГОТОВИТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (9:32 - 10:48)

а. Петр в Лидде (9:32-35)

Деян. 9:32-35. О Петре в последний раз упоминалось в 8:25, где они с Иоанном возвращаются в Иерусалим из Самарии. Теперь Петр ходил с проповедью по Иудее и, вот, пришел в Лидду. Лидда, упоминаемая в Новом Завете только здесь, соответствует современному Лоду; международный израильский аэропорт расположен чуть севернее этого города.

Позднее Петр много путешествовал, проповедуя, что, в частности, видно из перечисления им его адресатов в 1-Пет. 1:1. Еще прежде Петра обошел территории, прилегавшие к Кесарии, Филипп (Деян. 8:40). Чудесное исцеление Петром паралитика Енея, который восемь… лет лежал… в расслаблении, многих привлекло ко Христу.

Дважды в Деяниях Апостолов Лука, говоря о спасении, употребляет выражение "обратиться к Господу" (9:35; 11:21) и схожее с ним - в 15:19. Благовестие достигало все большего числа людей, потому что в прибрежных районах, где ходили евангелисты, жило немало язычников. Сарон - плодородная равнина, тянущаяся вдоль палестинского побережья (примерно 15 километров в ширину и 70-80 в длину). На юго-восточном крае ее помещалась Лидда. Упоминаемое здесь чудо было Вторым исцелением Петром калеки (3:1-10).

б. Петр в Иоппии (9:36-43)

Деян. 9:36-38. Пока Петр находился в Лидде, в Иоппии умерла добродетельная христианка (ученица), по имени Тавифа, что в переводе с арамейского означает "серна". Она известна была тем, что много помогала бедным (творила много милостынь). Лидда от Иоппии была километрах в 18, так что, прослышав, что Петр в Лидде, послали за ним двух человек с просьбой прийти. До сих пор (судя по записи в книге Деяний) в ранней Церкви не было случаев воскрешения мертвых, но, очевидно, вера христиан и их упование на Господа были так велики, что они надеялись: Господь через Петра воскресит Тавифу.

Деян. 9:39-41. Петр пришел в Иоппию, в дом, где лежала усопшая. И, выслав из комнаты плачущих вдовиц и всех бывших там, преклонив колена, помолился, а затем приказал: Тавифа! встань (сравните Мар. 5:41). И умершая ожила.

Деян. 9:42-43. Это чудо, как и предшествовавшие ему, немало людей побудило уверовать в Господа (2:43,47; 4:4; 5:12,14; 8:6; 9:33-35). После совершения его Петр довольно долго пробыл… в Иоппии, у… Симона кожевника, дом которого находился у моря (10:6).

В этом разделе (9:32-43) отражена подготовка Петра свыше к предстоявшему ему обращению Корнилия. 1) Двумя замечательными чудесами подтвердил он, что служит истинному Богу, Который особо благословляет его. 2) Служение Петра происходило на территории, частично заселенной язычниками. 3) Примечательно и самое проживание его в доме кожевника. Ведь люди этой профессии считались церемониально нечистыми, т. к. находились в постоянном "контакте" со шкурами убитых животных, обрабатывая их (Лев. 11:40).

е. Петр и Корнилий (глава 10)

Значение этого события видно уже из того, что Лука, рассказав о нем в Деян. 10, возвращается к нему в следующей главе и, наконец, его же имеет в виду, в 15:6-9. Территориальное распространение Благой Вести, как отражено это в Деяниях Апостолов, свидетельствовало о том, что начали исполняться слова Иисуса, записанные в Матф. 8:11 "Многие придут с востока и запада и возлягут… в Царстве Небесном".


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта