Толкование Библии, Деяния Апостолов 18 глава
Новый Завет
Деяния Апостолов
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
б. В Коринфе (18:1-18)
Деян. 18:1. Не вдаваясь в то, как и чем завершилось пребывание апостола в столице Греции, Лука лишь констатирует: После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. Хотя Афины и Коринф отделяло друг от друга менее 100 км., города эти совсем не походили один на другой. Афины, как уже говорилось, славились как центр культуры и образования, Коринф же - как центр торговли, расточительности и… разврата.
Коринф находился сразу же на юг от узкого перешейка, соединявшего Пелопонесский полуостров с провинцией Ахаия. Через Коринф пролегали как сухопутные торговые пути, шедшие в северном и южном направлениях, так и морские (восточного и западного направления). Коринф владел двумя морскими портами: Лэхеумом на побережьи Адриатического моря и Кеихреями - на побережьи Эгейского. К южной оконечности Пелопонесса судам приставать было опасно, так что к услугам торгового флота были два упомянутых порта; выгруженные на их территории товары доставлялись потом на другую сторону перешейка, в Коринф.
В 146 г. до Р. Х. римляне сравняли Коринф с землей. Однако место это было слишком выгодно в стратегическом отношении, чтобы долго оставаться пустым. Столетие спустя, в 46 году, город был вновь отстроен. Торговый город, постоянно наводненный путешественниками, стал гнездом разврата. Положение усугублялось тем, что он был центром поклонения Афродите, богине любви; самое служение ей являло собой распутство, облеченное в религиозную форму. Политически Коринф представлял собой римскую колонию и был столицей провинции Ахаия.
О состоянии апостола Павла, когда он пришел в Коринф, можно судить по сказанному им в 1-Кор. 2:1-5. "Немощь, страх, великий трепет", в которых он признавался, могли иметь несколько причин: 1) Он пришел в этот город один. 2) Препятствия и трудности, с которыми он столкнулся в Македонии, настраивали его пессимистически и в отношении того, что ожидает его в Коринфе. 3) Предельная развращенность этого города вызывала у Павла отвращение. О том, что Павел пришел в Коринф один, свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что здесь он сам крестил нескольких людей, тогда как обычно поручал это своим сотрудникак 1-Кор. 1:14-17).
Деян. 18:2. В Коринфе Павел познакомился с иудеем Акилой и его женой Прискиллой. Акила был родом из Понта, провинции в северо-восточной части Малой Азии, на южном берегу Черного моря. Изгнанные из имперской столицы по указу императора Клавдия (в 49 или 50 году), повелевшего всем Иудеям удалиться из Рима, Акила и Прискилла пришли в Коринф, чтобы заниматься там своим ремеслом. Клавдий правил с 41 по 54 гг. от Р. Х.
Римский историк Светоний (69? - 140 гг. по Р. Х.), оставивший жизнеописания императоров, в своей "Жизни Клавдия" ссылался как на возможную причину упомянутого указа на постоянные мятежи, которые поднимали евреи, подстрекаемые некиим "Крестусом", т. е. этот возмутитель спокойствия выдавал себя за Христа). Неизвестно, были ли Акила и Прискилла христианами до своей встречи с Павлом. То, что апостол стал жить у них и работать (стих 3), вполне могло объясняться общностью их ремесла, а не веры.
Деян. 18:3. Этим ремеслом было делание палаток. Судя по употребленному здесь греческому слову, при изготовлении палаток использовалась кожа; возможно, и козья шерсть, которой славилась Киликия, родная провинция Павла. И по сей день принято на Среднем Востоке размещать разного рода мастерские в нижней части дома, а жить - наверху.
Деян. 18:4. И снова видим, что, согласно своему обычаю, Павел начал свою евангелизационную деятельность с синагоги (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:19; 19:8).
Деян. 18:5. С приходом из Македонии Силы и Тимофея Павел целиком переключился на проповедническую работу (здесь - побуждаем был собственным духом свидетельствовать). Тому могло быть несколько причин. 1) Очевидно, помощники апостола принесли из Македонии денежное пожертвование от верующих (2-Кор. 11:9; Фил. 4:15), так что для Павла отпала необходимость трудиться для своего пропитания. 2) Апостол воспрянул духом при известии о твердом стоянии в вере Фессалоникской церкви (1-Фес. 3:6-8). 3) Сам по себе приход Силы и Тимофея явился для него моральной поддержкой. Иудеям он проповедовал то, что некогда осознал на дороге в Дамаск: Иисус есть Христос, т. е. Мессия (Деян. 2:36; 3:18,20; 17:3; 18:28).
Деян. 18:6. И снова - знакомая картина иудейского противления Благовестию и вследствие этого - обращения Павла к язычникам (сравните 13:7-11,46; 14:2-6; 17:5; 19:8-9; 28:23-28). Павел символически "отрясает" одежды свои, подобно тому, как в Антиохии Писидийской он и Варнава "отрясли прах от ног своих" (13:51). Слова апостола: кровь ваша на главах ваших означает, что они сами навлекают на себя погибель (сравните Иез. 33:1-6).
Деян. 18:7-8. Покинув синагогу, чтобы больше туда не возвращаться, Павел рядом с нею нашел место, где мог проповедовать желавшим слушать его. Это был дом некоего Иуста, по всей вероятности, язычника, судя по тому, что о нем сказано как о чтущем Бога (сравните 16:14; 17:4).
Говорится, однако, и о том, что уверовавшие были и среди иудеев; называется Крисп… начальник синагоги… со всем домом-своим. Он, конечно, был знатоком Ветхого Завета, и его обращение к Господу не могло не послужить толчком к обращению многих из Коринфян, которые, слушая Павла, уверовали и укрепились.
Деян. 18:9-11. Вероятно, это ночное видение было послано Господом Павлу по причине его угрожающих обстоятельств. Может быть, оно было ответом на данный им обет (стих 18 и толкование на него). Итак, Господь повелел апостолу продолжать его служение в Коринфе, заверив его, что никто не сделает ему зла. А бояться "зла" (злых людей) у Павла были основания в свете происходившего с ним в других городах (17:5,13) и в самом Коринфе (18:6).
Павел повиновался Господу; сказано, что он оставался в Коринфе год и шесть месяцев (второе по продолжительности времени пребывание его в одном и том же городе; в Ефесе он провел два или три года; 19:10; 20:31). Греч, слово даос, переведенное тут как "люди" (18:10), часто использовалось для обозначения Божиего народа - Израиля. Не приходится сомневаться, что Господними планами в отношении мира предусмотрена временная замена Церковью иудеев, избранного Его народа (Рим. 11:11-21).
Деян. 18:12. Повествование Луки в защиту Павла достигает "высшей точки" в стихах 12-17. Сказанное здесь весьма важно в свете того, что Галлион был проконсулом… в Ахаии, т. е. главным в ней представителем римской администрации. И всякое заключение, вынесенное им, служило юридическим прецедентом. Тем более, что Галлион был братом философа Сенеки (4 г. до Р. Х. ? - 65 г. по Р. Х.), пользовавшегося в Риме большим влиянием. Итак, неверовавшие Иудеи не только не ослабили своего противления Павлу, но, напав на него, привели его на суд к Галлиону.
Деян. 18:13-15. Они стали обвинять апостола в том, что он учит людей чтить Бога не по римскому закону. На территории империи запрещалось проповедовать новые религии (иудаизм был религией, утвержденной в правах). Так что иудеи пытались убедить Галлиона в том, что христианство есть новое, отличное от иудаизма, Богопочитание. Однако Галлион отнесся к этому равнодушно. С его точки зрения христианство, явившееся в мир под эгидой иудаизма, не могло - в свете римского закона - стать предметом разбирательства в гражданском суде. Заключение Галлиона имело решающее значение, ибо равносильно было легализации христианства.
Деян. 18:16-17. Взрыв насилия, жертвой которого стал Сосфен, начальник синагоги, свидетельствует об антисемитских настроениях, подспудно тлевших в коринфском обществе. Казалось бы, какое дело было язычникам до раздоров между евреями? Но вот одного из них, а именно Сосфена, они избили перед зданием суда. Сосфен, по-видимому, стал "начальником синагоги", вместо Криспа, и привел к Галлиону обвинителей Павла. Не исключено, что он - тот самый Сосфен, который позднее обратился ко Христу (1-Кор. 1:1). Так или иначе, такое незначительное "событие", как избиение на религиозной почве, оставило Галлиона равнодушным.
Деян. 18:18. Не вполне ясно, сколько действительно времени пробыл Павел в Коринфе, - ведь отсчитывать "полтора года", о которых читаем в стихе 11, апостол мог как от времени своего "видения" (стихи 9-10), так и от момента своего прихода в Корниф (стих 5). Итак, из Коринфа Павел… отплыл в Сирию, направляясь в ту церковь в Антиохии-на-Ороите, которая отправила его в миссионерское путешествие. Перед тем, как сесть на корабль, он остриг голову… по обету, сделав это в Кеихреях, юго-восточном порту Коринфа.
Не сказано, когда дал Павел обет. Может быть, перед тем, как вышел из Троады, направляясь в Македонию, или при начале своего служения в Коринфе, а, еще более вероятно, перед тем, как Господь послал ему видение (стихи 9-10). Все время, пока длился этот назорейский обет, Павел не стриг волос (возможно, около полутора лет), и вот теперь остригся в Кенхреях (сравните Чис. 6:1-21). Во время своего пребывания в Коринфе апостол написал 1 и 2 Послания Фессалоникийцам (Таблицу в Деян. 13:38-39).
4. ЗАВЕРШЕНИЕ ВТОРОГО МИССИОНЕРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (18:19-22)
Деян. 18:19. Из предыдущего стиха узнаем, что спутниками Павла на этот раз были Акила и Прискилла, которые сопровождали его до Ефеса. Сила и Тимофей, очевидно, остались один в Македонии, а другой - в Ахаии, чтобы было кому позаботиться о церквах, основанных там. Не сказано, с какою целью отправились в Ефес Акила и Прискилла. Возможно, для того, чтобы проповедать там Благую Весть. Как и в каждом городе, где имелась синагога, Павел отправился туда и там рассуждал с Иудеями (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:4; 19:8).
Деян. 18:20-21. В отличие от упорного сопротивления Благовестию в других синагогах, в ефесской проповедь Павла нашла благоприятный отклик, и местные иудеи даже просили апостола побыть у них долее, чтобы продолжить с ним обмен мнениями, но на этот раз он предпочел поспешить домой, чтобы провести… праздник (вероятно, Пасху) в Иерусалиме.
Деян. 18:22. Пристав к побережью Палестины в Кесарии (примерно в 800 километрах от Ефеса), Павел отправился в Иерусалим, где приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
5. "ЗАВОЕВАНИЕ" МИССИОНЕРАМИ ЕФЕСА (18:23 - 19:20)
Третье миссионерское путешествие 18:23 - 21:16)
а. Начало третьего путешествия Павла (18:23)
Деян. 18:23. Предельно кратко говорит Лука о первой части третьего путешествия Павла. Очевидно, целью автора было особо остановиться на служении апостола в Ефесе. По пути туда Павел служил в Галатии и Фригии (сравните 16:6), утверждая всех учеников. Несомненно он многих обратил ко Христу в этих местах во время своего второго-путешествия. С рассказа об Аполлосе (18:24-28) Лука начинает повествование о работе Павла в Ефесе.
б. Наставление Аполлоса (18:24-28)
Сказанным в 18:24-28, а затем в 19:1-7, подчеркивается, что та фаза христианской истории носила, переходный характер. Из 19:1-7 можно сделать вывод, что Аполлос не принимал христианского крещения, и что Святой Дух, вероятно, не сходил на него. Этот раздел Деяний Апостолов свидетельствует также о том, что христианство логически вытекало из Ветхого Завета и из служения Иоанна Крестителя. В самом деле, проповедь Павла была выше по смыслу своему и значению, чем проповедь такого духовного гиганта, каким был Креститель. Хотя даже Александрии и Ефеса достигла проповедь Иоанна, дело его получило завершение лишь во Христе.
Деян. 18:24. То, о чем говорится в стихах 24-28, произошло после того, как Павел оставил Ефес (стих 21) и до того, как он туда возвратился (19:1). В этот промежуток времени там возникла церковь, вероятно, благодаря работе Акилы и Прискиллы. В эту-то церковь и пришел знающий и одаренный человек из Александрии (в Северной Африке) по имени Аполлос. Это был еврей, хорошо разбиравшийся в Писаниях.
ГОВОРЕНИЕ НА ЯЗЫКАХ В ДЕЯНИИ АПОСТОЛОВ
Деян. 18:25. Его учение об Иисусе было правильным, но неполным. Вероятно, Аполлос не знал о крещении Святым Духом, зная только крещение Иоанном, которое символизировало очищение Богом кающегося (19:4). В отличие от него, христианское крещение подразумевает соединение со Христом в Его смерти, погребении и воскресении - посредством крещения Духом Святым (Рим. 6:3-10; 1-Кор. 12:13; Гал. 3:27; Кол. 2:12).
Деян. 18:26. Не поправляя Аполлоса публично, Акила и Прискилла пригласили его к себе домой и точнее объяснили ему путь Господень.
Деян. 18:27-28. Вооруженный новым учением, Аполлос пересек Эгейское море и прибыл в Ахаию (вероятно, в Коринф); сказано, что там он много содействовал уверовавшим благодатию, - тем, что убедительно, при большом стечении народа, опровергал Иудеев… доказывая на основании Писания, которые хорошо знал (стих 24), что Иисус есть Христос. Служение Аполлоса было таким впечатляющим, что часть коринфских верующих - из тех, что склонны делиться на фракции, даже составили партию Аполлоса (1-Кор. 1:12). Сведений о том, что сам Аполлос способствовал ее созданию, не имеется, и Павел нигде не возлагает на него ответственность за это.