Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Деяния Апостолов » 10 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Деяния Апостолов 10 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

1) Видение Корнилия (10:1-8).

Деян. 10:1. Видениями, которые Петр и Корнилий получили независимо друг от друга, оба были подготовлены к тому важному, что должно было произойти. Вначале Лука говорит о Корнилии и его видении. Корнилий был сотник, т. е. римский офицер, командовавший ста воинами Италийского полка, состоявшего из 600 воинов.

На страницах Нового Завета командиры римских "сотен" неоднакратно выступают в благоприятном свете (сравните Матф. 8:5-10; 27:54; Мар. 15:44-45; Деян. 22:25-26; 23:17-18; 27:6,43). После дня Пятидесятницы сотник Корнилий оказался одним из первых язычников, принявших Благую Весть о прощении грехов, даруемом Иисусом Христом.

Деян. 10:2. Из описания Лукой Корнилия следует, что это был человек благочестивый боящийся Бога (в 10:22 о нем сказано как о "добродетельном и боящемся Бога"). Здесь, возможно, содержится намек на то, что Корнилий принял иудаизм и поклонялся Яхве, но, очевидно, был "неполным" прозелитом (не подвергшимся обрезанию; 11:3). По всей видимости, он посещал синагогу и, как мог, следовал ветхозаветным Писаниям. Однако в сферу Новозаветного спасения он еще не вошел (11:14).

Деян. 10:3-6. Около девятого часа дня соответствовало примерно трем часам пополудни, времени вознесения молитвы (сравните 3:1). Видимо, Корнилий молился, когда Господь предстал перед ним в облике Ангела. Позднее Корнилий назовет этого Ангела "мужем в светлой одежде" (стих 30). Явившийся окликнул сотника, и тот испуганно ответил вопросом: что, Господи? (греческое слово "кири" могло быть употреблено в значении "господин"; сравните толкование на 9:5). Благочестие Корнилия и его неизменная готовность помогать бедным вознаграждены были особым благоволением к нему Господа, которое передано фразой, что добродетели Корнилия пришли на память пред Богом. Далее Ангел наставляет Корнилия послать за Симоном… Петром, гостящим у Симона кожевника.

Деян. 10:7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, тот призвал троих преданных ему людей (двух слуг и благочестивого воина), которые несомненно находились под влиянием своего богобоязненного господина.

Деян. 10:8. И рассказав им все, послал их в Иопию (находившуюся примерно в 50 км. на юг от Кесарии) за Петром (стих 24).

2) Видение Петра (10:9-16).

Деян. 10:9. Около шестого часа соответствовало полудню. Логично предположить, что Петр молился утром и вечером, в обычные часы молитвы. Но вот мы видим, что он молился и днем. Хотя в Писаниях не сказано, чтобы молиться три раза в день, Петр, очевидно, следовал примеру людей, известных своим благочестием (Пс. 54:18; Дан. 6:10). Итак, он взошел на верх дома (т. е. на кровлю), чтобы в уединении помолиться.

Деян. 10:10-12. Будучи голоден, Петр пришел в исступление (впал в транс), и в этом состоянии Бог дал ему увидеть сходящее к нему с неба как бы большое полотно, в котором были всякие… звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

Деян. 10:13-14. На повеление "есть" то, что было "в полотне", - Петр ответил: нет, Господи; и это было третьим "прекословием" Петра Богу (Матф. 16:23; Иоан. 13:8). Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу "нечистое" (Лев. 11). Если "в полотне" были и "чистые" и "нечистые" животные, то, возможно, апостол понял сказанное ему с неба как повеление "есть" и тех и других; а, может быть, ему были явлены лишь "нечистые" животные.

Деян. 10:15. Что Бог очистил, того… не почитай нечистым. Это "возражение свыше" на "прекословие" Петра, будучи исполнено глубокого духовного смысла, особое значение придает и тому, что записано в Евангелии от Марка (Мар. 7:14-23; сравните 1-Тим. 4:4). (Общепризнано, что Марк многое написал со слов Петра. Петр же, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, не мог не сознавать, что все нечистое церемониально очищается Иисусом как Мессией.)

Деян. 10:16. Почему Петр трижды отказывался есть "нечистое"? Прежде всего, это представляется "приемом усиления". Но стоит за этим и нечто большее, а именно желание подчеркнуть, что в своем стремлении тщательно исполнять закон Петр выходит из Божией воли. Это тот случай, когда "добрые намерения" ведут к неповиновению высшей Силе. Можно тут усмотреть и своеобразную параллель с троекратным отречением Петра от Господа (Иоан. 18:17,25-27) и троекратным же заверением апостола, что любит Его (Иоан. 21:15-17).

3) Приход посланных (10:17-23а).

Деян. 10:17-22. И время встречи посланцев Корнилия с Петром, и сама она были определены свыше. Святой Дух, повелевший Петру идти с ними, очевидно, говорил с апостолом и ранее, и это Его голос слышал он в своем видении. Люди Корнилия, высоко отозвавшись о своем господине, сообщили Петру цель своего визита.

Деян. 10:23а. Тогда Петр, пригласив их, угостил. Возможно, в совместной трапезе с ними ему стал открываться смысл урока, только что преподанного ему с неба!

4) Посещение Петром язычников (10:23б-43).

Деян. 10:23б. Выходить в путь в тот же день было уже поздно, и они отправились в Кесарию, в двухдневное примерно путешествие, на другой день. Петр взял с собой кое-кого из братьев Иоппийских. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов мы, как правило, видим людей, путешествующих по двое. На этот раз Петра сопровождало шестеро (11:12). Так что свидетелями того, чему предстояло произойти, должны были стать семь человек.

Деян. 10:24. Корнилий был так уверен, что Петр придет и с таким волнением ожидал его, что созвал по этому случаю в дом свой родственников своих и близких друзей.

Деян. 10:25-26. Встречая Петра, Корнилий пал к ногам его, но такое поклонение вызвало протест со стороны апостола: встань, я тоже человек, - сказал он, поднимая Корнилия.

Деян. 10:27-29. Несмотря на то, что закон не одобрял сближения иудеев с язычниками и входить в их дома считалось для иудеев зазорным (11:2-3), Петр отлично понял значение своего видения: повеление "есть" нечистых животных равносильно было повелению не считать ни одного человека скверным или нечистым. Посему и, будучи позван, и пришел беспрекословно, заявил Петр.

Деян. 10:30-33. Изложив Петру обстоятельства, которые побудили его пригласить его в свой дом, Корнилий сказал: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Деян. 10:34-35. Слова, произнесенные затем Петром, имели революционный характер. Они не оставляли места предрассудкам и доктринерству, господствовавшим в иудаизме на протяжении жизни многих поколений. Хотя (необходимо оговориться) учение о спасении язычников было евреям известно еще из Ветхого Завета (книги Пророка Ионы; Быт. 12:3).

Но если в Ветхом Завете евреи все-таки являются избранным народом Божиим - особым восприемником Его обетовании и откровений, то здесь Петр в сущности говорит о начале осуществления Божиего плана в отношении всего мира, посредством Церкви Его. Нет единой точки зрения на слова Петра, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему: Провозглашения спасения по делам здесь усматривать не следует, потому что в качестве первой обязанности человека перед Богом тут назван страх его перед Ним (что равнозначно доверию Ему и почитанию Его). Это место можно рассматривать как Новозаветную параллель к Мих. 6:8. Люди, отвечающие "вышеназванным условиям", "приятны" Богу потому, что по вере во Христа они поддерживают правильные отношения с Ним (сравните Деян. 11:14).

Деян. 10:36-37. Петр прослеживает затем жизненный путь Христа (стихи 36-43), Господа всех, чрез Которого Бог послал …слово… благовествуя мир. Изучающие Библию часто обращают внимание на явную "параллельность" этого места Евангелию от Марка. Марк, начав с Иоаннова крещения, как и Петр здесь, прослеживает служение Господа Иисуса от Галилеи к Иудее и к Иерусалиму, заканчивая описание распятием, воскресением и великим поручением Его Своим последователям.

Деян. 10:38. Слово "Мессия" означает "Помазанник"; так что говоря, что Бог… помазал Иисуса из Назарета, Петр в сущности говорит, что "Бог объявил Его Мессией" (сравните Ис. 61:1-3; Лук. 4:16-21; Деян. 4:27). Произошло это при крещении Господа (Матф. 3:16-17; Мар. 1:9-11; Лук. 3:21-22; Иоан. 1:32-34). Исаия говорил о совершении Помазанником великих дел (Ис. 61:1-3), подобно этому, и Петр провозглашает: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Деян. 10:39-41. Далее апостол заявляет, что он и его товарищи были свидетелями всего, что сделал Иисус. Но потом Его убили, повесивши на древе, т. е. предали самому унизительному виду казни. Прежде Петр говорил, обращаясь к иерусалимлянам, что они "Начальника жизин убили" (3:15), а их руководителям - "вы распяли… Иисуса Христа Назорея" (4:10); синедриону он сказал: "Иисуса… вы умертвили, повесивши на древе" (5:30).

В этом же обвинил членов синедриона и Стефан перед тем, как сам был убит ими: "Праведника… убийцами сделались… вы" (7:52). Пять раз на страницах книги Деяний Апостолов говорят апостолы о том, что были свидетелями воскресения Христова (2:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:30-31). После Его воскресения ученики ели и пили… с Ним (сравните Иоан. 21:13). И в этом было неопровержимое доказательство, что Господь Иисус, Которому Бог… дал… являться… свидетелям, предоизбранным от Него, не был бесплотным призраком.

Деян. 10:42-43. Петр ясно говорит о том, что служение Христа было в конечном счете направлено на совершение суда (стих 42) или дарование прощения (спасения) - стих 43. Ключевая фраза стиха - всякий верующий в Него, ибо залогом спасения является вера в Иисуса Христа. Эта весть о прощении грехов (2:38; 5:31; 13:38; 26:18) по вере провозглашалась еще ветхозаветными пророками (к примеру, Ис. 53:11; Иер. 31:34; Иез. 36:25-26).

5) Подтверждение от Духа Святого (10:44-48).

Деян. 10:44-45. Речь Петра внезапно была прервана Духом Святым, Который сошел на всех, слушавших слово об Иисусе и уверовавших в Него. Шестеро (стих 23; 11:12) верующих из обрезанных… изумились столь явному свидетельству о том, что Бог приравнял язычников к иудеям.

Деян. 10:46. В знак спасения язычников Бог дал им заговорить языками. (О значении "говорения на языках" в книге Деяний Апостолов в ком на 19:1-7.)

Деян. 10:47-48. По крайней мере, три богословских и практических вывода сделал Петр из происшедшего. 1) Не ему спорить с Богом (сравните 11:17). 2) Корнилий и его домашние, хоть и необрезанные (11:3), были крещены, потому что уверовали во Христа, что было удостоверено сошедшим на них Духом Святым. Они уверовали в Господа Иисуса, получили Святого Духа, заговорили языками, величая Бога, после чего были крещены в воде. 3) Петр счел нужным остаться на несколько дней с новообращенным Корнилием, вероятно, с тем, чтобы наставить его в обретенной им вере.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии