Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Деяния Апостолов » 20 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Деяния Апостолов 20 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

б. Павел оставляет Македонию и Ахаию (20:1-6)

Деян. 20:1-2. Об этой части третьего миссионерского путешествия Павла Лука Говорит вкратце. В 2-Кор. 2:12-13; 7:5-7 можно почерпнуть дополнительные подробности о нем (прочесть об остановке апостола в Троаде с целью евангелизации и о его желании увидеть Тита и через него узнать о положении дел в Коринфской церкви). Потом Павел пришел в Македонию, где встретил Тита и написал 2-Коринфянам. В этот промежуток времени апостол, вероятно, дошел до Иллирика, примерно соответствовавшего современной Югославии (Рим. 15:19; сравните 2-Кор. 10:13).

Деян. 20:3. Снова посетил Павел Грецию (Елладу, древнее название Греции; она же - Ахаия). Оставаясь там три месяца, он написал оттуда (из Коринфа) Послание Римлянам (Рим. 15:23 - 16:2). В это время (вероятно, в Коринфе) Иудеями составлен был заговор против Павла - с целью убить его, по-видимому, на корабле, и тело сбросить в море.

Каким-то образом этот зловещий план стал известен апостолу, и он решил не в Сирию плыть (куда вознамерился было отправиться), но возвратиться чрез Македонию. Возможно, в его планы входило прибыть в Иерусалим к Пасхе, но теперь, в виду изменившихся обстоятельств, мог надеяться попасть туда не ранее праздника Пятидесятницы (Деян. 20:16).

Деян. 20:4-6. Перечислением здесь этих семи учеников и сотрудников апостола подтверждается то, что следует из других мест: Павел стремился доставить пожертвования святым в Иерусалиме. Представители различных церквей, эти семеро пришли от них с помощью для иерусалимлян. Трое были из Македонии (Сосипатр, Аристарх и Секунд) и четверо - из Малой Азии (Гаий… Тимофей… Тихик; Еф. 6:21; Кол. 4:7; 2-Тим. 4:12; Тит. 3:12) и Трофим (Деян. 21:29; 2-Тим. 4:20). Они сопровождали Павла до Асии, и местом их встречи со спутниками апостола до Иерусалима была назначена Троада.

В Деян. 19:29 говорится о Гаие Македонянине; возможно, он и тот Гаий из Дервии, о котором читаем в 20:4, - разные люди (сравните с третьим Гаием, из Коринфа, в 1-Кор. 1:14). В Деян. 20:5-6 Лука начинает новый раздел повествования от первого лица. Очевидно, он, оставленный в Филиппах (глава 16), там и находился до этого момента. А затем присоединился к сопровождавшим Павла в Иерусалим. Дни опресночные приходились, как помним, на весну.

Лука пишет, что путь от Филипп до Троады (около 240 км.) они прошли морем дней в пять.

е. Беседа Павла с учениками в Троаде (20:7-12)

Деян. 20:7. Нигде во всем Новом Завете не говорится яснее, чем в этом стихе, о том, что в апостольское время установленным днем церковных собраний было воскресенье. Павел оставался в Троаде семь дней (стих 6), но собрались (все прибывшие туда) для преломления хлеба… в первый… день недели. Лука пользовался не еврейским методом отсчета суток (от захода до захода солнца), а римским (от полуночи до полуночи).

Об этом можно судить по тому, что "рассвет" (стих 11) соответствует тут следующему дню (стих 7), в котором Павел собирался отправиться из Троады. Вероятно, христиане встречались в вечернее время, потому что днем большинство из них должно было работать. Апостол беседовал с ними… до полуночи, возможно, потому, что эта его встреча с ними была последней.

Деян. 20:8-10. Из-за наличия многочисленных светильников (поглощавших при горенин кислород) в комнате, где было к тому же много народа, создалась навевавшая сон атмосфера. Юноша именем Евтих (что значит "счастливый") действительно оказался таковым. О том, что после падения с третьего этажа его нашли мертвым, свидетельствует врач Лука. Но, действуя тем же способом, что в свое время - пророк Илия (3-Цар. 17:21-22) и пророк Елисей (4-Цар. 4:34-35), апостол Павел оживил его силой, полученной от Бога.

Деян. 20:11-12. В процессе совместной трапезы собравшиеся совершили и вечерю Господню (преломив хлеб и вкусив его; стих 7), после чего беседовали до самого рассвета. Евтих же, счастливый отрок, доставлен был домой живым - ко всеобщей радости.

г. Беседа с пресвитерами в Милите (20:13-38)

Деян. 20:13-15. По всей видимости, Павел оставался в Троаде дольше, чем предполагал первоначально (сравните стих 7). Может быть с целью продлить свое пребывание там он и отправил своих спутников до Асса вперед, морем (а сам отправился туда же пешком, затратив на дорогу значительно меньше времени). Из Асса они вместе поплыли в Митилину… Хиос, побывали на Самосе и в Трогиллии. В каждом нз трех последних пунктов они проводили по одному дню.

Деян. 20:16-17. Павел решил не заходить в Ефес, потому что он спешил в Иерусалим, чтобы попасть туда на день Пятидесятницы. Он исходил из того, что прощание с многочисленными друзьми в Ефесе заняло бы у него слишком много времени. По суше Милит находился в 50 км. на юг от Ефеса, и апостол послал туда за пресвитерами церкви, зовя их к себе. Очевидно, его корабль стоял в порту Милита несколько дней.

Деян. 20:18. Отсюда начинается еще один "образец проповеди" Павла (сравните 13:16-41; 14:15-17; 17:22-31), на этот раз обращенной к руководителям христиан, людям, которых он любил всем сердцем. Эта проповедь разделяется на три части: а) обзор прошедших трех лет Павлова служения в Ефесе (20:18-21), б) описание ситуации в настоящем (стихи 22-27) и в) наставления в свете ответственности на будущее (стихи 28-35).

Деян. 20:19. В Ефесе, как и в других местах, Иудеи "злоумышляли" против апостола, хотя беспорядки, описанные в 19 главе, возникли по вине язычников. Конкретно на этих злоумышлениях Лука не останавливается (сравните со словами Павла в 1-Кор. 15:30-32; 16:9; 2-Кор. 1:8-10).

Деян. 20:20. Павел не только служил всенародно (т. е. при большом стечении народа), но и по домам (сравните 2:46); тут, вероятно, имеются в виду домашние церкви, и, если это так, то пресвитеры, вызванные апостолом в Милит, были, возможно, главами таких домашних церквей. Служа, Павел как проповедывал, так и учил.

Деян. 20:21. В греческом тексте слова покаяние и вера связаны одним артиклем, и это может означать желание автора подчеркнуть соответствие этих двух слов двум аспектам веры во Христа (сравните 2:38). Уверовав во Христа, человек кается в своем неверии в прошлом, отвращается от него. Это и возвещал Павел Иудеям и Еллинам (т. е. язычникам; сравните 19:10; Гал. 3:28).

Деян. 20:22. Здесь Павел переходит к описанию ситуации в настоящем (стихи 22-27). Фразой по влечению Духа он лишний раз подчеркивает руководящую роль Святого Духа в своей жизни (сравните 4:1; Деян. 8:29; 10:19; 11:12; 16:6-7). Мы уже знаем, что в Иерусалим апостол шел, чтобы вручить тамошним святым пожертвования от братских церквей (24:17; толкование на 21:12-14).

Деян. 20:23. Павел был предупрежден Духом Святым, т. е., очевидно, людьми, наделенными от Духа даром пророчества, что в Иерусалиме узы и скорби ждут его. Он предчувствовал, что они настигнут его там, когда писал Послание Римлянам (Рим. 15:30-31). И все-таки исполнен был решимости идти в Иерусалим.

Деян. 20:24-25. Будучи прочитаны вместе, эти стихи не оставляют сомнения в том, что проповедь Евангелия благодати Божией и проповедь Царствия Божия взаимосвязаны. Действием Божией благодати уверовавшие язычники обретают как привилегию спасения, так и право войти в Тысячелетнее царство Христа. Предупреждения об ожидающих его бедах (стих 23) давали Павлу основания сказать ефесским пресвитерам, что больше они не увидят его. Но единственное, что по-настоящему занимало в этих обстоятельствах апостола, это совершить до конца порученное ему Господом Иисусом (сравните 2-Тим. 4:7).

Деян. 20:26-27. Подразумевая, очевидно, сказанное в свое время пророком Иезекиилем (Иез. 33:1-6), Павел торжественно заявил, что он чист… от крови всех в Ефесе (толкование на Деян. 18:6). Ибо не упускал возвещать им всю волю Божию (здесь греческое слово "боулен", означающее "цель", "план"; сравните 4:28; 13:36; Еф. 1:11; Евр. 6:17).

Деян. 20:28. В стихах 28-35 апостол обращается к будущей ответственности ефесских пресвитеров. В первую очередь им надо блюсти (в русском тексте - "внимать") себя и доверенное им стадо; примечательно, что ради эффективной заботы о верующих им прежде необходимо позаботиться о собственном духовном благополучии.

Павел напоминает пресвитерам, что блюстителями (епископоус - "надзирающий", "заботящийся") их поставил… Дух Святый, и что ценность порученной им Церкви определяется тем, что Бог… приобрел ее Себе Кровию Своею. В Библии нигде больше не говорится о крови Бога Отца. По-гречески эта фраза может быть прочитана как "кровь, Ему принадлежащая" (т. е. тут, вероятно, подразумевается "Кровь Сына").

Деян. 20:29-31. Лютыми волками, не щадящими стада, Павел называет лжеучителей, о которых знает, что они войдут к ефесянам, как знает и то, что из их собственной среды восстанут те, которые станут учить превратно. Так оно и случилось, и об этом засвидетельствовано в книгах Нового Завета (1-Тим. 1:6-7,19-20; 4:1-7; 2-Тим. 1:15; 2:17-18; 3:1-9; Откр. 2:1-7). Посему бодрствуйте! (не давайте ошибочным учениям укореняться в Церкви) - снова предупреждает апостол, напоминая, что он три года (точнее - около трех лет) жизни посвятил тому, чтобы довести до их сознания истину, которой учил их день и ночь… со слезами.

Деян. 20:32. Павел сделал для ефесян все, что мог, и теперь, расставаясь с ними, поручал их Богу и затем - слову благодати Его. Ибо вера в Бога - необходима, но необходимо и послушание Его слову, так как слово назидает (в значении "формирует") тех, кто уверовал, делает их сонаследниками Царства Божиего, наряду со всеми освященными (26:18; Еф. 1:18; Кол. 1:12; 1-Пет. 1:4).

Деян. 20:33-34. Апостол напоминает ефесским пресвитерам, что всегда трудился своими руками для пропитания себя и своих спутников (18:3; Еф. 4:28).

Деян. 20:35. Благодаря трудам своих рук Павел имел возможность поддерживать и верующих из числа нуждавшихся в материальной помощи (по-русски названы "слабыми"). Слова Господа Иисуса: …блаженнее давать, нежели принимать - ни в одном из четырех Евангелий не записаны. По-видимому, они стали достоянием ранней Церкви благодаря какому-то устному преданию.

Деян. 20:36-38. В этих стихах передана искренняя и глубокая любовь пресвитеров к Павлу. Дальнейшие стихи (21:1-25), где описывается путешествие апостола и его спутников в Иерусалим, содержит такие же трогательные подробности. Почему Лука задерживает на них внимание читателей? Очевидно, с целью противопоставить отношение к этому апостолу со стороны христиан в языческих землях тому, которое ожидало его в Иерусалиме.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии