otveti.org»Толкование Библии»Деяния Апостолов»26 глава

Толкование Библии, Деяния Апостолов 26 глава

Деян. 26:1. Получив позволение говорить, Павел обратился к Агриппе - не только с целью защитить себя, но и с тем, чтобы донести истину до сознания царя (стих 28). "Простертая рука" соответствовала, очевидно, ораторскому жесту того времени. Речь апостола можно разделить на несколько частей: 1) официальное обращение в адрес власть имущего (26:2-3), 2) о первой половине жизни Павла в иудаизме (стихи 4-8), 3) о ревностном противостоянии его Благовестию Христову (стихи 9-11), 4) о его обращении ко Христу и поручении свыше, полученном им (стихи 12-18), 5) о его служении (стихи 19-23), 6) словесный поединок Павла с Фестом и Агриппой (стих 24:29).

Деян. 26:2-3. Лестные слова, которые требовались правилами этикета, были, впрочем, искренними со стороны Павла, ибо он знал, что Агриппа действительно образованный человек и, исповедуя иудаизм, хорошо разбирается во всех обычаях и спорных мнениях Иудеев. В отличие от Тертулла, обещавшего Феликсу изложить "это дело" вкратце (24:4), Павел дает понять, что его защитительная речь может и не быть краткой. Это выступление апостола - самое блестящее из всех записанных в книге Деяний Апостолов выступлений его в свою защиту (сравните 22:1-21; 23:1-8; 24:10-21; 25:8-11).

Деян. 26:4-8. Кратко, но убедительно, свидетельствует Павел о том, что от юности жил как истинный фарисей, в надежде на обетование, данное Богом Израилю (стихи 6-7; сравните 23:6; 24:15; 28:20). (Относительно жизни апостола в Иерусалиме толкование на 23:3.) Он уточняет, что эта надежда подразумевает воскрешение мертвых (стих 8). (Потому-то и цитировал Христос слова Моисея из Исх. 3:6, чтобы показать истинность Своего учения о воскресении; Мар. 22:32. Поскольку Иегова есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, люди - дабы получить обещанное Богом им - должны быть воскрешены. Да и все обетования, данные иудеям, требуют воскрешения их в грядущем Мессианском веке.)

Деян. 26:9-11. Апостол говорит о том, что не только был ревностным приверженцем иудаизма, но и фанатичным преследователем христиан (8:3; 9:2; 22:4-5,19). То, что Павел подавал… голос за убийство христиан, не свидетельствует, что он был членом синедриона. Он мог подразумевать, что вполне разделял чувства и решения членов верховного суда. Павел заключал сторонников нового учения в темницы, и, по его признанию, по всем синагогам… мучил их и принуждал хулить Иисуса…

Деян. 26:12-18. Пересказывая историю своего обращения (сравните 9:1-19; 22:1-21), Павел и на этот раз сказал о свете, превосходившем солнечное сияние (сравните 22:6). Но в первый раз - о том, что голос с неба обратился к нему на Еврейском языке (по-арамейски), хотя прежде это тоже подразумевалось (уже из того, что "голос" назвал будущего апостола еврейским его именем; 9:4 и 22:7). Некоторые полагают, что фраза трудно тебе идти против рожна подразумевала, что Павел, преследуя христиан, терзался чувством вины и "шел против совести".

Однако правильнее понимать ее так, что преследование Церкви - дело тщетное и бесполезное. Образные слова апостола о назначении его миссии (стих 18) перекликаются с тем, как говорил о будущей работе Мессии пророк Исаия (Ис. 35:5; 42:7,16; 61:1). Как представитель Господа Иисуса Христа Павел делал, фигурально выражаясь, то, что однажды Христос станет делать на земле буквально.

В духовном плане Павел многих вывел из тьмы греха (Иоан. 3:19; 2-Кор. 4:4; Еф. 4:18; 5:8; Кол. 1:13) к свету во Христе (Иоан. 12:36; 2-Кор. 4:6; Еф. 5:8; Кол. 1:12; 1-Фес. 5:5). И это спасло их от власти сатаны (Иоан. 8:44; Евр. 2:14) и даровало прощение грехов (Деян. 2:38; 5:31; 10:43; 13:38; Еф. 1:7; Кол. 1:14), а также право на жребий с освященными (Кол. 1:12), т. е. с теми, кто отделены для Бога через Его искупительную жертву (сравните 1-Кор. 1:30; Евр. 10:10; 13:12).

Деян. 26:19-23. Сказанное апостолом в стихе 20 создает некоторую трудность. Вот его слова: (я проповедовал) сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской. Но в Послании к Галатам Павел писал, что церквам в Иудее он лично известен не был (Гал. 1:22). Многие полагают, что первоначальный текст был в этом месте поврежден, и что в греческом оригинале стояло примерно следующее: "(проповедовал) в Дамаске, затем в Иерусалиме и по всей стране - как евреям, так и язычникам". Впрочем, поправка эта предположительна и необязательна.

Ведь Павел мог сказать о своем служении иудеям как бы в общем смысле, а затем сказать и о работе своей среди язычников. Мысль о служении тем и другим находим и в стихах 17-18. Очевидно, сказанное Павлом в стихе 20 следует воспринимать не в строгой хронологической последовательности, а именно как общий обзор его служения.

Сначала он проповедовал евреям, а потом - в согласии со словами Иисуса Христа в Деян. 1:8 - язычникам. И те и другие нуждались в том, чтобы покаяться и обратиться к Богу. (Мысли апостолов о необходимости покаяния приводятся в книге Деяний Апостолов неоднократно; 2:38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21.) Обращаясь к Агриппе, Павел подчеркнул, что проповедовал лишь то, о чем пророки и Моисей говорили (26:22; сравните 24:14; 28:23), имея в виду смерть и воскресение Христа (Мессии).

Деян. 26:24-29. У Феста с его греческим образованием и соответствующим видением мира, мысль о воскресении не укладывалась в голове (сравните 17:32), и потому он резко прервал Павла, которого, по его мнению, большая ученость довела до сумасшествия. Отвергнув реплику прокуратора, апостол прямо обратился к Агриппе, убежденный, что он достаточно осведомлен как о смерти и воскресении Христа, так и о зарождении Церкви, - ведь с одной стороны, все это не в углу (не втайне) происходило, а с другой - Агриппа достаточно хорошо разбирался в иудаизме, чтобы сопоставить происшедшее с неоднократно предсказанным пророками.

Прямо поставленным вопросом - Веришь ли, Агриппа, пророкам? - и уверенным ответом за него - знаю, что веришь, - он в сущности поставил царя в тупик. Если тот верит пророкам, то вынужден будет признать исполнение их пророчеств в Иисусе Христе. Царю ничего не оставалось, как попытаться в шутливой форме уйти от вопроса-ответа Павла.

Смысл как бы насмешливой реакции Агриппы, видимо, правильнее схвачен и передан в англ. переводе Библии, где он звучит так: "не слишком ли быстро думаешь ты сделать меня христианином?" Вполне серьезно Павел отвечает ему, что молил бы… Бога, быстро ли или не столь быстро (по-русски: мало ли, много ли), но дать и Агриппе, и всем слушающим его сделаться такими же, как он, Павел (т. е. христианами), только не оказаться при этом, подобно ему, в узах.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта