Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Деяния Апостолов » 11 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Деяния Апостолов 11 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

2. АПОСТОЛЫ ГОТОВЯТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (11:1-18).

а. Обвинение (11:1-3)

Деян. 11:1-2. Поначалу реакция иерусалимских христиан на происшедшее в Кесарии была негативной. Называя их тут обрезанными (стих 2), Лука хочет подчеркнуть, что эти христиане все еще были приверженцами закона Моисеева (сравните 15:5; 21:20; Гал. 2:12).

Деян. 11:3. Против Петра они выдвинули обвинение: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. То есть в первую очередь его упрекали не в том, что он проповедовал язычникам, а в том, что он ел с ними (сравните Мар. 2:16; Лук. 15:2; Гал. 2:12). В свете этого видение Петра перед тем, как пойти ему в Кесарию, обретает особое значение (Деян. 10:9-16). Есть с человеком было символом признания его, вступления с ним в братские отношения (1-Кор. 5:11). Эта проблема грозила будущей Церкви серьезными разладами.

б. Ответ (11:4-17)

Деян. 11:4-14. Петр вкратце пересказал "верующим из обрезанных", что и как происходило (глава 10), особо остановившись на своем видении (11:5-7); сказал он об ответе своем Господу (стихи 8-10) и о том, как отправился в дом Корнилия (стихи 11-14).

Деян. 11:15-16. Далее Петр делает весьма важное замечание, ставя происшедшее в день Пятидесятницы в прямую связь с предсказанием Господа о крещении Духом (1:4-5). В главе 2 Лука прямо не говорит о том, что на Пятидесятницу исполнилось предсказание Иисуса, но здесь Петр ясно дает это понять фразой сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале (сравните с 10:47 - "как и мы, получили Святого Духа"; и с 11:17 - "такой же дар, как и нам"). То есть из слов апостола Петра следует, что век Церкви начался в день Пятидесятницы.

Деян. 11:17. Петр защищает себя, исходя не из того, что делал он, а из того, что сделал Бог. Если Бог не проводит различия между иудеями и язычниками, то как может Петр делать это?!

в. Оправдание (11:18)

Деян. 11:18. Выслушавши Петра, иерусалимские верующие успокоились; они осознали, что обращение язычников начато Богом, и что им не следует препятствовать Ему. Это привело к двум важным последствиям. С одной стороны, закладывалась основа единства Церкви, тела Христова; с другой стороны, это вело к серьезнейшему расколу между верующими века Церкви и теми, чье поклонение Богу было сосредоточено вокруг Иерусалимского храма. Прежде рядовые иудеи с симпатией относились к христианам (2:47; 5:13,26), теперь близилось время, когда они восстанут против Церкви. В полоную меру этот антагонизм скажется в реакции израильтян на убийство Иакова (12:2-3; сравните 12:11).

3. ПОДГОТОВКА АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ К ВОЗВЕЩЕНИЮ ЕВАНГЕЛИЯ "ВСЕМУ МИРУ" (11:19-30)

а. Космополитическая природа Церкви (11:19-21)

Далее следует раздел, имеющий в книге Деяний Апостолов решающее значение: Церковь приступает к активному привлечению язычников. Самаряне из главы 8 были полу евреями; ефиопский евнух по собственному желанию читал 53 главу из книги пророка Исаии, возвращаясь в Иерусалим. Даже Корнилий прежде, чем услышал Благовестие из уст Петра, проявил известную инициативу. Но теперь Церковь сама делала первые шаги навстречу "необрезанным".

Деян. 11:19. Лука возвращается в своем повествовании к Стефану (8:1-2), чтобы указать на еще один результат его мученической кончины. Смерть его способствовала проникновению Благовестия в Самарию (обратите внамание на сходство между 8:4 и 11:19). Кроме того, она подтолкнула Савла к еще более жестокому преследованию Церкви (8:3) и в конечном счете к его обращению (9:1-30). Теперь как о третьем результате смерти Стефана мы узнаем о проникновении Благовестия в языческие земли (в Финикию, на Кипр и в Антиохию).

Деян. 11:20. Читатель узнает об Антиохии в Сирии, которой в дальнейшем повествовании отводится важная роль. Название "Антиохия" носили многие города, но этот был третьим по значению (после Рима и Александрии) в Римской империи. Построенный на реке Оронт (километрах в 25 вглубь континента), он был известен как Антиохия-на-Оронте. Искусно спланированный и красиво расположенный, этот город был важным торговым центром; в нем процветала крупная еврейская община.

Однако и развращенностью своей славилась Антиохия-на-Оронте в древнем мире (в значительной мере по причине ритуальной проституции, сосредоточенной вокруг местных храмов). Римский сатирик Ювенал жаловался, что "долгое время сточные воды сирийского Оронта впадали в Тибр", подразумевая, что развращающее влияние Антиохии достигало и Рима, расположенного более чем в двух тысячах километрах от нее.

Но несмотря на это именно Антиохии предстояло стать "опорным пунктом" для апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Безымянными верующими был предпринят этот удивительный шаг: они стали благовествовать в Антиохии грекам (Еллинам). (До этого слово не проповедовалось никому, кроме иудеев; стих 19.) Со стороны этих верующих с о. Кипра, расположенного недалеко от Антиохии, и из Кирииа (города в Северной Африке; Матф. 27:32; Деян. 2:10; 6:9; 13:1) это было смелой инициативой.

Деян. 11:21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

б. Утверждение Церкви (11:22-26)

Деян. 11:22. Столь важная новость не могла не привлечь внимания "матери-церкви" в Иерусалиме. Ранее из Иерусалима апостолы посылали Петра и Иоанна в Самарию, чтобы удостовериться в правильности служения Филиппа. Теперь иерусалимские святые поручили Варнаве идти в Антиохию, расположенную километрах в 500 на север от Иерусалима. То, что выбор пал на Варнаву, было мудро и имело важное значение. И вот почему.

Во-первых, он, как и некоторые из упомянутых благовестников, был родом с Кипра (4:36; 11:20). Во-вторых, он был щедрым человеком (4:37), расположенным думать о нуждах других людей. И в-третьих, он был человеком мягким и добрым, как это следовало из самого прозвища его (4:36) и из свидетельства о нем Луки (11:24).

Деян. 11:23. Варнава не мог не прийти к выводу, что благодать Божия в самом деле действует в Антиохии, и - характерная для Луки реакция на это - "сын утешения" (4:36) возрадовался, пишет он, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (сравните 14:22). (Еще о Варнаве упоминается в 9:27; 11:25,30; 12:25; 13:1-2,7,43,46,50; 14:3,12,14,20; 15:2,12,22, 25,35-37, 39; 1-Кор. 9:6; Гал. 2:1,9,13; Кол. 4:10.)

Деян. 11:24. Три вещи сказаны о Варнаве. Он был добрым человеком, исполненным Духа Святого, и глубоко верующим. Именно так характеризовал Лука Варнаву уже после того, как между "сыном утешения" и апостолом Павлом возникло серьезное разногласие, о чем говорится в 15:39. В свете того, что Лука был постоянным спутником Павла, трудно не прийти к выводу, что таковым же было и оставалось и мнение Павла о Варнаве.

Деян. 11:25. Христианская работа в Антиохии принимала такие масштабы, что Варнава нуждался в помощнике, и о лучшем, чем Савл, живший в Тарсе, не мог и подумать. Может быть, частично гонения и страдания, описанные Павлом в 2-Кор. 11:23-27, он претерпел, живя в Тарсе. Возможно, к этому времени относилось и полученное апостолом откровение, о котором он говорит в 2-Кор. 12:1-4. Основываясь на Деяи. 22:17-21, некоторые полагают, что Савл уже служил язычникам, когда Варнава пришел к нему в Тарсе, чтобы звать его в Антиохию.

Деян. 11:26. Целый год служили Варнава и Савл в Антиохии, уча немалое число людей. И все это время Церковь продолжала расти численно (сравните 2:41,47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31; 11:21,24).

Ученики Иисуса именно в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Слово "христианин" лишь еще дважды встречается в Новом Завете: в Деян. 26:28 и в 1-Пет. 4:16. В греческом тексте значение этого термина подчеркнуто порядком слов во фразе: люди, которые стали называться им, выделились в особую группу. Церковь все более и более отрывалась от иудаизма.

в. Благотворительная деятельность церкви (11:27-30)

Деян. 11:27. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию верующие, наделенные даром пророчества.

Деян. 11:28. И один из них… Агав, упоминаемый также в 21:10-11, предсказал, что по всей Римской империи (под вселенной надо понимать "весь римский мир") разразится сильный голод. В самом деле, в годы правления императора Клавдия (41-54 гг. по Р. Х.) голод неоднократно поражал разные части империи. Клавдий позднее изгнал иудеев из Рима (18:2). (Список римских императоров в толковании на Лук. 2:1.)

Деян. 11:29-30. Аитиохийские христиане, собрав каждый по достатку своему (сравните 1-Кор. 16:2; 2-Кор. 9:7), послали верующим в Иудею денежное пособие. Такое проявление любви не могло не сблизить две церкви (сравните Рим. 15:27). Варнава и Савл вручили принесенные деньги пресвитерам. Это первое на страницах Деяний Апостолов упоминание о церковных пресвитерах; дается понять; и это важно, что они заведовали финансами. По всей видимости, под их контролем находились все аспекты служения.

Позднее Павел и его товарищи доставили иерусалимским пресвитерам и пожертвования от церквей в Ахайе, Македонии и Малой Азии. Это могло произойти во время того посещения Павлом Иерусалимской церкви, о котором говорится в Деян. 21:18, хотя прямой ссылки на вручение денежных пожертвований в этом стихе нет. Считают, что визит Варнавы и Савла в Иерусалим по случаю начавшегося там голода (стих 30) - возможно, тот же самый, о котором говорится в Гал. 2:1-10.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии