otveti.org»Толкование Библии»Книга Ездра»2 глава

Толкование Библии, Книга Ездра 2 глава

В. Список возвратившихся людей (глава 2)

I. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СПИСКА (2:1-63)

Езд. 2:1-63. Представленный здесь список подлежит разделению на несколько частей. Вот сыны страны (читаем в стихе 1), т. е. иудеи, которые возвратились каждый в свой город. Ездра начинает с перечисления 11 гражданских и религиозных "начальников", очевидно, пользовавшихся наибольшими известностью и авторитетом (стих 2). Среди них назван Иисус, первосвященник (3:2), этот Иисус был внуком Сераии (сравните 1-Пар. 6:14с Агг. 1:1), того священника, которого убил в Ривле Навуходоносор (4-Цар. 25:18-21). Неемия в Езд. 2:2 не был, естественно, тем же Неемией, который возвратился в Иерусалим более чем 90 лет спустя, в 444 г. до Р. Х. Так же как названный здесь Мардохей не был двоюродным братом Есфири (Есф. 2:5-7), который жил в Сузах примерно через 60 лет после первого возвращения евреев в свою землю.

В Неем. 7:7 названо не 11 (как в Езд. 2:2), а 12 имен. (Имена, перечисленные Ездрой и Неемией, частично различаются (даже будучи одними и теми же) в написании. Так названные в стихе 2 Сараий, Реелай и Рехум, возможно, те же люди, что Азария, Раамия и Нехум в Неем. 7:7.) Имени Нахмания нет в списке Ездры; может быть, оно по ошибке было выпущено одним из первых переписчиков. Первоначально, как полагают, и у Ездры было приведено не 11, а 12 имен; число названных (12) могло иметь и символический подтекст: перечислялись главы народа, состоявшего из 12 колен (племен).

Затем Ездра перечисляет возвратившихся по родам и кланам; всего таковых было 15604 человека (2:3-20). За ними следовали обитатели (числом 8540) 21 города и селения (стихи 21-35; карту "Самария и Иудея в "постссыльную" пору"). Далее названы священники (стихи 36-39), числом 4289, а за ними левиты (341 человек), включая сыновей… певцов и привратников (стихи 40-42). Потом, в стихах 43-54, перечислены храмовые служители ("нефинеи") и потомки царских слуг (стихи 55-56); всего их было 392 человека.

Последними названы шестьсот пятьдесят два "возвращенца", которые путались в своем родословии, не зная, от Израиля ли они (стихи 59-60). Священникам, которые тоже не нашли своей родословной… записи, Тиршафа (по всей вероятности, это не имя собственное, а титул, может быть, "областеначальника", так что речь могла идти о Шешбацаре, иди Зоровавеле; толкование на 1:8) не позволил им есть от великой святыни (Лев. 2:3,10; Чис. 18:9), пока не восстанет священник с уримом и туммимом.

Урим и туммим могли быть двумя священными камнями или предметами, посредством которых (может быть, через метание их как своего рода жребия) узнавалась Божия воля; Исх. 28:30; Лев. 8:8; Чис. 27:21; Втор. 33:8; 1-Цар. 28:6; Неем. 7:65. Тут, вероятно, имелось в виду, что в отсутствие храма воля Божия не открывалась первосвященнику даже с помощью урима и туммима. Хотя современному читателю все это перечисление имен и мест может показаться не заслуживающим внимания, для первых читателей книги Ездры оно имело немалое значение; им важно было найти в этих списках свои семьи и города.

2. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВОЗВРАТИВШИХСЯ (2:64-67)

Езд. 2:64-67. Если сложить числа, приведенные в стихах 2-42,58 и 60 (где перечислены возвратившиеся в землю), то получим 29829 (включая 11 особенно авторитетных людей, названных в стихе 2). Однако при сложении чисел, приведенных в стихах 64-65 (соответствующих "всему обществу вместе"), получаем 49897. Возможно, в это большее число входили женщины и дети. Оно могло включать и евреев из 10 северных племен, которые, не исключено, присоединились к своим возвращавшимся домой собратьям из двух южных племен Иуды и Вениамина (1:5). Может быть, в упомянутое число входили и те священники, которые не могли найти своих родословных записей (2:61-62).

Общее число, приведенное Ездрой, - 49897 - весьма близко к тому, что находим у Неемии: 49942 (Неем. 7:66-67). 45 "лишних" у Неемии были певцами: Ездра пишет, что их было 200, а Неемия, что 245. Но могла здесь вкрасться и ошибка - при одной из переписок оригинального текста. Так, не исключено, что, переписывая книгу Неемии, писец цифру 245 машинально перенес из 7:68, где она относится к "лошакам", в 7:67, где речь идет о певцах. Ошибками такого рода могут объясняться и другие "несовпадения" в этих списках. (Подробнее это рассматривается в комментариях на Неем. 7. также таблицу "Списки возвратившихся из изгнания в Езд. 2 и Неем. 7" -в комментариях на Неем. 7:8-62.)

Подсчету подлежало все, что "возвращалось в землю обетованную", - даже животные; их общее число составляло 8136, причем более всего было ослов, на которых обычно и отправлялись в путь (стихи 66-67).

Около полутора тысяч километров отделяло Вавилон от Израиля; на путешествие это должно было уйти примерно 4 месяца (7:8-9); Ездра, однако, не пишет, сколько времени находились в пути "возвращенцы". Может быть, потому, что стремился привлечь внимание не к трудностям перехода, но - к задаче, ради которой переход совершался: к построению храма.

3. НАЧАЛО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ(2:68-70)

Езд. 2:68-69. В стихе 68 фразу пришедши к дому Господню следует понимать как то, что главы родов и кланов пришли к месту, где в прежнее время находился дом Господень. Сказано, что некоторые из них тут же добровольно пожертвовали (в зависимости от своего достатка) на восстановление храма. Перечисление всего пожертвованного в книге Ездры заметно отличается от такового у Неемии (сравните Неем. 7:70-72). Трудно объяснить эти различия иначе, как ошибками переписчиков.

Езд. 2:70. Вторая глава завершается сообщением о том, что все возвратившиеся расселились по городам своим и селениям (карту "Самария и Иудея в "постссыльную" пору").


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта