otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Иоиля»2 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Иоиля 2 глава

III. День Господень наступает (2:1-11)

В этом разделе более полное развитие получает тема, звучащая в стихе 15 предыдущей главы: надвигающийся "день Господень" описывается в устрашающих подробностях. О Господе Иоиль говорит как о могучем Царе-Воине, ведущем в битву Свою непобедимую армию. Какой именно из враждебных Израилю народов предстал тогда духовному взору Иоиля?

Ассирийцы, вавилоняне (как полагают богословы, относящие эту книгу к допленному периоду)? Часть их, впрочем, склонна думать, что пророк провидит здесь события конца времен, и что "народ", описываемый им, - ничто иное, как эсхатологическое воинство, то же самое, возможно, о котором читаем в стихе 20 и в 3:9, а также в Дан. 11:40 и в Зах. 14:2. Апокалиптический характер приписывают "армии" в главе 2 и те богословы, которые полагают, что Книга Пророка Иоиля возникла в послепленный период.

Для них, естественно, она носит более неопределенный характер чем для их оппонентов; может быть, говорят они, духовному взору пророка предстало некое обобщение врагов израильского народа. Так или иначе, он увидел "орудие гнева Божиего" в действии и увидел его как полчище саранчи. В описании пророка сохраняется таким образом преемственность в "развитии суда Божиего" (главы 1-2).

Л. Воинство Господне приближается (2:1-2)

Иоил. 2:1. Будущее сливается в видении Иоиля с настоящим. Для него день Господень уже наступает, он так близок, что время бить тревогу в Иерусалиме (на святой горе Божией, на Сионе) и трубить трубою. Это было делом священников - сильным звуком трубы (евр. шофар) сзывать народ на праздники и поднимать его по тревоге, в случае близкой опасности (Чис. 10; Иер. 4:5-6; Иез. 33:2-6). "Шофары" могли быть серебряными и медными, в форме бараньего рога, или из рога изготовленными.

Иоил. 2:2а сравните с описанием "дня Господня" Софонией (Соф. 1:15). Наступление его как "дня суда", как явление гнева Божиего, всегда ассоциировалось с тьмой и мраком (Пс. 17:9,10; 96:2; Иер. 13:16; Иез. 30:3; 32:7-8; Ам. 5:18,20). Здесь, впрочем, эффект темноты создастся и тем, что таинственный народ закроет в неисчислимости своей горизонт и самое небо.

Иоил. 2:2б Сравнение с "утренней зарей" подразумевает тут быстроту распространения "многочисленного народа". Прием гиперболы в окончании стиха 2 тот же, что в Исх. 10:14, где говорится о наказании Египта реальной саранчей. Но не подразумевается ли тем самым, что нападение "саранчи" в Иоил. 2:1-11 будет еще страшней чем той, что "объела" в свое время страну непокорного фараона!

Б. О разрушительной силе безжалостного воинства (2:3-9)

Иоил. 2:3. Оно, как саранча (или как засуха!), возможно, сравнивается с огнем и пламенем, пожирающим все вокруг (толкование на 1:16-20). Цветущие поля и сады, подобные райскому Едемскому саду, безжалостное воинство, направляемое Господом, превратит в пустыню; никто и ничто не спасется от него (сравните с приведенным во Вступлении отрывком из ассирийской хроники; раздел "Главные проблемы, возникающие при толковании").

Иоил. 2:4-6. В описании Иоиля древняя конная армия, всадники, несущиеся на колесницах, сметая на своем пути все преграды, неотличимы от полчищ саранчи. Сравнение здесь как бы "взаимно": одно "перетекает" в другое. Ассоциация усиливается тем, что головка саранчи напоминает своими очертаниями лошадиную голову. (Интересно, что по-немецки саранча называется (буквально) "сенной лошадью", а по-итальянски - "маленькой лошадью".) А также тем, что звук, возникающий от движения крыльев саранчи, напоминал, по свидетельству древних, звук колесничных колес. В евр. тексте ассоциация, в которую мы пытаемся проникнуть, была, несомненно, более наглядной чем в любом из переведенных текстов. Взять хоть такой пример: фраза Скачут по вершинам гор (стих 5) в оригинале содержит глагол раквад, которым передавался и полет саранчи и движение колесниц.

Не удивительно, что реакцией народов, которые "увидят это", будет реакция ужаса.

Иоил. 2:7-9. Снова язык и образы "приложимы" как к полчищам саранчи, так и к буквальной армии. Сочетание еврейских слов в окончании стих 8 нелегко понять, и тут имеются разночтения. Смысл фразы, по-видимому, в том, что никаким оружием (русскому "копья" в еврейском тексте соответствует слово, означающее всякое оружие) "саранчу" (воинство, посланное Господом) не остановить.

Иоиля 2:10-17

В. О непобедимости воинства Господнего (2:10-11)

Иоил. 2:10-11. Нашествие страшной "армии" как бы повлечет за собой действие космических сил, потрясение вселенной. И вот посреди зловещего хаоса раздастся громовый глас небесного Командующего. Такая "космическая реакция" - характерный для Библии поэтический прием, употребляемый при описании тео-фании - явления Бога как непобедимого Воина (Суд. 5:4; Пс. 17:8; 76:17-19; Ис. 13:3; Иоил. 3:16). Полчище Его, которое предстает в стихе 11, трудно воспринять иначе, как ангельское воинство.

Фраза и могуществен исполнитель слова Его (стих 11) в различных переводах читается по-разному. К примеру, как "силен делающий" или "сильно дело". Эсхатологический характер событий, описываемых в стихах 10-11, - очевиден. Они, которыми "отмечено" будет начало "дня Господня", созвучны тем, которые завершат его (Иоил. 3:14-16).

IV. Вновь призывает Господь к покаянию (2:12-17)

"Выдержать" (стих 11), или пережить, день Божиего гнева невозможно, но, несмотря на то, что он близко, его можно предотвратить, и средство для этого одно - искреннее покаяние. К нему, выражая волю Господа, и призывает Иоиль народ в этом разделе.

Л. Призыв к изменению сердца (2:12-14)

Иоил. 2:12-13. Господь… долготерпелив и многомилостив, напоминает Иоиль, потому, и ныне еще… Он зовет вас: обратитесь ко Мне всем сердцем своим, кающимся и сокрушенным. "Сокрушение сердца" пророк противопоставляет привычным, формальным, "знакам" скорби, выражавшимся, в частности, в "раздирании одежд" (стих 13а).

Господь сожалеет о бедствии. И способен отвести его во изменение собственного решения. И это не противоречит неизменяемости Его натуры. Да, Он изменяет Свои планы и откладывает исполнение Своих решений потому, что изначально обусловливает их поведением людей (повиновением или неповиновением их заповедям Его).

Иоил. 2:14. Примечательно, что надежду на то, что Бог помилует народ Свой, Иоиль выражает с некоторой долей неуверенности. Это понимают так, что Израилю и в случае покаяния не следовало рассчитывать на помилование, так сказать, автоматически. Решение в конечном счете всегда остается за Богом, управляющим вселенной и историей. И все-таки пророк не хотел бы, чтобы соплеменники его впали в отчаяние.

Зная, что Бог "благ и милосерд" (стих 13), он подает им надежду, однако, не чрезмерную, дабы не "усыпить" их, не дать им впасть в беспечность. Под "благословением", которое Господь, если сжалится, то сохранит "в действии" (оставит), тут понимается урожай: ведь без "хлеба" и винограда не могли совершаться "хлебные приношения" и возлияния в храме.

Б. Да будет покаяние всеобщим (2:15-17)

Иоил. 2:15. сравните этот стих с 2:1. В трубу, имевшую форму рога (шофар; выше), трубили в случае приближения опасности, но и в праздничных, торжественных случаях, в частности, созывая народ на массовые собрания.

Иоил. 2:16. Здесь та мысль, что весь народ - "от мала до велика" - должен быть созван на общее покаянное собрание.

Иоил. 2:17. Священникам следовало "плакать" во внутреннем дворе храма, предназначенном для них (3-Цар. 6:36; 2-Пар. 4:9) - между притвором (галереей с восточной стороны, которая вела во святилище) и находившимся во дворе медным жертвенником (священники должны были стоять лицом к нему) для всесожжении (сравните с Иез. 8:16). Да просят священники Господа, плача и сокрушаясь, продолжает Иоиль, пощадить народ Свой и не допустить, чтобы языческие народы… издевались… над ним, радуясь его беде.

Напомним, что язычники, поклонявшиеся многим богам, верили, что у каждого народа имеется в "небесном пантеоне" свой особый бог-покровитель. Таким именно "богом евреев" был для них Иегова. последнюю фразу стиха 17. Не дай им повода для сомнений (подразумевает Иоиль, "подсказывая" священникам слова плача) в том, что у Тебя достаточно силы и любви, чтобы избавить от бедствия Твой народ (сравните Исх. 32:12; Втор. 9:26-29; Пс. 78:4,10).

V. За прощением последует "восстановление" (2:18-27)

Тут в содержании книги поворотный пункт. Пророк говорит о реакции свыше (стих 18) на покаяние народа и передает ему утешительные слова Господа (стихи 19-27).

А. О благосклонном ответе Господа (2:18)

Взаимосвязь между стихами 18-19а и предыдущим контекстом издавна представлялась проблематичной. Принимая будущее время в стихах 18-19а, сказанное в них понимали как обещание, исполнение которого поставлено было в зависимость от того, внемлет ли народ призыву к покаянию, содержащемуся в стихах 12-17. Но надо сказать, что такое понимание плохо согласуется с евр. глагольными формами в этом тексте.

По мнению большинства исследователей, упомянутые глаголы правильнее переводить в форме прошедшего времени, а сами стихи понимать как свидетельство о том, что Господь милостиво обратился к народу Своему уже в дни пророка Иоиля. Это, конечно, подразумевает, что прежде чем это совершилось - в ответ на призыв, содержащийся в стихах 12-17, - народ совершил покаяние.

Иоил. 2:18. Данный стих таким образом правильнее читать и понимать в том смысле, что Господь возревновал о земле Своей и пощадил народ Свой.

Б. Об обещании Господа благословить землю и все произрастающее на ней (2:19-27)

Иоил. 2:19-20. Если в первой части стиха 19 содержится обещание благословить все произрастающее на земле - все то, что было уничтожено саранчой (1:10 сравните с 2:25), то во второй его части Господь обещает никогда более не отдавать израильтян на поругание другим народам. сравните со схожим обещанием в стихах 26-27. Кажущийся безоговорочным тон этих обещаний не может не вызвать недоумения, если предположить, что в стихах 18-19а подразумевается историческая ситуация дней Иоиля.

Ведь к какому периоду времени ни относить написание этой книги, - к до пленному или к после пленному, - история свидетельствует, что после дней пророка еврейский народ весьма часто "подвергался поруганию". В свете этого проблема анализируемого текста едва ли может быть решена удовлетворительно, если не предположить, что, по крайней мере, "второй аспект" обещания

В стихе 19 носит эсхатологический характер, т. е. подразумевает полное исполнение его в конце времен. Напрашивается вывод: в пророчестве Иоиля будущее Израиля предстает "без учета" временных вех, или разделений во времени, которые так легко "просматриваются" ретроспективно, т. е. при обозрении прошлого из сегодняшнего дня.

Это, как уже не раз отмечалось прежде, весьма характерно для ветхозаветных пророчеств: относясь (в первую очередь) к "своему" (или близкому к пророку) времени, они сливаются с прозрениями будущего весьма отдаленного, которым именно в нем предстоит осуществиться (к примеру, Ис. 9:6-7; 61:1-2; Зах. 9:9-10).

Итак, Господь возвещает, что бедствие, описанное в Иоил. 2:1-11, будет остановлено (стих 20а), потому что Он Сам выступит против "воинства", которое пошлет против Своего "жестоковыйного" народа (стих 11). Он прогонит его в пустыню (в землю безводную и пустую), Он потопит его в морях (в восточном и в западном; по всей вероятности, подразумеваются Мертвое и Средиземное моря - сравните с Зах. 14:8). И пойдут от трупов зловоние и смрад.

От трупов саранчи или людей? Могут иметься в виду и те и другие. Сравните язык описания тут с Ис. 34:3 и с Ам. 4:10, где речь идет о людях. Заметим, с другой стороны, что по свидетельству очевидцев трупы саранчи, погибшей в море, будучи выброшены затем на берег, отравляют воздух вокруг отвратительным зловонием.

Как сказано, было во Вступлении, термин "пришедший от севера" в конечном счете подразумевает армию, движущуюся с севера. И если здесь это понятие эсхатологическое, то оно, возможно, соответствует той "армии", о которой говорится в Иоил. 3:9,12; в Дан. 11:40 и в Зах. 14:2. Однако, если для Иоиля упомянутое понятие имело исторический смысл, то определить, какую именно "армию" видел пророк, не представляется возможным - по той причине, что не известно, когда была написана им эта книга.

В этом случае нельзя установить и того, до какой степени осуществилось в истории и осуществилось ли вообще сказанное в Иоил. 2:20 в дни пророка. Если же нашествие, угроза которого описана в 2:1-11, не совершилось, то, очевидно, и стих 20 не имеет конкретного исторического "наполнения". При таком Иоиля 2:21-31 подходе его можно воспринимать лишь как способ Иоиля донести до своей аудитории (в красочных, но привычных для нее образах) ту мысль, что бедствие, планировавшееся Господом, было отвращено Им "в последнюю минуту".

Иоил. 2:21-22. Ободрение земли (как бы персонифицированной) и обитающих на ней животных, приглашение земли к радости и веселью - в сознании, что Господь - достаточно силен и велик, чтобы совершить все это.

Иоил. 2:23-24. Чада Сиона (Иерусалима) в этом контексте - все евреи. Обещание дождей, от которых целиком зависели жизнь природы, процветание земли. Дожди ранние - это те, которые идут в Палестине осенью (с середины октября по начало ноября), а дожди поздние - это весенние дожди, "предваряющие" жатву (идут с конца марта по начало апреля). Господь станет посылать дожди в свое время, и наполнятся гумна хлебом и переполнятся чаны виноградным соком и оливковым маслом.

Иоил. 2:25-27. В стихе 25 - развитие мысли, выраженной в предыдущем стихе: все обещанные в них благословения посланы будут иудеям в возмещение поразившего их бедствия - разорения, которое претерпели они от саранчи, "великого войска", посланного Господом. Насытившись, они будут славить имя Господа Бога своего, творящего дивные дела.

Мысли, столь часто звучащие в Пятикнижии Моисеевом, - подчеркнуто повторяются И о ил ем в стихе 27: И узнаете, что Я - посреди Израиля и Я - Господь Бог ваш, и нет другого (Чис. 11:20; 14:14; Втор. 7:21; Исх. 6:7; 6:12; 4:35,39) - как если бы Господь хотел еще раз подтвердить устами Своего пророка, что отношение Его к Его народу не меняется во времени. Судя по фразе и не посрамится Мой народ во веки в стихе 26, которая, видоизменяясь, повторяется в стихе 27, откровению Иоилю уже в этих стихах начинает приобретать эсхатологический характер (толкование на 2:19). Но явно эсхатологическим оно становится, начиная со стиха 28.

VI. Обещание славного будущего (2:28 - 3:21)

"И будет после того" (стих 28); сравните это выражение с "в те дни" в 3:1 и "будете тот день" в 3:18; толкование на 2:19-20. Некое избавление, пережитое поколением Иоиля, явилось прообразом того, которое произойдет в конце времен. "День Господень", наступление которого едва избежали современники Иоиля, обрушится во всей силе своей на врагов Божиего народа ("пришедший от севера" в 2:20 - возможный прообраз их). Обетования, о которых читаем в 2:19-27, полностью и окончательно осуществятся, когда на стороне Израиля выступит Сам Господь (2:28-32) - с тем, чтобы произвести беспощадный суд над врагами Своего народа (3:1-16а, 19), а ему даровать безопасность и процветание в его земле (3:1,166-18,20-21).

А. О духовном обновлении и спасении (2:28-32)

Иоил. 2:28-29. Устами пророка Бог торжественно провозглашает, что наступлению "дня Господня" (стих 31) будет сопутствовать излияние от Духа Его на всякую плоть. Из контекста следует, что под "всякой плотью" понимались все иудеи, во всяком случае непосредственно откровение возвещалось им, и как относящееся только к Израилю, очевидно, понимал его Иоиль. сравните 2:28 с Иез. 39:29; Зах. 12:10. Как следствие "излияния Духа" мужчины и женщины обретут дар пророчества; фразу о снах и видениях следует воспринимать как поэтический прием для выражения мысли о сверхъестественных дарах для всех - она не означает, конечно, что вещиесны будут видеть только старики, а видения будутпосылаться лишь юношам.

Дары вещих снов, видений, как и пророчеств, во все времена считались дарами для немногих избранных (1-Цар. 10:10-11; 19:20-24). В этом месте, возможно, содержится намек на Чис. 11:29, где в разговоре с Иисусом Навином Моисей выразил как желание сердца своего, чтобы весь Израиль был просвещен Святым Духом: "О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них". Столь "массовое" излияние от Божиего Духа на людей, о котором говорит Иоиль, несомненно явится сигналом наступления времени благословений (сравните с подразумеваемым в 1-Цар. 3:1 "грешным временем", которое, напротив, не было отмечено даром пророчеств и видений).

Иоил. 2:30-31. Наступлению "дня Господня" будут, однако, предшествовать страшные знамения на небе и на земле (обратите внимание - как на литературную параллель - на Иоил. 2:10 и на Иез. 32:6-8). Кровь и огонь и столпы дыма - это образы войны. И рядом поэтические образы затмения солнца и луны (стих 31; сравните с 2:10 и с 3:15). Все эти зловещие знаки приближающегося суда Господа над Его врагами для народа Его станут предвестниками избавления - именно так должны будут воспринять их верующие в Господа (Матф. 24:29-31; Мар. 13:24-27; Лук. 21:25-28).

Иоил. 2:32. Итак, глава 2 в пророчестве Иоиля завершается событиями мессианского времени. Тогда всякий, кто призовет имя Господне, спасется (в первую очередь тут, по-видимому, подразумевается физическое спасение от истребления в день суда Господнего). Ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь. Ссылку на Господа здесь объясняют или желанием Иоиля подтвердить истинность своего пророчества, или как его указание на какое-то из прежних пророчеств (обычно в этой связи приводят стих 17 из пророчества Авдия, который явно перекликается со второй фразой в анализируемом стихе Иоиля).

Трудно толковать этот стих однозначно. Так некоторые богословы считают, что речь в нем идет о духовном спасении тех, кто "призовет имя Господне", и… остальных, которых призовет Сам Господь (хотя, судя по тексту, это две разные группы людей, богословам нелегко проследить "линию", отделяющую их друг от друга). Представляется, что Иоиль видит тут Иерусалим Тысячелетнего царства, который во всех смыслах станет "убежищем" призванных.

Весьма интересно цитирование стихов 28-32 в Новом Завете. Так, апостол Павел в послании Римлянам (Рим. 10:12-13), заметив, что для Бога нет различия между иудеями и язычниками, прилагает первую фразу стиха 32 ("всякий, кто призовет имя Господне, спасется") и к язычникам (явно подразумевая спасение духовное). Обратимся к апостолу Петру. В день Пятидесятницы - после того, как совершилось излияние "от Духа Святого" на апостолов, - Петр целиком процитировал слова Иоиля из стихи 28-32 (Деян. 2:17-21).

Может быть, в тот момент он думал, что присутствовавшие на празднестве в Иерусалиме стали свидетелями полного осуществления этого его пророчества. Ясно, однако, что при всей экстраординарности случившегося в день Пятидесятницы предсказанное некогда Иоилем в тот день лишь начало осуществляться. Пытаясь глубже проникнуть в духовную суть этой части пророчества Иоиля, следует осознать, что описанное в первых главах книги Деяний было в сущности еще одним "приближением" Царства Божия к Израилю.

Петр призвал тогда своих соплеменников к покаянию - ради получения обетованного им Духа (Деян. 2:38-39, где содержится явный намек на Иоил. 2:32). Очевидно, Петр полагал, что "время оживления" близко, и что в ответ на всенародное покаяние скоро возвратится Христос. Лишь позднее стал ему открываться Божий план и в отношении язычников (т. е. глубже и полнее; Деян. 10:19-21; 44-48). Так или иначе, тогда (в дни апостолов) пророчество Иоиля (как в смысле масштабов излияния Духа, так и в плане всего связанного с этим) не могло осуществиться до конца - прежде всего по причине неверия евреев (подробнее об этом в толкованиях на Деян. 2:16-21; 3:19-21).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта