Толкование Библии, Книга Пророка Ионы 4 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Ионы
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Д. О недовольстве Ионы (глава 4)
1. ИОНА ВЫРАЖАЕТ ОГОРЧЕНИЕ (4:1-5)
а. Огорчение Ионы (4:1)
Ион. 4:1. Иона сильно огорчился и был раздражен тем, что Бог не навел бедствия на Ниневию (3:10). Он, вероятно, оставался в городе все сорок дней и мог убедиться, что ничего плохого с ним не произошло.
б. Молитва Ионы (4:2-3)
Ион. 4:2. Охватившей его горечи Иона не скрывает и даже ропщет на Бога в молитве, оправдывая свою попытку "убежать" от Него. То есть в конце книги он предстает перед читателем таким же, каким был в начале, как будто посланное Богом знамение для него самого прошло без следа, и он сожалеет о своем послушании Иегове.
Иона демонстрирует здесь еврейский религиозный национализм, узость которого не мог преодолеть и Израиль в целом, но чем искреннее в своих чувствах пророк, тем большим укором должны были прозвучать слова его в ушах Израиля, не способного понять пути Господни и оценить милость Его по отношению к каждому из народов.
Вероятно, чувства Ионы можно было бы понять с точки зрения человеческой логики: ведь он мог знать от Амоса и Осии, что ассирийцы принесут гибель Израилю; живя среди ниневитян, он и за короткое время мог убедиться в глубоком нравственном развращении этих язычников - "плодов покаяния" он, может быть, не замечал у них, и в искренность его не верил. Почему же, рассуждал он, Господь и этим ужасным людям являет милосердие и долготерпение Свои? Разве это справедливо?
Ион. 4:3. Сам, будучи человеком откровенным и горячим, и всякому своему чувству отдающимся целиком, Иона не хочет примириться с тем, что ему непонятно и, более того, представляется несправедливым. Еще недавно он просил у Бога жизни (2:2 и далее), но, почувствовав глубокое разочарование в том, что сделал (точнее, в том, что сделал через него Бог), потерял желание жить. Если Господь спас от гибели ненавистных ему язычников, то ему, Ионе, лучше умереть. Молитва об этом в устах Ионы звучит в унисон с молитвой Илии (которого Иона мог знать лично); устав от развращенности израильтян, тот тоже просил у Бога смерти себе (3-Цар. 19:4).
в. Дальнейшие действия Ионы (4:4-5)
Ион. 4:4-5. И сказал Господь: "неужели это огорчило тебя так сильно?" Неужели ты так сильно желаешь гибели язычникам? - подразумевалось в этом вопросе. Ты, Иона-Израиль, избранный Мною, чтобы послужить спасению их? Невольно вспоминаются слова бессмертного пушкинского стихотворения "Пророк": "Восстань, пророк исполнись волею Моей".
Именно в этом (а не только (и не столько) в предсказаниях будущего!) состоял смысл служения ветхозаветных пророков, к числу которых принадлежал Иона. Наделенные особым даром видеть даже в малом и в обыденном, в том, что изо дня в день совершается в человеческом сообществе и становится достоянием истории, глубокий потаенный (и непреходящий) смысл (от взора обычных людей сокрытый), они призваны были раскрывать его людям, и в нем - действие и осуществление воли Божией о них, об их сегодняшнем дне и о далеком будущем. "Исполнись волею Моей" -призыв этот, обращенный к пророку, и значил: сделай себя служителем не твоих земных и человеческих соображений, чувств, настроений, желаний и планов, а Моего - Божьего - замысла, Моей - Божией - воли! Как удивительно все это относилось к Ионе, которому при всей его честности и искренности (а, может быть, особенно из-за них) трудно было преодолеть свою человеческую немощь и возвыситься до направленного к нему призыва.
Вопрос Господа, звучащий в стихе 4, бывает, однако, обращаем (и нередко!) и к обычным людям, которым следует помнить, что им "вопрошать" Бога сердито или недовольно (как поступил Иона) никогда не следует - даже если действия Бога (отражающиеся в их обстоятельствах) не совпадают с тем, чего они хотят, на что надеются.
Как уже говорилось в толковании на 1:5, сказанное в стихе 5 в этой главе тоже, по-видимому, произошло раньше чем прозвучал вопрос Господа, обращенный к Ионе (стих 4). Возможно, пророк был настолько огорчен, что не ответил на него. Выйдя из города, он сделал себе шалаш и сел в тени его, чтоб увидеть, что будет с городом. (Вероятно, Ниневия была у него на виду.) Понять последнюю фразу стиха 5 можно лишь в свете сказанного выше о том, как трудно было Ионе принять волю Божию о Ниневии.
Он, возможно, все еще надеялся, что Бог исполнит его желание и так или иначе "рассчитается" с ассирийским городом. Не будучи в состоянии "вместить", что Иегова не воздаст "по справедливости" тем, кто этого заслужил, Иона вознамерился ждать, пока это все-таки произойдет. Не ребяческим ли было упорство пророка!
2. ГОСПОДЬ ОБЪЯСНЯЕТ ПРОРОКУ ЧУВСТВА СВОИ И ДЕЙСТВИЯ (4:6-11)
Начало этому объяснению положено вопросом, записанным в стихе 4. Растение, которое Господь Бог произрастил над шалашом Ионы, понадобилось Ему в педагогических целях. Оно - частица жизни и потому нуждается не только в милосердии Божием, но и в человеческой жалости. И Бог пробуждает в пророке, который обрадовался внезапному появлению "растения", это чувство жалости к нему, когда оно умирает. "Огорчение" Ионы (стих 9) дает повод Богу "продолжить" вразумление пророка, который "возмутился" милосердием Божиим к ниневитянам.
Ион. 4:6-7. В дополнение к сказанному об этом во Вступлении (в разделе "О достоверности и историчности Книги Пророка Ионы") заметим, что описание жизни "растения", которое достигло полного роста и сразу же погибло, - все это на протяжении суток (стих 10), не обязательно понимать с буквальной точностью. Это могла быть и гипербола (напоминающая ту, что употребил псалмопевец в Пс. 102:15-16), мысль которой заключалась в несопоставимости жизни растения с жизнью человеческой (по значению их и ценности). Несомненно, однако, что "растение", о котором говорится здесь, быстро выросло и быстро погибло.
Но цель, с которой Бог "произрастил" его, достигалась независимо от того, носил ли весь этот эпизод сверхъестественный характер (на что, в частности, ссылаются исследователи, отвергающие исторический характер повествования Ионы). Он вполне мог и не иметь его. Дело в том, что о растении, которое пожалел Иона, известно и науке.
В еврейском тексте оно названо кийкайон, и ботаники полагают, что это "касторовый боб", который очень быстро растет в условиях жаркого климата, достигая 4-х метров в высоту, и имеет крупные листья. Известно, что при повреждении стебля он быстро засыхает. И Бог устроил так, чтобы червь подточил растение, и оно засохло.
Ион. 4:8-9. Процесс его гибели был ускорен действием знойного восточного ветра, который и самого Иону привел в "изнеможение", окончательно ввергнув его, как сказали бы теперь, в депрессию. Зачем жить, когда все так плохо? Не лучше ли умереть? Иона и говорит об этом Богу - в ответ на повторный вопрос Его (сравните стих 9 со стихом 4).
Ион. 4:10-11. В порядке толкования этих последних стихов Книги Пророка Ионы приведем удачный, как представляется, парафраз из книги Дональда Бейкера "Иона и червь":
"Давай-ка, Иона, разберемся в твоем огорчении Тебя расстроило, что растение, полюбившееся тебе, засохло. Но что оно в сущности значило для тебя? Глубокой симпатией к нему ты проникнуться не мог, потому что оно всего-то день пробыло с тобою. Значит, все огорчение твое продиктовано не любовью к растению, в тени которого ты сидел, а эгоизмом. Ведь ты не был садовником, взрастившим его. И если, тем не менее, ты так расстроен, то каково, по-твоему, было бы садовнику, который ухаживал бы за ним и с любовью наблюдал за его ростом только для того, чтобы увидеть, как оно в одночасье засохло? Постарайся представить себе его чувства.
Так вот, именно такие - и гораздо более горькие чувства - испытываю Я в отношении Ниневии, в которой такое множество людей и скота. Ведь это Я сотворил их и лелеял на протяжении многих лет. Ниневия требует от Меня бесконечных усилий, она для Меня - целый мир. Так что твоя боль - ничто, по сравнению с той, с какой Я наблюдал бы гибель этого города".
Разные соображения высказываются по поводу ста двадцати тысяч человек, живших в Ниневии. То обстоятельство, что они не умели отличить правой руки от левой, наводит некоторых на мысль, что приведенная фраза относилась лишь к детям, и что в этом случае все население Ниневии и окрестных городов составляло порядка 600 тысяч человек.
Но, по мнению других, тут говорится о 120 тысячах взрослых, к коим "прилагается" метафора, выражающая их "несмысленность", ту нравственную и духовную несостоятельность, которая присуща людям, не знающим истинного Бога. (В таком случае население Ниневии и окрестностей, включая детей, могло составлять около 300 тысяч.) Цифра 120 тысяч, относящаяся ко взрослому населению, по-видимому, согласуется с сохранившейся ассирийской надписью, согласно которой царь Асур-Назир-Хабал (883-859 гг. до Р. Х.) однажды пригласил на устроенное им пиршество 69 тысяч 574 человека из Нимрода, известного и как Калах (Быт. 10:11-12), бывшего пригородом Ниневии.
Заметим в заключение, что два малые пророка, писавшие почти исключительно о Ниневии, - Иона и Наум - оба заканчивают свои писания вопросом (сравните Ион. 4:11 с Наум. 3:19). И вопрос, звучащий в Книге Пророка Ионы, оставляет в читателе как бы некоторое недоумение, словно от внезапного падения занавеса над сценой, где только что кипела жизнь. Ответил ли Иона Богу? Если и ответил, то в книге ответ его не приводится. Как понять "молчание" пророка?
Вместо ответа на этот вопрос, можно предположить, что если бы Иона всем существом своим не воспринял того, что хотел донести до него Господь, то и книги этой не написал бы. Скорее всего, именно осознав свою неправоту перед Богом, он оставил в назидание своим соплеменникам это историко-биографическое повествование.