Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Плач Иеремии»5 глава

Толкование Библии, Книга Плач Иеремии 5 глава

V. Плач пятый: молитва об обновлении (глава 5)

Как уже говорилось во Вступлении последняя глава книги - единственная ненаписанная акростом. Собственно, и плачем она не является, но именно молитвой - заключительной в книге молитвой, которая "распадается" на две части. В первой Иеремия (как бы от имени благочестивого "остатка") молит Госиода вспомнить о бедствии иудеев (5:1-18); в ней же содержится исповедание вины (стих 7), во второй (стихи 19-22) пророк молит об обновлении; в контексте всей книги это звучит мольбой как о восстановлении еврейского царства, так и о возвращении ему Божиих благословений по завету.

А. Вспомни, Господи (5:1-18)

Плач. 5:1-3. Взгляни на нас и узри, как мы поруганы! В сущности это не мольба к Богу "увидеть поругание евреев" (ибо Он видит все), но молитва о том, чтобы за этим всевиденьем последовали действия Бога во изменение бедственной ситуации Его народа. Ибо земля их и собственность перешли к чужим: не только к халдеям, но и к соседним племенам, которые урывали "лакомые куски" от истекавшего кровью Иудейского царства (Иез. 35:10). И сделались они сиротами и вдовами.

Плач. 5:4-5. В стихе 4 речь идет об уплате пошлины победителям за пользование водой и "дровами", искони принадлежавшими иудеям.

Плач. 5:6-8. В англ. переводах стиха - прошедшее время. По всей вероятности, речь идет одалеком и недавнем историческом прошлом евреев, когда они "протягивали руку" (в значении "заключали союзы") то с ассирийцами, то с египтянами; в подобных союзах они видели более надежное средство национальной безопасности чем в послушании воле Божьей (Иез. 16:26-28; 23:12,21).

Так грешили их отцы. Безответственная внешняя политика, как выразились бы теперь, в конце-концов привела Израиль к полной национальной катастрофе. Современники Иеремии, устами которых он говорит, признают это: мы несем наказание за беззаконие их (стих 7). Рабы (т. е. грубые язычники-халдеи, которые должны бы быть нашими рабами) господствуют над нами (стих 8).

Существует и иное прочтение стиха 6 (при сохранении в нем, как в русском тексте, настоящего времени). Вот оно: спасения от голодной смерти (чтобы насытиться хлебом) евреи вынуждены были искать в Египте или в Вавилонском царстве (халдеи, покорившие Ассирию, названы "ассириянами"), куда их уводят в плен. Логическая связь стих 7 и 8 со стих 6 при таком прочтении не теряется.

Плач. 5:9-10. Нехватка пищевых припасов в разрушенной стране толкала людей на отчаянные меры; возможно, чтобы добыть себе хлеб, им приходилось пересекать пустынные места, "населенные" лишь дикими кочевыми племенами: их меч и угрожал жизни иудеев.

Плач. 5:11-14. Бедам, постигшим побежденных, сопутствует позор: победители бесчестят их женщин, переживших осаду. Совершать насилие над беспомощными пленницами было, несомненно, чем-то обыденным для древневосточных победителей. Князья (стих 12), т. е. те, кто нес ответственность за мятеж Иудеи против Вавилона и все его последствия, повешены руками халдеев.

Подразумевается какой-то вид казни, имевший лишь общее название с современным "повешением"; вероятно, казнь эта более походила на распятие - полагают, что пронзенные мечем жертвы "подвешивали" к столбам и оставляли на них умирать. Обычное на Востоке уважение к старикам вообще и тем более к старейшинам (под "старцами" здесь могут пониматься и те и другие), естественно, победителями не соблюдалось.

Переживших осаду юношей обрекли на рабский труд, "приставили" к жерновам (в свое время приводить в движение эти очень тяжелые камни филистимляне заставили Самсона; Суд. 16:21). В обычное время дрова перевозили на ослах, мулах. Возможно, за долгие месяцы осады большую часть их съели, и теперь их работу принуждали выполнять молодых людей, которые падали под тяжелой ношей.

Старцы, совещающиеся у ворот города, - типичная черта мирной древневосточной жизни. Как и пение девушек и юношей.

Плач. 5:15-18. Все это в прошлом (стих 15). Венец (стих 16) - метафора славы и величия Иерусалима, которых теперь он лишился. Сердце иудеев изнывает от слез, померкли глаза их. По разоренному, опустевшему городу и его окрестностям (здесь гора Сион) бродят дикие звери (правильнее не лисицы, а шакалы). Но изливающие скорбь свою в молитве сознают свою вину: горе нам, что мы согрешили!

Б. Собственно молитва (5:19-22)

Плач. 5:19-22. Господь - вечен, и власть (престол) Его не ослабевает. Неизменный в могуществе Своем Он (вероятно, подразумевает пророк) неизменен и в Своей милости. В сущности надежда на это не угасает и в стихах 20 и 22, где как бы звучит сомнение в неизменности этой милости. Пронизанные печалью, стихи эти, построенные в форме вопроса, по сути являются вопросами риторическими. Кающиеся за народ, чью молитву возносит к небу Иеремия, в глубине души сознают, что Бог не прогневался на них безмерно.

Забываешь и оставляешь в стихе 20 - синонимы (сравните с "Вспомни", с которого начинается эта глава). И хотя Бог не человек, чтобы забывать, а, следовательно, и в "напоминаниях" не нуждается, примечательно, что к этому же речевому приему прибегает и Моисей, когда говорит от имени Господа, что Он вспомнит завет Свой с Иаковом, Исааком и Авраамом, если еврейский народ, представляемый ими, покается в своих грехах (Лев. 26:40-42).

И вот тысячелетие спустя кающиеся иудеи обращаются к Богу, умоляя Его устами Иеремии исполнить ту часть Его обещания по завету. Они сознают, впрочем, что силы обратиться (в значении "возвратиться") к Нему дает людям Сам Господь, и просят Его об этом, выражая со своей стороны готовность к этому: и мы обратимся (стих 21). Как бы сначала, словно в те древние дни, начни отношения с нами, обнови их, - взывают они и верят, что это возможно. На ноте надежды завершается таким образом книга Плач Иеремии.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта