Толкование Библии, Книга Иисус Навин 12 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Иисус Навин
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. ПОБЕЖДЕННЫЕ ЦАРИ (ГЛ. 12)
В главе двенадцатой завершается изложение событий, начатое в первой главе; к ней приводится подробный список царей, потерпевших поражение от Израиля. Заметим, что в предыдущих главах перечислены только главные из выигранных Навином битв. Не говорится, что Израиль занял все ханаанские города. Ведь у Иисуса не хватило бы боеспособных мужчин, чтобы оставлять гарнизон в каждом из них. Но он, несомненно, рассчитывал на то, что со временем эти города будут заняты соответствующими израильскими коленами.
Иис. Н. 12:1-6. Прежде было записано о победах, одержанных под руководством Моисея на восточном берегу Иордана. Это были победы над Сигоном и Огом, которые имели серьезные последствия. Сигон правил землей протяженностью примерно сто сорок четыре километра с юга на север, от Ароера, на краю узкого ущелья, по которому протекает река Арнон, до условного пункта в средней части побережья Соленого (или Мертвого) моря и далее до моря Хиннерефского моря) (сравните толкование на 11:2).
Ог правил территорией, простиравшейся на север от северной границы владений Сигона примерно на девяносто шесть километров (сравните Чис. 21:21-35; Втор. 2:24 - 3:17). Вся эта земля предназначалась племенам Рувима и Гада и половине племени Манассиина (Чис. 32; сравните Иис. Н. 13:8-13). (Относительно Гессура и Мааха толкование на 13:13.)
Иис. Н. 12:7-24. В этом разделе вначале перечислены шестнадцать царей южного Ханаана (стихи 9-16), а потом пятнадцать царей северного Ханаана (стихи 17-24).
То обстоятельство, что территорией, простиравшейся примерно на двести сорок километров с севера на юг и на восемьдесят километров - с востока на запад, правило одновременно столько царей (31!), может вызвать удивление. Однако следует помнить, что цари эти управляли так называемыми городами-государствами, и власть их имела чисто местное значение.
Мы видим, как дважды они объединялись в конфедерации по инициативе царей Иерусалима (10:1-5) и Асора (11:1-5), но постоянного централизованного правления в Ханаане не существовало, это не могло не облегчить израильтянам их задачи. Что же касается значения побед, одержанных Иисусом Навином, то вот как сказал о них писатель-богослов Генри Т. Селл в 1899 году: "Никогда не велось более великой войны ради более великого дела. Битва под Ватерлоо решила в свое время судьбу Европы, а эта серия сражений в далеком от нас Ханаане решила судьбу мира".
III. Раздел Ханаана (главы 13-21)
А. Наделы двух с половиной племен (глава 13)
Итак, то, что более всего угрожало выживанию Израиля в Ханаане, было с успехом устранено Иисусом Навином ценой его военных побед. И тогда этот воин, в очень уже преклонном возрасте, взял на себя исполнение административных функций. Землю, завоеванную в кровавых сражениях, следовало поделить между племенами, и руководить этой важной операцией предстояло Навину. Конечно, дело это было менее утомительным, чем война, и более подходящим для его возраста.
Многим этот раздел книги Иисуса Навина с его подробными перечислениями границ и городов кажется скучным. Кто-то даже сказал: "Большая часть этого длинного раздела читается как документ о купле-продаже недвижимого имущества". И это действительно так: перед нами юридический документ (составленный в духе тех древних дней), в котором трактуется о территориях, отводимых каждому из двенадцати колен. Но документ этот важен, и его нельзя рассматривать как нечто несущественное или изобилующее чрезмерными подробностями.
Это был решающий момент в жизни молодого народа. После столетий, проведенных в египетском рабстве и десятилетий - в пустыне, после нескольких лет тяжелой борьбы за Ханаан, настал час, когда израильтяне смогли наконец осесть на своей собственной земле, чтобы строить на ней дома и обрабатывать эту землю, и воспитывать детей, и жить в мире… Дни наделения его землей были счастливым временем для Израиля.
1. ПОВЕЛЕНИЕ СВЫШЕ ПОДЕЛИТЬ ЗЕМЛЮ (13:1-7)
Иис. Н. 13:1а. Бог повелел Иисусу Навину разделить земли на западной стороне Иордана. Он повелел ему сделать это теперь же, потому что Навин вошел в лета преклонные. Судя по тому, что умер он в возрасте ста десяти лет (24:29), в то время ему было по меньшей мере сто.
Задача, которую Бог поставил перед Навином, включала не только овладение землей, но и распределение ее между коленами (сравните 1:6). Таким образом, Навину надо было, не откладывая, приступить к выполнению этого нового для него дела.
Иис. Н. 13:1б-7. Географическое описание земли, которую еще предстояло взять, дается с юга на север, включая земли филистимские (стихи 2-3; толкование на "филистимлян" в Быт. 21:32; царей филистимских было пять, поскольку "аввеями" назывались жители Ехрона - здесь не вполне удачный перевод на русский язык; Сихор - название реки, протекавшей в восточной части Египта) и финикийские (Иис. Н. 13:4; Меара Сидонская значит Меара финикийская; Сидон долгое время оставался главным городом финикийцев).
Земли филистимские и финикийские названы здесь Ханаанскими, но речь идет о жителях сиро-палестинского побережья. К землям, которые предстояло взять, отнесен и Ливан (стихи 5-6). Все эти территории следовало теперь распределить между девятью с половиной коленами израильскими, поскольку Бог обещал прогнать их жителей от лица сынов Израилевых (стих 6).