otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Даниила»3 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Даниила 3 глава

Б. Об истукане Навуходоносора (глава 3)

I. СООРУЖЕНИЕ ИСТУКАНА (3:1-7)

Дан. 3:1. В Септуагинте к тексту 3:1 добавлено, что события, описываемые в главе 3, совершились на 18-ом году царствования Навуходоносора (в 587 г. до Р. Х.), т. е. как будто бы за год до падения Иерусалима, если исходить из сказанного в 4-Цар. 25:8 и в Иер. 52:12. Однако "девятнадцатый год", о котором говорится там, и был в сущности восемнадцатым, поскольку между еврейской и вавилонской системами календарного отсчета существовало несовпадение (об этом, в частности, в толковании на 2:1).

Поскольку окончательное разрушение иудейской столицы явилось кульминацией побед Навуходоносора, логично предположить, что "истукан" (или громадная статуя, возможно, из литого золота) был возведен в знак благодарности богам, сделавшим эту победу возможной. Открытые археологами клинописи подтверждают, что возведение подобных статуй (как и торжественные шествия) в честь "богов-победителей" были в обычаях того времени. Еврейское слово целем, которым назван истукан, предполагает, что это был человеческий бюст на высоком постаменте.

Размеры статуи в целом соответствовали 27 метрам в высоту (сравнимо с современным 8-этажным домом) и 2,7 метрам в ширину. Была ли статуя изображением кого-то из богов или, как предполагают некоторые исследователи Библии, самого Навуходоносора, сказать не легко. Что касается последовательности излагаемых событий, то, судя по тому, что друзья Даниила уже занимали в те дни высокое официальное положение, все, о чем рассказывается здесь, происходило после описанного в главе 2. И тогда между "истуканом", увиденным Навуходоносором во сне, и статуей, описываемой тут, вполне вероятно, существовала "преемственность": под впечатлением того, что золотая голова истукана, приснившегося ему, олицетворяла его самого, царь мог пожелать возвести в честь себя литой золотой обелиск - наподобие того, который он, возможно, видел в Египте (на нем были увековечены в иероглифах военные победы одного из фараонов).

Истукан был поставлен на поле Деире, в области Вавилонской. "Деира" было распространенным в Месопотамии названием для всякого места, огороженного горами или стеной. "Деира", о которой речь здесь, по-видимому, находилась вблизи от вавилонской столицы. Археологи, между прочим, "откопали" большую площадь, сложенную из кирпича, в 9 примерно километрах на юго-восток от города Вавилона; не исключено, что именно на ней высился истукан Навуходоносора.

Дан. 3:2-3. Самый "состав" официальных лиц, которых царь приказал собрать на торжественное открытие истукана, по-видимому, говорит о том, что "назначением" его было символизировать Вавилонскую империю и ее единство под властью Навуходоносора. Во всяком случае, нарочито повторяемое перечисление высших сановников (стих 2 и 3; сравните со стихом 27) явно придает "открытию истукана" политический акцент.

Сатрапы осуществляли от имени монарха военную и гражданскую власть в провинциях; наместники, подчинявшиеся сатрапам, - лишь гражданское управление; воеводы, напротив, были военными начальниками в провинциях. "Казнохранители" заведовали финансовыми делами их. "Законоведцы" были высшими юридическими авторитетами в стране. Верховные судьи, очевидно, вершили суд непосредственно. Блюстители суда - это судебные чиновники. Под "областными правителями", вероятно, понимались разного рода областные чиновники, подчинявшиеся сатрапам.

Дан. 3:4-6. Волю царя глашатай объявил всем "народам, племенам и языкам" (сравните со стихом 7, 31; 5:19; 6:25; 7:14); эта формула, очевидно, подразумевала официальных представителей всех тех народов и входивших в них племен, которые составляли Вавилонскую империю. Им вменялось поклониться золотому истукану Навуходоносора, как только услышат звуки музыки.

Ассиро-вавилоиские памятники свидетельствуют, что всякое сколько-нибудь значительное торжество в этих империях сопровождалось игрою на многообразных духовых и струнных инструментах. Труба представляла собой рог, издававший сильный и чистый звук; свирелью названа обычная пастушеская дудка; цитра напоминала нашу арфу, а гусли - гитару. Изображения этих инструментов (за исключением цевницы и симфонии) обнаружены на древних ассирийских барельефах.

Итак, "торжественному открытию истукана" Навуходоносор придавал особое значение - как политическое, так и религиозное. Может быть, таким образом он утверждал себя как единого главу государства и высший религиозный авторитет. Во всяком случае из уст глашатая последовало не оставлявшее надежды предостережение: всякий, кто откажется поклониться золотому истукану, брошен будет в печь, раскаленную огнем.

Дан. 3:7. Среди высших официальных лиц таких "смельчаков" не оказалось.

2. ОБВИНЕНИЕ ПРОТИВ ИУДЕЕВ (3:8-12)

Дан. 3:8-12. Некоторыми из Халдеев названы советники царя - астрологи. Из евр. текста следует, что они приступили к царю, горя ненавистью к иудейским сановникам. Скорее всего они не могли примириться с тем, что Навуходоносор поставил этих чужеземцев, пленников, над делами страны Вавилонской. И вот обратились к нему с доносом на Седраха, Мисаха и Авденаго, что они не повинуются повелению царя, отказываясь служить его богам и поклониться его золотому истукану.

Даниил в их доносе не фигурировал - почему, остается лишь строить предположения. Может быть, по каким-то государственным делам он находился в то время в отдаленной части империи. А, может быть, "халдеи", зная об особом расположении Навуходоносора к Даниилу, попросту не дерзнули обвинить и его. В любом случае преданность Даниила Богу Израиля и данному

Им закону не оставляет сомнения в том, что и он истукану не поклонился (или не поклонился бы).

3. ПОДВЕРГШИЕСЯ ОБВИНЕНИЮ НЕ ПОКОЛЕБАЛИСЬ В ВЕРЕ (3:13-18)

Дан. 3:13-15. Насколько серьезно воспринято было обвинение астрологов Навуходоносором, видно из охватившей царя ярости. Уважительное благорасположение его к трем иудеям (1:20) не освобождало их от безоговорочного подчинения его власти. Но, как бы усомнившись, правильно ли обвинены юноши, царь предоставляет им возможность "исправиться", т. е. поклониться золотому истукану. В противном случае их ждет мучительная смерть в раскаленной печи. (Вид казни, который ассирийцы, а вслед за ними вавилоняне обычно применяли к мятежникам, бунтовщикам, да и к пленным, не исключая детей.

из книги Иеремии (Иер. 29:21-22) мы знаем, что Навуходоносор "изжарил на огне" иудейских лжепророков - Седекию и Ахава.) Риторический вопрос Навуходоносора: и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? - не оставлял сомнения в том, что себя вавилонский монарх ставил (и в политической и в религиозной сферах) превыше всех богов, в том числе и Иеговы.

Дан. 3:16-18. Ответ юношей свидетельствовал (напротив) об убежденности их в том, что их Бог больше и могущественней Навуходоносора, и что Он силен спасти их от печи. Иегова запретил иудеям поклоняться кому-либо, кроме Него, и безоговорочное послушание Ему значило для Седраха, Мисаха и Авденаго больше чем сама жизнь (стих 18). Они сохранят Ему верность и в том случае, если Он не спасет их от огня. Другими словами, не поклонятся золотому истукану, олицетворяет ли он кого-то из богов вавилонских, или даже самого Навуходоносора.

4. ИЗБАВЛЕНИЕ ДАНИИЛА И ЕГО ДРУЗЕЙ БОГОМ (3:19-30)

Дан. 3:19. Повеление царя разжечь печь в семь раз сильнее, нежели это делали обычно, подразумевало, очевидно, публичную демонстрацию того, в какую цену обойдется любому мятежнику попытка восстать против его, Навуходоносора, непререкаемой власти.

Дан. 3:20-23. Самым сильным воинам вавилонским приказано было бросить Седраха, Мисаха и Авденаго в печь, раскаленную огнем. Вероятно, конструкция печи была такова, что в ней имелись отверстия наверху, а также в нижней части (откуда выгребался пепел). Воины швырнули или опустили связанных юношей в верхнее отверстие.

Обычно перед казнью обреченных раздевали; то, что иудеи были брошены в печь во всех одеждах своих, было еще одним знаком царской ярости: Навуходоносор не хотел откладывать казнь непокорных ни на мгновенье. Огонь в печи был настолько силен, что пламя, вырвавшееся из верхнего отверстия, убило исполнителей казни.

Дан. 3:24-26а. Примечательно, что в Септуагинте сохранился довольно большой текст который был не во всех, даже древнееврейских, текстах. Его нет и в современных канонических Библиях, в том числе в английских и в русской. Трудно сказать, был ли он в Книге Пророка Даниила с самого начала. На мысль о том, что все-таки, возможно, был, наводит, пожалуй, некоторая неестественность перехода от стих 23 к стих 24. Создается ощущение какого-то пропуска. Вкратце приведем содержание текста, сохранившегося в Септуагинте.

Попав "в среду огня", отроки не погибли, но начали ходить в нем. Силою всемогущества Божия огонь стал отступать от центра печи, действуя лишь на "периферии" ее. Поэтому-то пламя, вырвавшееся из печи, убило воинов. Следуют молитва и восторженный гимн благодарности чудом спасенных юношей. И вот этот-то вид их, которые ходили несвязанными и пели среди огня, привел в изумление (стих 24) царя; оно тем более усилилось, что в печи оказался некий четвертый, имевший вид неземной. Тут надо заметить, что по верованиям вавилонян боги, как и люди, имели жен и детей. Именно в свете этого верования Ангел (стих 28) в среде огня показался Навуходоносору подобием сына Божия.

Потрясенный увиденным, царь приблизился, насколько мог, к устью печи и повелел трем юношам, к которым обратился как к рабам Бога Всевышнего, выйти из печи и подойти к нему. Заметим, что это наименование Бога, подразумевающее, что Он выше всех других богов, встречается в книге Даниила 13 раз - чаще, чем во всех других библейских книгах, не считая Псалмов; семь раз так именует Бога Израилева Навуходоносор. Но нельзя не заметить и того, что это не свидетельствует о том, что вавилонский царь уверовал в Иегову; он лишь признал, что сила и могущество этого Бога превосходят таковые других известных ему богов.

Дан. 3:26б-27. В присутствии царя сановники осмотрели вышедших из среды огня и убедились, что он даже не опалил ни волос их, ни одежд. И даже запаха огня не было от них.

Дан. 3:28-30. Признав превосходство силы и величие Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, Навуходоносор как бы поступился собственным величием, ибо похвалил иудейских отроков за то, что и под страхом смерти отказались послушаться его повеления и не стали поклоняться иному богу, кроме Бога своего. Особым повелением царь - под угрозой лютой смерти и уничтожения всего имущества - запретил кому бы то ни было из своих подданных произнесение хулы на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго. И еще более возвысил Навуходоносор трех еврейских юношей.

В некотором смысле этот инцидент имеет, как представляется, и пророческое значение. В грядущие дни великой скорби языческий правитель (7:8) потребует себе такого же поклонения, которое следует воздавать только Богу (2-Фес. 2:4; Откр. 13:8). И всякий, кто не признает за ним права на такое поклонение, будет убит (Откр. 13:15). Обладая большой политической и религиозной властью, он подчинит себе и Израиль (Откр. 13:7). Большинство людей, которые будут жить в мире в то время, включая и многих израильтян, смирятся с этим и станут поклоняться правителю.

Но "малый остаток" в Израиле, подобно трем отрокам в дни Даниила, откажется принять власть антихриста над собой. И многих из этого "малого остатка" постигнет тяжкая участь: некоторые из них примут мученическую смерть за Иисуса Христа. Однако немногих из их числа избавит второе пришествие Спасителя. Итак, в дни великой скорби Бог сделает для "верующего остатка" то, что сделал для трех друзей Даниила. Они устояли против повеления всемогущего царя и хотя вовсе от страдания "освобождены" не были, в конечном счете, были спасены Богом, Которому полностью доверили себя.

5. МАНИФЕСТ НАВУХОДОНОСОРА (3:31-33)

Дан. 3:31-33. События последних лет царствования Навуходоносора, касавшиеся его лично: второе его таинственное сновидение, болезнь и выздоровление (глава 4) - были столь знаменательны, что побудили царя отразить их в специальном манифесте, с которым он обратился к своему народу. (Заметим, что подобные манифесты были в практике восточных царей.) Судя по торжественному прославлению Навуходоносором Всевышнего Бога, совершившего над ним великие чудеса, и по подобному же славословию Его в окончании главы 4 (4:31-34), непосредственным поводом к изданию царем манифеста, записанного Даниилом здесь, послужило охватившее Навуходоносора чувство глубочайшего благоговения перед Всевышним, поразившим его страшной болезнью, но затем исцелившим от нее.

Очевидно, немало лет прошло между "чудом трех отроков в печи огненной" и временем второго сновидения Навуходоносора, а затем болезни его (описанных в главе 4). Навуходоносор царствовал 43 года (605-562 гг. до Р. Х.). Семь лет длилось поразившее его безумие, и к управлению страной он возвратился на короткое время перед смертью. Полагают, что описываемое в 4-ой главе имело место где-то на 35-ом году царствования Навуходоносора, т. е. примерно в 570 г. до Р. Х. Следовательно после "чуда в печи" прошло лет 30, и Даниилу в дни второго таинственного сновидения царя и последующих событий было около 50 лет.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта