otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Даниила»2 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Даниила 2 глава

II. Язычники в пророческий период истории, во "временя язычников" (главы 2-7)

А. Сон Навуходоносора (глава 2)

1. ТАИНСТВЕННЫЙ СОН (2:1-16)

а. Попытка царя вспомнить сон - безуспешна (2:1-3)

Дан. 2:1. Стих начинается с "трудного места". Едва ли могло быть, что Даниил был приведен к царю в качестве "мудреца" (стих 13, 16), чтобы разгадать его сон, прежде чем окончил свое трехлетнее обучение при дворе. Между тем, оно началось в том же году, когда Навуходоносор принял трон отца своего Набополассара (605 г. до Р. Х.). Как же понять фразу о таинственных снах Навуходоносора во второй год царствования его?

Предлагалось несколько объяснений. Но наиболее приемлемым кажется то, которое исходит из несовпадения еврейской и вавилонской систем календарного исчисления (об этом в толкованиях на 1:1-2а). "Отталкиваясь" от него, приходят к выводу, что речь в стихе 1 идет о третьем, а не о втором годе царствования Навуходносора.

В этих стихах говорится то о сне (стих 3), то о снах (стихи 1-2); может быть, тревоживший царя сон, который, просыпаясь, он никак не мог вспомнить и сохранял лишь гнетущее ощущение от него (возмутился дух его), повторялся неоднократно.

Дан. 2:2-3. По поводу тайноведцев и гадателей и чародеев смотрите толкование на 1:20. Что касается Халдеев, то так звались в Вавилоне жрецы, изрекавшие предсказания личных и исторических судеб на основании движения звезд; они занимались астрономическими исчислениями, т. е. были астрономами и астрологами своего времени.

б. Уныние мудрецов (2:4-11)

Дан. 2:4. Явившись пред царем, мудрецы начали с традиционного приветствия. Разгадывать сны было для них делом обычным, но сны, содержание которых было известно вопрошавшим.

Дан. 2:5-6. Чаще всего полагают, что царь не мог вспомнить своего сна (как это часто бывает). Если это так, то он, тем не менее, думал, что боги, открывающие тайное и сокровенное его мудрецам, и на этот раз придут им на помощь, если те пустят в ход все свое искусство. Потому и пригрозил царь обречь мудрецов страшной участи, если не исполнят его требования. Но высказывают и такое предположение: Навуходоносор испытывал мудрецов, намеренно не открывая им содержания своего сна.

Может быть, он рассуждал так: если они предсказывают, на основании снов, будущее, то, вероятно, способны и прошлое "восстановить", другими словами, вспомнить, вместо него, сон, который ему снился. В пользу такого рассуждения говорит следующее соображение: если бы царь действительно забыл свой сон, то мудрецам легко было бы обмануть его, "растолковав" ему "сон" собственного сочинения. Это, по-видимому, подтверждается и стихом 9.

Дан. 2:7-9. Ответ мудрецов убеждает царя, что подлинной способностью проникать тайное придворные "тайноведцы" не обладают. Он понял, что, попав в нелегкое положение, они лишь стремятся выиграть время - в надежде на то, что пока минет время царь и сам забудет, что ему снилось, и тогда им удастся обмануть его.

Дан. 2:10-11. Осознав безнадежность сложившейся ситуации, мудрецы признались в своем бессилии "проникнуть" в то, что могут открыть царю лишь бесплотные боги. Другими словами, они признались в том, что высшей мудростью действительно не обладают, а, значит, поставили под сомнение истинность всего того, что "открывали" царю прежде.

в. повеление царя (2:12-13)

Дан. 2:12-13. Это и повергло Навуходоносора в ярость, последствия которой должны были стать губительными не только для тех, которые "предстояли" перед ним, но и для тех, кого среди незадачливых толкователей царского сновидения в тот момент почему-то не было. Повеление царя истребить всех мудрецов Вавилонских касалось и Даниила с его товарищами.

г. Просьба Даниила (2:14-16)

Дан. 2:14-16. Начальник царских телохранителей Ариох был одним из высших сановников. Даниил обратился к нему, осведомленному о необычайных уме и знаниях еврейского "отрока" (его "обращение" прозвучало в ушах сановника советом и мудростью), с вопросом о происшедшем. А, получив ответ, Даниил не побоялся предстать перед самим царем, не будучи им позван, что само по себе говорит о высоком уважении, каким он пользовался у Навуходоносора. О том же говорят приостановка Ариохом исполнения царского повеления, как и согласие самого Навуходоносора дать Даниилу время (вспомним, что прочим мудрецам царь в "отсрочке" отказал).

2. ТАЙНА СНА ОТКРЫВАЕТСЯ ДАНИИЛУ (2:17-23)

а. Молитва отроков и ответ на это (2:17-19)

Дан. 2:17-19. Речь в этих стихах, конечно, идет о молитве, с которой четыре отрока обратились к Богу Небесному. (Заметим, что этим титулом Даниил называет Бога четыре раза: в 2:18-19,37 и 44; сравните с 2:28 и 5:23. Неоднократно встречается то же наименование в книгах Ездры и Неемии, и по 1-2 раза - в книгах Бытие, Иона, в Псалтири.) Тогда, читаем в стихе 19, открыта была тайна Даниилу в ночном видении. И прославил (благословил) Даниил Бога Небесного.

б. Вознесение хвалы Богу (2:20-23)

Дан. 2:20-23. Даниил возносит хвалу Богу, чьи мудрость и сила проявились теперь в откровении относительно сна Навуходоносора; благодаря этому откровению жизнь Даниила и его товарищей да и всех мудрецов была спасена! О мудрости и силе Господа свидетельствует Его контроль над событиями в ходе сменяющих друг друга "времен и лет" и над судьбами народов (низлагает царей и поставляет царей); Навуходоносор оказался на троне вавилонском потому, что Бог предопределил ему стать орудием исполнения Его воли. Обладая высшей мудростью, Бог дает меру мудрости, угодную Ему, мудрецам. И все глубины бытия, непостижимые для людей (для них они во мраке), для Бога тайной не являются (таков смысл фразы и свет обитает с Ним; стих 22).

Даниил славит и величает Бога отцов своих за то, что Он ответил на смиренную молитву четырех отроков и открыл им сон царя. Для него совершенно очевидно, что действием Божией благодати, а не своею мудростью "разгадал" он, Даниил, тайну сновидения.

3. ДАНИИЛ ОБЪЯСНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ СНА ЦАРЮ (2:24-45а)

а. Даниил готов отвечать (2:24-30)

Дан. 2:24-28. Получив откровение свыше, Даниил поспешил к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, и сообщил о своей готовности "рассказать" сон Навуходоносора. Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю. Произнесенные сановником слова (стих 25) могли быть данью вавилонскому придворному этикету - ведь царь прекрасно знал Даниила. Знал, но все еще как будто сомневался, может ли он, чужеземец (названный им Валтасаром, а на самом деле бывший иудеем по имени Даниил; стих 26), сделать то, что не по силам оказалось мудрецам вавилонским.

В ответе Даниила как бы содержится намек на их признание: открыть тайну сна царю никто из мудрецов действительно не может (стих 27). Но не могут этого и их боги, на которых они ссылаются (2:11). Однако есть на небесах истинный Бог, для которого тайн не существует. Он-то и открывает царю Навуходоносору (Он, а не скромный отрок Даниил!) тайну его сна, который о том, что будет в последние дни (стих 28).

Дан. 2:29-30. Даниил таким образом подчеркивает пророческий характер сна Навуходоносора (сравните со стихом 45). Он послан был царю свыше как ответ на его думы о том, что будет после него (т. е. о том, долго ли устоит его держава после него); в нем в аллегорической форме предстала Навуходоносору панорама истории языческих народов - от его времени до тех отдаленных дней, когда все языческие страны и народы преклонятся перед Мессией Израиля. Этот протяженный период времени и зовется "временем язычников" (Лук. 21:24).

В удивительном сновидении его Бог, однако, не открыл Навуходоносору истин духовных, но - "факты", или, точнее, вехи политического господства язычников в мире. Даниил обращает внимание царя на то, что откровение "тайны сей" не ему, слуге его, адресовалось потому, чтоб был он, Даниил, мудрее всех живущих, а ему, Навуходоносору, ради его разумения и в ответ на помышления сердца его.

б. Даниил пересказывает царю его сон (2:31-35)

Дан. 2:31-33. Он описывает большого, устрашающего вида, истукана, который снился Навуходоносору, и, можно предположить, что по ходу этого описания царь "вспомнил" гнетущее чувство собственного ничтожества, которое ощущал во сне, "стоя перед ним". Даниил подробно перечисляет "разнородные части", из которых состоял истукан: голова его была из золота, грудь и руки - из серебра, живот и бедра - медные, а ноги его частью железные, частью глиняные.

Дан. 2:34-35. Несмотря на его устрашающий вид и "чрезвычайный блеск" (стих 31), истукан разрушен был "на глазах" Навуходоносора, и прах от него был унесен ветром. Это произошло под действием камня, оторвавшегося от горы без содействия рук человеческих, который разбил железные и глиняные ноги истукана, после чего все его части раздробились и перемешались, превратившись в мусор. Навуходоносор "видел", что и следа от истукана не осталось. А камень, разбивший его, сделался великою горою и наполнил всю землю.

в. Даниил объясняет царю значение его сна (2:36-45а)

Дан. 2:36-38. Он толкует его как смену языческих монархий, власти которых будут подлежать и земля Палестины и народ Израиля. Золотая голова истукана символизирует Навуходоносора, точнее всю вавилонскую монархию в его лице (сравните со стихом 39 "после тебя восстанет другое царство"). В реальной истории оно (Мидо-Персидская империя) "восстало" после нескольких преемников Навуходоносора на вавилонском троне. Сам он, могучий монарх древнего Востока, олицетворяет свою монархию в целом, так как именно ему, "царю царей" (сравните Иез. 26:7), завоевателю древнего мира по воле Бога Небесного (стих 37), была она обязана своей несравненной силой и славой.

Дан. 2:39. Две руки истукана, "исходящие" из общей груди, символизировали объединенную Мидо-Персидскую империю, возникновение которой на исторической сцене предстояло (5:28 и 6:8, а также 5:31). Новое государственное образование, не столь блестящее и величественное, как Вавилонская империя (восстанет другое царство, ниже твоего; серебро, как известно, ценится ниже золота), нанесло ей поражение в 539 г. до Р. Х. Итак, две руки представляли два народа, составивших одно царство: мидян и персов. В историческом плане это царство просуществовало более 200 лет (539-330 гг.до Р. Х.), т. е. дольше чем Ново-Вавилонская империя, которая существовала всего 87 лет (626-539 гг.до Р. Х.).

В Нижней своей части истукан был из меди ("чрево его и бедра его - медные"; стих 32). Александр Македонский покорил Мидо-Персидское царство между 334 и 330 годами до Р. Х. В результате победоносных походов Александра границы Греческой империи на востоке достигли северо-западной части Индии, так что по представлениям того времени власть ее простерлась над всею землею.

Дан. 2:40-43. Железные ноги истукана представляли грядущую Римскую империю. Это она, четвертое царство, одержит победу над Греко-Македонской монархией в 63 г. до Р. Х. В историческом плане Римская империя была сильнее чем три предыдущих "царства" - как железо крепче золота, серебра и меди. Она действительно "дробила и сокрушала" народы и страны, подобно всесокрушающему железу и поглощала их. Но что значит смешение столь разнородных частей, как железо и глина, в ногах и пальцах истукана? Оно символизирует прогрессирующее во времени ослабление (упадок) "железной" империи.

Другими словами, крепким, как железо, и хрупким, как глина, она будет не одновременно, но за периодом необыкновенного могущества последует период разложения, как раз и вызванного невозможностью сплотить воедино части столь несоединимые, как железо и глина. Здесь символична каждая деталь: голени (начало империи) - сплошь железные, но ноги, а затем пальцы - железные лишь частично; да и то, что четвертой империи соответствуют две ноги и пальцы на них, есть символ "разделенности" ее.

Из истории мы знаем, что хотя Рим включал в свой "состав" одну территорию за другой, хотя его влияние на покоренные народы было несомненно, сплотить их воедино он не мог, и чем больше раздвигались границы государства, тем более оказывалось в его пределах "элементов глиняных" ("пальцев"), что содействовало ослаблению центральной власти (в результате, в частности, вечных мятежей и междоусобных войн), нараставшей "хрупкости" Римского колосса. "Смешение чрез семя человеческое железа и глины" (стих 43) и есть выражение мысли о смешении народов в составе Римской империи - всех этих галлов, африканцев, гуннов, испанцев и т. д. и т. п.

Небезынтересно привести и другие точки зрения на аллегорически выраженное у Даниила сочетание силы и слабости Римской цивилизации. Вот они: а) империя была сильной в административном плане, но слабой в моральном смысле; б) присущие ей империалистические и демократические начала, "не соединялись" между собой; в) в правительстве аристократические элементы все более вытеснялись элементами простонародными, т. е. власть все более становилась "властью толпы"; г) нараставшая слабость Римской империи явилась следствием смешения в ней столь же разных, сколь и многочисленных рас и культур.

Дан. 2:44-45а. Даниил переключает затем внимание на сокрушение царств (сравните со стихом 35). Трудность заключается в том, что они не существовали одновременно. Можно предположить, что в символике сна подразумевается сокрушение их, сменявших одно другое, в их как бы преемственности, во дни четвертого царства. Существует и такое представление, что это произойдет "во дни десяти пальцев", которые ("пальцы") приурочиваются именно к одним и тем же дням (толкование на 10 рогов четвертого зверя в 7:24).

Итак, Навуходоносор видел во сне (стих 35), как камень, оторвавшийся от горы, ударил в истукана (стих 34). И тот был разрушен "без содействия человеческих рук". В Писаниях в образ камня часто облекается Иисус Христос, израильский Мессия (примеру, Пс. 117:22; Ис. 8:14; 28:16). Бог Небесный, Который возвел на трон Навуходоносора, а затем, отняв мировое владычество от Вавилона, последовательно передавал его Мидо-Персии, Греции и Риму, однажды вручит политическую власть Царю, Который станет править всей землей, исполнив, таким образом, то, что Бог изначала предопределил для человека (Быт. 1:27-28).

Во сне Навуходоносора камень, уничтоживший царства, "сделался великою горою, наполнившей собой всю землю" (стих 35). В Библии гора - распространенный символ царства. Из толкования Даниила следует таким образом, что четыре великих империи (и вошедший в состав четвертой империи народ Израиля) не людьми будут разрушены, а, по всей видимости, Господом Иисусом Христом, сокрушающим Камнем.

Когда Он придет, то установит на земле мессианское Царство, обещанное Израилю через Давида (2-Цар. 7:16). (Дан. 2:44 явно созвучно по содержащемуся в нем откровению тому, о чем читаем в Откр. 11:15б.) "Статус" Христа как вечного Правителя на земле (окон, стиха 44), по-видимому, "берет начало" в Тысячелетнем царстве Его. И все-таки: как понять следующее из стиха 44а, что вечное Царство будет воздвигнуто Богом в дни четырех царств (или четвертого царства)? Разные соображения высказываются на этот счет.

Включая и то, что в нравственно-духовном плане начало ему было положено Иисусом Христом, первый раз пришедшим на землю в дни римского владычества. Это точка зрения амиллениалистов, которые, в развитие своего взгляда, объявляют вечным царством христианскую Церковь, возникшую вскоре после этого. Вот аргументы, выдвигаемые ими: а) Христианство подобно "растущей горе" - со времени Христа оно непрестанно "возрастает" и расширяет свои географические границы; б) Христос жил в Римской империи; в) Можно говорить о "завершении" Римской империи в "десяти пальцах" - в том смысле, что она распалась на 10 царств; г) Христос есть краеугольный Камень (Еф. 2:20).

Премиллениалисты относят, однако, смысловой акцент этого процесса к будущему. Приведем их аргументы: 1) Во сне Навуходоносора камень сделался горою внезапно, а не постепенно. Христианство же не немедленно "наполнило" собою землю (2:35) в дни, когда Христос приходил в первый раз. 2) Он не разрушил тогда Римской империи. 3) В дни Христа Римская империя не распалась еще на 10 царств. 4) Хотя в настоящее время Иисус Христос есть краеугольный Камень по отношению к Церкви (Еф. 2:20) и "камень, о который претыкаются неверующие" (1-Пет. 2:8), камнем сокрушающим Он не сделается, пока не придет вновь. 5) Камень (Мессия), разрушив "царства мира сего", положит им конец, но этого нельзя сказать о Церкви ни теперь ни в будущем. 6) Церковь не является политическим образованием, а Тысячелетнее царство будет им.

4. И "ВОЗВЫСИЛ ЦАРЬ ДАНИИЛА" (2:45б-49)

Дан. 2:45б. Даниил подчеркивает, что не он, а Великий Бог открыл (посредством сна) царю, что будет происходить на земле после него. И потому верен этот сои, и точно истолкование его, внушенное ему, Даниилу, свыше.

Дан. 2:46-47. Потрясенный Навуходоносор простерся ниц перед Даниилом и почтил его так, как почитали он и его подданные лишь своих богов. По мнению блаженного Иеронима и римского историка Иосифа Флавия, вавилонский царь поклонился в лице Даниила его Богу, Которого он признал высшим из богов.

Дан. 2:48-49. Наградив Даниила многочисленными подарками, царь поставил его на высокую административную должность. Вавилон был поделен на множество провинций, и во главе каждой стоял сатрап (3:2). Вероятно, сатрапом над центральной, Вавилонскою, провинцией (областью) и был назначен Даниил, который, однако, просил цара поставить для управления делами этой "области" (под его, Даниила, руководством, очевидно) его друзей - Седраха, Мисаха и Авденаго. Таким образом Даниил мог большую часть своего времени отвести для иных занятий.

Судя по окончанию стиха 49, он сделался советником царя, оставшись при его дворе. Что касается его назначения начальником над всеми мудрецами Вавилонскими, то можно предположить, что речь тут идет лишь о почетном титуле Даниила, а не о какой-то его реальной власти над "мудрецами" (кастой халдеев). Из дальнейшей истории мы, по крайней мере, видим, что Даниил как бы стоит в стороне от представителей этой касты, не допускавшей в свою среду чужеземцев. Скорее всего, он принадлежал к ней лишь номинально.

Примечательно то, что Бог чудесным образом возвысил Даниила до такой высокой позиции при царском дворе, чтобы он смог стать посредником между Навуходоносором и иудейскими ссыльными, которым вскорости предстояло прибыть в Вавилон (в 597 и в 586 годах до Р. Х.).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта